Павел Мартынов
Импорт

Консолидация рынка продолжится, а серый импорт будет дорожать: итоги и прогнозы на рубеже 2021/22 годов

По традиции, в конце каждого года мы публикуем интервью эксперта на тему итогов уходящего года и перспектив ВЭД с Китаем в следующем году. Сегодня наш гость — управляющий флагманской компанией по агентированию ВЭД за Уралом АО «ВЭД Агент», доцент кафедры международных отношений и мировой экономики НГУЭиУ, главный организатор Сибирского экономического форума Александр Дегтярев.

- Каким для бизнеса стал уходящий год? Всë-таки, это первый полностью прожитый в условиях пандемии. Можно ли сравнить его с 2020-м, когда всë только начиналось?
- По оценкам аналитической службы одного из крупнейших маркетплейсов России 2/3 предпринимателей отметили главной проблемой 2021 г. рост транспортных издержек. Я соглашусь с этой оценкой. Тот рост ставок фрахта, который начинался в 4 кв 2020 г. стал устойчивой тенденцией в 2021 г. и в 2021 г. перекинулся на все виды транспорта. В т.ч. из-за этого почти все товары, сырье подорожали, сложился дефицит определенных товаров на рынках. Если 2020 г. был полон неопределенностей по поводу коронавирусной инфекции и здоровья людей, то в 2021 г. эта ситуация сложилась в экономике - очень много неопределенностей.
- Что можно сказать о тренде на консолидацию рынка, который наметился в прошлом году?
- Консолидация продолжается - почти все крупные/средние компании отрасли в 2021 г. выросли. Как в деньгах, так и в количестве перевозок. Определенная часть небольших экспедиторских компаний сократила объемы перевозок или ушли с рынка. Также происходит консолидация и на других рынках. Т.е. крупные/средние заказчики увеличивают обьемы заказов, небольшие компании сокращают их.
- Вы посетили несколько городов в ходе встреч Общественного совета ФТС с бизнес-сообществом. Можете ли вкратце рассказать об итогах?
- Да, действительно осенью 2021 г. я как член Общественного Совета при ФТС встречался с участниками ВЭД, которые относятся к Сибирскому Таможенному Управлению. Это Новосибирск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Кемерово. В целом, участники ВЭД отмечали прогресс, который прошла таможенная служба, стала более незаметной для них. Но есть и конечно проблемы, вопросы. Экспортеры с\х продукции, пиломатериалов столкнулись с введенными экспортными пошлинами и определенными мерами фактического контроля, с чем ранее они не сталкивались и не готовы были работать с этим. Большое количество вопросов было относительно вопросов не касающиеся деятельности непосредственно ФТС: вопросы сертификации (ФСА), экспортного контроля товаров двойного назначения (ФСТЭК). Но конечно всегда хочется большего и участники встреч обозначили пожелания к ФТС, которые и были переданы мною председателю Совета и далее в октябре 2021 представлены руководству Таможенной Службы РФ.
- Что будет с импортом? Станут ли импортëры уходить из Китая из-за энергокризиса, роста цен и сложностей с карантином на КПП?
- Относительно ухода импортеров из Китая, то это постепенно происходит с товарами с низкой добавленной стоимостью. Многие кто занимался товарами из керамики стали обращаться в Индию, импортеры текстиля также смотрят и начинают более активно работать с индийскими поставщиками. Одежда, обувь - Вьетнам, Пакистан. В общем, тенденция не новая. Принципиально ситуация не изменилась. Энергокризис был относительно непродолжительным и не был критической проблемой. Закрытые погранпереходы это ограничение определенных видов транспорта - автотранспорт. Но не из Индии, не из Вьетнама этот вид транспорта не доступен в принципе. Поэтому закрытые погранпереходы это вопрос планирования маршрута доставки, но не причина для отказа от работы с китайскими поставщиками. Глобально Китай остается мировой фабрикой. Китай понимая рост издержек на восточном побережье переносит производство на запад своей страны и за счет этого продолжает поддерживать конкурентоспособность своей продукции. Почти все трудности с которыми сталкивается китайские производители - с ними же сталкиваются и производители других стран - рост себестоимости за счет роста сырья, нехватка комплектующих и увеличение сроков производства, нехватка контейнеров и высокие ставки на перевозку грузов.
- Что будет с серым импортом? Ведь это тоже способ сократить издержки..
- Серый импорт продолжает дорожать. Те кто возит грузы "в серую" главным образом через Казахстан отмечают рост ставок, увеличение количества вскрытых грузовых мест, ужесточение требований к грузам и документам. ФТС активнее применяет мобильные группы, которые устраивают проверку автофургонов, заезжающих с грузами из Казахстана и это имеет результат - в этом году сотни фур с контрафактными и не маркированными товарами были арестованы. В следующем году, я думаю, тенденция сохранится. Это будет определяться в т.ч. и ужесточением требований к сертификации.
- В этом году компания ВЭД-Агент получила статус УЭО. Какие перспективы открываются перед компанией и какие выгоды могут получить клиенты в наступающем году?
- Мы в этом году получили и статус Уполномоченного Экономического Оператора, и таможенного представителя. Могу отметить, что статус УЭО в текущих условиях дает неоспоримые преимущества - на более чем тысячу выпущенных ДТ за полгода 2021 г. у нас не было ни одного досмотра, а с учетом того, что сейчас огромные очереди в портах Дальнего Востока на проведение досмотра, то это экономия не только денег, но и времени. Почти 2/3 от общего количества ДТ выпускается автоматически или в течение 5 минут после подачи ДТ. Т.е. эффективность таможенных процедур существенно возрастает. А из-за того, что в 2022 г. состоится переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, значение статуса УЭО еще больше возрастет. Т.е. низкий уровень риска участника ВЭД без статуса УЭО уже не будет гарантировать авторегистрацию дт и автовыпуск.
Большинство бизнес экспертов делают прогноз на то, что аутсорсинг непрофильных видов деятельности будет усиливаться. В т.ч. и аутсорсинг ВЭД. Мы ожидаем, что в 2022 г. востребованность услуг УЭО будет возрастать, т.к. экономический эффект становится все более очевидным.
В заключении хотел поблагодарить коллег нашей компании ВЭД Агент, наших партнеров и клиентов за совместно и достойно пройденный 2021 г. Нас ждет интересный и как обычно полный неожиданностей 2022 год. Я поздравляю всех с наступающим Новым Годом и желаю хорошего настроения, тепла и добра в доме, новых профессиональных достижений и высот!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
7 площадок оптовой торговли в Китае: в чем отличия и преимущества
Фото с сайта unsplash.com

Онлайн-торговля в Китае развивается семимильными шагами. Никого уже не удивляют роботизированные склады крупнейших площадок и количество предложений на той или иной платформе. ChinaLogist выяснил, чем отличаются основные оптовые площадки и в чем их преимущество.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд пересек реку Амур по новому железнодорожному мосту
Фото Анатолия Якимова

Компания «Транзит» перевезла первую партию груза из России в Китай в контейнерном поезде по новому железнодорожному мосту через реку Амур в Еврейской автономной области. В контейнерах находилась фанера, произведенная на одном из комбинатов в Костромской области.

За 12 суток состав преодолел расстояние от места погрузки до пограничного перехода Михайло-Семеновская (Ленинск-II) – Тунцзян. На обратном пути в контейнеры будут загружены товары народного потребления, произведенные в Китае.

Анатолий Якимов
Таможня
Увеличение товарооборота обсудят на круглом столе в Красноярской таможне
Фото с сайта unsplash.com

На следующей неделе, 12 декабря, в 15:00 по новосибирскому времени (МСК +4) эксперты Сибирского таможенного управления проведут круглый стол, на который приглашают участников внешнеэкономической деятельности.

Как рассказали в пресс-службе Сибирского таможенного управления, мероприятие будет проводить заместитель начальника ведомства – начальник службы федеральных доходов Дмитрий Колыханов. На вопросы участников также будут отвечать начальники отделов контроля таможенной стоимости, контроля электронных платежей, торговых ограничений и экспортного контроля, представители Сибирской и Красноярской электронных таможен.

Редакция
В России сократят перечень товаров, попадающих под упрощенное декларирование

Совет Федерации и Минпромторг России предлагают сократить перечень товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в отношении которых действует режим упрощенного ввоза в РФ.

По словам заместителя министра промышленности и торговли России Романа Чекушова, в нашей стране действует упрощенный порядок декларирования импортных товаров. Под обязательное подтверждение соответствия попадает около 400 укрупненных групп.

Редакция
Хит продаж: напечатанные на 3D принтере игрушки завоевывают популярность

Экспортный бум начался в китайском городе Иу. Многие торговцы хотят приобрести игрушки, напечатанные на 3D-принтере. По этой причине многие производители и компании, связанные с международной торговлей, работают сверхурочно.

Как рассказал журналисту сайта china.org.cn закупщик Чэнь Цзюньюй, они ищет новые магазины, которые специализируются печати игрушек на 3D-принтере. В основном, он их отправляет покупателям в США.

Редакция
13,5 тысячи тонн рапсового масла экспортировали в Китай из Томской области

В ноябре из Томской области в КНР было отгружено 2 040 тонн рапсового масла. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора всего с начала года было экспортировано из Томской области в Поднебесную 13,5 тысячи тонн этой продукции.

Анатолий Якимов
Объем перевозок через пункт пропуска Забайкальск-Маньчжурия растет
За 11 месяцев 2024 года объем перевозимых грузов, как импортных, так и экспортных, через сухопутный порт Забайкальск-Манчжурия составил 22,659 миллиона тонн, что на 8,7% выше, чем в прошлом году. Об этом сообщает телеграм-канал «Читинский телеграф» со ссылкой на Медиа-центр города Маньчжурии.
В сообщении говорится, что большая часть грузов – 20,408 миллиона тонн – через границу России и Китая была перевезена железнодорожным транспортом.
Анатолий Якимов
Что необходимо учитывать при расчете себестоимости товара из Китая
Отношения в торговле с Китаем с каждым годом улучшаются. Многие предприниматели обратили внимание на бурно развивающийся рынок. Chinalogist выяснил, какие параметры необходимо закладывать в себестоимость товара импортируемого из Китая.
В первую очередь нужно обратить внимание на очевидные затраты. Во-первых, это закупочная стоимость товара в Китае. Эксперты советуют попросить поставщика включить в нее 13% китайского налога на добавленную стоимость.
Анатолий Якимов
Водителей-дальнобойщиков обяжут проходить весогабаритный контроль
Президент России Владимир Путин подписал закон об изменениях в Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта. Нововведения обязывают водителей проходить весогабаритный контроль. Документ опубликован на портале правовой информации.
С 1 сентября 2025 года, когда изменения вступят в силу, водители будут обязаны проходить весовой и габаритный контроль из транспортных средств. По сообщениям в СМИ очень часто чтобы избежать штрафов за перегруз дальнобойщики идут на различные хитрости: закрывают номера тряпками или картоном, стараются объехать пост весогабаритного контроля.
Анатолий Якимов
Таможня дала добро: холодильники и кондиционеры ввозят по прежним правилам
До 400 контейнеров на общую сумму около 2 миллиардов рублей могли застрять на границе из-за того, что Федеральная таможенная служба перестала пропускать оборудование: кондиционеры и бытовые холодильники, заправленные специальной смесью. В конечном счете это могло привести к дефициту электроники.
ФТС стала запрашивать лицензии у поставщиков холодильного оборудования с фреоном R-410. Это привело к остановке поставок такой продукции. Как рассказал «Коммерсанту» генеральный директор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем Игорь Прудников, теперь поставщики должны предоставить лицензии Минпромторга на ввоз подобного оборудования. По его оценки потери у поставщиков кондиционеров могут составить 200-300 миллионов рублей из-за простоев контейнеров и блокировки поставок.