
Автоперевозки между Россией и Китаем — важное звено в торговых отношениях двух стран, но в 2024–2025 годах сектор столкнулся с серьезными вызовами. Несмотря на рост товарооборота, объемы грузоперевозок автотранспортом демонстрируют неоднозначную динамику.
По информации Федеральной таможенной службы России, объем автоперевозок между РФ и КНР в 2024 году сократился на 12% по сравнению с 2023 годом. Основной причиной стали логистические сложности и ужесточение контроля на границе. В первом квартале 2025 года падение продолжилось — грузопоток снизился еще на 8% в годовом выражении. При этом железнодорожные и морские перевозки, напротив, показали рост.
По мнению экспертов, на снижение автоперевозок между Россией и КНР, прежде всего, влияют логистические проблемы. К ним относятся узкие места на пограничных переходах Забайкальск, Пограничный, Суйфэньхэ. В некоторые дни фуры ожидают пересечения границы в течение 5-7 дней, что увеличивает сроки доставки и затраты перевозчиков. Кроме того, дефицит разрешений на транзит через Казахстан, который остается ключевым маршрутом для российско-китайских перевозок, также тормозит развитие российско-китайских автоперевозок.
Санкционное давление
Еще один фактор, из-за которого снижаются автоперевозки между Россией и Китаем – санкционное давление. Так, ограничения на поставки запчастей и шин из Европейского Союза привели к росту стоимости обслуживания автопарка. Расчеты между перевозчиками усложнили проблемы с оплатой транзакций – отключение от SWIFT.
В тоже время железнодорожные перевозки выросли в прошлом году на 18%, а морские, преимущественно через порты Дальнего Востока – на 22%.
При этом, автоперевозки проигрывают в скорости и стоимости на дальних дистанциях.
Изменение структуры грузопотока
Эксперты также отметили, что за последние несколько месяцев объем сборных грузов снизился из-за роста курсовой разницы и инфляции. При этом увеличились поставки энергетического сырья: уголь, нефтепродукты, которые чаще перевозятся по железной дороге.
Кроме того, на снижение объема перевозок оказали влияние высокие издержки: топливо, запчасти, простои на границе, административные барьеры: сложности с получением разрешений, ужесточение таможенного контроля.
Чтобы падение объемов грузоперевозок замедлилось, а в идеале начало расти органам власти нужно предпринять определенные меры. В частности, расширять пропускную способность пограничных переходов. Стоит отметить, работа в этом направлении уже идет. Так на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» началась реконструкция грузового направления. Предполагается, что после того, как работы будут завершены, пропускная способность увеличится с 280 до 1600 автомобилей в сутки.
Перевозчики также предлагают субсидировать топливо для международных перевозок, ввести льготные кредиты, направленные на обновление автопарка, частично упростить таможенные процедуры, организовать «зеленый коридор» для регулярных перевозчиков, цифровизировать документооборот.
Мнение эксперта
По мнению ведущего эксперта по международным автоперевозкам АО «ВЭД Агент» Игоря Сафрошкина, в ближайшее время на рынке российско-китайских перевозок продолжится стагнация. Ставки будут держаться на минимальном уровне. Единственное, что может повлиять на рост – перераспределение грузопотока из-за резкой смены политической ситуации в мире, снятия санкций.
– Выживать будут как крупные компании за счет накопленного ресурса, так и мелкие, за счет минимальных издержек на управление. К таким относятся фирмы с 1-3 выкупленными относительно свежими машинами, в которых нет больших издержек на ремонт. Ожидается, что рынок будет смещаться в сторону серых расчетов и схем, как это было в конце 1990-х и начале 2000-х годах. Будет продолжаться рос популярности мало- и среднетоннажных перевозок на дальние расстояния. Эту тенденцию мы наблюдаем уже на протяжении последних 10 лет. Это обусловлено относительно более низкими издержками как на сами транспортные средства, так и на содержание, более высокой мобильностью и более низкими требованиями по допуску к перевозкам, в том числе отсутствие расходов на «Платон», допускам, разрешениям, обучению персонала и так далее, – пояснил Игорь Саврошкин.
В качестве преимущества автоперевозок эксперт назвал высокую мобильность, которая сравнима с авиаперевозками на средние и малые расстояния, дешевизну, в отличие от железнодорожных, особенно на западное направление.
Таким образом, кризис в автоперевозках между РФ и КНР — следствие системных проблем, а не только внешних факторов. Без господдержки и инфраструктурных изменений доля автотранспорта в грузопотоке между странами будет сокращаться, уступая место железнодорожным и морским перевозкам.