Елена Венгерская
Финансы

Джек Ма снова возглавил список самых богатых людей в Китае

По версии делового издания Hurun, самым богатым человеком Китая является 56-летний основатель компании Alibaba Group Джек Ма. Об этом сообщает China Daily.
Состояние Джека Ма составители рейтинга оценили в $58,8 млрд. На втором месте — 49-летний председатель совета директоров Tencent Ма Хуатэн (Пони Ма) с состоянием в $57,4 млрд. Третью строчку занимает владелец производителя питьевой воды под брендом Nongfu 66-летний Чжун Шаньшань с состоянием в $53,7 млрд.
В этом году количество китайских миллиардеров увеличилось до 878 (в прошлом году их было 621). Это самый большой рост числа китайских миллиардеров за 22 года существования рейтинга. Около половины предпринимателей, попавших в рейтинг, проживают в Пекине, Шэньчжэне, Шанхае, Ханчжоу, Гуанчжоу и Сучжоу.
К 28 августа в перечне оказалось около 2000 наименее богатых людей Китая с капиталом более 2 млрд юаней на каждого ($290 млн), что составляет $4 трлн. Это больше, чем ВВП Германии, четвертой экономики мира.
По словам создателя рейтинга Hurun China Rich List Руперта Хугеверфа, основной прирост состояния самых богатых людей КНР был в 2020 году. Он превысил прирост за предыдущие 5 лет вместе взятых. Так что для богатых людей Китая кризис действительно оказался возможностью. Экономика Китая развивается по модели V-образного отскока, переживая бум примерно с июня 2020 года. Рекордный рост экономики Китая и благосостояния его богатейших людей во-многом стал возможным благодаря цифровизации экономики. Онлайн-бизнес и игры процветали в период пандемии.
Руперт Хугеверф так прокомментировал рейтинг: «При таких темпах надо ждать, что 10 или более китайских предпринимателей преодолеют отметку в $100 млрд в течение пяти лет».
Если в 2019 году на втором месте среди отраслей, которые представляют миллиардеры, оказалась недвижимость, то в 2020 году ее закономерно вытеснила с этого места сфера здравоохранения, на которую пришлось 10,9% богатства участников списка. Первое место — у обрабатывающей промышленности с 23,8%. Недвижимость опустилась на третье место с 10,6%.
Что касается производства медицинских товаров, то только 67-летний Цзян Жэньшэн, генеральный директор расположенной в Чунцине компании по производству вакцин Zhifei, увеличил свое состояние почти в три раза — до $19,9 млрд, после того как регулирующий орган Китая объявил, что одобрил клиническое тестирование вакцины против COVID-19 на людях.
Представители онлайн-сферы также преуспели в создании китайского богатства. Это и первое место Джека Ма, и второе место Пони Ма, и восьмое место Хуан Чжэна, основателя Pinduoduo. На высоких местах также оказались Лю Цяндун (JD) и глава службы доставки еды Meituan Dianping Ван Син, за короткое время увеличивший свое состояние в четыре раза (до $52 млрд).
В рейтинг попали 27 человек 1990-х годов рождения, что на 16 больше, чем в прошлом году. 29-летний Не Юньчэнь из Шэньчжэня, основатель популярного чайного бренда Heytea, оказался единственным магнатом в рейтинге, которому еще нет 30 лет.
Хугеверф объяснил заметный скачок богатства и таким фактором, как устойчивые показатели фондового рынка, в том числе шквалом новых IPO.
Согласно аналитическому отчету UBS и консалтинговой компанией PwC, группа миллиардеров Китая уступает по численности только своим «коллегам» из США. И это несмотря на то, что в глобальном плане COVID-19 нанес существенный удар по накоплению мирового богатства.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Минтранс вводит единый транспортный документ и электронные пломбы для контроля грузоперевозок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ (ЕТД), утвержденный Минтранспортом РФ. Этот документ станет обязательным для всех грузоперевозок, как внутрироссийских, так и экспортных, и призван унифицировать и упростить процесс транспортировки грузов. ЕТД будет содержать основную информацию о сторонах сделки (грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике), параметрах груза, условиях перевозки и стоимости услуг. Документ можно будет оформлять как в бумажном, так и в электронном виде. Нормы оформления регламентированы Приказом Минтранса России от 11 июня 2025 г. №187. Внедрение ЕТД позволит значительно сократить бумажный документооборот, снизить операционные расходы и повысить прозрачность перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Современная кухня по-китайски: что и почему ввозят российские ритейлеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок кухонных принадлежностей невозможно представить без аксессуаров из Китая. В последние годы импорт из Поднебесной стал важной частью снабжения разделочными досками, наборами для приправ, различной посудой, полотенцами, салфетками и другими незаменимыми помощниками на кухне.

Анатолий Якимов
Импорт
China Machinery Fair 2025: новая эра российско-китайского промышленного партнерства
Фото с сайта cmf-expo.ru

С 25 по 27 августа 2025 года в московском «Тимирязев Центре» пройдет China Machinery Fair —мероприятие, формирующее вектор интеграции российского и китайского промышленного производства. Центральные тематические блоки выставки — строительство и решения в энергетическом секторе, которые помогут открыть новые возможности для отечественных производителей и поставщиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции в России продлят на год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг предложил продлить действие упрощенного порядка подтверждения соответствия качества продукции до 1 сентября 2026 года. Мера, действующая с марта 2022 года, ежегодно продлевается и направлена на снижение технических барьеров при ввозе товаров и насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами.

Анатолий Якимов
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.