Елена Венгерская
Таможня

Инновации сертификации: как приспособиться и выжить

Из всех областей ВЭД одной из самых «горячих» тем сейчас является рынок сертификации, на котором уже произошли и еще произойдут кардинальные изменения. О том, с чем столкнулись участники ВЭД и с чем им только предстоит столкнуться, рассказывает специалист по сертификации АО «ВЭД Агент», компании-лидера по агентированию ВЭД за Уралом, Ольга Указова. Специалистом по сертификации Ольга стала десять лет назад, и это весомый опыт.
СL: Какие изменения произошли на рынке сертификации в 2020-2021 годах?
Ольга Указова: В 2020 году как таковых изменений не было, шла интенсивная подготовка участников рынка сертификации к большим изменениям начала 2021 года. Они не заставили себя ждать: основные изменения на рынке сертификации произошли с 1 января 2021 года. Теперь заявитель сам регистрирует декларацию о соответствии, выгружает ее в реестр на сайте «Госуслуги» через личный кабинет. У всех участников ВЭД здесь возникает множество вопросов. Буквально только что клиент сообщил мне, что столкнулся с тем, что зарегистрировался на сайте «Госуслуг», ЭЦП есть, вроде бы все правильно оформил. Но когда заходит в личный кабинет — система выдает ошибку. У нас есть инструкция по регистрации и действиям в этом случае: необходимо добавить определенные программы, установить плагины. Далеко не все так просто, как кажется. Есть некоторые трудности, с которыми придется столкнуться, привыкнуть к этой системе, обкатать ее. И дальше все пойдет, как по маслу.
СL: Но пока люди будут осваивать новый функционал, путаться при выгрузке данных, будет увеличиваться количество штрафных санкций в отношении них. Ведь, например, далеко не каждый знает, по каким ГОСТам нужно проводить испытания той или иной продукции.
Ольга Указова: Это вполне логично. Когда заявитель раньше обращался за оформлением документов, он особо не вникал в детали, полагаясь на знания эксперта. Соответственно, какие-то моменты, например, те же ГОСТы для испытаний, никогда не возникали в поле его зрения, они ничего не знал про это. Поэтому заполняя сейчас форму в программе, заявитель должен будет окунуться в те же ГОСТы. Лаборатория не берет на себя ответственность за прописывание пунктов, на которые необходимо испытать товар. Заявитель сам должен в заявлении на испытания указать, на что именно необходимо провести испытания. И вот здесь загвоздка: заявитель, особенно при импорте товара, зачастую просто не знает, на что именно нужно его испытать. Не знает, какие пункты он должен прописывать. А у каждого техрегламента есть свой большой перечень ГОСТов.
СL: И ведь это не единственная трудность, с которой может столкнуться заявитель при самостоятельной выгрузке данных?
Ольга Указова: Очень важно правильно загрузить все необходимые документы. Если до Нового года мы заверяли и загружали в реестр копии документов, то с этого года необходимо подписывать загружаемые документы ЭЦП. Но сейчас на сайте пока еще нет поля для того, чтобы загрузить сертификат на ЭЦП, доказывающий ее легитимность. Видимо, такое поле разрабатывается. Поэтому сейчас кто-то по старинке заверяет копии и выгружает их в реестр, кто-то заверяет документы ЭЦП и просто выгружает их. Если потом потребуют сертификат на ЭЦП, то заявитель, видимо, его предоставит. В данном случае, считаю, что представители Росаккредитации должны дать рекомендации.
СL: Чем грозит выгрузка копий?
Ольга Указова: Могут приостановить декларацию, написать уведомление, что у вас есть незначительные нарушения, которые необходимо исправить, перевыпустив декларацию. Соответственно, когда опция по предоставлению сертификата на ЭЦП появится, можно будет старую декларацию отменить, а новую выгрузить заново.
СL: А нет никаких методичек по выгрузке деклараций?
Ольга Указова: Заполнение декларации в программе очень схоже с заполнением таможенной декларации. То, как заполнять поля, понятно на интуитивном уровне. Понятно, какую цифру, слово написать, где поставить галочку… Особой необходимости в инструкции нет.
С этого года также появятся поля, где необходимо будет проставлять коды GLN и GTIN. (При регистрации декларации заявитель обязан указать код GLN производителя и код GTIN (штрих-код) на товар. Получение данных кодов осуществляется через международную организацию GS1. Ее представительство есть в каждой стране. Услуга платная. Информацию об этих кодах можно найти в свободном доступе посредством интернета). Предполагалось, что уже с 1 января заявитель будет обязан прописывать эти коды. Но так как было очень много запросов в Росаккредитацию, много непонимания от заявителей, Росаккредитация выпустит приказ о переходном периоде. Сейчас готовится проект.
СL: Остается только необходимость доработки программы…
Ольга Указова: Росаккредитация этим занимается. Самый важный момент в том, чтобы правильно подобрать стандарты для испытания, правильно провести испытания.
СL: Здесь как раз будут штрафовать?
Ольга Указова: Росаккредитация будет проверять и контролировать большую часть деклараций, чтобы выяснить, насколько серьезно подходят к этому вопросу заявители, начинают ли вникать в суть или действуют по принципу «и так сойдет». Если будут какие-то совсем грубые нарушения, то, конечно, возможны и штрафные санкции. Но до наложения штрафа заявитель получит уведомление, что ему необходимо аннулировать декларацию, отправив в архив, и переоформить документы. Если вопрос кроется в ошибке с проведением испытаний, то придется заново проводить испытания, правильно выбирать пункты испытаний. А если нарушения незначительные, например, неправильно выгружен документ, не думаю, что дойдет до штрафов. Просто будут приходить уведомления, в соответствии с которыми заявитель должен будет аннулировать декларацию и повторно выгрузить ее правильно.
СL: Есть ли какая-то возможность заказать услугу по регистрации на сайте «Госуслуг» декларации о соответствии?
Ольга Указова: Да, органы по сертификации сейчас уходят в этом вопросе на аутсорсинг. Эксперт у себя в программе заполняет макет декларации, согласовывает этот макет с клиентом. Эксперт прописывает все необходимые ГОСТы, так как он компетентен в этом вопросе. После согласования через канал «Госуслуг» эксперт отправляет заявителю декларацию через его ИНН. Заявитель заходит в личный кабинет, видит эту декларацию. Макет будет выделен серым как неактивный. После этого заявитель подгружает свою ЭЦП и нажимает на кнопку «Выгрузить в реестр». Заявитель выгружает в реестр полностью готовую декларацию со всеми подкрепленными экспертом документами.
Соответственно, эта услуга также является платной. Если раньше мы платили по одному счету за испытания и регистрацию декларации, то сейчас будем платить по двум счетам: отдельно за испытания, отдельно — за подготовку декларации к выгрузке в реестр.
СL: Многим, конечно, удобнее будет заказать такую услугу. Но большинство, наверное, научатся?
Ольга Указова: Да, со временем заявители освоят регистрацию деклараций. Тем, кто импортирует узкий ассортимент товаров, например, ту же посуду, это будет сделать проще всего. Но в первое время большинство будет обращаться к экспертам.
Сейчас также готовится проект о том, чтобы за выгрузку декларации платить пошлину. Скоро выйдет приказ, где такая пошлина будет прописана. Также будет прописана пошлина за выгрузку сертификатов о соответствии в реестр.
Плюс сами испытания также вырастут в цене. Потому что сейчас все будут дорожить своей аккредитацией в связи с тем, что очень сильно подчищен реестр аккредитованных лиц.
СL: Давайте поговорим об этой чистке. Говорят, где-то 25 января будет опубликован окончательный список органов по сертификации и лабораторий, включенных в национальную часть реестра, и он будет сильно сокращен…
Ольга Указова: Росаккредитация уже давно неофициально запланировала почистить рынок. Так как появилось очень много органов по сертификации и лабораторий по России. Достаточно сложно отслеживать и контролировать их деятельность. Поэтому было принято решение почистить рынок, подтянуть всех поближе к Москве, оставить государственные организации. Тех, кто подальше от Москвы, решили закрыть. Знаю также, что из национальной части убрали органы, которые в последнее время занимались регистрацией деклараций и мало проводили работ по сертификации…
Окончательный итог пока неясен, ждем публикации списка. Многие партнеры, с которыми я работаю, готовятся к тому, чтобы все же попасть в национальную часть, выясняют причины, по которым их исключают. Планируют подтвердить правильность своей деятельности, возможности и желание работать по-новому.
Вся деятельность органов сертификации и лабораторий, на самом деле, всегда доступна для контроля Росаккредитации. Все документы, все процедуры — доступны в открытом виде. Каждый год орган по сертификации, испытательная лаборатория проходят плановый инспекционный контроль. Могут проводиться также и внеплановые проверки. Большинство организаций, особенно крупные, дорожат этим и, соответственно, всегда открыты. Конечно, в работе любой организации, при большом желании, всегда можно найти ошибки. Но среди них всегда есть ошибки, на которые можно просто указать, чтобы организации могли их исправить, но по какой-то неясной причине этого не делается.
СL: Почему организации так борются за включение в национальную часть? И останутся ли сертификаты и декларации действующими после того, как организацию выбросят из национальной части?
Ольга Указова: С сертификатами и декларациями ничего не произойдет, они все останутся действующими. Но если орган по сертификации либо лаборатория не находятся в национальной части, они не имеют право проводить испытания либо сертифицировать продукт в части техрегламентов ТС. А такие продукты составляют основную долю на рынке сертификации. За ее пределами остается очень мало продукции.
Любой орган мы можем проверить по реестру. Смотрим поле «включение в национальную часть», и там будет статус, включен или исключен. И если исключен, то с этим органом по сертификации или лабораторией мы уже работать не сможем. После этого идем искать тех, кто включен.
СL: Когда организаций на рынке останется меньше, их услуги будут дороже?
Ольга Указова: Прайс на услуги поднимается каждый год. Когда испытательных лабораторий останется меньше, нагрузка на них увеличится. Увеличатся сроки ожидания испытаний. Ждать протокола испытаний придется дольше. Сейчас минимальный срок для несложных товаров — 14 рабочих дней. А если говорить об автозапчастях, то там сроки могут быть и три месяца. А так сроки могут растянуться и до полугода.
Удорожание тоже будет. Есть, например, лаборатории, которые занимаются закупкой очень дорогого оборудования. А его нужно еще привезти. Лаборатории рассчитывают рентабельность и поднимают цены на испытания. Плюс лаборатории и органы по сертификации понимают, что их становится все меньше и меньше и они вправе поднять цены. К сожалению, нет вышестоящего органа, который мог бы регулировать тему с ценами. Поэтому в разных лабораториях за одни и те же испытания разница в ценах иногда может быть довольно большой.
СL: Какие еще ужесточения в сфере сертификации ожидаются в 2021 году?
Ольга Указова: Есть моменты, которые касаются сертификатов о соответствии. Потребуется выгрузка в реестр абсолютно всех документов, начиная от акта анализа производства и всех подтверждающих документов, что эксперт действительно выезжал на производство и проводил оценку его состояния.
С 1 апреля 2021 года будет взиматься пошлина за внесение сертификата соответствии во ФГИС. Скорее всего, введению пошлины за выгрузку деклараций тоже приурочат к этой дате.
С 1 августа 2021 года в заявлении на сертификацию будет необходимо указывать код GLN производителя.
СL: Действительно, это очень сложная среда. Скажите, какие преимущества дает в этих условиях заказ услуги по сертификации в компании «ВЭД Агент»?
Ольга Указова: Как я уже сказала, мы тщательно подбираем и проверяем лабораторию, которая будет проводить испытания, смотрим, включена ли она в национальную часть. Обязательно выясняем условия и качество работы во время переговоров. Конечно, когда продукт необычный, приходится заниматься и поиском новой лаборатории, по реестру. В реестре, как правило, есть вся информация, все контакты. Я общаюсь с новой лаборатории, задаю свои вопросы, формулирую запросы и в диалоге с лабораторией выясняю, подходит она нам или нет.
Что касается органов по сертификации, мы работаем только с очень крупными игроками рынка, с группами компаний, включающими несколько органов по сертификации. И у каждого такого органа — своя область аккредитации, свои регламенты. Где-то они перекликаются, а где-то — нет. Вместе они закрывают все поле сертификации. Если какой-то из органов по какой-то причине будет исключен из национальной части, то обязательно у той же группы компаний найдется другой орган сертификации, включенный в национальную часть. Когда-мы приступаем к работе по сертификации, я всегда спрашиваю, в каком ОС будет проходить оформление. И тут же проверяю историю этого органа, как они работали до этого.
СL: Спасибо большое за интересную информацию. Будем следить за развитием событием по окончательному списку организаций, включенных в национальную часть. Как только новая информация появится, можем ли мы обратиться к Вас за комментарием?
Ольга Указова: Да, конечно, я отвечу на все вопросы, обращайтесь!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Новый выставочный центр открыли в Пекине
Фото с сайта «Женьминь Жибао Онлайн»

36-я Китайская международная выставка продуктов и оборудования автосервиса и Китайская выставка технологий, запчастей, и услуг для транспортных средств на новых источниках энергии в этом году пройдет в новом выставочном и конференц-центре Шоуду. Об этом сообщает сайт «Женьминь Жибао Онлайн».

По информации источника, это крупнейшая и наиболее функциональная площадка для проведения выставок и конференций в Пекине. Выставочная площадь – 210 тысяч квадратных метра, конференц-пространство – 15 тысяч квадратных метров. Всего на территории центра открыто девять выставочных залов площадью около 23 000 квадратных метров. Передвигаться по центру удобно и комфортно, так как он полностью оборудован современной системой навигации, которая включает электронные информационные табло и… роботов-ассистентов.

Анатолий Якимов
Логистика
Иностранные разрешения в Забайкальске не будут выдавать три дня
Фото пресс-службы Читинской таможни

В течение трех дней, с 25 по 28 февраля разрешения на перевозку грузов в Китай не будут выдавать на территории поселка Забайкальск. Об этом рассказали в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков.

По информации источника, выдача китайских разрешений не будет производиться в связи с отпуском сотрудника.

Анатолий Якимов
Импорт
2,3 миллиона китайских автомобилей зарегистрировано в России
Фото с сайта wikipedia.org

Агентство «Автостат» подготовило отчет о парке транспортных средств России. По данным статистики каждый пятый автомобиль, зарегистрированный в России – китайского производства.

На 1 января 2025 года в России насчитывалось 2,336 миллиона автомобилей, которые были выпушены в КНР. Это 5% от всех зарегистрированных легковых машин в России.

Редакция
С Днем защитника Отечества!
Фото с сайта pixabay.com

Дорогие мужчины!

Поздравляем вас с Днем защитника Отечества!

Ваша работа — это пример надежности, стратегического мышления и умения находить решения даже в самых сложных логистических задачах. Пусть каждый груз из Китая или обратно приходит точно в срок, проекты воплощаются без помех, а в жизни вас сопровождают здоровье, энергия и благополучие.

Спасибо, что ведете нас к успеху!

Анатолий Якимов
Доля автомобильных перевозок между Россией и Китаем выросла на 70% в 2024 году
Фото с сайта unsplash.com

Вице-премьер России Марат Хуснуллин рассказал о востребованности трассы «Меридиан», которая пройдет по восьми регионам РФ и соединит Белоруссию и Казахстан. Магистраль проектируют Российская холдинговая компания и Сhina National Chemical Engineering & Construction Corporation Seven. Протяженность автодороги 2 000 километров. Самый длинный участок будет проходить по территории Саратовской области.

Марат Хуснуллин заявил о большой востребованности в этой трассе. Об этом сообщает ТАСС.

– Вообще, я считаю, что проект автомобильной дороги «Меридиан» перспективный. Мы видим рост автомобильных перевозок. По последним оперативным данным, доля перевозок автомобильным транспортом с Китаем увеличилась за 2024 год на 70%, – пояснил вице-премьер.

Он добавил, что Правительство России будет поддерживать проект и строительство трассы «Меридиан». Но это зависит от финансовых возможностей инвестора. 

Анатолий Якимов
Сельскохозяйственный коммерческий банк Суйфэньхэ не принимает платежи через ВТБ Шанхай
Фото с сайта farpost.ru

Эта неделя началась с неприятностей в оплатах за поставки китайских товаров из России. Сельскохозяйственный коммерческий банк Суйффэньхэ – Rural commercial bank of Suifenhe в воскресенье, 16 февраля разослал сообщения клиентам о запрете на входящие и исходящие переводы платежей, если в цепочке присутствует ВТБ-Шанхай. Если запрет будет нарушен, то может произойти отключение интернет-банка.

Эксперты связывают это решение с невозможностью отследить корректного поступления и отправки денежных средств в Китай со всеми возможными негативными последствиями. При этом 70-80% платежей проходят через платежных агентов.

– На клиентов АО «ВЭД Агент» данное решение никак не отразится. Большинство платежей проводится через платежных агентов, либо ВТБ Шанхай – конечная точка в цепочке платежей, – отметила бухгалтер-операционист, валютный контролер АО «ВЭД Агент» Елена Субботина.

Анатолий Якимов
225 тысяч грузовых автомобилей оформили таможенники на МАПП «Забайкальск» на границе с Китаем
Фото пресс-службы Читинской таможни

В 2024 году через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск» проследовало 225 061 грузовых автомобилей. Об этом сообщила пресс-секретарь Читинской таможни Марина Бойко.

По информации ведомства, рост пропуска грузовых транспортных средств на МАПП «Забайкальск» в регионе деятельности Читинской таможни в 2024 году вырос в 1,6 раза по сравнению с 2023 годом.

На въезд в Россию таможенники оформили 136 853 транспортных средства, на выезд из РФ – 88 208. Грузооборот через Международный автомобильный пункта пропуска в прошлом году составил 2,5 миллиона тонн. Импорт в Россию вырос в 1,4 раза, экспорт из РФ – в 3,5 раза, по сравнению с 2023 годом.

Анатолий Якимов
Элитный кофе из Китая можно купить в России
Фото с сайта unsplash.com

Юго-западная провинция Китая Юньань занимает лидирующие позиции кофейной индустрии страны. За несколько лет кофейные предприятия преобразились из поставщиков кофейных зерен зарубежным компаниям до полноценного производства кофе премиум-класса. Это стало возможным благодаря взаимодействию местных властей с предпринимателями.

В провинции Юньань выращивают кофе рода «Арабика» высочайшего качества. Первые зерна здесь вырастили в начале XIX века. Сейчас здесь сосредоточено 98% производства кофе. И все это благодаря уникальному высокогорному климату и плодородным почвам. Провинция Юньань входит в «Золотой кофейный пояс Земли». В 2023 году произвели 146 тысяч тонн плодов кофейного дерева. На протяжении нескольких десятилетий юньаньский кофе сбыл недорогим сырьем для известных брендов.

Анатолий Якимов
Металлы в обмен на оборудование: какую пользу принесет создание бартерной биржи
Фото с сайта unsplash.com

В России планируют создать бартерную биржу. Цифровая платформа настроена на поиск партнеров в дружественных странах. С идеей выступило Министерство экономического развития РФ.

«В настоящее время Минэкономразвития России находится на этапе разработки предложения по созданию международной бартерной биржи — специализированной цифровой платформы, которая облегчает поиск контрагентов для совершения бартерных сделок между российскими компаниями и компаниями из дружественных стран» – цитирует РБК сообщение ведомства.

Анатолий Якимов
3,5 миллиона грузов перевезли по железной дороге через пограничные переходы с Китаем
Фото Анатолия Якимова

Перевозка экспортно-импортных грузов по железной дороге через пограничные переходы с Китаем в январе 2025 года составила 3,5 миллиона тонн. Это на 9,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года 2024 года. Такие данные предоставили в АО «Российские железные дороги».

По информации ведомства, объем импорта составил 251,4 тысячи тонн, что на 11,3% больше, чем в аналогичном периоде 2024 года; экспорта – 3,3 миллиона тонн, что на 8,9% больше.