Павел Мартынов
Импорт

Консолидация рынка продолжится, а серый импорт будет дорожать: итоги и прогнозы на рубеже 2021/22 годов

По традиции, в конце каждого года мы публикуем интервью эксперта на тему итогов уходящего года и перспектив ВЭД с Китаем в следующем году. Сегодня наш гость — управляющий флагманской компанией по агентированию ВЭД за Уралом АО «ВЭД Агент», доцент кафедры международных отношений и мировой экономики НГУЭиУ, главный организатор Сибирского экономического форума Александр Дегтярев.

- Каким для бизнеса стал уходящий год? Всë-таки, это первый полностью прожитый в условиях пандемии. Можно ли сравнить его с 2020-м, когда всë только начиналось?
- По оценкам аналитической службы одного из крупнейших маркетплейсов России 2/3 предпринимателей отметили главной проблемой 2021 г. рост транспортных издержек. Я соглашусь с этой оценкой. Тот рост ставок фрахта, который начинался в 4 кв 2020 г. стал устойчивой тенденцией в 2021 г. и в 2021 г. перекинулся на все виды транспорта. В т.ч. из-за этого почти все товары, сырье подорожали, сложился дефицит определенных товаров на рынках. Если 2020 г. был полон неопределенностей по поводу коронавирусной инфекции и здоровья людей, то в 2021 г. эта ситуация сложилась в экономике - очень много неопределенностей.
- Что можно сказать о тренде на консолидацию рынка, который наметился в прошлом году?
- Консолидация продолжается - почти все крупные/средние компании отрасли в 2021 г. выросли. Как в деньгах, так и в количестве перевозок. Определенная часть небольших экспедиторских компаний сократила объемы перевозок или ушли с рынка. Также происходит консолидация и на других рынках. Т.е. крупные/средние заказчики увеличивают обьемы заказов, небольшие компании сокращают их.
- Вы посетили несколько городов в ходе встреч Общественного совета ФТС с бизнес-сообществом. Можете ли вкратце рассказать об итогах?
- Да, действительно осенью 2021 г. я как член Общественного Совета при ФТС встречался с участниками ВЭД, которые относятся к Сибирскому Таможенному Управлению. Это Новосибирск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Кемерово. В целом, участники ВЭД отмечали прогресс, который прошла таможенная служба, стала более незаметной для них. Но есть и конечно проблемы, вопросы. Экспортеры с\х продукции, пиломатериалов столкнулись с введенными экспортными пошлинами и определенными мерами фактического контроля, с чем ранее они не сталкивались и не готовы были работать с этим. Большое количество вопросов было относительно вопросов не касающиеся деятельности непосредственно ФТС: вопросы сертификации (ФСА), экспортного контроля товаров двойного назначения (ФСТЭК). Но конечно всегда хочется большего и участники встреч обозначили пожелания к ФТС, которые и были переданы мною председателю Совета и далее в октябре 2021 представлены руководству Таможенной Службы РФ.
- Что будет с импортом? Станут ли импортëры уходить из Китая из-за энергокризиса, роста цен и сложностей с карантином на КПП?
- Относительно ухода импортеров из Китая, то это постепенно происходит с товарами с низкой добавленной стоимостью. Многие кто занимался товарами из керамики стали обращаться в Индию, импортеры текстиля также смотрят и начинают более активно работать с индийскими поставщиками. Одежда, обувь - Вьетнам, Пакистан. В общем, тенденция не новая. Принципиально ситуация не изменилась. Энергокризис был относительно непродолжительным и не был критической проблемой. Закрытые погранпереходы это ограничение определенных видов транспорта - автотранспорт. Но не из Индии, не из Вьетнама этот вид транспорта не доступен в принципе. Поэтому закрытые погранпереходы это вопрос планирования маршрута доставки, но не причина для отказа от работы с китайскими поставщиками. Глобально Китай остается мировой фабрикой. Китай понимая рост издержек на восточном побережье переносит производство на запад своей страны и за счет этого продолжает поддерживать конкурентоспособность своей продукции. Почти все трудности с которыми сталкивается китайские производители - с ними же сталкиваются и производители других стран - рост себестоимости за счет роста сырья, нехватка комплектующих и увеличение сроков производства, нехватка контейнеров и высокие ставки на перевозку грузов.
- Что будет с серым импортом? Ведь это тоже способ сократить издержки..
- Серый импорт продолжает дорожать. Те кто возит грузы "в серую" главным образом через Казахстан отмечают рост ставок, увеличение количества вскрытых грузовых мест, ужесточение требований к грузам и документам. ФТС активнее применяет мобильные группы, которые устраивают проверку автофургонов, заезжающих с грузами из Казахстана и это имеет результат - в этом году сотни фур с контрафактными и не маркированными товарами были арестованы. В следующем году, я думаю, тенденция сохранится. Это будет определяться в т.ч. и ужесточением требований к сертификации.
- В этом году компания ВЭД-Агент получила статус УЭО. Какие перспективы открываются перед компанией и какие выгоды могут получить клиенты в наступающем году?
- Мы в этом году получили и статус Уполномоченного Экономического Оператора, и таможенного представителя. Могу отметить, что статус УЭО в текущих условиях дает неоспоримые преимущества - на более чем тысячу выпущенных ДТ за полгода 2021 г. у нас не было ни одного досмотра, а с учетом того, что сейчас огромные очереди в портах Дальнего Востока на проведение досмотра, то это экономия не только денег, но и времени. Почти 2/3 от общего количества ДТ выпускается автоматически или в течение 5 минут после подачи ДТ. Т.е. эффективность таможенных процедур существенно возрастает. А из-за того, что в 2022 г. состоится переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, значение статуса УЭО еще больше возрастет. Т.е. низкий уровень риска участника ВЭД без статуса УЭО уже не будет гарантировать авторегистрацию дт и автовыпуск.
Большинство бизнес экспертов делают прогноз на то, что аутсорсинг непрофильных видов деятельности будет усиливаться. В т.ч. и аутсорсинг ВЭД. Мы ожидаем, что в 2022 г. востребованность услуг УЭО будет возрастать, т.к. экономический эффект становится все более очевидным.
В заключении хотел поблагодарить коллег нашей компании ВЭД Агент, наших партнеров и клиентов за совместно и достойно пройденный 2021 г. Нас ждет интересный и как обычно полный неожиданностей 2022 год. Я поздравляю всех с наступающим Новым Годом и желаю хорошего настроения, тепла и добра в доме, новых профессиональных достижений и высот!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Финансы
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.

Анатолий Якимов
Экспорт
Томские и дальневосточные экспортеры увеличили поставки кедрового ореха в Китай и ЕАЭС
Фото с сайта freepir.com

С января по октябрь 2025 года Сибирское межрегиональное управление Россельхознадзора в Томске оформило фитосанитарные сертификаты на экспорт кедрового ореха общим объемом 743 тонны. Это в 3,8 раза превышает показатель за весь 2024 год, когда было отправлено 194 тонны. Более 55% этого объема – около 420 тонн, отгружено в Китай, что в 20 раз больше, чем за прошлый год – 20,8 тонны.

Анатолий Якимов
Форум СнабТех-2025 — драйвер перемен в промышленном снабжении и строительстве
Фото предоставлено организаторами мероприятия

Международный форум СнабТех'25 пройдет 9 декабря в Санкт-Петербурге, в отеле «Коринтия». Уже в шестой раз это мероприятие выступает как крупная платформа для обсуждения вопросов и стратегий в сфере снабжения, логистики и промышленного строительства.

В форуме примут участие топ-менеджеры и эксперты ведущих компаний, таких как ООО «Газпромнефть - Цифровые решения», Банк ПАО «ВТБ», ООО «РЖД-технологии», ПАО ГМК «Норникель», ПАО «Газпром нефть». Они представят реальные кейсы внедрения инноваций, расскажут о текущих вызовах отрасли и эффективных стратегиях управления.

В программе форума запланированы дискуссии и практические кейсы по направлениям:

  • Бизнес-ориентиры 2026: стратегии развития предприятий, опыт лидеров
  • Партнерские модели: поставщик-заказчик - формула Win-Win. Поиск оптимальных условий сотрудничества
  • Цифровой трек: реальные кейсы по улучшению бизнес показателей с помощью цифровых решений
  • Правовой трек: правовая навигация в снабжении, что изменится в 2026 году
  • Импортозамещение: регулирование, возможности и риски
  • HR трек: развитие компетенций нового поколения специалистов
  • Строительный трек: драйверы эффективности в промышленном и гражданском строительстве

Участников с особым статусом ждет встреча с легендарным пилотом Формулы-1 Виталием Петровым, который поделится опытом управления командой и развития бизнеса.

Форум СнабТех'25 — это возможность не только адаптироваться к рыночным изменениям, но и формировать будущее отрасли. Регистрация уже открыта на официальном сайте, количество мест ограничено.

Анатолий Якимов
Товары для украшения дома из Китая оптом: руководство по покупке и импорту в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай уже много лет занимает ведущие позиции в мире по изготовлению и экспорту товаров для украшения дома. Российские предприниматели активно закупают декоративные изделия из Китая оптом благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и быстрой адаптации к модным трендам. В статье раскрыты ключевые города-производители, особенности импортного оформления, а также транспорт и сложности, с которыми сталкиваются при импорте декора из КНР.

Анатолий Якимов
Россия и Китай достигли 99,1% расчетов в национальных валютах в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай достигли доли 99,1% расчетов в национальных валютах — рублях и юанях — в рамках программы дедолларизации, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов на 11-м Российско-Китайском финансовом диалоге в Пекине. Этот шаг призван минимизировать риски, связанные с использованием западной финансовой инфраструктуры, особенно с учетом возможности ее блокировки.

Анатолий Якимов
Пассажирский поезд Забайкальск–Маньчжурия: обновление инфраструктуры и рост грузооборота
Фото Анатолия Якимова

Пассажирское железнодорожное сообщение между российским Забайкальском и китайской Маньчжурией будет возобновлено. Об этом сообщил начальник Забайкальской железной дороги Владимир Антонец 12 ноября на заседании правительства Забайкальского края. Восстановление движения станет существенным событием для приграничных регионов.

Анатолий Якимов
Простой и убытки: ситуация с Забайкальским зерновым терминалом в 2025 году
Фото пресс-службы Забайкальской железной дороги

Директор Забайкальского зернового терминала Андрей Орлов предложил организовать встречу представителей Забайкальского края и города Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия КНР для обсуждения эффективной работы зернового сухопутного коридора между Россией и Китаем. Инициатива была озвучена на заседании, посвященном сотрудничеству в торгово-экономической и инвестиционной сферах, а также вопросам транспортного сообщения, функционирования пунктов пропуска и реагирования на чрезвычайные ситуации.

Анатолий Якимов
Экспорт леса и пиломатериалов из Томской и других сибирских областей в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые десятьмесяцев 2025 года лесопромышленный комплекс Томской области поставил на зарубежные рынки более 1 миллиона кубических метров лесоматериалов. По официальной информации Россельхознадзора, с января по начало ноября было оформлено 18,2 тысячи фитосанитарных сертификатов для экспорта 1,067 миллиона кубометров древесины. Китай занимает третье место по объему экспорта лесоматериалов – 17%. Крупнейшими направлениями стали Узбекистан (48% объема), Киргизия (19%), Казахстан (10%) и Таджикистан (4%). Оставшиеся 2% распределились между Абхазией, Афганистаном, Вьетнамом, Южной Кореей, ОАЭ и Японией.