Павел Бажанов
Финансы

Как обжаловать действия налоговых органов в Китае

Как и в других странах, налоговые органы в Китае могут ошибаться при вынесении решений, связанных со сборов налогов и начислением штрафов. В этом случае у налогоплательщика есть возможность обжаловать вынесенное решение в вышестоящем налоговом органе.

Какие решения можно обжаловать?

По действующим правилам обжалование применяется для следующий решений налоговых органов: а) решения, имеющие отношение к сбору налогов, включая: определение налогоплательщика (круга налогоплательщиков), объекта налогообложения, предела применения налога, применения налоговых льгот, возмещения и зачета налогов, определения применяемой налоговой ставки, определение налоговой базы, определение этапа сбора налога, срока и места уплаты налога, определение способа уплаты налога, начисление пени; включая решения об удержании и сборе налогов, предпринятые налоговыми агентами и уполномоченными сборщиками налогов; б) решения выдаче лицензий, разрешений и других документов; в) решения, связанные с принудительным взысканием задолженности; г) решения о применении административных наказаний в сфере налогообложения. Кроме того, налогоплательщик может обратиться в вышестоящий налоговый орган для обжалования запрета на выезд за рубеж (если такое решение было принято в связи с задолженностью по налогам) и понижения уровня кредитоспособности в налоговых органах (из-за ранее допущенных нарушений).
Если обжалуемое действие имеет отношение к сбору налогов, то налогоплательщик обязан пройти процедуру обжалования решений в административном порядке до обращения в суд. В остальных случаях налогоплательщик может по собственному усмотрению выбрать: обращаться в суд или подать заявление на пересмотр решения налогового органа.
Одновременно с действиями налоговых органов налогоплательщики могут обжаловать законность нормативных правовых актов, на которых данные действия основаны. Вместе с тем, в КНР оспорить можно только нормативные правовые документы, принятые Главным государственными налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР), другими ведомствами Госсовета, местными народными правительствами и налоговыми органами на местах. Оспорить действительность основной массы нормативных правовых актов в КНР не получится.

Кто может подать жалобу?

По общему правилу лицом, которое подает заявление, является налогоплательщик, чьи права были нарушены: а) если решением налогового органа были нарушены права гражданина, то заявителем является гражданин; б) если решением были нарушены права организации, то заявителем является организация (организацию может представлять ее законный представитель или уполномоченный представитель). При рассмотрении массовых споров (заявлений, в которых более пяти человек являются истцами) данные лица обязаны выбрать от одного до пяти представителей, которые будут участвовать в административном пересмотре.

Кто будет являться ответчиком?

Ответчиком в деле является налоговый орган, который вынес оспариваемое решение. Если оспариваемое решение вынесено организацией, которая взимает налоги в качестве налогового агента или уполномоченным сборщиком налогов (то есть, удерживает с налогоплательщиков и перечисляет в бюджет суммы налогов в силу закона или по поручению налогового органа), то ответчиком в деле будет являться налоговый орган, которому подведомственен налоговый агент или уполномоченный сборщик налогов.
Истец (лицо, подающее заявление об административном пересмотре) может назначить одного или двух представителей для участия в разбирательстве. Для представления интересов истец должен выдать им доверенность. В свою очередь, ответчик не вправе поручать представление интересов любому лицу помимо сотрудников налогового органа, вынесшего оспариваемое решение.

Срок давности

Срок давности для обжалования решений составляет 60 дней с момента, в который истцу стало известно (или должно стать известно) о решении налогового органа, нарушающем его права. Если оспариваемое решение принято без уведомления истца, то срок давности исчисляется с момента уведомления истца налоговым органом. Если при этом ответчик может доказать, что решение было известно истцу, то срок давности исчисляется со дня, в который истцу стало известно об оспариваемом решении.

Кто рассматривает жалобы

По общему правилу рассмотрение жалоб на решения налоговых органов проводится вышестоящими налоговыми органами: например, если оспариваемое решение вынесено управлением уезда или городского района, то рассмотрением жалобы будет заниматься управление города, в составе которого находится соответствующий уезд или городской район. Если решение вынесено налоговой инспекцией или другим подразделением налогового органа, то рассмотрением жалоб будет заниматься налоговое управление, в составе которого находится налоговая инспекция или соответствующее подразделение.
Если оспариваемое решение вынесено налоговым органом, который прекратил свое существование (после реорганизации местных налоговых органов в КНР были ликвидированы все управления по центральным налогам и управления по местным налогам), рассмотрение жалоб проводится налоговым органом, который является вышестоящим по отношению к налоговому органу, продолжающему выполнять функции ликвидированного. Например, если оспариваемое решение было вынесено управлением по центральным налогам городского района, то административный пересмотр будет проводиться налоговым управлением города.

Как проводится рассмотрение жалоб?

Для начала необходимо подать заявление о пересмотре решения налогового органа. Оно может быть подано в печатной или электронной форме и должно содержать обстоятельства дела, а также определенные требования и доводы. Налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалоб, в течение 5 дней проводит формальную проверку заявления и принимает решение о приеме заявления к рассмотрению или отказе. Отказ возможен если: а) срок подачи заявления истек; б) в заявлении не указаны все необходимые сведения об истце и ответчике; в) истец не является заинтересованным лицом в деле; г) в заявлении отсутствуют требования истца; д) рассмотрение заявления находится в компетенции другого государственного органа. В последнем случае налоговый орган обязан сообщить истцу о его праве на подачу заявления в другой госорган.
Если заявление было принято к рассмотрению, в течение 7 дней налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалобы, обязан направить копию заявления или протокол со сведениями в налоговый орган, являющийся ответчиком по делу. Данный налоговый орган обязан в течение 10 дней с дня получения копии или протокола направить письменный ответ, а также предоставить доказательства, основания и другие материалы, подтверждающие обоснованность решения.
Рассмотрение заявления проводится не менее чем двумя сотрудниками и обычно представляет собой изучение письменных материалов, предоставленных истцом и ответчиком. По требованию истца или при необходимости орган административного пересмотра может заслушать мнения истца, ответчика и третьих лиц. При рассмотрении сложных и значительных дел могут проводиться слушания.
В процессе рассмотрения жалоб допускается проведение медиации и заключение мирового соглашения по вопросам: а) применения налоговым органом дискреционных полномочий (например, определения конкретной суммы штрафа, вменения налогов); б) определения административных компенсаций; в) определения суммы поощрения; г) проведения разбирательств по другим вопросам, в которых разумно проводить медиацию. Если стороны приходят к согласию, то они обязаны предоставить проект мирового соглашения, которое утверждается налоговым органом, ответственным за рассмотрение жалоб. Мировое соглашение не может нарушать публичные интересы, а также права и законные интересы других лиц.

Вынесение решения

Налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалоб, обязан принять решение в течение 60 дней со дня приема заявления к рассмотрению. При возникновении сложностей с вынесением решения срок рассмотрения может быть продлен с разрешения руководителя, но не более чем на 30 дней. По результатам может быть принято одно из следующих решений:
1) если изначальное решение соответствует закону и вынесено без нарушений, то принимается решение о сохранении изначального решения налогового органа;
2) если в изначальном нарушении существует ошибка в применении права, нарушена процедура принятия решения, решение выходит за пределы полномочий или со злоупотреблением полномочиями, то в зависимости от обстоятельств может быть принято решение об отмене изначального решения, внесении изменений в изначальное решение или решение о признании изначального решения противоправным.
Если налоговый орган не участвует в разбирательстве и (или) не предоставляет доказательства законности принятого им решения, при рассмотрении жалобы изначальное решение должно быть отменено.
В случае несогласия с результатами рассмотрения жалоб в административном порядке можно обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проводиться по правилам, предусмотренным Административным процессуальным кодексом КНР.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
20 лет ВЭД Агент: достижения, вызовы и стратегия на 2026 год
Фото АО «ВЭД Агент»

В преддверии 2026 года управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев подвел итоги юбилейного года 20-летия компании. Результаты впечатляют: численность персонала выросла до 150 сотрудников, а финансирования импорта для клиентов до 1 миллиарда рублей. Как изменится логистика из Китая, таможенное оформление через «зеленый коридор» и экспорт в КНР? О вызовах замедления экономики, автоматизации ВЭД услуг, запрете карго из Китая и стратегии стать топ-3 оператором — в эксклюзивном интервью для Chinalogist.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай вводит экспортные лицензии на сталь с 2026 года: что это значит для России
Фото с сайта freepik.com

Министерство коммерции КНР 12 декабря объявило о введении лицензий на экспорт стали с 1 января 2026 года. Эта мера может ограничить поставки из Китая, что поддержит восстановление мировых и российских цен на сталь с текущих минимумов. Аналитики прогнозируют улучшение конъюнктуры в отрасли к 2027 году, сохраняя нейтральный взгляд на акции российских сталеваров в среднесрочной перспективе

Анатолий Якимов
Импорт
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до конца 2026 годак
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Таможня
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.

Анатолий Якимов
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.

Анатолий Якимов
Россия и Китай расширили автоперевозки опасных грузов: список вырос до 154 позиций
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай активизируют сотрудничество в автоперевозках опасных грузов, что напрямую поддержит растущий товарооборот между странами. С 16 октября 2025 года вступили в силу изменения в Соглашении между Минтрансом РФ и Минтрансом КНР от 11 октября 2021 года. Протокол к нему подписали министры Роман Старовойт и Ли Сяопэн 8 июля 2025 года в Тяньцзине во время российско-китайского транспортного форума.

Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.