Елена Венгерская

Дисбаланс загрузки ж/д контейнеров на направлениях Китай – Европа и Европа – Китай остается проблемой

Контейнеры, отправляющиеся из Китая в Европу, в основном заполнены, тогда как значительная часть контейнеров, возвращающихся в Китай из Европы, пуста. Об этом пишет портал Railfreight со ссылкой на слова Йет Юна, советника по международным делам Евразийской железнодорожной комиссии Китайской ассоциации связи и транспорта. Подробнее об этом дисбалансе советник расскажет на Европейском онлайн-саммите по Шелковому пути, который состоится 10-11 ноября 2020 года.
Согласно последним данным, опубликованным China Railway Group, в 2019 году было отправлено 8 225 поездов Китай – Европа в том числе 3110 поездов в Европу и 2711 поездов в Китай; 1118 поездов в Россию и 988 поездов обратно; и 297 поездов в Беларусь с одним обратным рейсом.
В последние годы China Railway Group и власти многих городов Китая разрабатывали стратегии, стимулирующие рост числа обратных поездов. В целом в 2020 году возврат поездов рос быстрее, чем в предыдущие годы. Например, некоторые китайские операторы начали выполнять обратные рейсы для перевозки российского леса. Однако организация цепочки поставок обратных поездов по-прежнему сталкивается с большими трудностями.
Регулярные маршруты с обратными рейсами из Европы сейчас организованы только из основных китайских ж/д хабов: Чунцина, Чжэнчжоу, Сианя, Хэфэя и т.д. Большинство других железнодорожных маршрутов — это маршруты в одну сторону. Поэтому если количество поездов, отправляемых из Китая в Европу каждую неделю, может превышать десять, то в обратном направлении следуют от силы два-три поезда. Дисбаланс создает огромные проблемы для работы поездов Китай – Европа – Китай. Они начинаются с нехватки подвижного состава, что приводит к высоким расходам.
На взгляд Йет Юна, для специальных поездов с продукцией определенных местных предприятий, необходимо разработать стратегию, позволяющую каждой железнодорожной компании возвращать порожние контейнеры. Это касается, например, экспортного поезда в Чунцин Hewlett-Packard, экспортного поезда в Чэнду Volvo Car, экспортного поезда в Хэфэй Chery и т.д. В этих поездах используется специальное оборудование, такое как рефрижераторные контейнеры, контейнеры для сохранения тепла, внутренние кронштейны и принадлежности для крепления. Из-за относительно ограниченной доступности такого оборудования движение этих поездов особенно важно, в противном случае это повлияет на работу отправляющегося поезда. Следовательно, необходимо разработать соответствующие меры для поддержки возврата такого оборудования. Для некоторых стран, которые не могут организовать регулярный обратный поезд, таких как Россия, следует сформировать политику, разрешающую возвращение контейнеров и оборудования автомобильным или морским транспортом.
Также следует разработать стратегию, стимулирующую загрузку на поезд Китай – Европа большего числа 40-футовых рефрижераторных контейнеров с автономным приводом. Необходимо обеспечить европейские страны оборудованием для транспортировки свежих продуктов питания в Китай, а также содействовать развитию холодовой цепи Китай – Европа. Это может увеличить количество рейсов на восток.
Также нужно контролировать загрузку поездов Китай – Европа. Товары с низкой стоимостью не должны загружаться на них, что позволит расширить возможности для отправки товаров с высокой добавленной стоимостью.
Необходимо, чтобы местные органы власти плотнее сотрудничали с China Railway Group в плане обмена контейнерами и улучшения их использования. Также следует поощрять к сотрудничеству с China Railway Group, COSCO Shipping и другими судоходными компаниями различные платформенные компании, чтобы наладить возврат порожних контейнеров. Особенно это актуально для Восточной Европы.
На национальном уровне Китаю также необходимо укреплять координацию работы со странами, расположенными вдоль Шелкового пути. Особенно с Россией. Существующий уровень доверия между странами следует использовать более эффективно с точки зрения сотрудничества в области открытия соответствующих рынков.
Необходимо укреплять сотрудничество в области таможенного оформления, чтобы обеспечить прочную поддержку и гарантии для эффективной работы поездов Китай – Европа и расширения каналов поставок на национальном уровне.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Как действует упрощенный режим ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию
Фото пресс-службы Федерального таможенного управления

С 24 октября 2025 года вступил в силу Указ Президента РФ, который вводит упрощенный порядок ввоза товаров из Казахстана и Киргизии на российско-казахстанском участке границы. Эти изменения будут действовать до 10 декабря 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
CeMAT ASIA 2025 в Шанхае: инновации в логистике и транспорте
Фото с официального сайта выставки CeMAT ASIA

В Шанхае открылась международная выставка CeMAT ASIA 2025 — крупнейшее в Азии событие в области логистики и транспортных систем. Мероприятие проходит с 28 по 31 октября на территории Shanghai New International Expo Center (SNIEC). На выставке представлено около 800 компаний – лидеров рынка, демонстрирующих передовые решения в автоматизации складов, системах транспортировки, робототехнике и управлении грузопотоками.

Анатолий Якимов
Таможня
Новые возможности на российско-китайской границе: «Кани-Курган» готов на 82%
Фото пресс-службы ФГКУ «Росгранстрой»

Основные работы по строительству Международный автомобильный пункт пропуска «Кани-Курган» на границе России и Китая завершены на 82%. Пункт пропуска, расположенный в Приамурье, входит в национальный проект «Эффективная транспортная система». Через МАПП будут проходить до 862 транспортных средств и 5,5 тысячи человек в сутки.

Анатолий Якимов
Маркетинг
Международные выставки IGHE и IAEA 2025 — новые возможности для бизнеса
Фото предоставлено организаторами выставки IGHE

С 25 по 27 ноября 2025 года в московском «Тимирязев Центре», расположенного по адресу: улица Верхняя аллея, дом 6, строение 1, пройдут сразу две международные выставки: International Gifts & Housewares Expo (IGHE) – важное событие года для производителей и поставщиков товаров для дома и подарков и International Electronics & Smart Appliances Expo, (IAEA ) посвященная бытовой технике и электронике.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 138: что показал второй этап для российских бизнесменов

Второй этап 138-й Кантонской ярмарки проходил с 23 по 27 октября 2025 года в Гуанчжоу. Общая выставочная площадь – 515 000 квадратных метров, на которых было расположено около 25 000 стендов и более 10 000 экспонентов.

Коллаж из фото участников выставки
Анатолий Якимов
Импорт
Россия установила рекорд по импорту китайских сладостей в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

В сентябре 2025 года Россия увеличила импорт сладостей из Китая до рекордного уровня, причем наибольший рост пришелся на кондитерские изделия из сахара, шоколад и мучные изделия. По информации Главного таможенного управления КНР, суммарная стоимость экспорта в Россию китайских сладостей достигла беспрецедентных значений.

Анатолий Якимов
Новый указ Владимира Путина: ввоз продукции из ЕАЭС без документов до 10 декабря
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин подписал новый указ, который допускает ввоз товаров из Казахстана и Киргизии в Россию без обязательной маркировки и подтверждающих документов до 10 декабря 2025 года. Документ размещен на официальном портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Как не потерять деньги при оплате поставщикам с Canton Fair: безопасные схемы платежей из России в 2025 году

На втором этапе Кантонской ярмарки в Гуанчжоу, который успешно завершился, многие российские посетители выбрали товары и подписали договоры с китайскими поставщиками. Сейчас перед ними стоит важная задача — организовать безопасную и выгодную оплату счетов с учетом особенностей международных переводов из России.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Борис Титов: расчет в нацвалютах с Китаем снижает влияние западных санкций
Фото с официального ТГ-канала Бориса Титова

Сопредседатель Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития Борис Титов отметил важность использования национальных валют в расчетах между Россией и Китаем как эффективного инструмента против давления Запада. По его словам, 95% торговых операций между странами проходят в национальных валютах, что снижает зависимость от доллара и минимизирует риски санкций и валютных колебаний.

Анатолий Якимов
Перерывы в работе СПП «Нижнеленинское» со 2 ноября: что нужно знать грузоперевозчикам
Фото пресс-службы ФГКУ «Росгранстрой»

Смешанный пункт пропуска «Нижнеленинское», расположенный на российско-китайской границе сопредельниый с городом Тунцзян, завершит летнюю навигацию 2 ноября 2025 года. Об этом сообщили в пресс-службе Федеральной таможенной службы России.