Внешняя торговля услугами: обзор рынка и несколько фактов, которые необходимо знать предпринимателю
Что предпринимателю нужно знать заранее при внешней торговле услугами: обзор рынка, внутренние особенности при реализации сделок.
Что предпринимателю нужно знать заранее при внешней торговле услугами
В данной статье рассмотрим структуру внешнего рынка услуг, обозначим растущие ниши, определимся с понятием экспорта и импорта услуг, разберемся в некоторых особенностях.
Для начала нужно четко понять, что относится к экспорту и импорту услуг. При перемещении товаров понятие экспорта и импорта заключается в физическом пересечение границы РФ. Услуги — это что-то неосязаемое, что не складируется, не транспортируется, в отличие от товаров. Основным признаком того, что сделка относится к внешней, является юридическое присутствие одной из её сторон за пределами территории РФ.
Обзор внешнего рынка услуг
Ключевыми контрагентами российских предпринимателей, работающих с услугами на внешнем рынке, являются представители бизнеса из стран дальнего зарубежья. На их долю приходится в структуре экспорта 86,61%, в структуре импорта – 92,92%, как правило, это страны Евросоюза. Доля импорта услуг превышает долю экспорта на 35%, стоит отметить, что несколько лет назад этот разрыв был намного больше. Кроме роста объёмов экспорта, расширяется и его структура. Во многом это объясняется наличием предпринимательских объединений, бизнес-инкубаторов, особых технико-внедренческих зон, развивающихся при участии и поддержке нашего государства.
Со стороны внешнего рынка наибольшим спросом пользуются услуги околонишевые с направлением экспорта товаров, например, транспортные. Достаточно весомую долю занимают телекоммуникационные, компьютерные и деловые услуги.
Статистика за 3 кв. 2020 года.
Основные статьи экспорта услуг | млн.дол. США | доля |
Транспортные услуги | 11605,49 | 34,12 |
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги | 4254,61 | 12,51 |
Профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления | 4050,09 | 11,91 |
Торгово-посреднические | 3946,42 | 11,60 |
Строительство | 3112,48 | 9,15 |
Маркетинг и реклама | 2431,18 | 7,15 |
Архитектурные и инженерные услуги | 1879,67 | 5,53 |
Операционный лизинг | 555,77 | 1,63 |
Экспорт услуг всего | 34017,11 | 100 |
Основные направления импорта услуг схожи по статьям с экспортом, но различны по доле в общем объёме. Первые пять позиций – транспортные и торгово-посреднические услуги, строительство, передача объектов интеллектуальной собственности, компьютерные услуги. Такая расстановка приоритетов вполне объяснима акцентом на наукоемкие производства и рынок оборудования.
Статистика за 3 кв. 2020 года.
Основные статьи импорта услуг | млн.дол. США | доля |
Транспортные услуги | 8708,43 | 18,57 |
Торгово-посреднические | 7134,36 | 15,21 |
Строительство | 5101,63 | 10,88 |
Плата за пользование объектами интеллектуальной собственности | 4752,19 | 10,13 |
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги | 3941,93 | 8,41 |
Профессиональные услуги и консультационные услуги в области управления | 3915,03 | 8,35 |
Операционный лизинг | 2448,14 | 5,22 |
Маркетинг и реклама | 2113,14 | 4,51 |
Архитектурные и инженерные услуги | 2120,37 | 4,52 |
Экспорт услуг всего | 46894,48 | 100% |
Рынок услуг растущий и перспективный. При определении эффективности работы следует обязательно осуществить расчет рентабельности сделки, а также учесть возможные льготы, послабления и риск факторы.
Внутренние особенности при реализации сделок
Достаточно интересным направлением является работа в технико-внедренческих зонах. Инвесторы особых экономических зон получают ряд преимуществ. Например, освобождение от налога на имущество и налога на землю, транспортного налога, пониженную ставку страховых взносов, упрощенную систему налогообложения. Вам точно сюда, если вы создаете программные продукты, системы работы с данными и оказываете услуги по их внедрению и обслуживанию.
Независимо от факта работы в особых зонах, для всех есть специфика учета НДС. Во-первых, нужно определить место реализации услуг в соответствии со ст.148 НК РФ. Второй шаг - просмотреть перечень операций в ст. 149 НК РФ, которые не подлежат налогообложению. Имея данную информацию, определяете один из следующих вариантов:
- Входящий НДС к вычету не принимается, если ваши работы, услуги есть в перечне ст. 149 НК РФ, а место их реализации не территория РФ.
- Работы, услуги не входят в перечень ст. 149 НК РФ, место их реализации не территория РФ — вот в таком случае вычет входного НДС возможен.
Обязательно стоит разобраться с действием ст. 148 НК РФ при импорте услуг. Так, при совершении платежа в пользу иностранного контрагента за услуги или работы, резидент обязан оплатить НДС в налоговый орган. Всё зависит от правила определения места реализации услуг. Такое требование возникает, например, при осуществлении операций с консультационными, юридическими, бухгалтерскими, аудиторскими, инжиниринговыми, рекламными, маркетинговыми услугами. Контроль уплаты НДС будет осуществлять банк, который вправе отказать в платеже при нарушении данного порядка. Такие вещи точно стоит знать заранее.
Не стоит забывать про нюансы в отношении услуг, которые оказываются или приобретаются на территории РФ у нерезидентов. В таком случае вашим контрагентом будет аккредитованное представительство иностранной компании, которое имеет свой ИНН и счет в российском банке. Расчеты, соответственно, осуществляются в российских рублях. Подобные операции будут также попадать под понятие валютных и контролироваться со стороны банка, а при превышении стоимостного порога может возникнуть обязанность по постановке вашего контракта на учет. В остальных случаях расчёты с иностранными контрагентами осуществляются через их счета, открытые в иностранных банках.
ВЭД будет многообещающим, когда разобрал свою сделку на этапы и проанализировал риски каждого.
Комментарии
Ваш комментарий