Елена Венгерская
Финансы

Джек Ма снова возглавил список самых богатых людей в Китае

По версии делового издания Hurun, самым богатым человеком Китая является 56-летний основатель компании Alibaba Group Джек Ма. Об этом сообщает China Daily.
Состояние Джека Ма составители рейтинга оценили в $58,8 млрд. На втором месте — 49-летний председатель совета директоров Tencent Ма Хуатэн (Пони Ма) с состоянием в $57,4 млрд. Третью строчку занимает владелец производителя питьевой воды под брендом Nongfu 66-летний Чжун Шаньшань с состоянием в $53,7 млрд.
В этом году количество китайских миллиардеров увеличилось до 878 (в прошлом году их было 621). Это самый большой рост числа китайских миллиардеров за 22 года существования рейтинга. Около половины предпринимателей, попавших в рейтинг, проживают в Пекине, Шэньчжэне, Шанхае, Ханчжоу, Гуанчжоу и Сучжоу.
К 28 августа в перечне оказалось около 2000 наименее богатых людей Китая с капиталом более 2 млрд юаней на каждого ($290 млн), что составляет $4 трлн. Это больше, чем ВВП Германии, четвертой экономики мира.
По словам создателя рейтинга Hurun China Rich List Руперта Хугеверфа, основной прирост состояния самых богатых людей КНР был в 2020 году. Он превысил прирост за предыдущие 5 лет вместе взятых. Так что для богатых людей Китая кризис действительно оказался возможностью. Экономика Китая развивается по модели V-образного отскока, переживая бум примерно с июня 2020 года. Рекордный рост экономики Китая и благосостояния его богатейших людей во-многом стал возможным благодаря цифровизации экономики. Онлайн-бизнес и игры процветали в период пандемии.
Руперт Хугеверф так прокомментировал рейтинг: «При таких темпах надо ждать, что 10 или более китайских предпринимателей преодолеют отметку в $100 млрд в течение пяти лет».
Если в 2019 году на втором месте среди отраслей, которые представляют миллиардеры, оказалась недвижимость, то в 2020 году ее закономерно вытеснила с этого места сфера здравоохранения, на которую пришлось 10,9% богатства участников списка. Первое место — у обрабатывающей промышленности с 23,8%. Недвижимость опустилась на третье место с 10,6%.
Что касается производства медицинских товаров, то только 67-летний Цзян Жэньшэн, генеральный директор расположенной в Чунцине компании по производству вакцин Zhifei, увеличил свое состояние почти в три раза — до $19,9 млрд, после того как регулирующий орган Китая объявил, что одобрил клиническое тестирование вакцины против COVID-19 на людях.
Представители онлайн-сферы также преуспели в создании китайского богатства. Это и первое место Джека Ма, и второе место Пони Ма, и восьмое место Хуан Чжэна, основателя Pinduoduo. На высоких местах также оказались Лю Цяндун (JD) и глава службы доставки еды Meituan Dianping Ван Син, за короткое время увеличивший свое состояние в четыре раза (до $52 млрд).
В рейтинг попали 27 человек 1990-х годов рождения, что на 16 больше, чем в прошлом году. 29-летний Не Юньчэнь из Шэньчжэня, основатель популярного чайного бренда Heytea, оказался единственным магнатом в рейтинге, которому еще нет 30 лет.
Хугеверф объяснил заметный скачок богатства и таким фактором, как устойчивые показатели фондового рынка, в том числе шквалом новых IPO.
Согласно аналитическому отчету UBS и консалтинговой компанией PwC, группа миллиардеров Китая уступает по численности только своим «коллегам» из США. И это несмотря на то, что в глобальном плане COVID-19 нанес существенный удар по накоплению мирового богатства.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.