Елена Венгерская

Торгпред РФ в КНР: прямые и быстрые поставки вглубь Китая станут драйвером экспорта

7 июля состоялся международный промышленный марафон INNOPROM Online. Открыл деловую программу мероприятия «Марафон столиц», на котором выступил глава Торгпредства РФ в Китае Сергей Инюшин.
Торгпред РФ рассказал о том, как сегодня происходит преодоление последствий коронакризиса в деловых отношениях с Китаем. Начав с того, что сейчас мы все наблюдаем реализацию двойного значения слова «кризис» в китайском языке, означающего угрозу и возможность.
«Год начался очень непросто. С большой тревогой мы наблюдали за состоянием наших отношений. Китай — главный торговый партнер России. В последние годы наш взаимный товарооборот преодолел планку $100 млрд, поставлена задача достичь $200 млрд.
Как показывает текущий анализ, ямы в наших отношениях не было. Сейчас у нас есть статистика. Опубликованы данные за пять месяцев, на днях мы увидим статистику за полугодие. Взаимная торговля между нашими странами снизилась всего лишь на 4,3%. И это в отсутствии нормального сообщения, нормальных перевозок, нормальной возможности подписывать контракты. При этом более глубокий анализ показывает, что, в основном, падение на 4,3% произошло за счет снижения стоимости некоторых товаров. Например, углеводородов. А объемные показатели весь этот период росли.
Я расскажу о знаковом событии, произошедшем за это время. Мы сейчас активно обсуждаем с китайскими партнерами поставки продуктов питания и сельхозпродукции. Эта статья всегда была важной, но никогда не доминировала. А в этом году она переместилась сразу на второе место в структуре экспорта и выросла на 25,6% к предыдущему году. В немалой степени этому способствовало открытие рынков по новым видам продуктов. В частности, по мясу. Первым открылся рынок мяса птицы, в конце 2018 года. Прошло полтора года — и экспорт мяса птицы в Китай от всего экспорта этого вида продукции Россией достиг 50%. Мы видим бурно развивающийся рынок.
Напомню, что 1 июня был открыт рынок охлажденной говядины. Чтобы привезти в Китай такую продукцию, требуются более быстрые способы транспортировки. Традиционные доминирующие поставки по морю сейчас начинают замещаться на более скоростные железнодорожные поставки. И это развивает не только взаимную торговлю, но и сферу торговли услугами, что также является очень важной статьей во взаимном обороте.
Поставки по ж/д не только сокращают сроки перевозок. Они еще и позволяют транспортировать нашу продукцию не на береговую линию Китая, а вглубь страны, в города и регионы с очень большим населением. Раньше они не могли получать такую продукцию напрямую и в сжатые сроки. Напомню о первой поставке поездом мяса курицы в Чунцин — крупнейший город планеты, где проживает свыше 30 млн жителей. Из России в Чунцин пришел прямой агроэкспресс с курятиной.
Охлажденную говядину нужно поставлять еще быстрее. Мы видим, что как только мы начинаем делать прямую логистику подобной продукции, возрастает интерес китайских компаний к ней. Люди пробуют эту продукцию — и возникает обратная реакция.
Мы считаем, что именно региональное сотрудничество станет ключевым драйвером развития нашего экспорта уже в этом году и выведет нашу торговлю из того легкого проседания, которое мы наблюдали. Выведет наши взаимные отношения на более высокий уровень».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Новосибирские аграрии расширяют экспортные связи на бизнес-миссии в Китае
Фото предоставлено Центром поддержки экспорта Новосибирской области

В Харбине завершилась официальная программа международной бизнес-миссии, организованной Центром поддержки экспорта Новосибирской области. В период с 5 по 7 августа 2025 года пять компаний агропромышленного комплекса (АПК) региона приняли активное участие в насыщенной деловой программе, направленной на установление и развитие экспортных связей с представителями китайского рынка.

Анатолий Якимов
Минтранс вводит единый транспортный документ и электронные пломбы для контроля грузоперевозок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 сентября 2025 года в России вводится единый транспортный документ (ЕТД), утвержденный Минтранспортом РФ. Этот документ станет обязательным для всех грузоперевозок, как внутрироссийских, так и экспортных, и призван унифицировать и упростить процесс транспортировки грузов. ЕТД будет содержать основную информацию о сторонах сделки (грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике), параметрах груза, условиях перевозки и стоимости услуг. Документ можно будет оформлять как в бумажном, так и в электронном виде. Нормы оформления регламентированы Приказом Минтранса России от 11 июня 2025 г. №187. Внедрение ЕТД позволит значительно сократить бумажный документооборот, снизить операционные расходы и повысить прозрачность перевозок.

Анатолий Якимов
Импорт
Современная кухня по-китайски: что и почему ввозят российские ритейлеры
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок кухонных принадлежностей невозможно представить без аксессуаров из Китая. В последние годы импорт из Поднебесной стал важной частью снабжения разделочными досками, наборами для приправ, различной посудой, полотенцами, салфетками и другими незаменимыми помощниками на кухне.

Анатолий Якимов
China Machinery Fair 2025: новая эра российско-китайского промышленного партнерства
Фото с сайта cmf-expo.ru

С 25 по 27 августа 2025 года в московском «Тимирязев Центре» пройдет China Machinery Fair —мероприятие, формирующее вектор интеграции российского и китайского промышленного производства. Центральные тематические блоки выставки — строительство и решения в энергетическом секторе, которые помогут открыть новые возможности для отечественных производителей и поставщиков.

Анатолий Якимов
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции в России продлят на год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг предложил продлить действие упрощенного порядка подтверждения соответствия качества продукции до 1 сентября 2026 года. Мера, действующая с марта 2022 года, ежегодно продлевается и направлена на снижение технических барьеров при ввозе товаров и насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами.

Анатолий Якимов
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.