Елена Венгерская
Импорт

Продолжится ли шквальный рост экспорта китайской бытовой техники в 2021 году?

Мы уже писали о впечатляющих темпах роста экспорта китайской бытовой технике в 2020 году. Дважды писали. Китайская сеть новостей сегодня дала повод вернуться к теме в третий раз.
Сначала небольшой повтор. В 2020 году китайская отрасль по производству бытовой техники поставила на зарубежные рынки продукцию на общую сумму $83,7 млрд, что на 18% больше, чем в 2019 году. Доход отрасли составил 1,48 трлн юаней.
Особенно заметно темпы роста экспорта увеличивались ближе к концу года. Так, в декабре только экспорт холодильников из Китая вырос сразу на 58,7% в годовом выражении. Спрос был таким высоким, что некоторые производители отложили его выполнение на апрель – август.
Стремительно росла в экспорте и мелкая бытовая техника. Так, в Galanz Group, заявили, что в 2020 году экспорт микроволновых печей Galanz сохранил двузначный рост, а экспорт пароварок и хлебопечек увеличился более чем на 200%. Выручка компании от экспорта выросла в 2020 году на 40% в годовом выражении.
Такая же история — и у других компаний. Так, экспорт ведущего предприятия по производству бытовой техники, Lake Electric, вырос на 10% за 2020 год, а за 4-й квартал — на 40% в годовом выражении.
Цзян Фэн, исполнительный директор China Household electrical appliance associations, отметила, что столь стремительный рост экспорта бытовой техники отражает устойчивость производства Китая.
И это действительно так. Пресс-служба Galanz рассказала, что в 2020 году компания добилась идеальной интеграции основных частей и компонентов магнетронов, трансформаторов, компрессоров и печатных плат. В то же время полным ходом шла модернизация интеллектуального производства. В марте 2020 года Galanz построила демонстрационную базу бытовой техники для здоровья с годовой производственной мощностью 11 млн единиц. И сделала она эта всего за 50 дней.
Одновременно есть и негативные моменты. Это не только проблемы с логистикой, но и рост цен на сырье. По данным некоторых производителей, эти цены выросли на 30% – 50%. Соответственно, производители тоже вынуждены были скорректировать цены. Делали они это плавно, по мере выпуска новых продуктов.
Пэй Донминь, заместитель генерального директора подразделения бытовой техники Aowei Cloud Network, пришел к выводу, что наряду с высокой конкуренцией в отрасли все еще существуют экспортные товары с низкой маржой. Некоторые компании захлебываются в заказах, но прибыль у них низкая. Зато на стороне крупных производителей все преимущества: от исследовательских лабораторий и собственных инновационных разработок до возможностей активного продвижения на зарубежных рынках. Их операционная прибыль за рубежом постоянно растет.
Пример такой стратегии — Haier. Компания настаивает на создании зарубежных брендов для расширения рынка элитных товаров. Она в полной мере использует преимущества размещения производственных ресурсов в разных странах мира, в том числе и в России, и обеспечивает устойчивое развитие бизнеса за рубежом. Отчет Haier за три квартала 2020 года показывает, что компания лидирует среди высококлассных брендов, а три ее «кита»: холодильники, кондиционеры и посудомоечные машины — входят в тройку лидеров по продажам более чем в 20 странах.
Не менее показательна и история еще одного китайского гиганта по производству бытовой техники — Midea Group. В 2020 году компания добилась двукратного роста продаж своей бытовой техники за рубежом. Бизнес под собственной ТМ также сохранил высокие темпы роста. Midea Group имеет 28 собственных научно-исследовательских баз и 32 производственные базы по всему миру. Компания сформировала матрицу брендов Midea, Toshiba и Comfee за рубежом, идеально отвечая на потребности покупателей.
Что говорят эксперты об экспорте китайской бытовой техники в 2021 году?
В начале года экспрт уже сохранил хорошую динамику. Все корпорации проявили заметную активность. Так, в Lake Electric уверены, что в 2021 году экспортные заказы продолжат расти. Компания уже приняла меры по наращиванию производства для удовлетворения рыночного спроса. Она продолжит расширять масштабы своего экспорта. Особенно это касается ее традиционных приоритетов: пылесосов, садовой техники, очистителей воздуха. Одновременно запланирован выпуск новых продуктов — таких, как «умная» техника для кухни, умные выключатели и фены.
Уверена в росте экспорта в 2021 году и Midea. Компания продолжает наращивать зарубежные заказы. По словам представителя Midea, мировой рынок бытовой техники восстановится в 2021 году. Но крупные китайские компании не пострадают от конкуренции. Преимущества за инновациями. А рост трансграничной электронной торговли в 2021 году еще больше изменит покупательские привычки потребителей.
В 2021 году Midea продолжит увеличивать инвестиции в собственные бренды, сосредоточится на основных рынках, будет улучшать механизмы резервирования продуктов и локальную инфраструктуру, продвигать цифровой маркетинг, логистику и послепродажное обслуживание, а также дополнительно увеличивать долю и репутацию бренда на мировом рынке.
Одновременно озвучено мнение, что в 2021 году экспорт китайской бытовой техники может и снизиться. Чжоу Нань, генеральный секретарь отделения бытовой техники Китайской торговой палаты по импорту и экспорту машин и электронных товаров, пришел к выводу, что в первой половине этого года ожидается сохранение быстрого роста экспорта бытовой техники. А вот во второй половине года темпы экспорта бытовой техники, по его мнению, замедлятся и вернутся к докоронавирусным.
Пэй Донминь и другие эксперты заявили, что у китайских производителей бытовой техники есть все возможности для роста экспортных заказов в краткосрочной перспективе. Как воспользоваться возможностями и изменить структуру мировой индустрии бытовой техники, как улучшить контроль над цепочкой поставок и добиться более высоких надбавок при росте заказов — это вопросы, над которыми китайские производители бытовой техники должны думать уже сейчас.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт картофеля из Китая в Россию вырос в 4,4 раза за семь месяцев 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Согласно данным Государственного таможенного управления Китая, за период с января по июль 2025 года импорт картофеля из Китая в Россию достиг 56,3 миллиона долларов США, что в 4,4 раза превышает показатель аналогичного периода 2024 года, когда объем поставок составил 12,7 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Зимняя одежда из Китая — оптовые закупки, производственные центры и маркировка «Честный Знак»
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В преддверии зимнего сезона многие отечественные предприниматели и крупные розничные сети ищут выгодные варианты закупки зимней одежды оптом. Китай традиционно остается одним из наиболее привлекательных рынков. Chinalogist изучил, в каких городах КНР сосредоточено производство зимней одежды, почему россияне предпочитают закупать именно китайскую продукцию, а также приведем актуальную статистику импорта зимней одежды из КНР в Россию. Особое внимание уделим теме обязательной маркировки товаров легкой промышленности «Честный Знак», влияющей на рынок.

Анатолий Якимов
Экспорт
Натуральный российский мед покоряет китайский рынок: экспорт вырос на 180% за семь месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт российского натурального меда в Китай в июле 2025 года вырос почти в пять раз в денежном выражении — до 256,6 тысячи долларов США, что стало максимальным показателем с апреля 2023 года. Такие данные приводит Главное статистическое управление КНР.

Анатолий Якимов
Импорт
Северный морской путь устремляется в будущее: Китай и Южная Корея активно осваивают новый торговый коридор
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Северный морской путь (СМП), который еще недавно рассматривался скорее как альтернативный и периферийный маршрут, стремительно трансформируется в один из самых перспективных направлений для доставки грузов с Дальнего Востока России, Южной Кореи и Китая в Европу. По мнению экспертов TELS GLOBAL, ежегодный рост контейнерного трафика по СМП уже носит кратный характер и имеет все шансы на увеличение в ближайшем будущем.

Анатолий Якимов
Рост железнодорожных перевозок России и Китая стимулирует цифровую трансформацию
Фото Анатолия Якимова

Россия и Китай приступают к созданию единой цифровой транспортной платформы, которая объединит их национальные логистические системы и упростит железнодорожные грузоперевозки между странами. Об этом сообщил советник президента России и специальный представитель по международному сотрудничеству в области транспорта Игорь Левитин на международном форуме «Ростки», который прошел в Казани 18 и 19 августа.

Анатолий Якимов
Импорт
В Казани создадут локализованное производство китайских экскаваторов и сервисный центр
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В Казани планируется запуск локализованного сборочного производства спецтехники совместно с ведущими китайскими компаниями Jiangsu Gaode Hydraulic Machinery и Taian Jiahe Heavy Industry, а также открытие сервисного центра по их обслуживанию. Об этом сообщил Александр Шепелев, генеральный директор «Таурус Моторс» и член совета Торгово-промышленной палаты Татарстана, на III Международном форуме «РОСТКИ: Россия и Китай – взаимовыгодное сотрудничество».

Анатолий Якимов
Импорт
Торговля России и Китая замедляется: санкции и насыщение рынка сдерживают рост
Фото с официального сайта Министерства промышленности и торговли России

Рост двусторонней торговли между Россией и Китаем в ближайшие годы будет более умеренным, чем наблюдалось ранее. Об этом сообщает «Коммерсант» со ссылкой на министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова во время одной из сессий российско-китайского бизнес-форума, прошедшем в Казани 18-19 августа 2025 года.

Анатолий Якимов
В Китае открылось уже 15 магазинов «Сделано в России»: растет спрос на натуральные продукты и косметику
Фото ТГ-канал Российского экспортного центра

Российский экспортный центр открыл в Шанхае два новых магазина под брендом «Сделано в России». Об этом сообщает ТАСС. Торговые точки площадью 139 и 85 квадратных метров предлагают около 700 наименований продукции от 60 российских производителей, включая кондитерские изделия, мед, молочную продукцию, алкогольные и безалкогольные напитки, парфюмерию и товары для здорового питания.

Анатолий Якимов
Борьба с ботами в ГИС ЭПД: новые правила бронирования очереди на границе заработают осенью 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в системе ГИС ЭПД вводится жесткая блокировка на 30 дней за использование ботов при резервировании электронной очереди. Это мера направлена на борьбу с недобросовестными пользователями, которые создавали проблемы перевозчикам при резервировании даты и времени пересечения границы через МАПП «Забайкальск». Решение принято по итогам обсуждений с бизнес-сообществом и входит в комплекс мер по цифровизации и повышению безопасности транспортных процессов.

Анатолий Якимов
Отказ от SWIFT: как Китай меняет финансовые расчеты России
Фото с сайта unsplash.com

Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в интервью РИА Новости заявил, что международная платежная система SWIFT устарела и требует модернизации. При этом парламентарий подчеркнул, что России уже не нужна система SWIFT благодаря альтернативным решениям и расчетам в национальных валютах.