Коротко о бизнесе
«ВЭД Агент» — одна из пяти крупнейших российских компаний-агентов ВЭД. Оказывает услуги по аутсорсингу внешнеэкономической деятельности, логистике, таможенному оформлению, сертификации и импорту. Специализируется на Китае.
СЕО, управляющий компанией «ВЭД Агент»
6 млрд рублей в 2022 году. В 2023 — 10 млрд.
Головной офис — в Новосибирске. Операционные офисы в Москве, Находке, Шанхае.
110 сотрудников. 25 — со знанием китайского языка.
Китай простой и сложный
С Китаем работает весь мир. Это страна номер один по товарообороту — как по импорту, так и по экспорту. Думаю, есть смысл, раз все страны работают с ним. Вопрос в том, чтобы найти свою нишу — ту, что нравится и по душе, в чем искренне готов разбираться.
Расскажу историю. Предприниматель заказывал на фабрике технику. И торговался — а можете сделать за столько? А за столько? А еще ниже? Товар поставили — выглядел отлично. Через месяц покупатели начали возвращать товар продавцу в России по гарантии. Оказалось — деталь, которая должна быть из меди, сделали из пластика. Наш клиент спросил поставщика — вы зачем так сделали? Фабрика ответила — а как бы мы за эти деньги сделали из меди? Ты не понимаешь, что за такие деньги это невозможно?
Китай всегда был обращен сам в себя. Это Срединное государство, а вокруг — варвары. Не в обиду нашим китайским партнерам, но я вижу как нация до сих пор обращена в себя и видит другие народы, скажем так, инопланетные. Хотя при этом они могут считать себя слабее или сильнее. Русские люди, мне кажется, больше за универсализм. У нас нет такого разделения на своих и чужих.
Никогда. Русским может назвать себя любой человек и мы это признаем — неважно, как он выглядит, если говорит по-русски, ведет себя по шаблонам, которые приняты в России. В Китае де-факто даже гражданство не может получить тот, кто не родился китайцем — за очень редкими исключениями.
Выбор партнеров и клиентов
У нас не так много партнеров, которые оказывают нам услуги. Но мы рассматриваем как партнеров и наших клиентов, которые к нам возвращаются. Это не все наши клиенты. Более того — с кем-то мы прекращаем сотрудничество по нашей инициативе.
Когда мы были начинающей компанией, к нам пришел потенциальный клиент с объемами перевозки примерно в половину всех наших тогдашних объемов. Это был перспективный клиент. Но пришел он с таким посылом — какую вы дадите мне ставку? Я тут между вами «тараканьи бега» устраиваю, кто побыстрее и подешевле. Мне было лет 26, но я ему ответил прямо — мы не участвуем в «тараканьих бегах», поэтому дать вам ставку и сотрудничать с вами не сможем.
Я тоже не буду отжимать партнеров по цене или условиям сотрудничества — потому что бизнесу тоже должно быть интересно с нами сотрудничать. Так мы все выиграем, даже если где-то переплатим. Но совместная работа будет плодотворнее.
Сначала мы выясняем задачи бизнеса — какие цели клиент ставит перед собой. И ему важно услышать мнение от нас, как от экспертов, как этой цели достигнуть.
Это грубо, да. Скажем так — от недальновидных предпринимателей. Или от того типа предпринимателей, которых я назвал бы дельцами — к новому году они продают ёлки, к 8 марта — тюльпаны, а еще они продают бизнес-тренинги... Здесь нет сфокусированности.
Мне интересно работать с предпринимателями, которые работают на долгосрочную перспективу. У нас есть клиенты, с которыми мы сотрудничаем с 2006 года — когда у нас было пять человек. Растем и развиваемся вместе. Их бизнес существует и развивается до сих пор, и наш бизнес . Вот тот пример взаимовыгодного сотрудничества. Партнерства, когда каждый делает свое дело и преуспевает.
Бизнес как времяпровождение и как целеполагание
Долгое время бизнес был для меня просто занятием, которое дает возможность общаться с интересными людьми, реализовывать идеи. Как в 2012 году написал на сайте компании — хочу создать лучшее место для самореализации сотрудников в области ВЭД, среду единомышленников, в которой бы все занимались любимым делом. Тогда у меня не было каких-то планов по бизнесу с точки зрения показателей — например, эффективности, масштабирования.
Если живы, с остальным можно справиться
В кризис нет времени отчаиваться, надо принимать быстрые решения, собраться и преодолеть. А потом уже думать, что делать дальше. Сначала ищешь варианты, как решить ситуацию, а потом происходит осознание, что было, почему произошло, что было сделано не так. И принимаются решения как исправить, чтобы не повторить эту ошибку. Или как с коронавирусом — ничего не делать, просто быть готовыми.
Скажем так — если все будет падать, то задача наша — падать медленнее, чем другие.
Однажды нас сильно подвели партнеры. Мы оказались в ситуации, когда по этому факту возбудили уголовное дело. Это значит — арест товара, обыски, допросы. Для нас это было очень болезненно — как финансово, так и психологически.
Моя позиция: худшее, что может быть для человека — это смерть. Если мы живы, все пройдет. Поэтому не было таких моментов, когда у меня опускались руки.