Анна Андрющенко
Экспорт

БИТВА СТРАН: экспорт в Китай VS экспорт во Вьетнам

«Что такое Азия? Как туда продавать? На что есть спрос?» — эти вопросы я слышу очень часто. Рынок Азии интригует своими размерами, а также отсутствием производства многих категорий товаров, которые есть у нас в стране (та же «молочка», пшеница, мёд).
При этом бытует мнение, что начинать стоит все-таки с Китая. Он и географически ближе, и менталитет китайцев нам худо-бедно, но понятен. В конце концов, почти 30 лет плотного торгового и приграничного сотрудничества!
Однако все чаще упоминают новые страны, куда стоит начать продавать. Вроде бы там тоже есть спрос на импортные продукты, тем более такие качественные и экологически чистые, как «наши».
И вот мы ищем партнеров уже не только в Китае, но и в Корее, Японии, Индии, Малайзии… В лидерах списка «новых покупателей» сейчас находится Вьетнам. В 2017 году Российский Экспортный Центр открыл в Хошимине свой первый «шоурум» (демонстрационно-дегустационный павильон), а уже в 2018 году РЭЦ, местные ТПП, центры Поддержки Экспорта и прочие «центры дружбы и сотрудничества» массово стали организовывать бизнес-миссии во вьетнамском направлении.
Чем же так хорош Вьетнам? Давайте попробуем разобраться и сравнить, где русскому экспортеру хорошо: в Китае или во Вьетнаме?
Покупательская способность
Вьетнам. Планируя экспансию в эту страну, не стоит ожидать сразу больших продаж. Все-таки население — чуть более 92 млн. человек, при этом среднедушевой доход — всего $2100 (согласно отчету Европейской комиссии на 2017 год).
Китай +1. Потребительский рынок огромный. Население страны — более 1,3 млрд. человек. Среднедушевой доход — $4000. Стремительно растущий средний класс.
Уровень конкуренции
Вьетнам +1. Конкуренция только с импортными товарами. Местные товары — достаточно низкого качества. Более-менее обеспеченные вьетнамцы предпочитают покупать импортные продукты, технику, одежду. Основные иностранные партнеры: Китай, Корея, Гонконг, Таиланд.
Китай. Высокая конкуренция, как с местными, так и с иностранными товарами. Китайского покупателя (как и туриста) уже знают и приветствуют по всему миру. Продать свои товары в Китай стремятся не только азиатские страны, но и США, Канада, Новая Зеландия, Испания.
Необходимость адаптации
Китай +1. Можно не адаптировать — из-за высокой популярности российских товаров. Товары из РФ в Китае уже хорошо знают: они качественные, экологически чистые, полезные. Приветствуется оригинальная упаковка на русском языке, русские символы, изображения и пр.
Вьетнам. Россию и товары из РФ пока знают плохо. Молодое поколение уже не помнит историю взаимоотношений с СССР, термины «ГОСТ» или «качественно как в СССР» этим людям ничего не скажут. Поэтому необходимо проводить маркетинговое исследование и по его результатам адаптировать внешний вид, вкус, торговую марку и упаковку.
Возможности логистики
Вьетнам. Только море и авиа. Морской транспорт при своей экономичности достаточно долгий, а авиа 20 тонн не увезешь.
Китай +1. Возможны все варианты доставки: более срочные грузы напрямую или через Казахстан/Монголию автомобилем, железнодорожным транспортом или же авиа; экономичный вариант доставки — морским путем.
Сложности импортного оформления и сертификации
Вьетнам +1. Упрощенный режим. В 2015 году Россия заключила с Республикой Вьетнам соглашение о зоне свободной торговли, на часть товаров отменили ввозные пошлины, на часть снизили и в целом упростили процедуру ввоза. Это, конечно, очень удобно и выгодно.
Китай. Ввоз в Китай — такой же строгий, как ввоз товаров в РФ. Часть товаров запрещена к ввозу, пищевые продукты подвергаются обязательному лабораторному исследованию, на многие товары требуются местные сертификаты качества, есть квоты и другие ограничения.
Сложности коммуникации
Вьетнам. Крайне мало переводчиков и специалистов-вьетнамоведов. Вьетнамцы плохо владеют английским языком, про русский и говорить нечего — русскоговорящих вьетнамцев можно встретиться разве что на курортах. Поэтому для сопровождения сделки обязательно потребуется специалист по Вьетнаму, владеющий языком, а также знающий историю, экономику и менталитет страны.
Китай +1. Для общения с потенциальным покупателем очень много возможностей: русские и китайские переводчики, огромное количество частных и государственных организаций, готовых помочь наладить диалог.
ИТОГИ
Китай набирает 4 балла против 2 баллов Вьетнама. Поздравляем победителя!
Но это вовсе не значит, что во Вьетнам продавать не надо!
При всех своих преимуществах, рынок Китая сейчас переполнен местными и иностранными предложениями самых различных товаров, конкуренция чрезвычайно высокая. Кроме того, часть товаров вообще запрещена к ввозу в Китай. (Подробнее читайте статью «Экспорт в Китай: что можно, а что сложно»).
Поэтому для диверсификации и расширения продаж рынок Вьетнама подходит просто отлично.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Таможня
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.

Анатолий Якимов
Импорт
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.

Анатолий Якимов
Россия и Китай расширили автоперевозки опасных грузов: список вырос до 154 позиций
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай активизируют сотрудничество в автоперевозках опасных грузов, что напрямую поддержит растущий товарооборот между странами. С 16 октября 2025 года вступили в силу изменения в Соглашении между Минтрансом РФ и Минтрансом КНР от 11 октября 2021 года. Протокол к нему подписали министры Роман Старовойт и Ли Сяопэн 8 июля 2025 года в Тяньцзине во время российско-китайского транспортного форума.

Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.