Анатолий Якимов

Снижение автоперевозок между Россией и Китаем: логистические проблемы и санкционное давление

Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Автоперевозки между Россией и Китаем — важное звено в торговых отношениях двух стран, но в 2024–2025 годах сектор столкнулся с серьезными вызовами. Несмотря на рост товарооборота, объемы грузоперевозок автотранспортом демонстрируют неоднозначную динамику.

По информации Федеральной таможенной службы России, объем автоперевозок между РФ и КНР в 2024 году сократился на 12% по сравнению с 2023 годом. Основной причиной стали логистические сложности и ужесточение контроля на границе. В первом квартале 2025 года падение продолжилось — грузопоток снизился еще на 8% в годовом выражении. При этом железнодорожные и морские перевозки, напротив, показали рост.

По мнению экспертов, на снижение автоперевозок между Россией и КНР, прежде всего, влияют логистические проблемы. К ним относятся узкие места на пограничных переходах Забайкальск, Пограничный, Суйфэньхэ. В некоторые дни фуры ожидают пересечения границы в течение 5-7 дней, что увеличивает сроки доставки и затраты перевозчиков. Кроме того, дефицит разрешений на транзит через Казахстан, который остается ключевым маршрутом для российско-китайских перевозок, также тормозит развитие российско-китайских автоперевозок.

Санкционное давление

Еще один фактор, из-за которого снижаются автоперевозки между Россией и Китаем – санкционное давление. Так, ограничения на поставки запчастей и шин из Европейского Союза привели к росту стоимости обслуживания автопарка. Расчеты между перевозчиками усложнили проблемы с оплатой транзакций – отключение от SWIFT.

В тоже время железнодорожные перевозки выросли в прошлом году на 18%, а морские, преимущественно через порты Дальнего Востока – на 22%.

При этом, автоперевозки проигрывают в скорости и стоимости на дальних дистанциях.

Изменение структуры грузопотока

Эксперты также отметили, что за последние несколько месяцев объем сборных грузов снизился из-за роста курсовой разницы и инфляции. При этом увеличились поставки энергетического сырья: уголь, нефтепродукты, которые чаще перевозятся по железной дороге.

Кроме того, на снижение объема перевозок оказали влияние высокие издержки: топливо, запчасти, простои на границе, административные барьеры: сложности с получением разрешений, ужесточение таможенного контроля.

Чтобы падение объемов грузоперевозок замедлилось, а в идеале начало расти органам власти нужно предпринять определенные меры. В частности, расширять пропускную способность пограничных переходов. Стоит отметить, работа в этом направлении уже идет. Так на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» началась реконструкция грузового направления. Предполагается, что после того, как работы будут завершены, пропускная способность увеличится с 280 до 1600 автомобилей в сутки.

Перевозчики также предлагают субсидировать топливо для международных перевозок, ввести льготные кредиты, направленные на обновление автопарка, частично упростить таможенные процедуры, организовать «зеленый коридор» для регулярных перевозчиков, цифровизировать документооборот.

Мнение эксперта

По мнению ведущего эксперта по международным автоперевозкам АО «ВЭД Агент» Игоря Сафрошкина, в ближайшее время на рынке российско-китайских перевозок продолжится стагнация. Ставки будут держаться на минимальном уровне. Единственное, что может повлиять на рост – перераспределение грузопотока из-за резкой смены политической ситуации в мире, снятия санкций.

– Выживать будут как крупные компании за счет накопленного ресурса, так и мелкие, за счет минимальных издержек на управление. К таким относятся фирмы с 1-3 выкупленными относительно свежими машинами, в которых нет больших издержек на ремонт. Ожидается, что рынок будет смещаться в сторону серых расчетов и схем, как это было в конце 1990-х и начале 2000-х годах. Будет продолжаться рос популярности мало- и среднетоннажных перевозок на дальние расстояния. Эту тенденцию мы наблюдаем уже на протяжении последних 10 лет. Это обусловлено относительно более низкими издержками как на сами транспортные средства, так и на содержание, более высокой мобильностью и более низкими требованиями по допуску к перевозкам, в том числе отсутствие расходов на «Платон», допускам, разрешениям, обучению персонала и так далее, – пояснил Игорь Саврошкин.

В качестве преимущества автоперевозок эксперт назвал высокую мобильность, которая сравнима с авиаперевозками на средние и малые расстояния, дешевизну, в отличие от железнодорожных, особенно на западное направление.

Таким образом, кризис в автоперевозках между РФ и КНР — следствие системных проблем, а не только внешних факторов. Без господдержки и инфраструктурных изменений доля автотранспорта в грузопотоке между странами будет сокращаться, уступая место железнодорожным и морским перевозкам.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня возьмет на себя ветеринарный контроль в 12 пунктах пропуска с сентября 2025 года
Фото пресс-службы Читинской таможни

Правительство России опубликовало перечень пунктов пропуска, на которых с 1 сентября 2025 года ветеринарный, санитарно-карантинный и карантинный фитосанитарный контроль будут проводить таможенные органы. Соответствующее постановление подписано 20 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Северный морской путь: Китай расширяет арктические перевозки на фоне геополитической кризиса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай проявляет интерес к Северному морскому пути (СМП) как к стратегическому маршруту для торговли с Россией и Европой. Об этом говорит тот факт, что число маршрутов через арктический коридор увеличивается. С января по сентябрь прошлого года по СМП прошло 79 транзитных рейсов транспортных судов, из которых 95% грузопотока пришлось на перевозки из России в Китай. Это почти вдвое больше, чем в предыдущий период, что свидетельствует о нарастающем американском маршруте китайской компании.

Анатолий Якимов
Китайские товары для домашних животных: обзор рынка и мнения покупателей
Фото Анатолия Якимова

Российский рынок товаров для домашних животных продолжает расти, несмотря на экономические колебания. В 2024 году его объем оценивался в 350–400 миллиардов рублей, а к концу 2025 году ожидается рост до 450 миллиардов. Это, обувь, аксессуары, игрушки, одежда, наполнители и многое другое, что обеспечивает комфорт и уход за домашними любимцами. Китайские производители удерживают лидирующие позиции благодаря широкому ассортименту, доступным ценам и отлаженным производственным цепочкам. В общем объеме импорта из Китая этой категории товара занимает половину.

Анатолий Якимов
Как Китай завоевывает мировой рынок ножей и ножниц: производство, технологии и экспорт
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В южнокитайской провинции Гуандун, в городе Яньцзян, комплексно производится около 75% всех ножей и ножниц Китая. Здесь работают свыше 2 000 предприятий и 8 500 компаний, выпускающих более 5 000 наименований продукции. Объем производства в 2024 году достиг 55 миллиардов юаней, при этом 85% продукции идет на экспорт во многие страны, включая Россию.

Анатолий Якимов
Россия стала лидером по импорту банкоматов из Китая: рост поставок в 3 раза
Фото Анатолия Якимова

Поставки банкоматов из Китая в Россию в 2025 году выросли более чем втрое, достигнув максимальных показателей с декабря 2024 года. По информации Главного таможенного управления КНР, в денежном выражении объем экспорта составил 5,9 миллиона долларов США, что в 3,2 раза превышает мартовский показатель. Всего было поставлено 854 банкомата общей массой 431 тонну, что в 3,1 и 3,4 раза больше соответственно по сравнению с предыдущим месяцем.

Анатолий Якимов
Канцелярский бум: импорт ручек и маркеров из Китая в Россию вырос вдвое в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году импорт канцелярских товаров из Китая в Россию резко вырос, особенно в сегменте ручек и маркеров. Эксперты связывают это с подготовкой к государственной итоговой аттестации – ГИА, ЕГЭ и ОГЭ. В апреле поставки ручек и маркеров увеличились вдвое по сравнению с мартом, достигнув 9,5 миллиона долларов США. Это в 2,3 раза выше мартовских показателей и на треть объема апреля 2024 года.

Анатолий Якимов
Почему российское вино становится популярнее в Китае
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского вина в Китай стремительно растет. По информации Федерального центра развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства РФ «Агроэкспорт», в 2024 году поставки вина в КНР выросли на 14% и составили 2,8 миллиона гектолитров. В первом квартале 2025 года Россия экспортировала в Китай почти 700 тонн вина, в 3,2 раза больше, чем в аналогичном периоде 2024 года. Стоимость поставленной продукции превысила 1 миллион долларов США, увеличившись в 4,3 раза.

Анатолий Якимов
Рост спроса на водонагреватели в России: лидируют Haier и Electrolux в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо зафиксировали рост продаж водонагревателей и теплотехники в начале мая 2025 года. Аналитики связали это с сезонным отключением горячей воды и прохладной погодой в России.

Редакция
ВЭД 2025: Расчеты, логистика и защита интеллектуальной собственности — семинар в Кемерово
Анатолий Якимов
Китайские бамбуковые изделия: производство, цены и рост импорта в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Бамбуковые рощи уезда Таоцзян в городе Хунань Центрального Китая, стали важным фактором экономического роста региона. Здесь активно развивается промышленность по переработке бамбука, охватывающая производство продуктов питания, промышленных товаров и строительных материалов. В 2024 году совокупная стоимость продукции отрасли достигла 30 миллиардов юаней.