
В 2024 году доля грузовых перевозок автомобильным транспортом между Россией и КНР выросла на 70%. Подобная тенденция отмечается и в других отраслях транспорта. По информации биржи грузоперевозок ATI.SU, количество запросов на международные автоперевозки из России выросли на 45%. Китай занимает ведущее место среди дальних направлений.
Импортные автоперевозки выросли на 36%. Наибольший спрос был у Китая и некоторых стран СНГ.
Авто
По информации основателя и директора ATI.SU Святослава Вильде, рост товарооборота между Россией и Китаем сделал маршруты в Китай более востребованными. Хотя два-три года назад это направление считалось малорентабельным. Дополнительным стимулом послужило введение практики круговых рейсов, которые позволяют транспортным компаниям сокращать издержки. Автомобиль едет с экспортным грузом из России в Китай, где машину загружают импортными товарами.
Исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольга Федоткина считает, что в 2025 году автоперевозки в Китай продолжат расти, так как производители находятся в поисках новых рынков сбыта продукции, а также новые маршруты в связи с изменениями в логистике.
При этом эксперты отмечают начало кризиса в отрасли грузоперевозок. У транспортных компаний растут издержки: растет зарплата водителей, логистов и других работников; выросла стоимость запасных частей, лизинговых платежей за новые грузовики.
– Я вам скажу: грядет очень серьезный кризис. Денег на перевозки у перевозчиков нет, оборотные средства люди не могут получить, вы сами знаете, какая у нас ключевая ставка, заработанные деньги задерживают, потому что кто-то на депозитах их где-то крутит, – отметил президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин в интервью «Фонтанке.ру».
Он добавил, что средний возраст грузовых автомобилей в России – 23 года. Купить новый – невозможно, так как стоимость седлового тягача с полуприцепом превышает 20 миллионов рублей. А с учетом лизинговых платежей машина станет роскошью. Ведь в итоге лизингополучатель должен будет внести более 100 миллионов рублей.
Море
В начале марта аналитики отметили снижение средней ставки на фрахт на 3% на ключевые международные морские перевозки, которая составила 2 541 доллар США за 40-футовый контейнер. При этом на направлении Шанхай – Владивосток, также отмечается снижение ставок на перевозку 40-футовых контейнеров на 11,3 – 31,8%. Средняя стоимость составила 1875 долларов США.
Аналитики компании Xeneta отмечают, что в 2025 году 6 из 10 компаний изменят подход к проведению тендеров на морские перевозки.
«В связи с ситуацией в Красном море необходимость заключения такого контракта стала еще более очевидной. Если в результате длительного прекращения огня в регион вернется большое количество контейнеровозов, спотовые ставки и, следовательно, долгосрочные ставки, могут рухнуть в 2025 году», – говорится в отчете компании.
Все это позволит перераспределить грузопоток с «длинного» маршрута через Суэцкий канал на Северный морской путь.
Железные дороги
По информации телеграм-канала «Великолепный ВЭД» Китайские железные дороги просубсидировали ж/д-операторов, в результате ставки на доставку грузов из КНР в Москву в конце февраля снизились на 15-20%.
– Как вариант, железнодорожные перевозки привлекут большой объем под низкие ставки и контейнеры «зависнут» на погранпереходах, что приведет к увеличению ставок на автоперевозки, считает менеджер отдела развития мультимодальных перевозок АО «ВЭД Агент» Алексей Мазяр.
Авиа
Спрос на международные авиаперевозки растет 18 месяцев подряд. В январе 2025 года грузооборот в гражданской авиации составил 21,47 миллиардов-тоннокилометров. Это на 3,2% больше, чем за первый месяц 2024 года.
В 2024 году российские авиакомпании перевезли 487,7 тысячи тонн грузов, что на 4% больше, чем годом ранее. Рост грузооборота был достигнут за счет международных направлений. На них было перевезено на 16% больше, чем годом ранее. Объем грузов на внутренних перевозках сократился.
– Во всём мире наблюдается тренд незначительного роста грузовых перевозок и их востребованности на рынке в первую очередь за счёт e-сом грузов. Российская же грузовая авиация сейчас переживает далеко не самые лучшие времена, как будто все забыли о том, что она существует. Растет конкуренция с иностранными перевозчиками, а также растет и отток груза на пассажирских перевозчиков, которые активно субсидируются, а вместе с тем для грузовых авиакомпаний, обеспечивающих львиную долю грузопотока социально значимых товаров для населения Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера, субсидии не предоставляются, – отметил коммерческий директор «Авиастар-ТУ» Александр Барышев в интервью телеграм-каналу «Пристигните ремни: Авиация»