Евгений Новожилов

Владимир НЕВЕЙКИН: «Китай… очень сильно заинтересован в развитии экономических отношений с Россией»

ChinaLogist продолжает знакомить читателей с мнениями ведущих российских специалистов по Китаю. В сегодняшней статье - Владимир Невейкин, директор программ «Восточной Школы» Института Востоковедения РАН, рассказывает, что нужно России для повторения «китайского экономического чуда» и о многом другом.
ChinaLogist: Как вы оцениваете результаты «Поворота на Восток» на сегодняшний день – для России и для Китая?
Владимир Невейкин: Как-то, выступая на научно-практической конференции в Гонконге, профессор Маслов А.А., , отметил, что существует большой разрыв между уровнем политического (даже было сказано «стратегического») взаимодействия Россия-Китай и уровнем их экономического сотрудничества*. Это было еще до объявления курса «поворота на Восток». Если мы посмотрим на сегодняшние доступные нам цифры, то, к сожалению, надо констатировать, что никакого радикального изменения в лучшую сторону не произошло. В абсолютных номинальных цифрах даже случилось серьезное сокращение (из-за девальвации рубля). В совокупном внешнеторговом обороте Китая по итогам 2015 г. мы занимаем чуть больше 2%. И хотя в 2016 году произошли определенные коррекции, но и они имеют не очень существенный характер. Поэтому, спустя почти 4 года после выступления уважаемого профессора, мы можем лишь повторить в более эмоциональном варианте его слова: разрыв между уровнем политических заявлений и объемом реального экономического сотрудничества остается просто вопиющим.
Особо хочется остановиться на инвестиционном сотрудничестве. Здесь также не наблюдается серьезных прорывов. Более того, по итогам прошлого года Китай сократил «российский пакет» практически на 20% (см. например).
Что касается прямых производственных инвестиций, то здесь ситуация, образно говоря, особо «кислая». Существуют определенные программы на правительственном уровне, которые государством же и гарантируются, но сворачивается инвестиционное взаимодействие на негосударственном уровне.
Как пример могу привести сызраньский завод «ДжиБиСи Рус», где с китайской стороны участвовала шэньянская автомобильная группа «ХУАЧЭНЬ». В настоящее время проект практически заморожен, а китайская сторона подсчитывает многомиллионные убытки и пытается осмыслить свой опыт работы на российском рынке. Причем они не сетуют на общеэкономические проблемы России, а крайне удивлены отношению правительственных органов к иностранным инвесторам. Особо их поразило, с какой легкостью правительство России принимает дискриминационные законы, которые уничтожают основу основ инвестиционной привлекательности – среду честной конкуренции. В частности, речь идет о Законе о т.н. «утилизационном сборе» на автомобили. И дело не в самом Законе (никто против экологии не протестует, в Китае эти требования постоянно ужесточаются), а в компенсациях на сумму налога, которые предусмотрены (слегка, правда, завуалированы другой статьей расходов) исключительно для традиционных российских производителей. Это ставит китайское предприятие вне рынка (для их типа автомобиля налог составляет почти треть цены) и перечеркивает весь экономический смысл дальнейшего присутствия на российском рынке.
Казалось бы, частный пример, но именно из таких «нюансов» и делается вывод об инвестиционной привлекательности той или иной страны. Никакими демонстрациями дружбы и взаимопонимания на политическом уровне нельзя компенсировать недружественную экономическую среду. Поэтому и в сфере китайских зарубежных ППИ наша доля значительно меньше, чем во внешнеторговом обороте, где она сама по себе, как мы отмечали выше, просто неприлична. Дружба, как говорится, дружбой, а инвестиции врозь…
CL.: Насколько обоснована была сама идея «Поворота…»? Какие ошибки были допущены при практической реализации?
ВН.: Не смею предполагать, чем мотивировалось само провозглашение курса «Поворот на Восток», но экономически это не имеет большого смысла.
Как такового «отдельного Востока» от мировой экономики не существует. Китай (как и другие страны региона) очень давно и очень глубоко интегрирован в мировую экономику, являются её неотъемлемой частью. Более того, Большой Китай просто не имеет перспектив своего развития вне глобальной стратегии. Глупо взаимодействовать с миром (той же Европой и США) через «одно окно», тем более «китайское». Очень скоро это «окно» начнет с нас брать дополнительную комиссию за свое монопольное положение и свои якобы «эксклюзивные услуги».
Надо стараться со всеми странами устанавливать прямые отношения и развивать среди них позитивную конкуренцию за возможность заключать контракты как на наш традиционный экспорт, так и за право поставок на наш рынок. Но это здравый смысл. Политические амбиции, как правило, с ним не совпадают…
CL.: Насколько значима Россия для Китая в качестве экономического партнёра – сейчас и в перспективе
ВН.: Россия, как мы уже говорили, занимает чуть больше двух процентов во внешнеторговом обороте Китая и меньше одного процента – в объеме прямых инвестиций. Отсюда вытекает и ее значимость «в качестве экономического партнера». Как политический партнер Россия значительно важнее для Китая.
CL.: Насколько реалистично оценивают в России Китай, его заинтересованность в развитии экономических отношений, инвестиционном потенциале РФ? Насколько, на самом деле, Китай заинтересован в России, в развитии отношений?
ВН.: Китай как глобальная экономическая держава очень сильно заинтересован в развитии экономических отношений с Россией. Это предопределяется и географическим положением России в том числе, и её природными ресурсами. Но это не значит, что Китай готов броситься в Россию «несмотря ни на что». Пока же Россия не рассматривается Китаем в качестве приоритетного экономического партнера (это более чем очевидно, достаточно взглянуть на цифры).
Некоторые надежды наших функционеров, что «придет Китай и подставит свое мощное экономическое плечо», тем самым придав новый импульс развитию российской экономики, несколько преждевременны. Рано или поздно Китай, конечно, придет. Но каким образом (как в Африку или как в ЕС с США) зависит от нас самих. Пока мы, если говорить дипломатическим языком, «не в формате».
CL.: Как бы Вы оценили состояние экономики Китая сейчас, динамику китайской экономики в сравнении с российской?
ВН.: Это принципиально очень разные экономики. Я бы не стал их сравнивать. Отмечу, что за последние 30 лет своего развития Китай увеличил ВВП в 46 раз, а среднедушевой доход миллиардного китайского народа обогнал российский на 30% (через 2-3 года разрыв будет уже в разы). Это, отмечу еще раз, очень разные экономики, которые получились в результате реализации очень разных по своей сущности реформ…
Отсюда совсем не следует, что в Китае нет экономических проблем. Они, конечно, есть и очень серьезные. Но их природа (вследствие качественно разных социально-экономических моделей) совсем иная, чем у нас. Сравнивать можно нечто подобное…
CL.: Что мешает применить успешный опыт Китая в России? Какие нужны условия в РФ, чтобы повторить «китайское экономическое чудо»?
ВН.: Для этого исключительно нужна воля правящей элиты. Китай далеко не уникален в своем успехе. Достаточно много стран практически за одно поколение преодолели разрыв между т.н. «бедными государствами третьего мира» и «развитыми странами». А пример «двух Корей» нам наглядно показывает, что нет народов «не способных хорошо жить в современном государстве по причине своей особой исторической ментальности», а есть выбор, скажем, группы людей, которые в силу разных обстоятельств стали «руководителями» этого народа и реализовали модель традиционного феодального устройства (как бы идеологически это не называлось по-другому) .
CL.: Изменилась ли Ваша оценка российской элиты с 2013 года, которую Вы дали в статье на сайте "Сноб"?
ВН.: Нет.
CL.: Поскольку уже декабрь, можно подводить итоги и думать о будущем. В российской, китайской экономиках и российско-китайских отношениях, с Вашей точки зрения каким был 2016 год и чего нам ждать от 2017 года?
ВН.: Это был очень интересный год. В каком-то смысле "переломный" с точки зрения глобального позиционирования двух стран. Китай, благодаря последовательным либеральным реформам и политики экономической открытости, из страны "бедных людей" стремительно превращается в среднеразвитое государство с гигантским "средним классом" (он оценивается от 200 до 300 млн. человек). А это очень существенный фактор. На наших глазах формируется потребительский рынок, который уже сейчас сопоставим с рынком ЕС, а через некоторое время явно его обгонит. И в отличие от зрелых подобных рынков условного «Запада» он еще достаточно открыт, структурно не сформирован и тем самым создает большие перспективы не только для китайских бизнесменов, но и зарубежных компаний.
Можно с большой степенью вероятности говорить, что потребительский рынок КНР на ближайшие 5-6 лет станет локомотивом роста не только китайской, но и во многом мировой экономики.
Россия (в лице своих предпринимателей) вполне бы могла с большой пользой использовать этот фактор для своего развития. Только на одном китайском туризме в Россию (а он при нормальном отношении мог бы достигнуть 3-4 млн. человек в год) можно было бы выстроить новую отрасль экономики. Ведь в среднем китайский турист тратит в нашей стране около 3 тыс. долларов за одну поездку (то есть речь идет о 9-12 млрд. долларов в год денежного потока, причем наличного).
Однако сильного движения в эту сторону у нас не наблюдается: сервис оставляет желать лучшего, программа «china friendly» не реализуется, а государственные органы (особенно "силовики" от таможни до отделов ФМС) те и просто открыто третируют китайских путешественников, будто это не гости, которые хотят потратить у нас свои деньги, дать работу и шанс хорошей жизни тысячам россиян, а какие-то «подозрительные субъекты», которых надо унижать и, по возможности, обирать. Так что ждать здесь прорывов пока тоже не приходится.
Если говорить об общих тенденциях, то 2016 год можно даже назвать в каком-то смысле «эпохальным» - пересеклись векторы российского и китайского социально-экономического развития. ВВП двух стран на душу населения номинально сравнялся. Вот только мы падаем, а Китай продолжает расти. Дальше уже пойдет прямое физическое отставание. Почему-то вспомнилась Португалия…
CL.: Спасибо за беседу.
______________________________________________________________________________
Вопросы предложил Евгений Новожилов
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Взаимодействие с Китаем: главные правовые вопросы и рекомендации юриста
Фото из личного архива Александра Казуся

Взаимодействие с китайскими партнерами может проходить по различным направлениям, и китайские партнеры могут быть из различных регионов Китая. В то же время есть определенные нюанс в юридической работе с Китаем, единые для каждого случая. Об этом ChinaLogist рассказал управляющий партнер юридической компании «Соничев, Казусь и партнеры» Александр Казусь.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай поддерживает совместное развитие с Россией
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Китае подтвердили готовность к совместному с Россией развитию инфраструктуры Северного морского пути, подчеркивая значимость арктического маршрута для международной торговли и сотрудничества. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Министерство иностранных дел КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Бартерная торговля между Россией и Китаем набирает обороты на фоне санкций
Фото с сайта unsplash.com

Рост бартерных сделок между Россией и Китаем связан с попытками обхода санкций и снижением рисков для китайских компаний. Эксперты отмечают, что бартер чаще используется в сельхозсекторе, но сложный документооборот и переговоры сказываются на масштабах таких операций.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост серого импорта мотоциклов и скутеров: как таможня борется с незаконными поставками
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Таможня выявила масштабную схему незаконного ввоза мотоциклов и квадроциклов через ЕАЭС с уплатой в криптовалюте и переводами на карты физлиц. За восемь месяцев 2025 года из незаконного оборота изъяли более 4 тысяч единиц техники низкого качества, которая несет угрозу безопасности водителей.

Анатолий Якимов
Рост тарифов на грузоперевозки из Китая: чего ждать в сентябре–октябре 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Спрос на грузоперевозки из Китая в Россию к концу сентября 2025 года может вырасти примерно на 20% благодаря подготовке к национальным праздникам в КНР и «Черной пятнице» в России, говорится в совместном обзоре ПЭК и Группы компаний «Прометей». После полугодового падения тарифы на доставку начали демонстрировать рост, что отражает оживление импорта и изменение спроса на рынке логистики.

Анатолий Якимов
Рост импорта медицинского оборудования в Россию привел к открытию китайско-российский центр медицинских технологий в Шанхае
Фото с официального сайта Национального координационного центра международного делового сотрудничества

В Шанхае открылся первый китайско-российский центр сотрудничества по медицинским технологиям — новый импульс для развития двусторонней торговли и инноваций. Центр, расположенный в районе Пудун, станет ключевой платформой для ускорения регистрации и выхода китайского медицинского оборудования на российский рынок.

Анатолий Якимов
Снижение ключевой ставки ЦБ до 17% – что ждет экономику и импорт из Китая
Фото с официального сайта ЦБ РФ

Совет директоров Банка России 12 сентября 2025 года принял решение снизить ключевую ставку на 1 процентный пункт — с 18% до 17% годовых. Это уже третье снижение ставки в 2025 году: в июне она была снижена с 21% до 20%, в июле — сразу на 2 п.п. до 18%.

Анатолий Якимов
Как эффективно участвовать в Canton Fair 2025: обзор и рекомендации ведущего специалиста ВЭД

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка 2025: инсайты и рекомендации от ведущего специалиста ВЭД». Эксперт – ведущий специалистом ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши

Валерия Баевкина в составе делегации АО «ВЭД Агент» посетила осеннюю сессию Canton Fair в 2023 году. Выставка проводится уже более 50 лет в городе Гуанчжоу на юге Китая.

Анатолий Якимов
Как выставки в Москве укрепляют сотрудничество России и Китая в торговле и промышленности
Фото предоставлено организаторами выставок

Товарооборот России с Китаем продолжает устойчиво расти, а торговое сотрудничество развивается в новых форматах, что подтверждается итогами специализированных выставок и бизнес-форумов в Москве. По данным за январь–июль 2025 года, объем двусторонней торговли достиг 125,8 миллиарда долларов США, при этом положительное сальдо сохраняется за Россией. Экспозиции выставок International /China Commodity Fair и China Machinery Fair показали не только широкий ассортимент китайской продукции, но и возросший интерес российских компаний к комплексным решениям, маркировке и цифровой интеграции.

Анатолий Якимов
Читинские таможенники пресекли контрабанду культурных ценностей в Китай: 86 предметов царской эпохи и СССР
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники пресекли попытку нелегального вывоза культурных ценностей царских времен и эпохи СССР в Китай через Международный автоматический пункт пропуска «Забайкальск». У задержанного иностранного гражданина в багаже было обнаружено 86 предметов, включая браслеты и гребни из нефрита, 27 необработанных камней нефрита разных оттенков и размеров, знаки отличия советской эпохи, орденскую книжку, а также денежные знаки времен царской России и СССР.