Евгений Новожилов
Экспорт

Экспорт в Китай: динамика положительная, конъюнктура благоприятная, рынок приоритетный

Об основных трендах товарооборота, наиболее востребованных российских товарах в Китае, препятствиях в организации экспорта в Китай рассказывает Сергей Лебедев, представитель акционерного общества "Российский экспортный центр" в Китае.
ChinaLogist: Сергей, как Вы оцениваете динамику экспорта несырьевых товаров из России в Китай в текущем году, в сравнении с аналогичным периодом прошлого? Является ли Китай приоритетным направлением российского экспорта вообще или по каким-либо отдельным товарам?
Сергей Лебедев: В 2016 году Россия и Китай сумели преодолеть негативный тренд двустороннего товарооборота и по итогам года показали положительную, хотя и не большую динамику (+4,1%).
Общий объем товарооборота составил 66,1млрд долларов, в том числе экспорт из России в Китай составил 28 млрд долл. У нас появился шанс выполнить намеченные лидерами двух стран цели – к 2020 году достичь отметки в 200 млрд долл.
Благоприятная экономическая конъюнктура способствовала увеличению доли несырьевого российского экспорта – по итогам 2016 года он вырос на 5,4% до 8,2 млрд. долл. Доля несырьевого экспорта в общем объеме российского экспорта в Китай составляет 7,6%.
В 2017 году позитивные тренды сохранились. За первые 4 месяца 2017 года несырьевой экспорт в Китай составил 2,9 млрд долл. Доля несырьевого экспорта составила 8,2%. Динамика: +17,7% или +445 млн долл. к аналогичному периоду прошлого года. Лучшую динамику за этот период продемонстрировали: маштех (+202млн долл.), ЛПК(+163 млн долл.), драгметаллы (+66 млн долл.), продовольствие (+45 млн долл.).
Учитывая высокий уровень политических и экономических отношений двух стран, объемы рынка Китая, мы конечно же рассматриваем эту страну в качестве одного из приоритетных рынков для сбыта российской продукции. Рассчитываем, что объемы поставок буду расти. Например, в январе-апреле 2017 года рост показали такие категории, как пиломатериалы (+165 млн долл.), оборудование для ядерных реакторов (+112 млн долл.), мороженая рыба (+75 млн долл.), золото (+72 млн долл.), полиэтилен (+47 млн долл.), жидкостные насосы (+17 млн долл.), компьютеры и комплектующие (+15 млн долл.). Как видите, это самые разнообразные категории.
CL.: Какие несырьевые товары российского производства сейчас пользуются наибольшим спросом в Китае? Что может быть востребовано в Китае в будущем?
С.Л.: В 2016 году наибольший прирост российской экспорта в КНР показан по товарной группе «продовольствие» (+ 19,5%), объем экспорта – 1,5 млрд долларов. Основным продовольственным товаром, поставляемым в Китай, остается мороженая рыба, существенный вес также имеют соя, подсолнечное масло, соевое масло, ракообразные, шоколадные изделия, хлеб и мучные кондитерские изделия, кукуруза. Особенно впечатляют темпы прироста поставок в Китай кондитерских изделий, растительного масла - безусловно, объемы этих поставок еще невелики, но столь стремительный их рост убедительно доказывает заинтересованность китайских потребителей в российской высококачественной экологически чистой продукции, реализуемой по конкурентоспособным ценам. И если в прошлые годы мы могли говорить об эффекте «низкой базы», то сегодня с уверенностью можем констатировать наличие объективного тренда увеличения потенциала российской продукции АПК на рынке продовольствия КНР.
Согласно данным аналитиков Российского экспортного центра, среди секторов растущего импорта Китая – косметика и средства гигиены, детское питание, мясо, спиртные напитки, обувь, оборудование для полупроводниковой индустрии, молочная продукция, лекарства, медицинская техника, одежда.
CL.: Что способствует наращиванию экспорта в Китай?Какие из мер поддержки экспорта показывают наибольшую эффективность?
С.Л.: В настоящее время предпринимаем ряд мер, направленных на расширение присутствия на китайском рынке российских продовольственных товаров и повышение их узнаваемости среди китайских потребителей. В частности, регулярно проводим таргетированные выставки-встречи российских экспортеров с заинтересованными китайскими партнёрами - RussianGastroWeek.
Мероприятия из этой серии являются тематическими выставками-дегустациями российских продуктов питания. РЭЦ организует выставочные площади и приглашение целевой аудитории (китайских импортеры, дистрибьюторы, представители розничных сетей). Участие российских компаний – бесплатное.
В 2016 году прошло три мероприятия - 6 мая в Шанхае, 1 ноября в Пекине и 4 ноября в Гуанчжоу. В общей сложности было представлено около 100 российских компаний. Китайский бизнес проявил заинтересованность – мероприятия посетило около 900 китайских гостей. Подписано рамочных соглашений о сотрудничестве на сумму около 100 млн. долл.
18 мая в Шанхае и 22 мая нынешнего года в Ухане прошли четвертые и пятые мероприятия из серии RussianGastroWeek, в каждом из которых приняли участие 90 российских производителей продуктов питания. Выставки привлекли большое внимание китайского бизнеса – мероприятия посетили около 400 китайских компаний.
РЭЦ также активно поддерживает идею Китая «Одного пояса и одного пути». Полагаем, ее реализация будет способствовать не только развитию двусторонней торговли, но также существенно повысит эффективность отношений на всем евроазиатском континенте. Создание транспортной инфраструктуры (железных и автодорог, трубопроводов, портов) должно привести к существенному росту внутриевразийской торговли и к интенсификации экономического развития внутренних территорий Евразии, а также и стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.
Важно совместно работать над возможностью снижения тарифов как на российской стороне, так и на китайской. Это позволит снизить себестоимость экспортных грузов и для китайской стороны, поскольку увеличение экспорта из России способствовало бы решению «обратной загрузки» поездов, возвращающихся из Европы в Китай.
Для обеспечения надлежащей транспортно-логистической инфраструктуры РЭЦ совместно с китайской логистической компанией «Синотранс», Правительством Калужской области и ОАО «РЖД» 6 декабря 2016 года подписал четырехстороннее соглашение о сотрудничестве по строительству транспортно-логистического коридора «Ворсино-Шилун». Оценочный объем ежегодных поставок продукции отечественных производителей на рынок КНР может превысить 50 тыс. контейнеров 20-футового эквивалента. При этом ключевым фактором реализации этого потенциала и дальнейшего наращивания объема экспорта является снижение стоимости логистической составляющей, которая влияет на конечное ценообразование. По итогам ряда переговоров АО «РЭЦ» с заинтересованными сторонами были согласованы льготные расценки на услуги ПАО «ТрансКонтейнер» и китайской перевозочной компании «Синотранс», благодаря чему удалось снизить стоимость перевозки одного 40-футового контейнера по железнодорожному маршруту через Забайкальск до 2600 долл. США (из этой суммы 40% приходится на инфраструктурный тариф ОАО «РЖД»).
Первая партия товаров по новому маршруту была отправлена с российской территории 5 апреля 2017г., а встречный поезд с китайскими товарами ушел со ст. Шилун (провинция Гуандун) 11 апреля. На сегодняшний день с территории России в КНР было отправлено еще четыре поезда (21 апреля, 4 и 26 мая, и 8 июня), в дальнейшем планируется регулярная отправка таких поездов с интервалом в 14 дней.
Важно искать новые формы практического сотрудничества. Считаю, мы достаточно продвинулись в этом направлении. Например, электронная торговля – это отрасль в Китае растет наибольшими темпами. 6 сентября 2016 года РЭЦ открыл на TMallGlobal (международное подразделение Alibaba) российский национальный павильон, на котором продаются товары российского производства (кондитерские изделия, бакалея, товары для здоровья, машинные масла). В настоящее время в павильоне представлена продукция около 50 российских компаний. Объемы продаж составили более 450 тыс. SKU. Наличие такого павильона позволяет потенциальным покупателям российских товаров сократить время на поиск необходимых продуктов, следовательно, увеличится трафик и объем продаж. Кроме того, достигнута договоренность о регистрации российских компаний на площадке JD Worldwide. Сервисный партнер РЭЦ, компания SPSR, берет на себя организационные вопросы по регистрации магазинов на маркетплейсе JD, осуществляет весь спектр услуг, который необходим для ведения успешной торговли - логистика, маркетинг, прием платежей, поддержка продаж и т.д.
Другой сервисный партнёр РЭЦ - компания Pal (авторизированный представитель Алибаба в России), - предоставляет российским экспортерам услуги по выходу на B2B-площадку Alibaba.com.
CL.: Увеличивается ли экспорт силами малого и среднего бизнеса? Оказываются ли особенные меры поддержки малому и среднему бизнесу и какие?
С.Л.: Малый и средний бизнес играет все более значимую роль в увеличение объемов экспорта в Китай. Все наши меры поддержки, в том числе, о тех, что я говорил выше, ориентированы и на малый и средний бизнес.
CL.: Традиционный вопрос для нашего веб-журнала: какие ошибки допускают предприниматели при организации экспорта в Китай и когда работают уже в самом Китае?
С.Л.: Самый главный барьер —страх неудачи. Экспорт — это не самый простой вид торговли, он требует наличия особых компетенций и, как и любой другой вид бизнеса, несет в себе определенную долю риска неудачи для предпринимателя.
Второе – экспортная культура. Компании не всегда понимают особенности экспортной торговли: элементарное проведение переговоров на языке целевой страны, повышенные издержки на логистику и маркетинг — а зачастую даже необходимость произвести региональную кастомизацию продукта, и многое другое.
Третье – чересчур завышенные ожидания от выхода на зарубежные рынки, которые чаще всего уже принадлежат покупателю, капризному и избалованному, рынки высококонкурентные, где присутствуют игроки, готовые тратить существенные ресурсы на расширение занимаемой ими доли рынка, демпинговать, проводить агрессивные промо-кампании и так далее. А наши компании зачастую считают, что их товар самый лучший, и что именно их ждут с распростертыми объятиями потребители.
CL.: Спасибо за беседу.
Подготовил Евгений Новожилов
Фото:"Российский экспортный центр"
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.