Анатолий Якимов

Снижение автоперевозок между Россией и Китаем: логистические проблемы и санкционное давление

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Автоперевозки между Россией и Китаем — важное звено в торговых отношениях двух стран, но в 2024–2025 годах сектор столкнулся с серьезными вызовами. Несмотря на рост товарооборота, объемы грузоперевозок автотранспортом демонстрируют неоднозначную динамику.

По информации Федеральной таможенной службы России, объем автоперевозок между РФ и КНР в 2024 году сократился на 12% по сравнению с 2023 годом. Основной причиной стали логистические сложности и ужесточение контроля на границе. В первом квартале 2025 года падение продолжилось — грузопоток снизился еще на 8% в годовом выражении. При этом железнодорожные и морские перевозки, напротив, показали рост.

По мнению экспертов, на снижение автоперевозок между Россией и КНР, прежде всего, влияют логистические проблемы. К ним относятся узкие места на пограничных переходах Забайкальск, Пограничный, Суйфэньхэ. В некоторые дни фуры ожидают пересечения границы в течение 5-7 дней, что увеличивает сроки доставки и затраты перевозчиков. Кроме того, дефицит разрешений на транзит через Казахстан, который остается ключевым маршрутом для российско-китайских перевозок, также тормозит развитие российско-китайских автоперевозок.

Санкционное давление

Еще один фактор, из-за которого снижаются автоперевозки между Россией и Китаем – санкционное давление. Так, ограничения на поставки запчастей и шин из Европейского Союза привели к росту стоимости обслуживания автопарка. Расчеты между перевозчиками усложнили проблемы с оплатой транзакций – отключение от SWIFT.

В тоже время железнодорожные перевозки выросли в прошлом году на 18%, а морские, преимущественно через порты Дальнего Востока – на 22%.

При этом, автоперевозки проигрывают в скорости и стоимости на дальних дистанциях.

Изменение структуры грузопотока

Эксперты также отметили, что за последние несколько месяцев объем сборных грузов снизился из-за роста курсовой разницы и инфляции. При этом увеличились поставки энергетического сырья: уголь, нефтепродукты, которые чаще перевозятся по железной дороге.

Кроме того, на снижение объема перевозок оказали влияние высокие издержки: топливо, запчасти, простои на границе, административные барьеры: сложности с получением разрешений, ужесточение таможенного контроля.

Чтобы падение объемов грузоперевозок замедлилось, а в идеале начало расти органам власти нужно предпринять определенные меры. В частности, расширять пропускную способность пограничных переходов. Стоит отметить, работа в этом направлении уже идет. Так на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» началась реконструкция грузового направления. Предполагается, что после того, как работы будут завершены, пропускная способность увеличится с 280 до 1600 автомобилей в сутки.

Перевозчики также предлагают субсидировать топливо для международных перевозок, ввести льготные кредиты, направленные на обновление автопарка, частично упростить таможенные процедуры, организовать «зеленый коридор» для регулярных перевозчиков, цифровизировать документооборот.

Мнение эксперта

По мнению ведущего эксперта по международным автоперевозкам АО «ВЭД Агент» Игоря Сафрошкина, в ближайшее время на рынке российско-китайских перевозок продолжится стагнация. Ставки будут держаться на минимальном уровне. Единственное, что может повлиять на рост – перераспределение грузопотока из-за резкой смены политической ситуации в мире, снятия санкций.

– Выживать будут как крупные компании за счет накопленного ресурса, так и мелкие, за счет минимальных издержек на управление. К таким относятся фирмы с 1-3 выкупленными относительно свежими машинами, в которых нет больших издержек на ремонт. Ожидается, что рынок будет смещаться в сторону серых расчетов и схем, как это было в конце 1990-х и начале 2000-х годах. Будет продолжаться рос популярности мало- и среднетоннажных перевозок на дальние расстояния. Эту тенденцию мы наблюдаем уже на протяжении последних 10 лет. Это обусловлено относительно более низкими издержками как на сами транспортные средства, так и на содержание, более высокой мобильностью и более низкими требованиями по допуску к перевозкам, в том числе отсутствие расходов на «Платон», допускам, разрешениям, обучению персонала и так далее, – пояснил Игорь Саврошкин.

В качестве преимущества автоперевозок эксперт назвал высокую мобильность, которая сравнима с авиаперевозками на средние и малые расстояния, дешевизну, в отличие от железнодорожных, особенно на западное направление.

Таким образом, кризис в автоперевозках между РФ и КНР — следствие системных проблем, а не только внешних факторов. Без господдержки и инфраструктурных изменений доля автотранспорта в грузопотоке между странами будет сокращаться, уступая место железнодорожным и морским перевозкам.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Город контрастов Шанхай: куда сходить, что посмотреть
Фото Анатолия Якимова

Шанхай — один из самых ярких мегаполисов мира, где древняя культура и современность идут рука об руку. Этот город, основанный в 751 году, сегодня – крупнейший торговый, туристический, культурный и промышленный центр Китая. Мегаполис привлекает миллионы туристов со всего мира. Chinalogist изучил множество путеводителей и определили десять самых популярных достопримечательностей Шанхая

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия наращивает экспорт гречихи в Китай: новые рекорды и региональные лидеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В последние годы Россия значительно нарастила экспорт гречихи в Китай. За первый квартал 2025 года поставки этой культуры в Поднебесную увеличился в 2,5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, превысив 87 тысяч тонн. Всего Россия экспортировала 110 тонн гречихи в первом квартале 2025 года.

Анатолий Якимов
Работа
Юрист по внешнеэкономическим сделкам: хорошие знания – высокие зарплаты
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

При заключении международных контрактов, особенно с китайскими партнерами, ошибка может привести к серьезным потерям и репутационным рискам. Юрист по внешнеэкономическим сделкам должен иметь фундаментальные основы во многих областях.

Анатолий Якимов
Импорт
Тарифная война: как Россия может выиграть в противостоянии Китая и США
Фото Анатолия Якимова

Торговая война между США и Китаем развивается стремительно. На этой неделе пошлины на товары из КНР указом Дональда Трампа подняли до 145%. В американских СМИ уже появились сообщения о том, что цены на продукцию поднялись на 150-200%. И это еще не предел. В ответ Китай повысил тарифы на американские товары до 84%. Рост пошлин сыграет на руку покупателям бытовой электроники, поскольку поставщики могут переориентироваться на местный рынок, что приведет к снижению стоимости продукции.

Анатолий Якимов
Грузооборот на железнодорожном пункте пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» растет
Фото Анатолия Якимова

Грузооборот железнодорожной станции Маньчжурия, сопредельной Забайкальску, с начала 2025 года по 7 апреля составил 7,239 миллиона тонн, что на 0,8% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Об этом сообщил руководитель станции Маньчжурия. Одним из ключевых факторов, способствующих этому росту, стало сокращение времени перевалки грузов с ширококолейных российских вагонов на узкоколейные китайские вагоны на 1 час, что повысило эффективность перевалки на 20%.

Анатолий Якимов
Китай наращивает экспорт в Россию: что ждать в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первые три месяца 2025 года товарооборот между Россией и Китаем продолжает сокращаться. За январь-февраль 2025 года общий товарооборот составил 34,68 миллиарда долларов США, что на 7,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2024 года. Экспорт из Китая в Россию сократился на 10,9%, достигнув 14,95 миллиарда долларов США, в то время как российский экспорт в Китай уменьшился на 3,9%, составив 19,73 миллиарда долларов США. Однако, по мнению экспертов, это не повод для беспокойства. Торговые войны США и КНР помогут увеличить экспорт товаров из Поднебесной в Россию.

Анатолий Якимов
Товарооборот РФ и Китая: Олег Дерипаска оценил потенциал сотрудничества
Фото Анатолия Якимова

Известный российский предприниматель и председатель попечительского фонда «Вольное дело» Олег Дерипаска считает, что для значительного роста товарооборота между Россией и Китаем необходимо увеличить прямые китайские инвестиции в российские проекты. По его мнению, это должно составлять не менее 160 миллиардов юаней, около 21,77 миллиарда долларов США в год. Подобные инвестиции могут привести к увеличению товарооборота до 400 миллиардов долларов США в год. Об этом бизнесмен написал у себя в телеграм-канале.

Анатолий Якимов
Китай становится ключевым рынком для российского рапса и зерна
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В последнее время экспорт рапсовой продукции из России в Китай значительно увеличится. В частности, Томская область активно предлагает рапсовое масло и жмых на рынке КНР. В январе 2025 года одно из крупнейших предприятий Сибири по отжиму рапсового масла обратилось в томское отделение Алтайского филиала Федерального центра оценки безопасности и качества продукции агропромышленного комплекса для получения сертификатов качества для экспорта продукции в Поднебесную. Организация подала заявку на получение экспортных сертификатов на сумму 458 тонн экструдированного классического рапсового жмыха. В марте в Китай отправили 21,5 тонны нерафинированного рапсового масла и 927,6 тонны рапсового жмыха после проведения необходимых анализов.

Анатолий Якимов
Китайское приграничье наращивает экспорт качественных товаров в Россию и другие страны
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китайское приграничье, особенно Внутренняя Монголия, активно наращивает экспорт качественных товаров в Россию и другие страны. Этот регион славится разнообразной сельскохозяйственной продукцией, включая замороженные овощи, молочные продукты, говядину, баранину и мясные утки, которые пользуются спросом не только в России, но и в Японии, Южной Корее, странах Юго-Восточной Азии и других регионах.

Анатолий Якимов
Томская область и Китай: новые горизонты торгово-экономического партнерства
Фото пресс-службы администрации Томской области

Встреча между администрацией Томской области с делегацией из китайского города Ухань в провинции Хубэй стала значимым этапом в укреплении дел торгово-экономических связей между регионами. Вице-губернатор Василий Потемкин выразил готовность Томской области к сотрудничеству с Китаем в рамках реализации инвестиционно-промышленной стратегии, направленной на создание кластеров в различных отраслях экономики. Об этом сообщает сайт ЧС-ИНФО.