Елена Венгерская

Воздушный Шелковый путь в Европу наращивает обороты

Розничные продажи в Китае растут благодаря авиаперевозкам. Множество грузовых маршрутов, проложенных в небе, связывает Китай и с сотнями стран. Благодаря воздушному Шелковому пути Китай не раз спасал жизни, доставляя в нуждающиеся страны противоэпидемические материалы.
Одним из важнейших хабов воздушного Шелкового пути является аэропорт Льежа в Бельгии. Это крупнейший аэропорт этой страны по грузообороту и объему грузовых перевозок по маршрутам Европы. В последнее время маршруты из Китая в разы нарастили потенциал аэропорта. 27 октября открылся очередной авиамаршрут Циндао – Льеж. Хотя пандемия остановила многие рейсы между Китаем и странами Европы, грузовые перевозки из китайских городов в аэропорт Льежа продолжали осуществляться на регулярной основе.
Результатом стало то, что в этом году аэропорт Льежа войдет в число немногих аэропортов Европы, сохранивших 10-% рост. Согласно прогнозам, годовой объем грузовых перевозок аэропорта впервые превысит один миллион тонн. Люк Партун, CEO аэропорта Льежа, объяснил это быстрым развитием трансграничной электронной торговли, добавив, что такое сообщение принесло пользу не только авиационной отрасли, но и другим отраслям, не только Китаю, но и всему миру.
Особенно показательным для авиаперевозок стало 11 ноября, День холостяка, — день интернет-торговли в Китае. Интернет-торговля во всем мире выросла в разы во время пандемии. Бельгийские онлайн-платформы 11 ноября рекламировали китайские маркетплейсы, привлекая грузы в свой аэропорт. Многие бельгийские интернет-магазины полностью ориентированы на Китай. Например, совсем свежий маркетплейс, созданный накануне распродажи 11 ноября выходцем из Китая, жителем Бельгии Ян Гайцзином. По его словам, интернет-магазины имеют огромный потенциал в Европе, в отличие от Китая, где рынок перенасыщен. «В будущем наша компания также будет оказывать помощь европейским МСП в экспорте продукции в Китай», — отметил Ян Гайцзин.
Но не Льежем единым. Осенью были открыты новые грузовые маршруты, соединяющие Шанхай и Наньчан с новым аэропортом в Бельгии Остенде-Брюгге. Генеральный директор аэропорта Марсель Буэленс сказал на открытии, что надеется на более тесное сотрудничество между Европой и Китаем.
Во время пандемии было запущено множество новых авиамаршрутов из Китая в Европу. Роль воздушного Шелкового пути продолжала расти. По данным Управления гражданской авиации Китая, во время пандемии китайские авиакомпании выполняли регулярные международные пассажирские и грузовые рейсы в 45 стран. Сейчас между Китай и страны «Пояса и пути» выполняют 1068 грузовых рейсов в неделю, что в 2,6 раза больше, чем до пандемии.
Отдельно стоит отметить рейсы по грузовому маршруту Чжэнчжоу – Люксембург. Этот маршрут был запущен после того, как китайская компания Henan Civil Aviation Development and Investment Co., Ltd. приобрела 35-% долю в люксембургской Cargolux Airlines International, которая управляет крупнейшей грузовой авиакомпанией в Европе. Эта служба грузовых авиаперевозок в настоящее время выполняет до 23 рейсов в неделю, соединяя Европу, Азию и США, в первую очередь Чжэнчжоу.
Чжоу Лихун, председатель Торгово-промышленной палаты Китая при ЕС, рассказала, что грузовые авиаперевозки идеально подходят для обеспечения двусторонних торговых обменов. По ее словам, в отличие от сухопутного и морского Шелкового пути, воздушный Шелковый путь может преодолеть инфраструктурные проблемы, связанные с наземным транспортом, а также географические ограничения морского транспорта.
Воздушным Шелковым путем в Европу, в основном, доставлялись и противоэпидемические средства. Так, 16 марта 2020 года 300 тыс. масок прибыли из Китая в аэропорт Льежа. Это была первая крупная поставка средств индивидуальной защиты в Бельгию с момента начала эпидемии. 21 марта примерно восемь тонн предметов медицинского назначения были доставлены правительством Китая в Грецию, в международный аэропорт Афин. Весной и летом этого года в Финляндию из Китая прибыло в общей сложности 12 грузовых медицинских рейсов. 14 апреля в Польшу из Китая прибыла крупная партия медикаментов, в том числе рекордные 100 тонн медицинских грузов, перевезенных на Ан-225 «Мрия» — самом большом в мире грузовом воздушном судне. Список можно продолжать долго.
Большие объемы медицинских товаров, поступающих из Китая, проходят через хаб в Льеже и отправляются в 15 европейских стран, включая Италию и Францию.
По данным Управления гражданской авиации Китая, с момента начала эпидемии COVID-19 в Европе Китай оказал противоэпидемическую помощь 47 странам и регионам, доставив более 1700 тонн предметов медицинского назначения. Этого не могло бы произойти без воздушного Шелкового пути.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
China Machinery Fair 2025: новая эра российско-китайского промышленного партнерства
Фото с сайта cmf-expo.ru

С 25 по 27 августа 2025 года в московском «Тимирязев Центре» пройдет China Machinery Fair —мероприятие, формирующее вектор интеграции российского и китайского промышленного производства. Центральные тематические блоки выставки — строительство и решения в энергетическом секторе, которые помогут открыть новые возможности для отечественных производителей и поставщиков.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продукции в России продлят на год
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг предложил продлить действие упрощенного порядка подтверждения соответствия качества продукции до 1 сентября 2026 года. Мера, действующая с марта 2022 года, ежегодно продлевается и направлена на снижение технических барьеров при ввозе товаров и насыщение рынка промышленными и продовольственными товарами.

Анатолий Якимов
Логистика
Россия и Китай обменялись 65 тысячами разрешений на грузовые перевозки в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале августа в китайском городе Дуннине провинции Хэйлунцзян состоялся обмен разрешениями на международные автомобильные перевозки между Россией и Китаем. По решению 29-го заседания рабочей группы по автомобильному транспорту и дорогам от 10 июня 2025 года было передано 65 000 бланков разрешений.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Импорт
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.