Павел Мартынов
Импорт

Консолидация рынка продолжится, а серый импорт будет дорожать: итоги и прогнозы на рубеже 2021/22 годов

По традиции, в конце каждого года мы публикуем интервью эксперта на тему итогов уходящего года и перспектив ВЭД с Китаем в следующем году. Сегодня наш гость — управляющий флагманской компанией по агентированию ВЭД за Уралом АО «ВЭД Агент», доцент кафедры международных отношений и мировой экономики НГУЭиУ, главный организатор Сибирского экономического форума Александр Дегтярев.

- Каким для бизнеса стал уходящий год? Всë-таки, это первый полностью прожитый в условиях пандемии. Можно ли сравнить его с 2020-м, когда всë только начиналось?
- По оценкам аналитической службы одного из крупнейших маркетплейсов России 2/3 предпринимателей отметили главной проблемой 2021 г. рост транспортных издержек. Я соглашусь с этой оценкой. Тот рост ставок фрахта, который начинался в 4 кв 2020 г. стал устойчивой тенденцией в 2021 г. и в 2021 г. перекинулся на все виды транспорта. В т.ч. из-за этого почти все товары, сырье подорожали, сложился дефицит определенных товаров на рынках. Если 2020 г. был полон неопределенностей по поводу коронавирусной инфекции и здоровья людей, то в 2021 г. эта ситуация сложилась в экономике - очень много неопределенностей.
- Что можно сказать о тренде на консолидацию рынка, который наметился в прошлом году?
- Консолидация продолжается - почти все крупные/средние компании отрасли в 2021 г. выросли. Как в деньгах, так и в количестве перевозок. Определенная часть небольших экспедиторских компаний сократила объемы перевозок или ушли с рынка. Также происходит консолидация и на других рынках. Т.е. крупные/средние заказчики увеличивают обьемы заказов, небольшие компании сокращают их.
- Вы посетили несколько городов в ходе встреч Общественного совета ФТС с бизнес-сообществом. Можете ли вкратце рассказать об итогах?
- Да, действительно осенью 2021 г. я как член Общественного Совета при ФТС встречался с участниками ВЭД, которые относятся к Сибирскому Таможенному Управлению. Это Новосибирск, Томск, Омск, Красноярск, Иркутск, Барнаул, Кемерово. В целом, участники ВЭД отмечали прогресс, который прошла таможенная служба, стала более незаметной для них. Но есть и конечно проблемы, вопросы. Экспортеры с\х продукции, пиломатериалов столкнулись с введенными экспортными пошлинами и определенными мерами фактического контроля, с чем ранее они не сталкивались и не готовы были работать с этим. Большое количество вопросов было относительно вопросов не касающиеся деятельности непосредственно ФТС: вопросы сертификации (ФСА), экспортного контроля товаров двойного назначения (ФСТЭК). Но конечно всегда хочется большего и участники встреч обозначили пожелания к ФТС, которые и были переданы мною председателю Совета и далее в октябре 2021 представлены руководству Таможенной Службы РФ.
- Что будет с импортом? Станут ли импортëры уходить из Китая из-за энергокризиса, роста цен и сложностей с карантином на КПП?
- Относительно ухода импортеров из Китая, то это постепенно происходит с товарами с низкой добавленной стоимостью. Многие кто занимался товарами из керамики стали обращаться в Индию, импортеры текстиля также смотрят и начинают более активно работать с индийскими поставщиками. Одежда, обувь - Вьетнам, Пакистан. В общем, тенденция не новая. Принципиально ситуация не изменилась. Энергокризис был относительно непродолжительным и не был критической проблемой. Закрытые погранпереходы это ограничение определенных видов транспорта - автотранспорт. Но не из Индии, не из Вьетнама этот вид транспорта не доступен в принципе. Поэтому закрытые погранпереходы это вопрос планирования маршрута доставки, но не причина для отказа от работы с китайскими поставщиками. Глобально Китай остается мировой фабрикой. Китай понимая рост издержек на восточном побережье переносит производство на запад своей страны и за счет этого продолжает поддерживать конкурентоспособность своей продукции. Почти все трудности с которыми сталкивается китайские производители - с ними же сталкиваются и производители других стран - рост себестоимости за счет роста сырья, нехватка комплектующих и увеличение сроков производства, нехватка контейнеров и высокие ставки на перевозку грузов.
- Что будет с серым импортом? Ведь это тоже способ сократить издержки..
- Серый импорт продолжает дорожать. Те кто возит грузы "в серую" главным образом через Казахстан отмечают рост ставок, увеличение количества вскрытых грузовых мест, ужесточение требований к грузам и документам. ФТС активнее применяет мобильные группы, которые устраивают проверку автофургонов, заезжающих с грузами из Казахстана и это имеет результат - в этом году сотни фур с контрафактными и не маркированными товарами были арестованы. В следующем году, я думаю, тенденция сохранится. Это будет определяться в т.ч. и ужесточением требований к сертификации.
- В этом году компания ВЭД-Агент получила статус УЭО. Какие перспективы открываются перед компанией и какие выгоды могут получить клиенты в наступающем году?
- Мы в этом году получили и статус Уполномоченного Экономического Оператора, и таможенного представителя. Могу отметить, что статус УЭО в текущих условиях дает неоспоримые преимущества - на более чем тысячу выпущенных ДТ за полгода 2021 г. у нас не было ни одного досмотра, а с учетом того, что сейчас огромные очереди в портах Дальнего Востока на проведение досмотра, то это экономия не только денег, но и времени. Почти 2/3 от общего количества ДТ выпускается автоматически или в течение 5 минут после подачи ДТ. Т.е. эффективность таможенных процедур существенно возрастает. А из-за того, что в 2022 г. состоится переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, значение статуса УЭО еще больше возрастет. Т.е. низкий уровень риска участника ВЭД без статуса УЭО уже не будет гарантировать авторегистрацию дт и автовыпуск.
Большинство бизнес экспертов делают прогноз на то, что аутсорсинг непрофильных видов деятельности будет усиливаться. В т.ч. и аутсорсинг ВЭД. Мы ожидаем, что в 2022 г. востребованность услуг УЭО будет возрастать, т.к. экономический эффект становится все более очевидным.
В заключении хотел поблагодарить коллег нашей компании ВЭД Агент, наших партнеров и клиентов за совместно и достойно пройденный 2021 г. Нас ждет интересный и как обычно полный неожиданностей 2022 год. Я поздравляю всех с наступающим Новым Годом и желаю хорошего настроения, тепла и добра в доме, новых профессиональных достижений и высот!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
С Новым годом!
Фото с сайта unsplash.com

Заканчивается 2024 год. Он был непростым для участников внешнеэкономической деятельности. Но несмотря на это, мы с вами справились!

В течение года мы старались рассказать о том, что происходит на рынке перевозок, в импорте и экспорте, о нововведениях в таможенном оформлении. И в будущем мы обязательно продолжим это делать.

А еще, вы, наверняка обратили внимание на то, что в конце года изменился дизайн сайта. Надеемся, что он вам понравился и вы останетесь с нами не только в следующем году, но и на более долгий срок.

В наступающем году мы желаем вам благополучия, роста доходов, чтобы никакие обстоятельства не помешали вам заниматься любимым делом! Здоровья вам и вашим близким!

Обращаем ваше внимание, что редакция сайта с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года уходит на Новогодние каникулы. Однако, всю оперативную и важную информацию мы будем публиковать в нашем телеграм-канале

До встречи в Новом 2025 году!

Анатолий Якимов
Таможня
Тонкости работы: эксперт рассказал об особенностях таможенного оформления в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Участники внешнеэкономической деятельности знают, что ошибки, допущенные при таможенном оформлении могут привести к штрафным санкциям. С учетом осложнения геополитической обстановки работать стало сложнее, но интереснее. Об опыте работы рассказала ведущий специалист отдела таможенного оформления компании VED Агент Нина Палтаджи.

С изменением геополитической обстановки и введением санкций таможенные представители столкнулись с новыми логистическими и платежными схемами, а также с особенностями оформления сопроводительных и транспортных документов.

Анатолий Якимов
Импорт
Готовь телегу с лета: где купить в Китае детские велосипеды
Фото с сайта pixabay.com

Техника из Китая, уже давно завоевала популярность среди российских пользователей. Многие родители покупают детям велосипеды и гироскутеры, детские коляски с электроприводом. Большинство из них выпустили в уезде Пинсян провинции Хэбэй.

На территории уезда Пинсян провинции Хэбэй работают 4 800 предприятий, которые выпускают детские велосипеды, коляски и электрические игрушечные автомобили. По информации ИА «Синьхуа» в 2023 году здесь произвели 145 миллионов изделий. Продукцию поставляют более, чем в 80 стран мира, включая и Россию.

Анатолий Якимов
Экспорт
В два раза больше: новосибирская рыба популярна в Китае
Коллаж из фото с сайта министерства сельского хозяйства Новосибирской области

Шесть партий рыбы, которую добыли на территории Новосибирской области, экспортировали в Китай в 2024 году. ООО «Купинский рыбокомбинат» поставили 100 тонн, из которых 25 тонн сазана и 75 тонн карасей.

Отправка продукции проходила под контролем сотрудников Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской области, с соблюдением фитосанитарных требований Евразийского экономического Союза и ветеринарным требованиям Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
У российских импортеров появился новый надежный транспортный маршрут
Фото с сайта smotrim.ru

Вице-премьер России – полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал об увеличении объема перевозок по Северному морскому пути.

По его словам, несмотря на введение санкций, грузопоток по Северному морскому пути увеличивается, хоть и не теми темпами, на которые рассчитывали власти страны. Для развития нового транспортного коридора продолжается работа по созданию инфраструктуры.

Анатолий Якимов
Импорт
Какие импортные товары попали под маркировку «Честный знак» в 2025 году
Фото с сайта unsplash.com

С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. Первыми под этот процесс попали алкоголь и табачная продукция. В 2025 году вводятся новые группы товаров, подлежащих маркировке.

Средства идентификации, которые представляет из себя специальный код, наносят на потребительскую упаковку, на сам товар или на ярлык. В первую очередь ее наносят на те товары, которые легко подделать. Маркировка содержит информацию о производителе, дате производства, сроки годности продукции и другие важные продукции.

Анатолий Якимов
Импорт
9,5 тонны экзотических фруктов привезли в Новосибирск из Таиланда в декабре
Фото Сибирского таможенного управления

12 партий экзотических фруктов оформили инспекторы таможенного поста «Аэропорт Толмачево» в декабре 2024 года. Всего в столицу Сибири поступило 9,5 тонны манго, папайи, драгонфрута, личи, маракуйи, джекфрута, мангостина и других.

Специфика фруктов заключается в том, что это скоропортящийся продукт. Поэтому таможенные инспектора проводят контроль в приоритетном порядке. На таможенные процедуры отводится 2-3 часа с момента прибытия самолета. Зона таможенного контроля оборудована помещением с оптимальным температурным режимом для хранения фруктов.

Всего в 2024 году авиатранспортом доставили 81,5 тонны импортных фруктов.

Анатолий Якимов
Стоимость проезда по мосту через Амур на переходе Благовещенск-Хэйхе вырастет
Фото с сайта компании "Амурский мост"

С 1 января изменится стоимость проезда по автомобильному мосту через реку Амур, соединяющему российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Об этом сообщили в компании «Амурский мост».

Новые тарифы проезд по международному мосту Благовещенск – Хэйхэ будут действовать с 1 января 2025 года при движении из России в Китай. За легковой автомобиль с прицепом или без, с двумя и более осями и высотой менее двух метров придется заплатить 1 320 рублей.

За транспортное средство с прицепом или без, высотой 2 – 2,6 метра с двумя и более осями тариф составит 5 130 рублей.

За проезд по мосту грузовых автомобилей или автобусов высотой более 2,6 метра, с двумя осями придется заплатить 8 950 рублей, а если осей три и более – то 12 170 рублей.

Анатолий Якимов
Экспорт
Ярмарка-фестиваль «Сделано в России» будет проводиться ежегодно в Харбине
Скриншот из видео с сайта biang.ru

В мае 2024 года в городе Харбине прошел первый фестиваль «Сделано в России», который был организован Центром российского импорта. Информационное агентство Biang сообщает о том, что по решению организаторов, с 2025 года мероприятие станет традиционным и будет проводиться ежегодно.

Как сказано в сообщении, организаторы Харбинской международной торгово-экономической ярмарки договорились с Российским экспортным центром о проведении фестиваля «Сделано в России» ежегодно в рамках ярмарки.

При этом, стороны рассчитывают на долгосрочное и плодотворное сотрудничество.

В рамках первого фестиваля, который прошел в мае был открыт павильон с российскими товарами.

Анатолий Якимов
Таможня
На три миллиона меньше: таможенные сборы изменяются
Фото ТГ-канал ФТС России| PRO таможню

Вступило в силу постановление Правительства России «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, которые связаны с выпуском товаров». На заседании комиссии по платежам Экспертно-консультативного совета Федеральной таможенной службе подробно рассмотрели нововведения.

В документе сохранилось общее правило об исчислении таможенных сборов в зависимости от общих диапазонов таможенной стоимости, декларируемых товаров. Например, снижен порог, в отношении которого начинает применяться максимальная ставка таможенных сборов – с 10 до 7 миллионов рублей.