Как обжаловать действия налоговых органов в Китае

Аналитика
19.10.20200

Как и в других странах, налоговые органы в Китае могут ошибаться при вынесении решений, связанных со сборов налогов и начислением штрафов. В этом случае у налогоплательщика есть возможность обжаловать вынесенное решение в вышестоящем налоговом органе.

Какие решения можно обжаловать?

По действующим правилам обжалование применяется для следующий решений налоговых органов: а) решения, имеющие отношение к сбору налогов, включая: определение налогоплательщика (круга налогоплательщиков), объекта налогообложения, предела применения налога, применения налоговых льгот, возмещения и зачета налогов, определения применяемой налоговой ставки, определение налоговой базы, определение этапа сбора налога, срока и места уплаты налога, определение способа уплаты налога, начисление пени; включая решения об удержании и сборе налогов, предпринятые налоговыми агентами и уполномоченными сборщиками налогов; б) решения выдаче лицензий, разрешений и других документов; в) решения, связанные с принудительным взысканием задолженности; г) решения о применении административных наказаний в сфере налогообложения. Кроме того, налогоплательщик может обратиться в вышестоящий налоговый орган для обжалования запрета на выезд за рубеж (если такое решение было принято в связи с задолженностью по налогам) и понижения уровня кредитоспособности в налоговых органах (из-за ранее допущенных нарушений).

Если обжалуемое действие имеет отношение к сбору налогов, то налогоплательщик обязан пройти процедуру обжалования решений в административном порядке до обращения в суд. В остальных случаях налогоплательщик может по собственному усмотрению выбрать: обращаться в суд или подать заявление на пересмотр решения налогового органа.

Одновременно с действиями налоговых органов налогоплательщики могут обжаловать законность нормативных правовых актов, на которых данные действия основаны. Вместе с тем, в КНР оспорить можно только нормативные правовые документы, принятые Главным государственными налоговым управлением КНР (ГГНУ КНР), другими ведомствами Госсовета, местными народными правительствами и налоговыми органами на местах. Оспорить действительность основной массы нормативных правовых актов в КНР не получится.

Кто может подать жалобу?

По общему правилу лицом, которое подает заявление, является налогоплательщик, чьи права были нарушены: а) если решением налогового органа были нарушены права гражданина, то заявителем является гражданин; б) если решением были нарушены права организации, то заявителем является организация (организацию может представлять ее законный представитель или уполномоченный представитель). При рассмотрении массовых споров (заявлений, в которых более пяти человек являются истцами) данные лица обязаны выбрать от одного до пяти представителей, которые будут участвовать в административном пересмотре.

Кто будет являться ответчиком?

Ответчиком в деле является налоговый орган, который вынес оспариваемое решение. Если оспариваемое решение вынесено организацией, которая взимает налоги в качестве налогового агента или уполномоченным сборщиком налогов (то есть, удерживает с налогоплательщиков и перечисляет в бюджет суммы налогов в силу закона или по поручению налогового органа), то ответчиком в деле будет являться налоговый орган, которому подведомственен налоговый агент или уполномоченный сборщик налогов.

Истец (лицо, подающее заявление об административном пересмотре) может назначить одного или двух представителей для участия в разбирательстве. Для представления интересов истец должен выдать им доверенность. В свою очередь, ответчик не вправе поручать представление интересов любому лицу помимо сотрудников налогового органа, вынесшего оспариваемое решение.

Срок давности

Срок давности для обжалования решений составляет 60 дней с момента, в который истцу стало известно (или должно стать известно) о решении налогового органа, нарушающем его права. Если оспариваемое решение принято без уведомления истца, то срок давности исчисляется с момента уведомления истца налоговым органом. Если при этом ответчик может доказать, что решение было известно истцу, то срок давности исчисляется со дня, в который истцу стало известно об оспариваемом решении.

Кто рассматривает жалобы

По общему правилу рассмотрение жалоб на решения налоговых органов проводится вышестоящими налоговыми органами: например, если оспариваемое решение вынесено управлением уезда или городского района, то рассмотрением жалобы будет заниматься управление города, в составе которого находится соответствующий уезд или городской район. Если решение вынесено налоговой инспекцией или другим подразделением налогового органа, то рассмотрением жалоб будет заниматься налоговое управление, в составе которого находится налоговая инспекция или соответствующее подразделение.

Если оспариваемое решение вынесено налоговым органом, который прекратил свое существование (после реорганизации местных налоговых органов в КНР были ликвидированы все управления по центральным налогам и управления по местным налогам), рассмотрение жалоб проводится налоговым органом, который является вышестоящим по отношению к налоговому органу, продолжающему выполнять функции ликвидированного. Например, если оспариваемое решение было вынесено управлением по центральным налогам городского района, то административный пересмотр будет проводиться налоговым управлением города.

Как проводится рассмотрение жалоб?

Для начала необходимо подать заявление о пересмотре решения налогового органа. Оно может быть подано в печатной или электронной форме и должно содержать обстоятельства дела, а также определенные требования и доводы. Налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалоб, в течение 5 дней проводит формальную проверку заявления и принимает решение о приеме заявления к рассмотрению или отказе. Отказ возможен если: а) срок подачи заявления истек; б) в заявлении не указаны все необходимые сведения об истце и ответчике; в) истец не является заинтересованным лицом в деле; г) в заявлении отсутствуют требования истца; д) рассмотрение заявления находится в компетенции другого государственного органа. В последнем случае налоговый орган обязан сообщить истцу о его праве на подачу заявления в другой госорган.

Если заявление было принято к рассмотрению, в течение 7 дней налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалобы, обязан направить копию заявления или протокол со сведениями в налоговый орган, являющийся ответчиком по делу. Данный налоговый орган обязан в течение 10 дней с дня получения копии или протокола направить письменный ответ, а также предоставить доказательства, основания и другие материалы, подтверждающие обоснованность решения.

Рассмотрение заявления проводится не менее чем двумя сотрудниками и обычно представляет собой изучение письменных материалов, предоставленных истцом и ответчиком. По требованию истца или при необходимости орган административного пересмотра может заслушать мнения истца, ответчика и третьих лиц. При рассмотрении сложных и значительных дел могут проводиться слушания.

В процессе рассмотрения жалоб допускается проведение медиации и заключение мирового соглашения по вопросам: а) применения налоговым органом дискреционных полномочий (например, определения конкретной суммы штрафа, вменения налогов); б) определения административных компенсаций; в) определения суммы поощрения; г) проведения разбирательств по другим вопросам, в которых разумно проводить медиацию. Если стороны приходят к согласию, то они обязаны предоставить проект мирового соглашения, которое утверждается налоговым органом, ответственным за рассмотрение жалоб. Мировое соглашение не может нарушать публичные интересы, а также права и законные интересы других лиц.

Вынесение решения

Налоговый орган, ответственный за рассмотрение жалоб, обязан принять решение в течение 60 дней со дня приема заявления к рассмотрению. При возникновении сложностей с вынесением решения срок рассмотрения может быть продлен с разрешения руководителя, но не более чем на 30 дней. По результатам может быть принято одно из следующих решений:

1) если изначальное решение соответствует закону и вынесено без нарушений, то принимается решение о сохранении изначального решения налогового органа;

2) если в изначальном нарушении существует ошибка в применении права, нарушена процедура принятия решения, решение выходит за пределы полномочий или со злоупотреблением полномочиями, то в зависимости от обстоятельств может быть принято решение об отмене изначального решения, внесении изменений в изначальное решение или решение о признании изначального решения противоправным.

Если налоговый орган не участвует в разбирательстве и (или) не предоставляет доказательства законности принятого им решения, при рассмотрении жалобы изначальное решение должно быть отменено.

В случае несогласия с результатами рассмотрения жалоб в административном порядке можно обратиться в суд. В этом случае разбирательство будет проводиться по правилам, предусмотренным Административным процессуальным кодексом КНР.

Раз в неделю мы отправляем дайджест с самыми популярными публикациями.

B2B-биржа:

экспресс-форма участия

Вы участник ВЭД? Предлагаете или ищете товар или услугу? Получите лучшие предложения по международному бизнесу, заполнив форму!

Нажав кнопку «Отправить заявку», я даю согласие на обработку моих персональных данных. С условиями обработки персональных данных, изложенными на сайте chinalogist.ru (Согласие на обработку персональных данных) — ознакомлен и согласен.

Комментарии

Ваш комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
Читай новости первым
Скрыть
Горячая линия COVID-19