Эра китайского вина и виноделия
Автор: Bruce Einhorn
На окраине Иньчуаня, сонного провинциального городка по соседству с пустыней Гоби, рабочие доделывают последние работы на фасаде замка Chateau Changyu Moser XV, огромного строения с белыми каменными стенами, мансардой, облицованной черным мрамором и куполообразной крышей. Если бы не цельлитые металлические статуи китайских львов, охраняющие центральный вход, замок мог бы сойти за шато, расположенный в самом сердце Франции - долине Луары. Поместье общей площадью в 150 акров стало региональной штаб-квартирой для компании Changyu Pioneer Wine, китайской винодельческой корпорации, у которой уже есть несколько эрзац-дворцов в других регионах страны. Летом 2012 года компания объявила о намерении потратить 950 млн. долларов США на "город вина" в восточной провинции Шаньдун, в котором будут целых два замка и деревушка в европейском стиле.
Поскольку новоявленные китайские богачи щедро ассигнуют деньги на развитие виноделия, по всей стране в сельской местности растут как грибы поддельные французские шато и особняки в колониальном стиле, какие есть в долине Напа. Некорых владельцев таких поместий даже не особенно заботят виноградники - они просто строят себе огромные замки и забивают до отказа винные подвалы. "Им даже нет дела до того, хорошее у них в коллекции вино или нет", поясняет Чиньюэн Ма, китайский архитектор и винодел. "Когда я вижу очередной фальшивый шато, мне кажется, что в этой стране что-то явно не так".
47-летний Ма - один из многих китайских энофилов, кто стремится расширить границы мира современного виноделия, избавиться от засилья вин европейского производства и начать выпуск каберне совиньон или пино нуар в Поднебесной. Это весьма непростая задача, поскольку в стране нет собственных традиций виноделия. В Китае люди традиционно потребляют низкосортный образчик так называемого baijiu - крепкую самогонку из сорго (гаоляна). Когда крестьяне пытались делать вино самостоятельно получалось едва ли пригодное к употреблению пойло. Шао Сюйдон, главный винодел в Cofco Junding Winery, государственной компании, производящей аналоги вин долины Напа в провинции Шаньдун, вспоминает, как он начинал свой бизнес в далекие 1990-е годы. Тогда "по крайней мере 95%" китайских вин были не настоящими, говорит он: "Это была своего рода смесь воды, сахара и виноградного сока".
Эмма Гао, миловидная дама 36 лет - винодел в Silver Heights, семейном хозяйстве в пригороде Иньчуаня, где производят наиболее превосходные винтажи во всей КНР. Эмма получила образование в La Faculte d'Oenologie de Bordeaux (Франция); она говорит, что её соседи искренне не понимают, чего женщина хочет добиться своими стараниями: "Местные убеждены, что хорошее вино - это когда у тебя не болит голова на утро после попойки".
Несмотря на это, Эмма Гао и ряд других виноделов видят в Китае огромный потенциал. Страна закупила свыше 156 млн. ящиков вина в 2011 году, заняв 5 строчку в рейтинге самых больших рынков сбыта. Ожидается, что к 2016 году Китай закупит примерно 250 млн. ящиков, согласно прогнозу специалистов исследовательского центра группы International Wine & Spirit Research. "Раньше китайцы покупали дорогие вина, чтобы похвастаться, теперь всё изменилось", говорит Шон Рейн, исполнительный директор China Market Research Group в Шанхае. "Молодые китайцы пьют марочные вина дома".
Поскольку китайские вина пока еще не заслужили доверие отечественного потребителя, не удивительно, что жители КНР предпочитают импортные напитки. Покупатели из Китая стали основными инвесторами винодельческого региона Бордо. Центральная газета China Daily сообщала ранее, что за 2011 год граждане КНР приобрели в собственность по меньшей мере 25 поместий. Кроме всего прочего, Китай - основной импортер вин Бордо (около 35% всего экспорта региона). Калифорнийские вина также очень популярны. После того, как китайский баскетболист Яо Минь завершил свою карьеру в составе Houston Rockets, в ноябре 2011 года начал заниматься винодельческим бизнесом, основав компанию Yao Family Wines. Фирма производит каберне совиньон в долине Напа специально для китайского рынка.
Импорт имеет особое значение для внутреннего рынка КНР, однако качество местных вин постепенно улучшается. Все больше китайцев едут за рубеж изучать премудрости виноделия, а критики отмечают успехи молодых специалистов: купаж каберне из поместья Helan Qingxue, винного завода в Сычуани, в 2011 году получил престижную награду "Лучшее вино из сортов винограда региона Бордо стоимостью свыше 10 фунтов стерлингов" на Decanter World Wine Awards (ежегодный международный конкурс вин, учрежденный британским винным журналом Decanter; в составе жюри - опытные винные критики, сомелье и энофилы. Имеет статус наиболее авторитетного конкурса в мире виноделия).
Китайские виноделы, ориентированные на производство элитных вин небольшими партиями, ожидают, что мировое признание качества вина из Поднебесной сможет помочь стране развить собственную винодельческую культуру. Французские концерны Castel Group и Remy Cointreau объединились с китайскими партнерами. Возможно, их примеру последует самый прославленный производитель вин в Бордо - хозяйство Domaine Barons de Rothschild (Lafite): компания намерена приобрести в собственность угодья и модернизировать винный завод в провинции Шаньдун. Действуя совместно с государственной компанией Citic (КНР), именитый винный дом Франции провел весной 2012 года церемонию открытия своего первого винного предприятия на территории Китая, высадив 4,3 акра новых лоз. Надзор за имением будет осуществлять управляющий Жерар Колинь, француз с 50-летним опытом производства вин. С 1997 года он живет и работает в Китае. "Я уверен, что здесь мы сможем создать весьма гармоничное вино со сложным букетом", заявил он.
Перед заключением контракта с Rothschild-Lafite Колинь смог наладить производство качественных вин в еще одном китайском винном хозяйстве Treaty Port Vineyards. Поместье с 52 акрами виноградников построено в шотландском стиле, напоминает хорошо укрепленный замок 17-го столетия, на флагштоке развевается шотландский флаг "юнион джек". Хозяйство было основано в 2009 году, апартаменты насчитывают шесть спален и огромный обитый шпоном зал для приемов. Однако не стоит ждать, что виноделы вроде Lafite будут прибегать к своим излюбленным европейским уловкам и в Китае. Господин Колин твердо намерен не делать никаких карикатурных преобразований и имитаций. "Мы в Китае", объясняет он, "Мы не намерены возводить здесь еще один Версаль".
Эти слова пришлись по душе архитектору Чиньюэну Ма. Он живет на два города: Шанхай и Лос Анджелес, в котором руководит филиалом архитектурной школы Университета Южной Каролины. Кроме того, он занимается винодельческим хозяйством и усадьбой неподалеку от своего родного города Сианя (Центральный Китай). Здесь он возвел три новых постройки, которые воспроизводят мотивы простых кирпичных деревенских домов близлежащих деревень. Еще он запустил собственный подкаст на Sina Weibo (сайте-аналоге американского Twitter). Компания, принадлежащая Ма, спонсирует дегустации вин в крупнейших университетах Китая.
Также Ма начал консалтинговый бизнес. Один из его клиентов, компания Star China Investment & Development, надеется развить хозяйство и туристический центр в Фаншане (пригород Пекина) в традиционном китайском стиле, без какого-либо копирования европейских образцов. "Вино Китая не обязательно должно напоминать американское, французское или австралийское", говорит Хань Яньчан, заместитель генерального директора фирмы. "Оно должно нести в себе особенности и стиль Поднебесной", добавляет он. "Если мы не справимся, профессор Ма нас строго осудит".
Представитель компании Changyu Гу Дечжоу наоборот, считает, что для возведения фальшивых шато в Китае есть резон. "Китай стал все больше интересоваться западной культурой виноделия и потребления вина", поясняет он. "Мы хотим наглядно показать эту культуру всем желающим". Однако профессор-архитектор Ма не верит в такие благие намерения. Вглядываясь сквозь ограду замка в Иньчуане, едва может сдержать свой гнев: "Ненавижу это. Это место - одна большая насмешка". Чуть ниже по улице располагается региональный офис Changyu, фасад здания украшен двумя барельефами сизображением винных бочек. "Кич!", вздыхает Ма, "Самый настоящий кич в его худшем проявлении".
Источник: Bloomberg Businessweek
Комментарии 1
Не сомневаюсь, что у китайцы со временем, выйдут на мировой рынок со своим вином. Вообще, мы сейчас наблюдаем эру Китая, за что не берутся - все у них получается. От простого ширпотреба, до высоктехнического производства. И это наряду с солидными капиталовлежениями.
Ваш комментарий