Слово Эксперта
Импорт

Дорогой Китай: почему фраза «дешевый ширпотреб из Китая» потеряла свою актуальность

Автор: Анна Фомичева
Еще в 2016 году мировые финансовые издания отметили начавшееся повышение цен на товары, произведенные в КНР, а первые «звоночки» об удорожании китайского производства прозвенели еще в 2014-м. В те времени российские импортеры были вынуждены массово сократить объемы закупок, но сделано это было из-за кризиса, а потому эти тенденции остались незамеченными для наших предпринимателей. Сегодня спрос на китайский импорт начал возвращаться в прежнее русло, и проблема подорожания производства в Поднебесной стала очевидной. Так ли это? И настолько ли критично подорожал Китай?
Эту гигантскую державу называют «мировой фабрикой» последние десятилетия. И ее потрясающий успех всегда базировался на нескольких факторах: дешевая рабочая сила, лояльность законодательства, низкие налоги, доступная логистика внутри страны и, конечно, сильная национальная валюта.
Но, по мере интенсификации темпов роста, по мере развития китайской экономики, ситуация меняется. За 50 лет эта страна построила 370 тыс. новых заводов и рано или поздно количественный рост должен был перейти в качественный. В 2014 году первым сигналом к тому, что пора что-то менять, стало падение юаня. Оно продолжилось вплоть до 2016 года, а в 2015-м на фондовой бирже Китая произошел грандиозный обвал. И все это свидетельствовало о том, что снижать цены далее просто невозможно, иначе экономика просто задохнется и уничтожит сама себя.
В результате многие предприятия при сохраняющемся бешеном спросе на товары made in China приняли решение: вместо перманентного снижения цен перейти к их постепенному повышению.
Уже к 2014 году по стоимости производства КНР практически сравнялся с США и Россией. Удивлены? Данные, подготовленные мировыми агентствами, наглядно свидетельствуют об этом.

Дешевый труд? Низкие налоги? Забудьте об этом!

Помимо снижения стоимости юаня, толчком к повышению цен на китайскую продукцию стало перманентное повышение уровня зарплат. Правительство КНР давно и поступательно шло к тому, чтобы сделать уровень жизни своих граждан достаточно высоким. МРОТ рос ежегодно на уровне 8-10%, а средние зарплаты и вовсе подскочили за последние 10 лет на 500% (для сравнения: в Мексике они выросли на 50%, в России — примерно на 60% (в рублевом выражении)).
Помимо зарплат увеличиваются и социальные отчисления, которые сейчас составляют около 60% от дохода работника. Все это говорит о том, что КНР больше не догоняет — она переключилась на интенсификацию производства, экономики и развития общества.
Возрастает ли при этом качество китайских товаров? Безусловно! На смену стихийным производствам приходят высокотехнологичные. И, уверена, со временем, ради снижения себестоимости, заводы КНР будут автоматизированы, а доля ручного труда, по мере роста его цены, будет снижаться год от года.

Есть ли альтернатива Китаю?

Многие развитые государства нашли выход в возращении производства на родину. Например, американцы восстановили свое производство на североамериканском континенте: Caterpillar, Ford, General Electric — эти гиганты посчитали, что им выгоднее отказаться от услуг Китая и других стран.
В 2014 году китайская компания Lenovo сочла, что дешевле построить свой завод по производству компьютеров в Америке, чем импортировать из КНР!
Другой путь – обратить внимание на другие развивающиеся страны: Индия, Индонезия, Таиланд, Мексика. Однако прежде, чем сделать это, рассчитайте себестоимость импорта товаров из этих стран, обратившись к специалистам, которые давно работают не только с КНР. И, конечно, обратите внимание на качество продукции. Возможно, вы с удивлением обнаружите, что в вашем случае альтернативы старой доброй Поднебесной просто не существует.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенный контроль Забайкальск: пилотная система мониторинга для водителей
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на российско-китайской границе с 3 декабря приступили к тестированию пилотной системы мониторинга и информирования водителей, разработанную Минтрансом России совместно с ФГКУ «Росгранстрой». Об этом сообщили в пресс-службе Читинской таможни.

Анатолий Якимов
Импорт
IEAE и IGHE 2025 в Москве: итоги и новые тренды российского рынка потребительских товаров
Фото предоставлено организаторами выставок

В конце ноября в московском «Тимирязев Центре» прошли одновременно две значимые международные выставки — IEAE 2025 и впервые IGHE 2025. Мероприятия собрали профессионалов из торговли, маркетинга, логистики и производства, став площадкой для обсуждения трансформаций российского рынка потребительских товаров.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайско-российский товарооборот снизился на 8,7% за 11 месяцев 2025 года
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот между Китаем и Россией в период с января по ноябрь 2025 года составил 203,67 миллиарда долларов США. Это на 8,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такую информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Мандарины из Китая на Новый год: рост поставок на Дальний Восток, Урал и в Сибирь
Фото с сайта Freepik.com

За 10 месяцев 2025 года в Сибирский федеральный округ ввезено 19,2 тысячи тонн мандаринов стоимостью 1,7 миллиарда рублей, что на 50% превышает аналогичный показатель 2024 года как по весу, так и по стоимости. Китай остается ключевым поставщиком, обеспечив основной объем поставок, за ним следуют Южная Африка, Турция, Марокко и Египет. Пик импорта приходится на 1-й и 4-й кварталы, с максимумом в декабре, что связано с новогодним спросом. Об этом сообщили в пресс-службе Сибирского таможенного управления.

Анатолий Якимов
Экспорт
В Маньчжурии согласовали сухопутный экспорт российского зерна
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

В Маньчжурии российская и китайская делегации обсудили запуск сухопутного маршрута экспорта зерна через пограничный пункт «Забайкальск-Маньчжурия». По мнению участников встречи, это усилит логистику агоропромышленной продукции между странами. Стороны согласовали подачу порожних вагонов-хопперов узкой колеи 1435 мм на Забайкальский зерновой терминал. Об этом сообщило информационное агентство «ЗабНьюз».

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2026: даты этапов, как поехать из России

139-я Кантонская ярмарка – China Import and Export Fair весной 2026 года пройдет в Гуанчжоу на комплексе Pazhou в три этапа с 15 апреля по 5 мая. Мероприятие предлагает российским импортерам прямой доступ к тысячам проверенных поставщиков из Китая. Выставка остается главной площадкой для бизнеса с Китаем, где обновляется до 40% ассортимента ежегодно, что особенно актуально для россиян в условиях роста товарооборота между странами.

Коллаж из фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможенный контроль и судебная практика 2025: итоги заседания коллегии СТУ в Новосибирске
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

В Новосибирске под руководством начальника Сибирского таможенного управления (СТУ) Александра Ястребова прошло заседание коллегии, посвящённое контролю декларирования автотранспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и обеспечению законности решений таможенных органов. В формате видеоконференции в обсуждении участвовали главы ключевых подразделений СТУ.

Анатолий Якимов
Международный транспортно-логистический форум 2026: новые возможности для России и Евразии
Фото с официального сайта Правительства России

Первый Международный транспортно-логистический форум состоится в Санкт-Петербурге с 1 по 3 апреля 2026 года и станет крупнейшей отраслевой площадкой в России. Мероприятие объединит ключевых представителей государственных органов, бизнеса и международных партнеров для обсуждения актуальных вызовов и выработки совместных решений в интересах развития транспортной инфраструктуры и логистических коридоров Евразийского региона.

Анатолий Якимов
Новые правила досмотра грузов для экспедиторов 2026: что изменится с 1 марта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1828 от 18 ноября 2025 года, обязывающее экспедиторов реализовывать организационные меры по выявлению в грузах предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, таких как спирт, драгоценные металлы или контрафакт. Документ утверждает перечень мер, включая сверку массы, объема и габаритов груза с данными клиента с помощью весов и измерительных приборов, а также досмотр при несоответствиях. По итогам проверки составляется электронный акт, фиксирующий все детали, что возлагает на экспедиторов ответственность, сопоставимую с таможенной.