Слово Эксперта
Экспорт

Российский экспорт муки в КНР в зоне риска: только 1 тонна из 6 импортируется официально

1. Официальный импорт муки в КНР
В Китае очень развита мукомольная промышленность, и ежегодно в стране производится порядка 100 миллионов тонн муки. Но, учитывая численность населения, страна также нуждается в импортном сырье.
Для официального импорта муки импортеру в КНР необходимо пройти сертификацию – каждая партия проверяется на соответствие стандартам GB (китайские аналоги ГОСТов). В важности соблюдения стандартов GB можно убедиться на примере экспорта российского меда, который теперь гораздо пристальнее инспектируется на соответствие стандартам. (http://www.apiworld.ru/1493993168.htmlhttp://chinalogist.ru/articles/eksport-v-kitay-chto-mozhno-chto-slozhno-13099).
Выдача государством импортных квот– инструмент контроля объемов импорта муки в КНР. Импортеры, имеющие квоту (разрешенный объем от государства), платят таможенную пошлину в 6%, а остальные вынуждены отдавать в казну все 65%. Такая заградительная пошлина (65%) делает импорт малопривлекательным для нежелательных в Китае предприятий, и позволяет государству управлять импортом через механизм квот.
Как на самом деле обстоят дела с импортом муки в КНР? Проходит ли российская мука сертификацию, и как государство (КНР) контролирует импорт муки из РФ?
2. Статистика импорта в КНР и экспорта из РФ
Официальная таможенная статистика страны показывает, сколько того или иного товара было вывезено (экспортировано) или ввезено (импортировано) в страну.
Почти втрое (или на 199%) - настолько увеличился официальный объем импорта пшеничной и пшенично-ржаной муки в Китай в 3-м квартале 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Впрочем, и начался такой стремительный рост именно в 2016 году.
Итого, официально КНР импортировала (ввезла) из всех стран за 3 квартала 2017 года 58,6 тыс. тонн пшеничной и пшенично-ржаной муки (код HS - 110100).
А что показывает официальная таможенная статистика РФ?
За 3 квартала 2017 года только из РФ в КНР было экспортировано 70,7 тыс. тонн пшеничной и ржано-пшеничной муки (код ТН ВЭД – 110100).
На графике ниже видно, что еще в 2015 году данные российского экспорта и китайского импорта были очень близки, а к 3 кварталу 2017 отличаются почти в 5 раз.
Мука усохла почти в 5 раз, пока проходила границу?! Или 4 из 5 тонн экспортируемой муки было украдено?!
3. Как мука экспортируется из РФ и не импортируется в КНР?
Распространенная практика экспорта российских продуктов питания – реализация товаров в Китае через зоны беспошлинной торговли, или продажа китайским партнерам, которые ввозят товар по упрощенной схеме или совсем без таможенного оформления.
Пример: 100 тонн муки было экспортировано компанией N из РФ и ввезено в зону беспошлинной торговли в Китае, при этом официально импортировано всего 10 тонн (т.е. прошло таможенное оформление). А на самом деле на склад партнера в Китае приехали все 100 тонн.
Или экспортировано из РФ 100 тонн муки, а официально импортировано в Китай 0 тонн, т.к. мука ввезена в рамках беспошлинного ввоза для физических лиц (в пределах 8000 юаней на 1 гражданина КНР).
Таким образом, большая часть российской муки (4 из 5 тонн) импортируется в КНР «по-серому», и официально предназначена не для реализации в торговой сети, а для прямого потребления теми физ. лицами, кто ее ввозил. Эта мука не проходила сертификацию и лабораторные испытания, с нее не была оплачена импортная пошлина, и она не имеет документов для свободной продажи в КНР.
4. В чем риск?
Пример с экспортом российского меда (речь идет о возможном полном запрете экспорта российского меда в КНР) показывает, насколько важно соблюдать процедуры оформления. А мука в Китае является одним из стратегически важных для экономической безопасности страны ресурсов – недаром данная товарная группа попадает под импортные квоты.
При желании, КНР в лице государства может резко оградить страну от «серого» импорта муки, усилив контроль за выплатой таможенной пошлины импортерами, у которых нет квот. И тогда большие объемы российского экспорта могут резко сократиться, поставив под вопрос планы продаж тех российских экспортеров, кто не озаботился изучением страны экспорта и изучением рынка КНР. А если на эти планы по продажам были завязаны инвестиции на расширение производства (специально под растущий экспорт) или расширена расходная часть, то такая недальновидность может привести к резкому падению в убыточность.
5. Что делать тем, кто уже вовсю экспортирует «в серую», или пока только очень хочет в Китай?
  • Изучить всю процедуру официального импорта муки в КНР (а не экспорта из РФ), в том числе стандарты GB и процедуру сертификации.
  • Изучить рынок и сформировать конкурентоспособное предложение, если это возможно.
  • Изучить клиентов, их требования по характеристикам муки и найти соответствующих импортеров (с квотами).
  • Сертифицировать муку, участвовать в выставкахи переговорах с уже готовыми решениями по поставке сертифицированной муки.
Авторы: Максим Шпигунов, Ярослав Попов
MARKUS, аналитическое агентство (http://export.markus.ruhttp://china.markus.ru)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Новые правила досмотра грузов для экспедиторов 2026: что изменится с 1 марта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1828 от 18 ноября 2025 года, обязывающее экспедиторов реализовывать организационные меры по выявлению в грузах предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, таких как спирт, драгоценные металлы или контрафакт. Документ утверждает перечень мер, включая сверку массы, объема и габаритов груза с данными клиента с помощью весов и измерительных приборов, а также досмотр при несоответствиях. По итогам проверки составляется электронный акт, фиксирующий все детали, что возлагает на экспедиторов ответственность, сопоставимую с таможенной.

Анатолий Якимов
Импорт
Где выгодно купить косметику оптом в Китае: топ кластеры и бренды 2025
Фото с сайта freepik.com

Косметика из Китая приобретает все большую популярность среди российских покупателей и предпринимателей благодаря качеству, оригинальным формулам и выгодным ценам. Chinalogist изучил вопрос о том, где купить оптом китайскую косметику и как ее доставить в Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему измерять торговлю России и Китая только стоимостью некорректно — мнение торгового представителя
Фото с официального сайта посольства России в КНР

Измерять торговлю между Россией и Китаем исключительно в стоимостном выражении — неправильный подход, заявил торговый представитель РФ в Китае Алексей Дахновский в интервью РИА Новости. Он подчеркнул, что помимо роста товарооборота важна экономическая самостоятельность России и снижение зависимости от западных санкций.

Анатолий Якимов
Импорт
Новое соглашение ФТС-ФНС: снижение издержек и запуск системы СПОТ
Фото ТГ-канала «Общественный Совет при ФТС России»

Федеральная таможенная служба (ФТС) России и Федеральная налоговая служба (ФНС) России подписали обновленное соглашение об информационном взаимодействии на совместном заседании общественных советов в Общественной палате РФ. Руководители ведомств Валерий Пикалев и Даниил Егоров отметили, что документ обеспечит оперативный обмен данными из баз ГТД, паспортов сделок и таможенных приходных ордеров, что сократит нагрузку на участников ВЭД за счет уменьшения документов в контрольных мероприятиях. Согласно официальному сайту ФТС, соглашение позволит на плановой основе актуализировать справочную информацию о налогоплательщиках и минимизировать риски «серого» импорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Карго или белая логистика из Китая: разбираем риски и выгоду на онлайн-встрече 10 декабря

До сих пор работаете через «серые» схемы карго и теряете деньги, нервы и время? 10 декабря мы разберем, почему легальная «белая» доставка стала единственным вариантом. Узнайте из первых рук, как строить надежную логистику.

Анатолий Якимов
Как российскому бизнесу обходить санкции платежей с Китаем в 2026 году
Фото предоставлено организаторами конференции

Санкции кардинально изменили правила международных платежей: привычные схемы перестали работать. Российские компании сталкиваются с блокировками транзакций, отказами западных банков-корреспондентов и усиленным контролем.

Анатолий Якимов
Как юрист становится стратегическим партнером бизнеса в условиях ВЭД и логистики
Фото Анатолия Якимова

Каждый день, когда российский бизнес выходит на рынки Китая или принимает груз из-за рубежа, за его спиной стоит кропотливая работа юристов. В преддверии профессионального праздника — Дня юриста, который отмечается 3 декабря, — мы поговорили с ведущими экспертами в области внешнеэкономической деятельности. Маргарита Краснова (на фото справа) и Олеся Кузьмина из АО «ВЭД Агент» рассказали о том, как изменилась роль правоведа в современной логистике, с какими вызовами сталкиваются компании при работе с Китаем и почему сегодня юрист — это не просто «галочка» в документах, а стратегический партнер для успешного бизнеса.

Анатолий Якимов
Забайкалье и Хэйлунцзян: строительство логистического комплекса для транзита в Азию
Фото пресс-службы министерства по планированию и развитию Забайкальского края

В Забайкальском крае приступили к реализации проекта транспортно-логистического комплекса с участием китайских инвесторов из провинции Хэйлунцзян, что усилит транзитные потоки в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Анатолий Якимов
Госдума рассмотрит инициативу повышения штрафов за нарушения на границе России
Фото пресс-службы Читинской таможни

Первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Яцкин совместно с группой сенаторов внесли в Госдуму проект закона об ужесточении штрафов за нарушение режима государственной границы России. Законопроект предполагает корректировки в КоАП РФ, в частности в статьях «Нарушение режима Государственной границы Российской Федерации и правил въезда/выезда из РФ», «Нарушение пограничного режима в пограничной зоне» и «Незаконный провоз лиц через Государственную границу Российской Федерации».

Анатолий Якимов
Реконструкция МАПП «Забайкальск» в 2025 году: новые полосы и 147 обновленных зданий
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

В 2025 году началась масштабная реконструкция автомобильного пункта пропуска (МАПП) «Забайкальск» на российско-китайской границе. Эта работа проводится Росгранстроем в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система» по поручению Президента РФ Владимира Путина. Об этом сообщили в пресс-службе правительства Забайкальского края.