Слово Эксперта

Быть экспортером или начать думать на китайском: что делать российскому бизнесу не в России?

Руководители компаний зачастую уверены, что успешное прошлое определяет будущий успех бизнеса. В реальности это не так. Даже если у вас есть достаточно стабильный небольшой бизнес в России, для того чтобы построить компанию за рубежом, вам придется придумать все заново, ― рассказывает директор и соразработчик предпринимательских программ бизнес-школы «Сколково» Елена Бондаренко.
Возможности для роста
Шесть лет назад аналитики Оксфордского университета говорили, что в ближайшие годы количество компаний, которые будут вести операции более, чем в шести странах, увеличится на 129%. При этом ключевое место в реализации этого тренда должно принадлежать предприятиям малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день небольшие компании уже занимают существенное место в мировой торговле. Более того, в развивающихся странах их значимость зачастую выше, чем в развитых. В США доля представителей малого и среднего бизнеса в экспорте достигает 29%, в Канаде — 31%, в Великобритании и Индии — 45%, Израиле — 50%, в Турции и Китае — 68%. При этом в России этот показатель существенно ниже. Согласно утвержденной правительством в июне 2016 года «Стратегии развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в России на период до 2030 года», в 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта составила около 6%, а к 2030 году должна вырасти до 12%.
Довольно много российских компаний находится в контуре глобальной конкуренции. Причем это не только гиганты, но также средние компании и даже небольшие игроки. Так, компания «Аргус-спектр» поставляет системы пожарной безопасности для потребителей по всему миру, в том числе их оборудование установлено на башне Биг-Бен, в британском парламенте и Букингемском дворце. Всего оборудованием «Аргус-спектр» оснащены более 150 тыс. объектов в России и за рубежом.
Другой невероятно успешный экспортный продукт — мультфильм «Смешарики» — был локализован на 60 языках, а мультфильм «Маша и медведь» прочно занимает одно из первых мест в топе YouTube. Детское книжное издательство «Клевер» экспортирует свою продукцию на американский рынок.
Еще один пример — компания из Новосибирска Siberian Wellness, которая работает по модели сетевого маркетинга и производит натуральную косметику, спортивное питание и БАД. Сегодня компания поставляет свои БАД в 65 стран мира. Еще в 2005 году Siberian Wellness открыла представительство на Украине, в 2006-м — в Болгарии, Киргизии и Таджикистане, а в 2009-м — в Германии и Чехии. Таким образом, глобальными игроками оказываются самые разные компании: продуктовые, сервисные или промышленные, причем не о всех компаниях известно российскому потребителю.
Экспортеры против глобальных игроков
Различие между компаниями — экспортерами и глобальными игроками ― можно провести достаточно четко. Первый тип игроков работает только на одном рынке, где производит свою продукцию, а затем просто поставляет ее в другие страны. Второй тип нацелен на встраивание в международные производственные цепочки и локализацию своей продукции. С этой точки зрения ключевым фактором является открытие производственных центров и систем логистики за рубежом, а также комплиментарность рынков присутствия: в случае сложной ситуации на одном рынке такая компания может легко переориентироваться на другой рынок. Если компания зависит на 95% от рынка конкретной страны, она не может быть глобальной компанией и несет все сопутствующие страновые риски.
Ярким примером глобальной компании является Kaspersky Lab, про которую многие в США даже не знают, что она российская. Компания ведет свою деятельность почти в 200 странах и территориях мира, всего у нее 35 офисов более чем в 30 странах. С другой стороны, австрийская компания Strabag работает на российском рынке, но она достаточно активно привлекает местных подрядчиков, локализует свои услуги и продукцию — в итоге, она практически не отличается от местных игроков, что тоже говорит о глобальности ее бизнес-модели.
Разный инструментарий
Компания-экспортер, в первую очередь, занимается продажами, поэтому ключевой инструментарий ее работы строится вокруг глобализации процесса продаж, а по-настоящему глобальная компания представляет более сложную конструкцию.
Во-первых, переход на глобальный уровень требует дифференциации продукта. Во-вторых, необходимо сделать ставку на приоритетные рынки, на которых создан устойчивый спрос. В-третьих, придется создавать новую распределенную систему управления. Это все дается бизнесу очень тяжело. Как говорит основатель компании «Смешарики» Илья Попов, «я не подозревал о том, что придется столько раз трансформировать компанию как таковую».
Чтобы осуществить переход от локальной к глобальной компании, недостаточно тестов и непосредственных действий. Необходимо спроектировать модель и разработать дорожную карту по переходу на новый уровень. Для этого нужно трезво оценить свои ресурсные возможности: сколько времени займет продуктовая диверсификация и разработка алгоритмов по разным странам, какая команда будет реализовывать эту дорожную карту и, наконец, какие инвестиции и по какой цене для этого понадобятся.
Хотим глобальности, дайте рецепт
Новые инструменты по переходу к глобальной схеме создаются самими предпринимателями. Это и есть часть предпринимательской работы — создать инструмент для глобализации. Можно, конечно, взять готовую концепцию, но, как показывает практика, большая часть инструментария создается проектным инженерным способом для конкретного бизнеса.
На сегодняшний день не так много готовых описанных инструментов, которые фиксируют переход к глобальной модели. В том числе всего пара книг, переведенных на русский язык. Среди них — «Скрытые чемпионы», посвященная построению глобальных копаний в Германии, которые во многих отраслях сегодня контролируют 70-80% мирового рынка. Еще одна работа — The Culture Map — посвящена разнице культур принятия решений в разных странах.
Объемы российского несырьевого экспорта растут. Возможно, это свидетельство эффекта низкой базы, но отчасти — того, что бизнес все же пытается думать за пределами страновых границ. Это хороший вызов, а в будущем, если быть оптимистами, — неплохое подкрепление для бренда Made in Russia.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где покупать оптом зимний спортивный инвентарь в Китае: обзор производителей и тенденций
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С наступлением холодов растет спрос на спортивный инвентарь для зимних видов спорта, а Китай на сегодня является одним из крупнейших центров их производства и поставок. При планировании оптовых закупок в этой сфере важно понимать, в каких городах Поднебесной производят инвентарь, каково качество продукции. Chinalogist нашел ответы на эти вопросы.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт цветов из Китая на Урал удвоился: китайские розы и хризантемы набирают обороты
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

К 1 сентября уральские таможенники оформили более 400 тонн свежих цветов общей стоимостью свыше 240 миллиона рублей, что в два раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Значимую роль в этом росте сыграл Китай, который активно наращивает поставки цветочной продукции на региональный рынок.

Анатолий Якимов
Логистика
Проект по развитию мультимодальных перевозок в Маньчжурии выходит на финишную прямую
Фото с сайта «Порт Внутренняя Маньчжурия»

На строительной площадке Центра контроля и распределения экспресс-поездов «Китай–Россия» в комплексной бондовой зоне Маньчжурии наблюдается заметное ускорение темпов работ. Проект, стал составной частью масштабной инициативы по расширению пропускной способности порта Маньчжурия, обретает все более конкретные очертания благодаря слаженной работе команды строителей и эффективной организации строительства.

Анатолий Якимов
Финансы
Более 90% расчетов между Россией и Китаем проходят в национальных валютах
Фото Анатолия Якимова

Товарооборот России и Китая в 2024 году достиг 245 миллиардов долларов США, при этом более 90% расчетов между компаниями двух стран осуществляется в национальных валютах. Об этом сообщил советник-посланник посольства РФ в КНР Андрей Поваляев в рамках деловой программы фестиваля «Московские сезоны» в Пекине, организованного мэрией Москвы.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенная сертификация запчастей и комплектующих продлена ещё на год: что изменится для бизнеса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Правительство России продлило действие упрощенного порядка подтверждения соответствия ввозимой и выпускаемой в обращение продукции еще на один год – до 1 сентября 2026 года. Соответствующее постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Анатолий Якимов
Перевозки по железной дороге Россия-Китай в 2025 году: уголь теряет долю, нефть и руда уверенно растут
Фото Анатолия Якимова

В январе-июле 2025 года общий объем грузоперевозок через пограничные переходы между Россией и Китаем составил 23,8 миллиона тонн, практически сохранив уровень аналогичного периода прошлого года. Это свидетельствует о продолжении устойчивого товарооборота между двумя странами на фоне сохраняющихся геополитических и экономических вызовов.

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских компьютеров и смартфонов в Россию резко сократился на фоне укрепления рубля
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В июле 2025 года Россия существенно сократила импорт китайских компьютеров и смартфонов — на 30% и 60% соответственно в годовом выражении, подсчитали аналитики РИА Новости на основании данных Главного таможенного управления КНР. Сокращение наблюдается и по итогам первых семи месяцев 2025 года: закупки китайских компьютеров упали почти на треть, смартфонов — на 37%.

Анатолий Якимов
Вторая Маньчжурия: в Суйфэньхэ строят международный логистический порт
Фото телеграм-канала «Новости Востока и Азии»

В китайском городе Суйфэньхэ, расположенном на границе с Россией, началось строительство международного порта товарной логистики. Этот проект призван стать важным звеном в развитии трансграничной торговли и логистики, способствовать углублению сотрудничества между Северо-Востоком Китая и российским Дальним Востоком. Об этом сообщило агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
«Агропродмаш-2025»: где рождается завтрашний день пищевой промышленности
Фото с сайта agroprodmash-expo.ru

С 29 сентября по 2 октября 2025 года Москва в тридцатый раз станет эпицентром пищевой индустрии Евразии. Юбилейная выставка «Агропродмаш» на площадке «Крокус Экспо» — это не просто смотр достижений, а точка сборки будущего, где определяется вектор развития на годы вперед. В этом году к формированию этой новой реальности присоединится АО «ВЭД Агент».

Анатолий Якимов
«Большая Сибирь» выходит на китайский рынок: торговое представительство в Пекине откроют в 2026 году
Фото с официального сайта Ассоциации «Сибирское соглашение»

Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» планирует открыть в 2026 году коллективное торговое представительство регионов Сибири в Пекине. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на председателя исполнительного комитета ассоциации Геннадия Гусельникова.