Елена Венгерская

Главные по бизнесу с Китаем, кто они? Мнения Романа Кривошеева и Анны Фомичевой

Продолжаем выяснять, кого считать экспертом по бизнесу с Китаем, какими инструментами должен такой человек владеть. Наши собеседники не боятся честно отвечать на самые провокационные вопросы. Например, о том, может ли бизнесмен быть экспертом по бизнесу с Китаем, если на афишах и сценах его можно видеть куда чаще, чем в офисе собственной компании… Или инфобизнес — самостоятельное амплуа, и нести деньги таким «гуру» могут только самые доверчивые буратино? Чем больше мы углубляемся в тему, тем сильнее понимаем, что к единому мнению не придем никогда. И все же в финале обещаем подбить итоги и опубликовать чек-лист. А сегодня — два интервью, которые в чем-то пересекаются, а в чем-то — совершенно не похожи.
Роман Кривошеев, директор офиса Fialan в Китае, эксперт по организации бизнеса с Китаем, ВЭД и транспортной логистике, практик с 18-летним опытом.
В первую очередь, эксперт по бизнесу с Китаем должен иметь практический опыт работы с китайцами или непосредственно в Китае. Никакие теоретические знания не дадут настоящего понимания нюансов и ситуаций, которые могут возникнуть во время реальной работы в этой стране. Также необходимо разбираться в налоговом, транспортном и таможенном законодательстве как Китая, так и своей страны.
Опыт, практика — самое главное. Опыт необязательно должен быть в собственном бизнесе. Это может быть опыт сопровождения бизнесов клиентов и партнеров. Именно работа с большим количеством разнообразных проектов дает много полезных практических знаний, навыков и ежедневных инсайтов.
Знание культуры и традиций страны имеет определенное значение, но, по моим наблюдениям, становится все менее значимым, так как Китай стремительно развивается, перенимает стандарты делового общения других стран. Сегодня никто из китайцев не откажется принять у вас заказ, не станет относиться к вам хуже из-за того, что вы дали ему визитку одной рукой, а не двумя, как это принято в Китае. Я знаю людей, которые учили китайский в своей стране несколько лет, а по приезде в Китай китайцы их не понимали. В бизнесе аналогично: можно много лет изучать, как правильно вести бизнес с Китаем, но без практики это ничего не дает.
Если человек работает в Китае и только с китайцами, то образование и предыдущий опыт работы не слишком важны. Но, если речь идет о международном бизнесе/торговле, необходима хорошая теоретическая база: экономическое, управленческое образование, а также знания в области ВЭД и международной логистики.
Для эксперта по бизнесу с Китаем обязательны знания в смежных областях, ведь внешнеэкономическая деятельность объединяет в себе коммерцию, финансы, право, логистику и таможню. Необходимо разбираться, как минимум, в основах каждой из этих областей деятельности.
Насколько важен опыт проживания в Китае, важен ли вообще? Проживать в Китае постоянно необязательно. Но необходимо постоянное личное взаимодействие с китайцами. Нужно бывать в Китае минимум 2-3 раза в год по несколько недель или даже месяцев.
Что касается китайского языка, то досконально его знать необязательно. Для того чтобы выучить китайский, нужны несколько лет. Лучше потратить эти годы на бизнес-образование или получение практического опыта в бизнесе. Однако начальное знание китайского языка может быть полезным. Чтобы, например, во время переговоров хотя бы в общих чертах понимать, о чем говорит переводчик.
Для оценки уровня экспертности я бы посоветовал задать специалисту нестандартные вопросы. Профессионала и эксперта от остальных отличает умение находить решения даже в нестандартных ситуациях. Или наоборот: задавайте конкретные вопросы, на которые вы точно знаете ответ, и просите развернутый комментарий. По ответам все станет понятным.
Кого я считаю экспертами по Китаю? Все зависит от направления и специфики бизнеса. По каждому направлению — свои эксперты.
Как стать экспертом по Китаю? Для начала — начать работать с Китаем. Разбирать ситуации, с которыми сталкиваешься, изучать законодательство и существующую практику. Полезно задавать себе вопросы «Почему так?», «Как можно сделать по-другому?» и экспериментировать.
Какие качества важны для эксперта? В Китае очень важно терпение, выдержка. Здесь много ситуаций, которые в нашем понимании считаются нестандартными. Нужно уметь находить решения, основываясь на расчете, а не на эмоциях.
Анна Фомичева, эксперт-практик в области ВЭД, специалист по вопросам коммерческого взаимодействия с Китаем. Основатель международного консалтингового центра «Бизнес-логистика». Автор книг и научных работ по ВЭД.
В первую очередь, эксперт по бизнесу с Китаем должен обладать опытом. Сейчас наблюдается тенденция: люди, прочитав книжки, пожив год в Китае, поучившись в университете, считают себя экспертами. И начинают учить других. Но вести бизнес с Китаем — не просто пожить там год или даже выучить язык. Каждый неверный шаг чреват потерей денег, часто чужих, взятых у клиента. Поэтому опыт в бизнесе предполагает умение нести ответственность. Только компании, имеющие успешные кейсы, готовые их предъявить, могут считаться обладающими теми или иными компетенциями. Кроме того, компания должна понимать, как работают все бизнес-цепочки.
Знать культуру, конечно, важно. Общаешься ли ты с русскими, иранцами, вьетнамцами, китайцами — нужно знать основы, понимать, что можно, а что нельзя, уважать культуру партнеров. Желательно знать язык. Но это знание не критично. Я работаю с Китаем 12 лет и не знаю китайского. У меня есть сотрудники, которые владеют китайским и английским в совершенстве. В начале деятельности с Китаем у меня не было возможности учить язык: я была занята работой. Конечно, переводчик на переговорах может исказить информацию. Поэтому переводчика я бы рекомендовала нанимать в России. Проверьте предварительно его навыки, оцените, как он понимает информацию, какие сделки проводил. Если, например, вы едете закупать химию, узнайте, владеет ли он соответствующей лексикой. Пусть предварительно подготовится к сделке. Такой подготовленный переводчик компенсирует ваше незнание языка.
Знание китайского очень желательно для эксперта по закупкам. Да, у меня этого знания нет, но я больше занимаюсь таможней и логистикой, закупками — в меньшей степени. А все закупщики, с которыми я общаюсь, — знают китайский.
Для эксперта важен не только позитивный, но и негативный опыт. Вы же не можете постоянно выбивать 100 из 100?! Опыт формируется не из того, что с тобой случилось, а из того, как ты вышел из этой ситуации. Можно опустить руки, компенсировать клиенту потерянное своими деньгами.. А можно найти выход из ситуации, переговорив с китайцами, — например, если пришел брак. Главное — понимать, что в итоге. Опыт бывает разным. Можно и 20 лет возить карго… В чем разница, например, между моей компанией и теми, кто возит карго? Я вожу «в белую» и понимаю, какие нужны пакеты документов, какие предстоят платежи, где на территории ЕАЭС лучше оформлять товар. Карго — это доллар за кг, 2 доллара за кг, 5 долларов за кг — в зависимости от номенклатуры. Поехали без документов, получили товар, счастливы. А потом — попали, так как налоговая не дремлет. Тех, кто возит карго, экспертами я бы не назвала.
Образование для эксперта не критично. У меня первое образование — в сфере организации работ на морском транспорте. Есть люди, которые занимаются бизнесом с Китаем без образования. Образование помогает структурировать сознание. Профильное образование важно для закупщиков с узкой номенклатурой. У меня есть знакомая, которая отвечает за закупки химических веществ и материалов. У нее профильное образование, благодаря которому ее и взяли в компанию. Она ездит по фабрикам, берет образцы, сдает их в лаборатории, смотрит качество исследуемой партии. В подобных случаях узкой специализации брать специалиста с профильным образованием целесообразно. А если, например, эксперт также занимается закупками, но по самой широкой номенклатуре, то важнее структурированный мозг и умение быстро реагировать. Все эксперты по бизнесу с Китаем быстро думают и быстро принимают решения.
Эксперт по импорту и экспорту обязан знать разнообразные аспекты ВЭД. Например, как переводятся денежные средства, почему сейчас блокируются счета ЦБ, какие платежи нужно осуществить, какие документы необходимо получить, какую он несет ответственность и т.д., и т.п.
Закупщику, конечно, желательно пожить в Китае, чтобы понять менталитет, понять все это изнутри. Потому что Китай, как и Россию, «умом не понять, аршином общим не измерить». Не понять, просто посмотрев на Китай по телевизору. Нужно поесть китайской еды, посмотреть на все своими глазами. Нужно понять, как китайцы думают. Пропитаться этим духом. Поездить по фабрикам. Ощутить всю мощь этой страны.
Тем, кто с опытом бизнеса с Китаем, эксперта видно сразу. Остальным же — зачастую не видно. Желательно учитывать все: посмотреть рекомендации, посетить офис. Не нужно, чтобы офис был навороченным. Важно, чтобы просто был. Когда вы выбираете провайдера по ведению бизнеса с Китаем, запрашивайте данные у десяти компаний. И вы сразу поймете, кто быстро отвечает, кто готов с вами встретиться, у кого есть офис в Китае, кто готов после первой сделки передать вам контакты производителей и уже не стричь с вас деньги только потому, что однажды что-то для вас нашел. Будьте бдительны!
Классные эксперты по бизнесу с Китаем? «Оптим консалт» (Евгений Колесов), Александр Гаврик, Костя Пекинец и я. Я сильна в таможне и в логистике. Не зря же меня называют «королевой логистики». Пока все гуляли, занимались личной жизнью, я 12 лет занималась бизнесом с Китаем, на терминалах, на досмотрах, искала решения сложных ситуаций. Но суть не в этом. Те специалисты, которых я назвала, импонируют мне как эксперты. Я знаю, что если что-то случится, они не бросят клиента. Некоторые эксперты продолжают работать «в серую», но это вопрос времени. Сейчас идет обеление бизнеса, и я здесь «несу флаг», объясняя выгоды работы «в белую».
Может ли экспертность сочетаться с медийностью? Может. Я сама всю жизнь продаю со сцены. И это не мешает мне вести успешный, крупный логистический бизнес, быть экспертом в таможенных и логистических вопросах. В свое время у меня была закупочная компания в Китае. Сейчас я работаю по закупкам с партнерскими компаниями. Люди всегда покупают у людей, никто не покупает у компаний. Компаний у эксперта может быть хоть десять. У меня самой их штук 12. Соответственно необязательно сидеть в окопах. Можно быть медийной фигурой. Важно понимать, для чего ты это делаешь. Я это делаю, чтобы продавать свои услуги и заявлять о себе как об эксперте. А как еще люди узнают, что я эксперт, если я не буду продавать эту экспертность со сцены?
Эксперт — в первую очередь, специалист, который обладает глубокими знаниями и разносторонними компетенциями. Это тот, кто готов что-то отдавать, а не только брать. Я, например, провожу очень много бесплатных консультаций, бесплатных семинаров. Зачем? Чтобы приносить пользу будущим предпринимателям. Но чтобы делиться опытом, нужно понимать, чем ты будешь делиться. Если брать наших мастодонтов — Колесова, Гаврика, Пекинца — они тоже выступают, делятся опытом. Потому что он у них есть. Есть знания, есть сотни и сотни товаров, проданных в России, есть множество оформленных сделок. Есть реальные кейсы, реальные компании, реальные ученики, реальные последователи и реальные клиенты. И это самое главное.
Первая часть кросс-интервью: «Как отличить инфоцыгана от эксперта по бизнесу с Китаем?» Мнения Андрея Ильенко, Александра Гаврика и Александра Дегтярева.
Вторая часть кросс-интервью: «Отдельных гроссмейстеров по бизнесу с Китаем просто не может быть». Своим мнением о критериях экспертности делится профессор востоковедения Алексей Маслов.
Продолжение следует.
Своим мнением о критериях экспертности вы можете делиться в комментариях к этому материалу. Ждем!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт льна из России вырос на 38% в 2024 году
Фото с сайта unsplash.com

Россия занимает четвертое место среди стран-экспортеров льна в Китай. По информации Главного таможенного управления КНР, Поднебесная импортировала из РФ льна на 21,7 миллионов долларов США. Это на 38% больше, чем в предыдущем году.

В топ-3 стран-экспортеров льна вошли: Франция – 964 миллиона долларов США, Бельгия – 149 миллионов долларов США и Египет – 82,5 миллиона долларов США.

Кроме того, Китай закупил в России 3,6 тысячи тонн овечьей шерсти на сумму 2,9 миллиона долларов США. В 2023 году экспорт из РФ этого сырья для легкой промышленности составили 887 тонн на 720 тысяч долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
15 тонн разноцветного перца отправили из Урумчи в Россию
Фото с сайта unsplash.com

Первая партия перцев разных цветов отправили из города Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного округа на Севере-западе Китая в Россию. 15-тонный грузовик выехал в сторону контрольно-пропускного пункта Хоргос, который расположен на границе с Казахстаном. Предполагается, что груз доставят в пункт назначения за десять дней. Об этом сообщил сайт «Женьминь Жибао Онлайн».

Экспорт разноцветного перца весом 350 тонн из Кашгара в Россию осуществляет профессиональный кооператив фермеров по выращиванию сельскохозяйственных культур «Шэнъюймаоминь» и Синьцзянской компанией по трансграничной электронной торговли, российскими предприятиями.

Анатолий Якимов
Импорт
Новый выставочный центр открыли в Пекине
Фото с сайта «Женьминь Жибао Онлайн»

36-я Китайская международная выставка продуктов и оборудования автосервиса и Китайская выставка технологий, запчастей, и услуг для транспортных средств на новых источниках энергии в этом году пройдет в новом выставочном и конференц-центре Шоуду. Об этом сообщает сайт «Женьминь Жибао Онлайн».

По информации источника, это крупнейшая и наиболее функциональная площадка для проведения выставок и конференций в Пекине. Выставочная площадь – 210 тысяч квадратных метра, конференц-пространство – 15 тысяч квадратных метров. Всего на территории центра открыто девять выставочных залов площадью около 23 000 квадратных метров. Передвигаться по центру удобно и комфортно, так как он полностью оборудован современной системой навигации, которая включает электронные информационные табло и… роботов-ассистентов.

Анатолий Якимов
Иностранные разрешения в Забайкальске не будут выдавать три дня
Фото пресс-службы Читинской таможни

В течение трех дней, с 25 по 28 февраля разрешения на перевозку грузов в Китай не будут выдавать на территории поселка Забайкальск. Об этом рассказали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

По информации источника, выдача китайских разрешений не будет производиться в связи с отпуском сотрудника.

Анатолий Якимов
Импорт
2,3 миллиона китайских автомобилей зарегистрировано в России
Фото с сайта wikipedia.org

Агентство «Автостат» подготовило отчет о парке транспортных средств России. По данным статистики каждый пятый автомобиль, зарегистрированный в России – китайского производства.

На 1 января 2025 года в России насчитывалось 2,336 миллиона автомобилей, которые были выпушены в КНР. Это 5% от всех зарегистрированных легковых машин в России.

Редакция
С Днем защитника Отечества!
Фото с сайта pixabay.com

Дорогие мужчины!

Поздравляем вас с Днем защитника Отечества!

Ваша работа — это пример надежности, стратегического мышления и умения находить решения даже в самых сложных логистических задачах. Пусть каждый груз из Китая или обратно приходит точно в срок, проекты воплощаются без помех, а в жизни вас сопровождают здоровье, энергия и благополучие.

Спасибо, что ведете нас к успеху!

Анатолий Якимов
Доля автомобильных перевозок между Россией и Китаем выросла на 70% в 2024 году
Фото с сайта unsplash.com

Вице-премьер России Марат Хуснуллин рассказал о востребованности трассы «Меридиан», которая пройдет по восьми регионам РФ и соединит Белоруссию и Казахстан. Магистраль проектируют Российская холдинговая компания и Сhina National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven. Протяженность автодороги 2 000 километров. Самый длинный участок будет проходить по территории Саратовской области.

Марат Хуснуллин заявил о большой востребованности в этой трассе. Об этом сообщает ТАСС.

– Вообще, я считаю, что проект автомобильной дороги «Меридиан» перспективный. Мы видим рост автомобильных перевозок. По последним оперативным данным, доля перевозок автомобильным транспортом с Китаем увеличилась за 2024 год на 70%, – пояснил вице-премьер.

Он добавил, что Правительство России будет поддерживать проект и строительство трассы «Меридиан». Но это зависит от финансовых возможностей инвестора. 

Анатолий Якимов
Сельскохозяйственный коммерческий банк Суйфэньхэ не принимает платежи через ВТБ Шанхай
Фото с сайта farpost.ru

Эта неделя началась с неприятностей в оплатах за поставки китайских товаров из России. Сельскохозяйственный коммерческий банк Суйффэньхэ – Rural commercial bank of Suifenhe в воскресенье, 16 февраля разослал сообщения клиентам о запрете на входящие и исходящие переводы платежей, если в цепочке присутствует ВТБ-Шанхай. Если запрет будет нарушен, то может произойти отключение интернет-банка.

Эксперты связывают это решение с невозможностью отследить корректного поступления и отправки денежных средств в Китай со всеми возможными негативными последствиями. При этом 70-80% платежей проходят через платежных агентов.

– На клиентов АО «ВЭД Агент» данное решение никак не отразится. Большинство платежей проводится через платежных агентов, либо ВТБ Шанхай – конечная точка в цепочке платежей, – отметила бухгалтер-операционист, валютный контролер АО «ВЭД Агент» Елена Субботина.

Анатолий Якимов
225 тысяч грузовых автомобилей оформили таможенники на МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем
Фото пресс-службы Читинской таможни

В 2024 году через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» проследовало 225 061 грузовых автомобилей. Об этом сообщила пресс-секретарь Читинской таможни Марина Бойко.

По информации ведомства, рост пропуска грузовых транспортных средств на МАПП «Забайкальск» в регионе деятельности Читинской таможни в 2024 году вырос в 1,6 раза по сравнению с 2023 годом.

На въезд в Россию таможенники оформили 136 853 транспортных средства, на выезд из РФ – 88 208. Грузооборот через Международный автомобильный пункта пропуска в прошлом году составил 2,5 миллиона тонн. Импорт в Россию вырос в 1,4 раза, экспорт из РФ – в 3,5 раза, по сравнению с 2023 годом.

Анатолий Якимов
Элитный кофе из Китая можно купить в России
Фото с сайта unsplash.com

Юго-западная провинция Китая Юньань занимает лидирующие позиции кофейной индустрии страны. За несколько лет кофейные предприятия преобразились из поставщиков кофейных зерен зарубежным компаниям до полноценного производства кофе премиум-класса. Это стало возможным благодаря взаимодействию местных властей с предпринимателями.

В провинции Юньань выращивают кофе рода «Арабика» высочайшего качества. Первые зерна здесь вырастили в начале XIX века. Сейчас здесь сосредоточено 98% производства кофе. И все это благодаря уникальному высокогорному климату и плодородным почвам. Провинция Юньань входит в «Золотой кофейный пояс Земли». В 2023 году произвели 146 тысяч тонн плодов кофейного дерева. На протяжении нескольких десятилетий юньаньский кофе сбыл недорогим сырьем для известных брендов.