Анна Андрющенко
Экспорт

БИТВА СТРАН: экспорт в Китай VS экспорт во Вьетнам

«Что такое Азия? Как туда продавать? На что есть спрос?» — эти вопросы я слышу очень часто. Рынок Азии интригует своими размерами, а также отсутствием производства многих категорий товаров, которые есть у нас в стране (та же «молочка», пшеница, мёд).
При этом бытует мнение, что начинать стоит все-таки с Китая. Он и географически ближе, и менталитет китайцев нам худо-бедно, но понятен. В конце концов, почти 30 лет плотного торгового и приграничного сотрудничества!
Однако все чаще упоминают новые страны, куда стоит начать продавать. Вроде бы там тоже есть спрос на импортные продукты, тем более такие качественные и экологически чистые, как «наши».
И вот мы ищем партнеров уже не только в Китае, но и в Корее, Японии, Индии, Малайзии… В лидерах списка «новых покупателей» сейчас находится Вьетнам. В 2017 году Российский Экспортный Центр открыл в Хошимине свой первый «шоурум» (демонстрационно-дегустационный павильон), а уже в 2018 году РЭЦ, местные ТПП, центры Поддержки Экспорта и прочие «центры дружбы и сотрудничества» массово стали организовывать бизнес-миссии во вьетнамском направлении.
Чем же так хорош Вьетнам? Давайте попробуем разобраться и сравнить, где русскому экспортеру хорошо: в Китае или во Вьетнаме?
Покупательская способность
Вьетнам. Планируя экспансию в эту страну, не стоит ожидать сразу больших продаж. Все-таки население — чуть более 92 млн. человек, при этом среднедушевой доход — всего $2100 (согласно отчету Европейской комиссии на 2017 год).
Китай +1. Потребительский рынок огромный. Население страны — более 1,3 млрд. человек. Среднедушевой доход — $4000. Стремительно растущий средний класс.
Уровень конкуренции
Вьетнам +1. Конкуренция только с импортными товарами. Местные товары — достаточно низкого качества. Более-менее обеспеченные вьетнамцы предпочитают покупать импортные продукты, технику, одежду. Основные иностранные партнеры: Китай, Корея, Гонконг, Таиланд.
Китай. Высокая конкуренция, как с местными, так и с иностранными товарами. Китайского покупателя (как и туриста) уже знают и приветствуют по всему миру. Продать свои товары в Китай стремятся не только азиатские страны, но и США, Канада, Новая Зеландия, Испания.
Необходимость адаптации
Китай +1. Можно не адаптировать — из-за высокой популярности российских товаров. Товары из РФ в Китае уже хорошо знают: они качественные, экологически чистые, полезные. Приветствуется оригинальная упаковка на русском языке, русские символы, изображения и пр.
Вьетнам. Россию и товары из РФ пока знают плохо. Молодое поколение уже не помнит историю взаимоотношений с СССР, термины «ГОСТ» или «качественно как в СССР» этим людям ничего не скажут. Поэтому необходимо проводить маркетинговое исследование и по его результатам адаптировать внешний вид, вкус, торговую марку и упаковку.
Возможности логистики
Вьетнам. Только море и авиа. Морской транспорт при своей экономичности достаточно долгий, а авиа 20 тонн не увезешь.
Китай +1. Возможны все варианты доставки: более срочные грузы напрямую или через Казахстан/Монголию автомобилем, железнодорожным транспортом или же авиа; экономичный вариант доставки — морским путем.
Сложности импортного оформления и сертификации
Вьетнам +1. Упрощенный режим. В 2015 году Россия заключила с Республикой Вьетнам соглашение о зоне свободной торговли, на часть товаров отменили ввозные пошлины, на часть снизили и в целом упростили процедуру ввоза. Это, конечно, очень удобно и выгодно.
Китай. Ввоз в Китай — такой же строгий, как ввоз товаров в РФ. Часть товаров запрещена к ввозу, пищевые продукты подвергаются обязательному лабораторному исследованию, на многие товары требуются местные сертификаты качества, есть квоты и другие ограничения.
Сложности коммуникации
Вьетнам. Крайне мало переводчиков и специалистов-вьетнамоведов. Вьетнамцы плохо владеют английским языком, про русский и говорить нечего — русскоговорящих вьетнамцев можно встретиться разве что на курортах. Поэтому для сопровождения сделки обязательно потребуется специалист по Вьетнаму, владеющий языком, а также знающий историю, экономику и менталитет страны.
Китай +1. Для общения с потенциальным покупателем очень много возможностей: русские и китайские переводчики, огромное количество частных и государственных организаций, готовых помочь наладить диалог.
ИТОГИ
Китай набирает 4 балла против 2 баллов Вьетнама. Поздравляем победителя!
Но это вовсе не значит, что во Вьетнам продавать не надо!
При всех своих преимуществах, рынок Китая сейчас переполнен местными и иностранными предложениями самых различных товаров, конкуренция чрезвычайно высокая. Кроме того, часть товаров вообще запрещена к ввозу в Китай. (Подробнее читайте статью «Экспорт в Китай: что можно, а что сложно»).
Поэтому для диверсификации и расширения продаж рынок Вьетнама подходит просто отлично.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Елена Каспирович
Таможня
Рекордный рост грузооборота на МАПП Забайкальск
Фото пресс-службы Читинской таможни
Редакция
С днем бухгалтера: признание мастерам финансовой логистики и ВЭД
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уважаемые читатели, партнеры и коллеги примите самые искренние поздравления с Днем бухгалтера!

Елена Каспирович
ЧП на Урале, поезда задерживаются

Из-за возгорания цистерн с топливом повреждены мост и 400 метров путей

Фото пресс-службы РЖД
Елена Каспирович
Фискальные новости и падение импорта электроники
Фото с сайта Freepik.com

Законопроект о введении технологического сбора за ввоз или производство продукции с электронной компонентной базой принят Госдумой во втором чтении.

Елена Каспирович
Китай ужесточает экспорт автомобилей с 1 января 2026

Нововведение нацелено на борьбу с продажами новых автомобилей под видом «б/у»

Фото с сайта Freepik.com
Елена Каспирович
Импорт авто: растаможь меня, если сможешь, до 1 декабря
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Около 1000 автовозов с более чем 5 тысячами автомобилей, 4 из которых были оформлены для физлиц, перевезено с начала ноября через автомобильные пункты пропуска Приморского края, сообщает Уссурийская таможня. Это почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Анатолий Якимов
Выставки IEAE и IGHE в Москве — новые возможности для ритейла и импорта в 2026 году
Фото предоставлено организаторами выставок

С 25 по 27 ноября в московском выставочном комплексе «Тимирязев Центр» пройдут две крупнейшие международные выставки — IEAE 2025 – потребительская электроника и IGHE 2025 – товары для дома и подарки, которые впервые объединяют бизнес-форум для обмена опытом, обсуждения рыночных трендов и поиска инновационных решений. В мероприятии примут участие ведущие эксперты, представители торговых сетей, маркетплейсов и профильных ассоциаций.

Анатолий Якимов
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.