Анатолий Якимов

Снижение автоперевозок между Россией и Китаем: логистические проблемы и санкционное давление

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Автоперевозки между Россией и Китаем — важное звено в торговых отношениях двух стран, но в 2024–2025 годах сектор столкнулся с серьезными вызовами. Несмотря на рост товарооборота, объемы грузоперевозок автотранспортом демонстрируют неоднозначную динамику.

По информации Федеральной таможенной службы России, объем автоперевозок между РФ и КНР в 2024 году сократился на 12% по сравнению с 2023 годом. Основной причиной стали логистические сложности и ужесточение контроля на границе. В первом квартале 2025 года падение продолжилось — грузопоток снизился еще на 8% в годовом выражении. При этом железнодорожные и морские перевозки, напротив, показали рост.

По мнению экспертов, на снижение автоперевозок между Россией и КНР, прежде всего, влияют логистические проблемы. К ним относятся узкие места на пограничных переходах Забайкальск, Пограничный, Суйфэньхэ. В некоторые дни фуры ожидают пересечения границы в течение 5-7 дней, что увеличивает сроки доставки и затраты перевозчиков. Кроме того, дефицит разрешений на транзит через Казахстан, который остается ключевым маршрутом для российско-китайских перевозок, также тормозит развитие российско-китайских автоперевозок.

Санкционное давление

Еще один фактор, из-за которого снижаются автоперевозки между Россией и Китаем – санкционное давление. Так, ограничения на поставки запчастей и шин из Европейского Союза привели к росту стоимости обслуживания автопарка. Расчеты между перевозчиками усложнили проблемы с оплатой транзакций – отключение от SWIFT.

В тоже время железнодорожные перевозки выросли в прошлом году на 18%, а морские, преимущественно через порты Дальнего Востока – на 22%.

При этом, автоперевозки проигрывают в скорости и стоимости на дальних дистанциях.

Изменение структуры грузопотока

Эксперты также отметили, что за последние несколько месяцев объем сборных грузов снизился из-за роста курсовой разницы и инфляции. При этом увеличились поставки энергетического сырья: уголь, нефтепродукты, которые чаще перевозятся по железной дороге.

Кроме того, на снижение объема перевозок оказали влияние высокие издержки: топливо, запчасти, простои на границе, административные барьеры: сложности с получением разрешений, ужесточение таможенного контроля.

Чтобы падение объемов грузоперевозок замедлилось, а в идеале начало расти органам власти нужно предпринять определенные меры. В частности, расширять пропускную способность пограничных переходов. Стоит отметить, работа в этом направлении уже идет. Так на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» началась реконструкция грузового направления. Предполагается, что после того, как работы будут завершены, пропускная способность увеличится с 280 до 1600 автомобилей в сутки.

Перевозчики также предлагают субсидировать топливо для международных перевозок, ввести льготные кредиты, направленные на обновление автопарка, частично упростить таможенные процедуры, организовать «зеленый коридор» для регулярных перевозчиков, цифровизировать документооборот.

Мнение эксперта

По мнению ведущего эксперта по международным автоперевозкам АО «ВЭД Агент» Игоря Сафрошкина, в ближайшее время на рынке российско-китайских перевозок продолжится стагнация. Ставки будут держаться на минимальном уровне. Единственное, что может повлиять на рост – перераспределение грузопотока из-за резкой смены политической ситуации в мире, снятия санкций.

– Выживать будут как крупные компании за счет накопленного ресурса, так и мелкие, за счет минимальных издержек на управление. К таким относятся фирмы с 1-3 выкупленными относительно свежими машинами, в которых нет больших издержек на ремонт. Ожидается, что рынок будет смещаться в сторону серых расчетов и схем, как это было в конце 1990-х и начале 2000-х годах. Будет продолжаться рос популярности мало- и среднетоннажных перевозок на дальние расстояния. Эту тенденцию мы наблюдаем уже на протяжении последних 10 лет. Это обусловлено относительно более низкими издержками как на сами транспортные средства, так и на содержание, более высокой мобильностью и более низкими требованиями по допуску к перевозкам, в том числе отсутствие расходов на «Платон», допускам, разрешениям, обучению персонала и так далее, – пояснил Игорь Саврошкин.

В качестве преимущества автоперевозок эксперт назвал высокую мобильность, которая сравнима с авиаперевозками на средние и малые расстояния, дешевизну, в отличие от железнодорожных, особенно на западное направление.

Таким образом, кризис в автоперевозках между РФ и КНР — следствие системных проблем, а не только внешних факторов. Без господдержки и инфраструктурных изменений доля автотранспорта в грузопотоке между странами будет сокращаться, уступая место железнодорожным и морским перевозкам.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
С Праздником 1 Мая! Желаем стабильных поставок и выгодных контрактов

Дорогие друзья, коллеги и партнеры!

От всей команды chinalogist.ru поздравляем вас с Праздником Весны и Труда – 1 Мая!

Этот день символизирует не только наступление тепла и обновление природы, но и уважение к труду, который объединяет всех, кто работает в сфере логистики, ВЭД и международной торговли.

Благодаря вашему профессионализму, упорству и умению находить решения даже в сложных условиях грузовые потоки между Россией, Китаем и Азией продолжают развиваться. Пусть ваш труд приносит не только стабильность, но и новые перспективы, выгодные контракты и надежных партнеров!

Желаем вам:
✅ Эффективных поставок – без задержек и простоев
✅ Стабильных партнеров – с прозрачными условиями и честными сделками
✅ Выгодных ставок – на фрахт, таможню и логистику
✅ Инновационных решений – для оптимизации ваших цепочек поставок

Пусть май станет стартом новых проектов, а ваш бизнес будет таким же динамичным, как прямой контейнерный поезд!

С праздником!
Команда chinalogist.ru

Анатолий Якимов
Торговый баланс под вопросом: достигнут ли Россия и КНР товарооборота 300 миллиардов долларов США
Фото Анатолия Якимова

На Внешнеторговом форуме РБК заместитель министра экономического развития Владимир Ильичев обозначил приоритеты российской торговой политики. Главная цель — удержать товарооборот с Китаем на отметке 300 миллиардов долларов США ежегодно.

Анатолий Якимов
Майские на границе: как будут работать пункты пропуска на Дальнем Востоке и в Сибири
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Дальневосточное и Сибирское таможенные управления опубликовали обновленный график работы пунктов пропуска на период майских праздников 2025 года. Основные пункты пропуска продолжат работать в обычном режиме, однако на некоторых КПП запланированы выходные дни.

Анатолий Якимов
Фруктовый бум: экспорт китайских овощей через Маньчжурию вырос на 32,5%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Через пограничный пункт пропуска Маньчжурия-Забайкальск ежедневно проходит около 1000 тонн свежих фруктов и овощей из Китая в Россию. По данным администрации города Маньчжурия, в первом квартале 2025 года объемы поставок выросли на 32,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 88 тысяч тонн.

Анатолий Якимов
Российский экспорт куриных ножек в Китай вырос на 40% за первый квартал 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным федерального центра «Агроэкспорт», в первом квартале 2025 года Китай увеличил импорт куриных лапок из России на 40% в натуральном выражении – до 25,2 тысячи тонн, и на 31% в денежном – 77,2 миллиона долларов США. Это самый высокий показатель за последние 5 лет.

Анатолий Якимов
Работа с логистикой и клиентами: вакансия в московском филиале «ВЭД Агент
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году АО «ВЭД Агент» отметит 20 лет на рынке внешнеэкономической деятельности. Маленькая компания, открывшаяся в Новосибирске, сегодня имеет представительства в Москве, Находке и Китае, оставаясь лидером отрасли за Уралом.

Анатолий Якимов
Кедры, ели и туи: как «ВЭД Агент» отметил юбилей посадкой аллеи в Новосибирском зоопарке
Фото Петра Болманта

В минувшую субботу в Новосибирском зоопарке прошла необычная акция. Сотрудники АО «ВЭД Агент» высадили несколько десятков деревьев: сибирскую ель и кедр, тую и мирикарию. Подобное мероприятие прошло впервые. Но, пожалуй, самое главное к благоустройству зоопарка приложили руки и члены семей вэд-агентовцев.

Анатолий Якимов
Александр Дегтярев о торговле с Китаем: как бизнесу работать в новых реалиях
Фото пресс-службы Торгово-промышленной палаты Алтайского края

На прошлой неделе в Барнауле состоится круглый стол «Возможности международных расчетов для участников рынка ВЭД». Организаторами выступили Алтайская торгово-промышленная палата и Акционерное общество «Финансовое ателье «ГроттБьерн».

Анатолий Якимов
Китайская индустрия детских игрушек: от Пинху до Шэньчжэня - экспорт в Россию
Фото с сайта chinanews.com

Город Пинху в провинции Чжэцзян, расположенный на юго-востоке Китая, уверенно удерживает лидерство на мировом рынке детских электромобилей, обеспечивая около 70% продукции этого сегмента. В Пинху объединено более 300 предприятий, ежегодно выпускающих более 10 миллионов детских электромобилей, которые экспортируются более чем в 100 стран мира. Об этом сообщает агентство «Хуаньцюван».

Анатолий Якимов
Пункты пропуска на границы с Китаем и Монголией: график работы в праздничные дни
Фото пресс-службы Читинской таможни

Приближаются майские праздники. Как правило, это нерабочие дни. Chinalogist выяснил, как будут работать пункты пропуска на границе России с Китаем и Монголией. Основные пункты пропуска, расположенные на российско-китайской границе, будут работать в прежнем режиме. В частности, по информации пресс-секретаря Читинской таможни Марины Бойко, Международный автомобильный пункт пропуска будет работать круглосуточно без выходных дней.