Слово Эксперта
Экспорт

Российский экспорт муки в КНР в зоне риска: только 1 тонна из 6 импортируется официально

1. Официальный импорт муки в КНР
В Китае очень развита мукомольная промышленность, и ежегодно в стране производится порядка 100 миллионов тонн муки. Но, учитывая численность населения, страна также нуждается в импортном сырье.
Для официального импорта муки импортеру в КНР необходимо пройти сертификацию – каждая партия проверяется на соответствие стандартам GB (китайские аналоги ГОСТов). В важности соблюдения стандартов GB можно убедиться на примере экспорта российского меда, который теперь гораздо пристальнее инспектируется на соответствие стандартам. (http://www.apiworld.ru/1493993168.htmlhttp://chinalogist.ru/articles/eksport-v-kitay-chto-mozhno-chto-slozhno-13099).
Выдача государством импортных квот– инструмент контроля объемов импорта муки в КНР. Импортеры, имеющие квоту (разрешенный объем от государства), платят таможенную пошлину в 6%, а остальные вынуждены отдавать в казну все 65%. Такая заградительная пошлина (65%) делает импорт малопривлекательным для нежелательных в Китае предприятий, и позволяет государству управлять импортом через механизм квот.
Как на самом деле обстоят дела с импортом муки в КНР? Проходит ли российская мука сертификацию, и как государство (КНР) контролирует импорт муки из РФ?
2. Статистика импорта в КНР и экспорта из РФ
Официальная таможенная статистика страны показывает, сколько того или иного товара было вывезено (экспортировано) или ввезено (импортировано) в страну.
Почти втрое (или на 199%) - настолько увеличился официальный объем импорта пшеничной и пшенично-ржаной муки в Китай в 3-м квартале 2017 года, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. Впрочем, и начался такой стремительный рост именно в 2016 году.
Итого, официально КНР импортировала (ввезла) из всех стран за 3 квартала 2017 года 58,6 тыс. тонн пшеничной и пшенично-ржаной муки (код HS - 110100).
А что показывает официальная таможенная статистика РФ?
За 3 квартала 2017 года только из РФ в КНР было экспортировано 70,7 тыс. тонн пшеничной и ржано-пшеничной муки (код ТН ВЭД – 110100).
На графике ниже видно, что еще в 2015 году данные российского экспорта и китайского импорта были очень близки, а к 3 кварталу 2017 отличаются почти в 5 раз.
Мука усохла почти в 5 раз, пока проходила границу?! Или 4 из 5 тонн экспортируемой муки было украдено?!
3. Как мука экспортируется из РФ и не импортируется в КНР?
Распространенная практика экспорта российских продуктов питания – реализация товаров в Китае через зоны беспошлинной торговли, или продажа китайским партнерам, которые ввозят товар по упрощенной схеме или совсем без таможенного оформления.
Пример: 100 тонн муки было экспортировано компанией N из РФ и ввезено в зону беспошлинной торговли в Китае, при этом официально импортировано всего 10 тонн (т.е. прошло таможенное оформление). А на самом деле на склад партнера в Китае приехали все 100 тонн.
Или экспортировано из РФ 100 тонн муки, а официально импортировано в Китай 0 тонн, т.к. мука ввезена в рамках беспошлинного ввоза для физических лиц (в пределах 8000 юаней на 1 гражданина КНР).
Таким образом, большая часть российской муки (4 из 5 тонн) импортируется в КНР «по-серому», и официально предназначена не для реализации в торговой сети, а для прямого потребления теми физ. лицами, кто ее ввозил. Эта мука не проходила сертификацию и лабораторные испытания, с нее не была оплачена импортная пошлина, и она не имеет документов для свободной продажи в КНР.
4. В чем риск?
Пример с экспортом российского меда (речь идет о возможном полном запрете экспорта российского меда в КНР) показывает, насколько важно соблюдать процедуры оформления. А мука в Китае является одним из стратегически важных для экономической безопасности страны ресурсов – недаром данная товарная группа попадает под импортные квоты.
При желании, КНР в лице государства может резко оградить страну от «серого» импорта муки, усилив контроль за выплатой таможенной пошлины импортерами, у которых нет квот. И тогда большие объемы российского экспорта могут резко сократиться, поставив под вопрос планы продаж тех российских экспортеров, кто не озаботился изучением страны экспорта и изучением рынка КНР. А если на эти планы по продажам были завязаны инвестиции на расширение производства (специально под растущий экспорт) или расширена расходная часть, то такая недальновидность может привести к резкому падению в убыточность.
5. Что делать тем, кто уже вовсю экспортирует «в серую», или пока только очень хочет в Китай?
  • Изучить всю процедуру официального импорта муки в КНР (а не экспорта из РФ), в том числе стандарты GB и процедуру сертификации.
  • Изучить рынок и сформировать конкурентоспособное предложение, если это возможно.
  • Изучить клиентов, их требования по характеристикам муки и найти соответствующих импортеров (с квотами).
  • Сертифицировать муку, участвовать в выставкахи переговорах с уже готовыми решениями по поставке сертифицированной муки.
Авторы: Максим Шпигунов, Ярослав Попов
MARKUS, аналитическое агентство (http://export.markus.ruhttp://china.markus.ru)
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Новосибирские аграрии расширяют экспортные связи на бизнес-миссии в Китае
Фото предоставлено Центром поддержки экспорта Новосибирской области

В Харбине завершилась официальная программа международной бизнес-миссии, организованной Центром поддержки экспорта Новосибирской области. В период с 5 по 7 августа 2025 года пять компаний агропромышленного комплекса (АПК) региона приняли активное участие в насыщенной деловой программе, направленной на установление и развитие экспортных связей с представителями китайского рынка.

Анатолий Якимов
Логистика
Минтранс вводит единый транспортный документ и электронные пломбы для контроля грузоперевозок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ (ЕТД), утвержденный Минтранспортом РФ. Этот документ станет обязательным для всех грузоперевозок, как внутрироссийских, так и экспортных, и призван унифицировать и упростить процесс транспортировки грузов. ЕТД будет содержать основную информацию о сторонах сделки (грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике), параметрах груза, условиях перевозки и стоимости услуг. Документ можно будет оформлять как в бумажном, так и в электронном виде. Нормы оформления регламентированы Приказом Минтранса России от 11 июня 2025 г. №187. Внедрение ЕТД позволит значительно сократить бумажный документооборот, снизить операционные расходы и повысить прозрачность перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Современная кухня по-китайски: что и почему ввозят российские ритейлеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок кухонных принадлежностей невозможно представить без аксессуаров из Китая. В последние годы импорт из Поднебесной стал важной частью снабжения разделочными досками, наборами для приправ, различной посудой, полотенцами, салфетками и другими незаменимыми помощниками на кухне.

Анатолий Якимов
Импорт
China Machinery Fair 2025: новая эра российско-китайского промышленного партнерства
Фото с сайта cmf-expo.ru

С 25 по 27 августа 2025 года в московском «Тимирязев Центре» пройдет China Machinery Fair —мероприятие, формирующее вектор интеграции российского и китайского промышленного производства. Центральные тематические блоки выставки — строительство и решения в энергетическом секторе, которые помогут открыть новые возможности для отечественных производителей и поставщиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции в России продлят на год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг предложил продлить действие упрощенного порядка подтверждения соответствия качества продукции до 1 сентября 2026 года. Мера, действующая с марта 2022 года, ежегодно продлевается и направлена на снижение технических барьеров при ввозе товаров и насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами.

Анатолий Якимов
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.