Слово Эксперта

Китай: рыба, уголь, лес — экспорту конец!

Автор: Максим Спасский — эксперт по Китаю, CEO AsiaSMM / Spassky.PRO КИТАЙ, член генсовета «Русско-азиатского союза промышленников и производителей», председатель в «Доме российско-китайской дружбы», руководитель департамента по международным связям со странами Азии, «Всероссийского союза пациентов».
Ну вот, дружбе с Китаем пришел конец. Такое впечатление складывается сейчас после прочтения российских СМИ. Праведный гнев журналистов из-за недружелюбных действий китайских властей по поводу закрытия экспорта российской рыбы в китайские порты и пробок на китайской границе с углем и лесом, цепляет за живое.
Глава МИД Китая Ван И говорит об особом статусе наших отношений: «Сегодня, глядя на весь мир, российско-китайские отношения можно назвать самыми тесными, прочными, зрелыми и стабильными. Они являются примером гармоничного и взаимовыгодного сотрудничества для многих стран».
Услышав эти слова, можно подумать, что все в российско-китайских отношениях удалось, но кто вам сказал, что дружба должна отодвигать экономические интересы государств на второй план. Наша дружба с Китаем базируется на политической поддержке на международной арене, и здесь китайский партнер отрабатывает ее на все 100%. Экономика — дело другое…
Авторы многочисленных материалов задаются вопросом, почему Китай предпринимает недружелюбные экономические шаги по отношению к России.
Последние годы тема дружбы с Китаем стала спасительной соломинкой для российских пропагандистов, отрабатывающих госзаказ. Нам формировали образ китайского брата, который в конфронтации с США подставит нам свое плече. Китай тоже формировал у нас картину мира, ставя в очки розовые фильтры. Поэтому последние действия с рыбой, углем и лесом воспринимаются нами как недружелюбные.
Наши предки уже все объяснили, непонятно почему этого не понимают российские власти. Для понимания происходящего лучше всего подходит данная народная мудрость: «Сколько не говори «халва, халва» — во рту слаще не станет».
COVID-19 и враждебные действия США больно ударили по китайской экономике. Вывод западными компаниями производства за пределы Поднебесной, экономические санкции, давление на Китай по всем фронтам. Китай оказался в осаде.
Поставьте себя на место наших китайских партнеров, когда Россия защищает свои экономические интересы запрещая вывоз в Китай леса-кругляка? Рост себестоимости производства российской экспортной продукции от угля до рыбы тоже играет не последнюю роль. Наше правительство компенсирует потери от поставки углеводородов в Китай за счет внутреннего потребления, постоянно наращивая цены. Это приводит к росту цены на добычу природных ресурсов.
Запрещая ввоз рыбы, ограничивая ввоз угля и леса, китайцы вступают с Россией в жесткую переговорную риторику по экономическим вопросам. Их задача снизить свои издержки, а как это лучше сделать? Сплющив соседа по ценам.
Думаю, что китайские власти создают себе прочную переговорную позицию с РЖД, тарифы которых растут. Ситуация в Суэцком канале с Ever Given просто толкает их на трудный разговор с российскими железнодорожниками. Уверен, что чуда не будет, и все барьеры на пути российского экспорта — это искусственно созданные проблемы, для укрепления китайской переговорной позиции.
Ждем, что еще «хитрые» китайцы запретят к ввозу из России…
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Импорт
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.