Слово Эксперта
Экспорт

Российский экспорт муки в КНР в зоне риска: только 1 тонна из 6 импортируется официально

1. Официальный импорт муки в КНР
В Китае очень развита мукомольная промышленность, и ежегодно в стране производится порядка 100 миллионов тонн муки. Но, учитывая численность населения, страна также нуждается в импортном сырье.
Для официального импорта муки импортеру в КНР необходимо пройти сертификацию – каждая партия проверяется на соответствие стандартам GB (китайские аналоги ГОСТов). В важности соблюдения стандартов GB можно убедиться на примере экспорта российского меда, который теперь гораздо пристальнее инспектируется на соответствие стандартам. (http://www.apiworld.ru/1493993168.htmlhttp://chinalogist.ru/articles/eksport-v-kitay-chto-mozhno-chto-slozhno-13099).
Выдача государством импортных квот– инструмент контроля объемов импорта муки в КНР. Импортеры, имеющие квоту (разрешенный объем от государства), платят таможенную пошлину в 6%, а остальные вынуждены отдавать в казну все 65%. Такая заградительная пошлина (65%) делает импорт малопривлекательным для нежелательных в Китае предприятий, и позволяет государству управлять импортом через механизм квот.
Как на самом деле обстоят дела с импортом муки в КНР? Проходит ли российская мука сертификацию, и как государство (КНР) контролирует импорт муки из РФ?
2. Статистика импорта в КНР и экспорта из РФ
Официальная таможенная статистика страны показывает, сколько того или иного товара было вывезено (экспортировано) или ввезено (импортировано) в страну.
Почти втрое (или на 199%) - настолько увеличился официальный объем импорта пшеничной и пшенично-ржаной муки в Китай в 3-м квартале 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Впрочем, и начался такой стремительный рост именно в 2016 году.
Итого, официально КНР импортировала (ввезла) из всех стран за 3 квартала 2017 года 58,6 тыс. тонн пшеничной и пшенично-ржаной муки (код HS - 110100).
А что показывает официальная таможенная статистика РФ?
За 3 квартала 2017 года только из РФ в КНР было экспортировано 70,7 тыс. тонн пшеничной и ржано-пшеничной муки (код ТН ВЭД – 110100).
На графике ниже видно, что еще в 2015 году данные российского экспорта и китайского импорта были очень близки, а к 3 кварталу 2017 отличаются почти в 5 раз.
Мука усохла почти в 5 раз, пока проходила границу?! Или 4 из 5 тонн экспортируемой муки было украдено?!
3. Как мука экспортируется из РФ и не импортируется в КНР?
Распространенная практика экспорта российских продуктов питания – реализация товаров в Китае через зоны беспошлинной торговли, или продажа китайским партнерам, которые ввозят товар по упрощенной схеме или совсем без таможенного оформления.
Пример: 100 тонн муки было экспортировано компанией N из РФ и ввезено в зону беспошлинной торговли в Китае, при этом официально импортировано всего 10 тонн (т.е. прошло таможенное оформление). А на самом деле на склад партнера в Китае приехали все 100 тонн.
Или экспортировано из РФ 100 тонн муки, а официально импортировано в Китай 0 тонн, т.к. мука ввезена в рамках беспошлинного ввоза для физических лиц (в пределах 8000 юаней на 1 гражданина КНР).
Таким образом, большая часть российской муки (4 из 5 тонн) импортируется в КНР «по-серому», и официально предназначена не для реализации в торговой сети, а для прямого потребления теми физ. лицами, кто ее ввозил. Эта мука не проходила сертификацию и лабораторные испытания, с нее не была оплачена импортная пошлина, и она не имеет документов для свободной продажи в КНР.
4. В чем риск?
Пример с экспортом российского меда (речь идет о возможном полном запрете экспорта российского меда в КНР) показывает, насколько важно соблюдать процедуры оформления. А мука в Китае является одним из стратегически важных для экономической безопасности страны ресурсов – недаром данная товарная группа попадает под импортные квоты.
При желании, КНР в лице государства может резко оградить страну от «серого» импорта муки, усилив контроль за выплатой таможенной пошлины импортерами, у которых нет квот. И тогда большие объемы российского экспорта могут резко сократиться, поставив под вопрос планы продаж тех российских экспортеров, кто не озаботился изучением страны экспорта и изучением рынка КНР. А если на эти планы по продажам были завязаны инвестиции на расширение производства (специально под растущий экспорт) или расширена расходная часть, то такая недальновидность может привести к резкому падению в убыточность.
5. Что делать тем, кто уже вовсю экспортирует «в серую», или пока только очень хочет в Китай?
  • Изучить всю процедуру официального импорта муки в КНР (а не экспорта из РФ), в том числе стандарты GB и процедуру сертификации.
  • Изучить рынок и сформировать конкурентоспособное предложение, если это возможно.
  • Изучить клиентов, их требования по характеристикам муки и найти соответствующих импортеров (с квотами).
  • Сертифицировать муку, участвовать в выставкахи переговорах с уже готовыми решениями по поставке сертифицированной муки.
Авторы: Максим Шпигунов, Ярослав Попов
MARKUS, аналитическое агентство (http://export.markus.ruhttp://china.markus.ru)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Крупнейшие выставки Китая 2025: бизнес-возможности после Кантонской ярмарки в Гуанчжоу
Фото с сайта https://www.epchinashow.com/

В Гуанчжоу завершилась 138 Кантонская ярмарка, одно из самых значимых событий в мировой торговле и экономике. Это мероприятие для представителей бизнеса из разных стран, желающих ознакомиться с последними трендами, установить новые контакты и заключить выгодные контракты с китайскими производителями. В 2025 году ярмарка продемонстрировала впечатляющий ассортимент изделий из различных отраслей, включая электронику, бытовую технику, товары для дома и промышленное оборудование.

Анатолий Якимов
Таможня
ФТС назвала главные ошибки при оформлении грузов на границе РФ
Фото Анатолия Якимова

1 ноября 2025 года Федеральная таможенная служба России опубликовала перечень наиболее распространенных ошибок, допускаемых перевозчиками при оформлении грузовых транспортных средств и товаров на автомобильных пунктах пропуска. Цель инициативы — сократить время таможенных операций и минимизировать риски задержек при пересечении границы.

Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.