Анатолий Якимов

Снижение автоперевозок между Россией и Китаем: логистические проблемы и санкционное давление

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Автоперевозки между Россией и Китаем — важное звено в торговых отношениях двух стран, но в 2024–2025 годах сектор столкнулся с серьезными вызовами. Несмотря на рост товарооборота, объемы грузоперевозок автотранспортом демонстрируют неоднозначную динамику.

По информации Федеральной таможенной службы России, объем автоперевозок между РФ и КНР в 2024 году сократился на 12% по сравнению с 2023 годом. Основной причиной стали логистические сложности и ужесточение контроля на границе. В первом квартале 2025 года падение продолжилось — грузопоток снизился еще на 8% в годовом выражении. При этом железнодорожные и морские перевозки, напротив, показали рост.

По мнению экспертов, на снижение автоперевозок между Россией и КНР, прежде всего, влияют логистические проблемы. К ним относятся узкие места на пограничных переходах Забайкальск, Пограничный, Суйфэньхэ. В некоторые дни фуры ожидают пересечения границы в течение 5-7 дней, что увеличивает сроки доставки и затраты перевозчиков. Кроме того, дефицит разрешений на транзит через Казахстан, который остается ключевым маршрутом для российско-китайских перевозок, также тормозит развитие российско-китайских автоперевозок.

Санкционное давление

Еще один фактор, из-за которого снижаются автоперевозки между Россией и Китаем – санкционное давление. Так, ограничения на поставки запчастей и шин из Европейского Союза привели к росту стоимости обслуживания автопарка. Расчеты между перевозчиками усложнили проблемы с оплатой транзакций – отключение от SWIFT.

В тоже время железнодорожные перевозки выросли в прошлом году на 18%, а морские, преимущественно через порты Дальнего Востока – на 22%.

При этом, автоперевозки проигрывают в скорости и стоимости на дальних дистанциях.

Изменение структуры грузопотока

Эксперты также отметили, что за последние несколько месяцев объем сборных грузов снизился из-за роста курсовой разницы и инфляции. При этом увеличились поставки энергетического сырья: уголь, нефтепродукты, которые чаще перевозятся по железной дороге.

Кроме того, на снижение объема перевозок оказали влияние высокие издержки: топливо, запчасти, простои на границе, административные барьеры: сложности с получением разрешений, ужесточение таможенного контроля.

Чтобы падение объемов грузоперевозок замедлилось, а в идеале начало расти органам власти нужно предпринять определенные меры. В частности, расширять пропускную способность пограничных переходов. Стоит отметить, работа в этом направлении уже идет. Так на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» началась реконструкция грузового направления. Предполагается, что после того, как работы будут завершены, пропускная способность увеличится с 280 до 1600 автомобилей в сутки.

Перевозчики также предлагают субсидировать топливо для международных перевозок, ввести льготные кредиты, направленные на обновление автопарка, частично упростить таможенные процедуры, организовать «зеленый коридор» для регулярных перевозчиков, цифровизировать документооборот.

Мнение эксперта

По мнению ведущего эксперта по международным автоперевозкам АО «ВЭД Агент» Игоря Сафрошкина, в ближайшее время на рынке российско-китайских перевозок продолжится стагнация. Ставки будут держаться на минимальном уровне. Единственное, что может повлиять на рост – перераспределение грузопотока из-за резкой смены политической ситуации в мире, снятия санкций.

– Выживать будут как крупные компании за счет накопленного ресурса, так и мелкие, за счет минимальных издержек на управление. К таким относятся фирмы с 1-3 выкупленными относительно свежими машинами, в которых нет больших издержек на ремонт. Ожидается, что рынок будет смещаться в сторону серых расчетов и схем, как это было в конце 1990-х и начале 2000-х годах. Будет продолжаться рос популярности мало- и среднетоннажных перевозок на дальние расстояния. Эту тенденцию мы наблюдаем уже на протяжении последних 10 лет. Это обусловлено относительно более низкими издержками как на сами транспортные средства, так и на содержание, более высокой мобильностью и более низкими требованиями по допуску к перевозкам, в том числе отсутствие расходов на «Платон», допускам, разрешениям, обучению персонала и так далее, – пояснил Игорь Саврошкин.

В качестве преимущества автоперевозок эксперт назвал высокую мобильность, которая сравнима с авиаперевозками на средние и малые расстояния, дешевизну, в отличие от железнодорожных, особенно на западное направление.

Таким образом, кризис в автоперевозках между РФ и КНР — следствие системных проблем, а не только внешних факторов. Без господдержки и инфраструктурных изменений доля автотранспорта в грузопотоке между странами будет сокращаться, уступая место железнодорожным и морским перевозкам.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Экспорт
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Импорт
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.