Слово Эксперта
Импорт

Импорт-2019: ужесточения на таможне, усиление контроля за сертификацией, маркировка товаров… Что дальше?

Автор: Алексей Чернышев, коммерческий директор компании AKFA
За последние два года произошли кардинальные изменения в регуляторной сфере. Действия, проводимые государством, остро затрагивают компании, деятельность которых связана с внешней торговлей и импортом товаров в Россию. Вот только некоторые из этих изменений.
НДС повышен с 18% до 20%.
Банки стали выполнять «фискальную» функцию. Как известно, уже некоторое время банки следят (в дополнение к контролю со стороны государства), чтобы деньги за рубеж по международным операциям уходили только по строго подтвержденным контрактам;
Произошло объединение электронных баз ФТС и Налоговой службы. Значительно усилен контроль на таможне за импортом товаров в РФ. Девиз: все, абсолютно все полагающиеся сборы и налоги, до копейки, должны поступать в бюджет! Даже больше: таможня все чаще и чаще «абонирует» в бюджет «круглые» суммы таможенного обеспечения на время проверки достоверности данных.
Какие же риски ждут торговый бизнес, завязанный на импорт, в 2019-2020-х годах?
Для тех компаний, которые все прошедшие годы находились в «сером» поле импорта и чувствовали себя вполне комфортно, с введением онлайн-касс и системы АСК НДС появилась реальная угроза бизнесу. Последнюю версию АСК НДС вообще можно смело назвать «убийцей налоговых схем»: эта система автоматически отследит весь путь товара и цепочку продавцов-посредников от производителя до конечного потребителя. Но отмечу, что только АСК НДС все не ограничится! Следующий шаг, который уже сделан — это маркировка определенных групп товаров и ужесточение испытаний при сертификации товаров.
Государство фактически признало свою неспособность прекратить «серый» импорт старыми методами и вводит новый инструмент контроля — маркировку товаров. При этом расходы на маркировку ложатся на бизнес и конечного покупателя.
Темпы роста IT в стране и мире — гигантские. Мир становится «прозрачнее» с каждым днем, и это касается не только личной жизни, но и бизнес-процессов коммерческих структур. Как следствие — полная прозрачность торговых и импортно-экспортных операций в течение ближайших нескольких лет! Увеличивается «прозрачность», упрощается контроль — и в разы увеличиваются риски выявления различного рода нарушений таможенного и прочих законодательств (валютного, налогового, технического регулирования и пр.), в том числе даже после «выпуска» товаров! Выявление нарушений ведет к значительным финансовым и имиджевым потерям компаний, вплоть до, увы, полной потери бизнеса.
Кажется, что я сгущаю краски? Совсем нет! Посмотрите практику последнего года, с которой ежедневно сталкиваются компании-импортеры, таможенные представители и органы по сертификации. И вы увидите сотни возбужденных административных дел, миллионы замороженных рублей таможенного обеспечения, множество закрытых органов по сертификации!

Последние месяц-два появились компании, активно предлагающие участникам ВЭД новую услугу «Проверка соблюдения процедуры соответствия», суть которой — проверка уже имеющихся сертификатов соответствия/деклараций соответствия с точки зрения формально-логического контроля и проверка на соответствие требованиям технических регламентов с точки зрения соблюдения всех процедур. Забавно, но стоимость этих услуг дороже, чем стоимость самих проверяемых документов качества!

Итак, перед собственниками остро встает вопрос: как организована внешнеторговая деятельность у меня? Какие существуют угрозы для моей компании и что мне делать, чтобы их избежать?
Решение есть. Для этого необходимо найти специалиста, который:
  • сможет профессионально провести аудит всей внешнеэкономической деятельности компании;
  • выстроит правильную систему постоянной профессиональной подготовки сотрудников предприятия в сфере ВЭД;
  • организует взаимодействие с государственными органами;
  • будет регулярно анализировать правоприменительную практику компании, отрасли и конкурентов, готовить аналитику о происходящих и планируемых изменениях в сфере ВЭД для корректировки стратегии развития компании;
  • и, главное: будет координировать деятельность всех подразделений и служб, так или иначе участвующих во внешнеэкономической деятельности, таких как отделы ВЭД, логистики, юридический и финансовый отделы.
Кто же этот супергерой и где его найти? На мой взгляд, это может быть не только сторонняя компания на аутсорсинге, но и собственный сотрудник в штате. Думаю, в большинстве случаев на такие должности будут приходить специалисты с опытом работы во внешнеэкономической деятельности, в таможне/с таможней и имеющие навыки системного мышления. Сложность в том, что рынок таких узкопрофильных экспертов не сформирован и только зарождается. Но предпосылки есть, а значит, собственникам внешнеторговых компаний, чтобы быть успешными завтра, надо уже сегодня находить (или готовить) подобных специалистов!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Экспорт
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
Таможня
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Импорт
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.

Редакция
С Днем народного единства!
Фото с сайта files-shop.ru

Дорогие читатели!

Поздравляем вас с Днем народного единства! Этот праздник символизирует силу России, сплочtнность народа и важность взаимопонимания между культурами и странами. В наше время, когда международная торговля и сотрудничество играют важную роль в развитии бизнеса, единство и поддержка партнеров становятся залогом успеха для всех.

Желаем вам крепкого здоровья, стабильного роста и новых горизонтов в торговле между Россией и Китаем. Пусть взаимное сотрудничество приносит только выгоду и способствует укреплению дружбы между нашими народами.

С праздником единства и сплоченности!

Анатолий Якимов
Китайские тренды октября 2025: лучшие гаджеты, мода и электроника для России
Фото с официального сайта Huawai

В октябре 2025 года на китайских маркетплейсах продолжают подтверждаться тренды, которые формируют спрос среди российских потребителей. В основе популярности лежит сочетание доступных цен, высокого качества и актуальности товаров, что способствует их активным продажам как через онлайн-платформы, так и в офлайн-ритейле.

Анатолий Якимов
Минпромторг перенес новые правила утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг официально перенес введение новых правил расчета утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года. Ранее планировалось начать их применение с 1 ноября.

Анатолий Якимов
Торговля АПК между Россией и Китаем выросла на 15% за три квартала 2025 года
Фото с официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ

В ходе рабочего визита в Китай министр сельского хозяйства России Оксана Лут провела переговоры с министром сельского хозяйства и сельских дел Китайской Народной Республики Хань Цзюнем. Главной темой стало развитие сотрудничества в аграрной сфере, которое демонстрирует уверенный рост.

Анатолий Якимов
Российское мороженое в Китае: рекордный экспорт 2025 года и регионы поставок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

30 октября 2025 года в Томске инспектор Россельхознадзора оформил документы для отправки очередной партии российской продукции — 15,84 тонны мороженого, что увеличило общий объем экспорта с начала года до 120,74 тонны. Этот показатель в 1,9 раза превышает аналогичный период 2024 года – 64 тонны.