Елена Венгерская

Воздушный Шелковый путь в Европу наращивает обороты

Розничные продажи в Китае растут благодаря авиаперевозкам. Множество грузовых маршрутов, проложенных в небе, связывает Китай и с сотнями стран. Благодаря воздушному Шелковому пути Китай не раз спасал жизни, доставляя в нуждающиеся страны противоэпидемические материалы.
Одним из важнейших хабов воздушного Шелкового пути является аэропорт Льежа в Бельгии. Это крупнейший аэропорт этой страны по грузообороту и объему грузовых перевозок по маршрутам Европы. В последнее время маршруты из Китая в разы нарастили потенциал аэропорта. 27 октября открылся очередной авиамаршрут Циндао – Льеж. Хотя пандемия остановила многие рейсы между Китаем и странами Европы, грузовые перевозки из китайских городов в аэропорт Льежа продолжали осуществляться на регулярной основе.
Результатом стало то, что в этом году аэропорт Льежа войдет в число немногих аэропортов Европы, сохранивших 10-% рост. Согласно прогнозам, годовой объем грузовых перевозок аэропорта впервые превысит один миллион тонн. Люк Партун, CEO аэропорта Льежа, объяснил это быстрым развитием трансграничной электронной торговли, добавив, что такое сообщение принесло пользу не только авиационной отрасли, но и другим отраслям, не только Китаю, но и всему миру.
Особенно показательным для авиаперевозок стало 11 ноября, День холостяка, — день интернет-торговли в Китае. Интернет-торговля во всем мире выросла в разы во время пандемии. Бельгийские онлайн-платформы 11 ноября рекламировали китайские маркетплейсы, привлекая грузы в свой аэропорт. Многие бельгийские интернет-магазины полностью ориентированы на Китай. Например, совсем свежий маркетплейс, созданный накануне распродажи 11 ноября выходцем из Китая, жителем Бельгии Ян Гайцзином. По его словам, интернет-магазины имеют огромный потенциал в Европе, в отличие от Китая, где рынок перенасыщен. «В будущем наша компания также будет оказывать помощь европейским МСП в экспорте продукции в Китай», — отметил Ян Гайцзин.
Но не Льежем единым. Осенью были открыты новые грузовые маршруты, соединяющие Шанхай и Наньчан с новым аэропортом в Бельгии Остенде-Брюгге. Генеральный директор аэропорта Марсель Буэленс сказал на открытии, что надеется на более тесное сотрудничество между Европой и Китаем.
Во время пандемии было запущено множество новых авиамаршрутов из Китая в Европу. Роль воздушного Шелкового пути продолжала расти. По данным Управления гражданской авиации Китая, во время пандемии китайские авиакомпании выполняли регулярные международные пассажирские и грузовые рейсы в 45 стран. Сейчас между Китай и страны «Пояса и пути» выполняют 1068 грузовых рейсов в неделю, что в 2,6 раза больше, чем до пандемии.
Отдельно стоит отметить рейсы по грузовому маршруту Чжэнчжоу – Люксембург. Этот маршрут был запущен после того, как китайская компания Henan Civil Aviation Development and Investment Co., Ltd. приобрела 35-% долю в люксембургской Cargolux Airlines International, которая управляет крупнейшей грузовой авиакомпанией в Европе. Эта служба грузовых авиаперевозок в настоящее время выполняет до 23 рейсов в неделю, соединяя Европу, Азию и США, в первую очередь Чжэнчжоу.
Чжоу Лихун, председатель Торгово-промышленной палаты Китая при ЕС, рассказала, что грузовые авиаперевозки идеально подходят для обеспечения двусторонних торговых обменов. По ее словам, в отличие от сухопутного и морского Шелкового пути, воздушный Шелковый путь может преодолеть инфраструктурные проблемы, связанные с наземным транспортом, а также географические ограничения морского транспорта.
Воздушным Шелковым путем в Европу, в основном, доставлялись и противоэпидемические средства. Так, 16 марта 2020 года 300 тыс. масок прибыли из Китая в аэропорт Льежа. Это была первая крупная поставка средств индивидуальной защиты в Бельгию с момента начала эпидемии. 21 марта примерно восемь тонн предметов медицинского назначения были доставлены правительством Китая в Грецию, в международный аэропорт Афин. Весной и летом этого года в Финляндию из Китая прибыло в общей сложности 12 грузовых медицинских рейсов. 14 апреля в Польшу из Китая прибыла крупная партия медикаментов, в том числе рекордные 100 тонн медицинских грузов, перевезенных на Ан-225 «Мрия» — самом большом в мире грузовом воздушном судне. Список можно продолжать долго.
Большие объемы медицинских товаров, поступающих из Китая, проходят через хаб в Льеже и отправляются в 15 европейских стран, включая Италию и Францию.
По данным Управления гражданской авиации Китая, с момента начала эпидемии COVID-19 в Европе Китай оказал противоэпидемическую помощь 47 странам и регионам, доставив более 1700 тонн предметов медицинского назначения. Этого не могло бы произойти без воздушного Шелкового пути.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Работа
«ВЭД Агент», «Сбербанк» и «Роснефть»: 20 лет успеха и масштабный корпоратив в Пекине
Фото АО «ВЭД Агент»

20-летний юбилей – это важная веха, которая символизирует устойчивость, зрелость и успех компании на рынке. За это время АО «ВЭД Агент» из маленькой семейной компании превратилась в одного из крупнейших игроков за Уралом на рынке внешнеэкономической деятельности. Позади и кризисы, и изменение рынка логистических услуг, и технологическая революция. Впереди – стремление к новым свершениям. Важным событием череды юбилейных мероприятий стал массовый выезд на корпоратив. И не просто выезд, а трехдневное путешествие в Пекин.

Анатолий Якимов
Импорт
Оптимизация доставки промышленного оборудования из Китая: риски и способы снижения затрат
Скриншот из видео на странице Chinalogist в социальной сети «ВКонтакте»

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Как сэкономить на поставке оборудования из Китая?». Эксперт АО «ВЭД Агент» – руководитель отдела сборных автоперевозок Михаил Макаренко рассказал о том, какие риски существуют при импорте промышленного оборудования из КНР и за счет чего можно сэкономить на доставке.

Анатолий Якимов
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.