Павел Бажанов
Финансы

Как обжаловать действия налоговых органов в Китае

Как и в других странах, налоговые органы в Китае могут ошибаться при вынесении решений, связанных со сборов налогов и начислением штрафов. В этом случае у налогоплательщика есть возможность обжаловать вынесенное решение в вышестоящем налоговом органе.

Какие решения можно обжаловать?

По действующим правилам обжалование применяется для следующий решений налоговых органов: а) решения, имеющие отношение к сбору налогов, включая: определение налогоплательщика (круга налогоплательщиков), объекта налогообложения, предела применения налога, применения налоговых льгот, возмещения и зачета налогов, определения применяемой налоговой ставки, определение налоговой базы, определение этапа сбора налога, срока и места уплаты налога, определение способа уплаты налога, начисление пени; включая решения об удержании и сборе налогов, предпринятые налоговыми агентами и уполномоченными сборщиками налогов; б) решения выдаче лицензий, разрешений и других документов; в) решения, связанные с принудительным взысканием задолженности; г) решения о применении административных наказаний в сфере налогообложения. Кроме того, налогоплательщик может обратиться в вышестоящий налоговый орган для обжалования запрета на выезд за рубеж (если такое решение было принято в связи с задолженностью по налогам) и понижения уровня кредитоспособности в налоговых органах (из-за ранее допущенных нарушений).
Если обжалуемое действие имеет отношение к сбору налогов, то налогоплательщик обязан пройти процедуру обжалования решений в административном порядке до обращения в суд. В остальных случаях налогоплательщик может по собственному усмотрению выбрать: обращаться в суд или подать заявление на пересмотр решения налогового органа.
Одновременно с действиями налоговых органов налогоплательщики могут обжаловать законность нормативных правовых актов, на которых данные действия основаны. Вместе с тем, в КНР оспорить можно только нормативные правовые документы, принятые Главным государственными налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР), другими ведомствами Госсовета, местными народными правительствами и налоговыми органами на местах. Оспорить действительность основной массы нормативных правовых актов в КНР не получится.

Кто может подать жалобу?

По общему правилу лицом, которое подает заявление, является налогоплательщик, чьи права были нарушены: а) если решением налогового органа были нарушены права гражданина, то заявителем является гражданин; б) если решением были нарушены права организации, то заявителем является организация (организацию может представлять ее законный представитель или уполномоченный представитель). При рассмотрении массовых споров (заявлений, в которых более пяти человек являются истцами) данные лица обязаны выбрать от одного до пяти представителей, которые будут участвовать в административном пересмотре.

Кто будет являться ответчиком?

Ответчиком в деле является налоговый орган, который вынес оспариваемое решение. Если оспариваемое решение вынесено организацией, которая взимает налоги в качестве налогового агента или уполномоченным сборщиком налогов (то есть, удерживает с налогоплательщиков и перечисляет в бюджет суммы налогов в силу закона или по поручению налогового органа), то ответчиком в деле будет являться налоговый орган, которому подведомственен налоговый агент или уполномоченный сборщик налогов.
Истец (лицо, подающее заявление об административном пересмотре) может назначить одного или двух представителей для участия в разбирательстве. Для представления интересов истец должен выдать им доверенность. В свою очередь, ответчик не вправе поручать представление интересов любому лицу помимо сотрудников налогового органа, вынесшего оспариваемое решение.

Срок давности

Срок давности для обжалования решений составляет 60 дней с момента, в который истцу стало известно (или должно стать известно) о решении налогового органа, нарушающем его права. Если оспариваемое решение принято без уведомления истца, то срок давности исчисляется с момента уведомления истца налоговым органом. Если при этом ответчик может доказать, что решение было известно истцу, то срок давности исчисляется со дня, в который истцу стало известно об оспариваемом решении.

Кто рассматривает жалобы

По общему правилу рассмотрение жалоб на решения налоговых органов проводится вышестоящими налоговыми органами: например, если оспариваемое решение вынесено управлением уезда или городского района, то рассмотрением жалобы будет заниматься управление города, в составе которого находится соответствующий уезд или городской район. Если решение вынесено налоговой инспекцией или другим подразделением налогового органа, то рассмотрением жалоб будет заниматься налоговое управление, в составе которого находится налоговая инспекция или соответствующее подразделение.
Если оспариваемое решение вынесено налоговым органом, который прекратил свое существование (после реорганизации местных налоговых органов в КНР были ликвидированы все управления по центральным налогам и управления по местным налогам), рассмотрение жалоб проводится налоговым органом, который является вышестоящим по отношению к налоговому органу, продолжающему выполнять функции ликвидированного. Например, если оспариваемое решение было вынесено управлением по центральным налогам городского района, то административный пересмотр будет проводиться налоговым управлением города.

Как проводится рассмотрение жалоб?

Для начала необходимо подать заявление о пересмотре решения налогового органа. Оно может быть подано в печатной или электронной форме и должно содержать обстоятельства дела, а также определенные требования и доводы. Налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалоб, в течение 5 дней проводит формальную проверку заявления и принимает решение о приеме заявления к рассмотрению или отказе. Отказ возможен если: а) срок подачи заявления истек; б) в заявлении не указаны все необходимые сведения об истце и ответчике; в) истец не является заинтересованным лицом в деле; г) в заявлении отсутствуют требования истца; д) рассмотрение заявления находится в компетенции другого государственного органа. В последнем случае налоговый орган обязан сообщить истцу о его праве на подачу заявления в другой госорган.
Если заявление было принято к рассмотрению, в течение 7 дней налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалобы, обязан направить копию заявления или протокол со сведениями в налоговый орган, являющийся ответчиком по делу. Данный налоговый орган обязан в течение 10 дней с дня получения копии или протокола направить письменный ответ, а также предоставить доказательства, основания и другие материалы, подтверждающие обоснованность решения.
Рассмотрение заявления проводится не менее чем двумя сотрудниками и обычно представляет собой изучение письменных материалов, предоставленных истцом и ответчиком. По требованию истца или при необходимости орган административного пересмотра может заслушать мнения истца, ответчика и третьих лиц. При рассмотрении сложных и значительных дел могут проводиться слушания.
В процессе рассмотрения жалоб допускается проведение медиации и заключение мирового соглашения по вопросам: а) применения налоговым органом дискреционных полномочий (например, определения конкретной суммы штрафа, вменения налогов); б) определения административных компенсаций; в) определения суммы поощрения; г) проведения разбирательств по другим вопросам, в которых разумно проводить медиацию. Если стороны приходят к согласию, то они обязаны предоставить проект мирового соглашения, которое утверждается налоговым органом, ответственным за рассмотрение жалоб. Мировое соглашение не может нарушать публичные интересы, а также права и законные интересы других лиц.

Вынесение решения

Налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалоб, обязан принять решение в течение 60 дней со дня приема заявления к рассмотрению. При возникновении сложностей с вынесением решения срок рассмотрения может быть продлен с разрешения руководителя, но не более чем на 30 дней. По результатам может быть принято одно из следующих решений:
1) если изначальное решение соответствует закону и вынесено без нарушений, то принимается решение о сохранении изначального решения налогового органа;
2) если в изначальном нарушении существует ошибка в применении права, нарушена процедура принятия решения, решение выходит за пределы полномочий или со злоупотреблением полномочиями, то в зависимости от обстоятельств может быть принято решение об отмене изначального решения, внесении изменений в изначальное решение или решение о признании изначального решения противоправным.
Если налоговый орган не участвует в разбирательстве и (или) не предоставляет доказательства законности принятого им решения, при рассмотрении жалобы изначальное решение должно быть отменено.
В случае несогласия с результатами рассмотрения жалоб в административном порядке можно обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проводиться по правилам, предусмотренным Административным процессуальным кодексом КНР.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.