Китайские инвестиции в Россию определят контуры будущей мировой торговли
В ходе визита в Китай российской делегации во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым 21 октября подписано более 20 документов, большая часть которых посвящена сырьевой торговле. В то же время в ходе онлайн-конференции с китайскими гражданами глава российского правительства поднял вопрос об инвестициях из КНР в Россию, подчеркнув особую заинтересованность Москвы в этом. Многие эксперты отмечают, что именно инвестиционная сфера содержит наибольший потенциал двустороннего взаимодействия, однако пока здесь движение медленнее, чем хотелось бы.
Как отмечают в Российско-китайском центре развития торговли (РКЦ), актуальность вопроса инвестиционного сотрудничества обеих стран в настоящее время трудно переоценить. Помимо понятной заинтересованности государства в иностранных вложениях, речь идет уже о более сложных процессах в международной торговле.
Дело в том, что под воздействием кризиса США и ЕС в ускоренном режиме занялись формированием Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП), предполагающего либерализацию торговли и движения капитала. Аналогичные переговоры ведутся между ЕС и Канадой, США и Мексикой и другими странами. Суть будущих соглашений – формирование более конкурентоспособного крупного объединения с ядром в виде западных стран, которые уже с позиций своего союза будут строить торговые отношения с третьими государствами. Ясно, что ВТО и ОЭСР со временем утеряют вес как ведущие площадки для решения торгово-экономических вопросов.
Одновременно США и ЕС параллельно ведут переговоры о заключении торгово-инвестиционных соглашений с Китаем. Так, например, начало соответствующих раундов встреч будет в числе основных в повестке саммита Евросоюз – КНР уже в конце ноября. По словам европейских официальных лиц, Брюссель ставит целью выйти на подписание документа в 2015-2016 гг.
Аналогичные временные оценки дают американцы. Очевидно, что будущие переговоры между Западом и Китаем позволят отработать модели торгового взаимодействия, применимые для дальнейшего тиражирования в мире. В целом, в некотором приближении можно говорить о переформатировании системы экономических союзов в мире с учетом изменения расклада сил на международной арене.
Активность Вашингтона и Брюсселя в формировании новой экономической карты мира неизбежно ставит Пекин перед необходимостью реагирования и формулирования своего подхода к предложениям по инвестиционным соглашениям с Западом. Настойчивость США и ЕС вызвана, в том числе, их недовольством тихой, но масштабной инвестиционной экспансией Китая в мире, уже непосредственно затрагивающей интересы крупных западных компаний и государств.
В таких условиях инвестиционное сотрудничество по линии Россия – Китай выглядит уже не прикладным экономическим вопросом, а обретает политическую окраску и будет важным фактором определения роли и места РФ в будущей системе торговых координат.
©Российско-китайский центр развития торговли (РКЦ)
Комментарии
Ваш комментарий