Слово Эксперта

Быть экспортером или начать думать на китайском: что делать российскому бизнесу не в России?

Руководители компаний зачастую уверены, что успешное прошлое определяет будущий успех бизнеса. В реальности это не так. Даже если у вас есть достаточно стабильный небольшой бизнес в России, для того чтобы построить компанию за рубежом, вам придется придумать все заново, ― рассказывает директор и соразработчик предпринимательских программ бизнес-школы «Сколково» Елена Бондаренко.
Возможности для роста
Шесть лет назад аналитики Оксфордского университета говорили, что в ближайшие годы количество компаний, которые будут вести операции более, чем в шести странах, увеличится на 129%. При этом ключевое место в реализации этого тренда должно принадлежать предприятиям малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день небольшие компании уже занимают существенное место в мировой торговле. Более того, в развивающихся странах их значимость зачастую выше, чем в развитых. В США доля представителей малого и среднего бизнеса в экспорте достигает 29%, в Канаде — 31%, в Великобритании и Индии — 45%, Израиле — 50%, в Турции и Китае — 68%. При этом в России этот показатель существенно ниже. Согласно утвержденной правительством в июне 2016 года «Стратегии развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в России на период до 2030 года», в 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта составила около 6%, а к 2030 году должна вырасти до 12%.
Довольно много российских компаний находится в контуре глобальной конкуренции. Причем это не только гиганты, но также средние компании и даже небольшие игроки. Так, компания «Аргус-спектр» поставляет системы пожарной безопасности для потребителей по всему миру, в том числе их оборудование установлено на башне Биг-Бен, в британском парламенте и Букингемском дворце. Всего оборудованием «Аргус-спектр» оснащены более 150 тыс. объектов в России и за рубежом.
Другой невероятно успешный экспортный продукт — мультфильм «Смешарики» — был локализован на 60 языках, а мультфильм «Маша и медведь» прочно занимает одно из первых мест в топе YouTube. Детское книжное издательство «Клевер» экспортирует свою продукцию на американский рынок.
Еще один пример — компания из Новосибирска Siberian Wellness, которая работает по модели сетевого маркетинга и производит натуральную косметику, спортивное питание и БАД. Сегодня компания поставляет свои БАД в 65 стран мира. Еще в 2005 году Siberian Wellness открыла представительство на Украине, в 2006-м — в Болгарии, Киргизии и Таджикистане, а в 2009-м — в Германии и Чехии. Таким образом, глобальными игроками оказываются самые разные компании: продуктовые, сервисные или промышленные, причем не о всех компаниях известно российскому потребителю.
Экспортеры против глобальных игроков
Различие между компаниями — экспортерами и глобальными игроками ― можно провести достаточно четко. Первый тип игроков работает только на одном рынке, где производит свою продукцию, а затем просто поставляет ее в другие страны. Второй тип нацелен на встраивание в международные производственные цепочки и локализацию своей продукции. С этой точки зрения ключевым фактором является открытие производственных центров и систем логистики за рубежом, а также комплиментарность рынков присутствия: в случае сложной ситуации на одном рынке такая компания может легко переориентироваться на другой рынок. Если компания зависит на 95% от рынка конкретной страны, она не может быть глобальной компанией и несет все сопутствующие страновые риски.
Ярким примером глобальной компании является Kaspersky Lab, про которую многие в США даже не знают, что она российская. Компания ведет свою деятельность почти в 200 странах и территориях мира, всего у нее 35 офисов более чем в 30 странах. С другой стороны, австрийская компания Strabag работает на российском рынке, но она достаточно активно привлекает местных подрядчиков, локализует свои услуги и продукцию — в итоге, она практически не отличается от местных игроков, что тоже говорит о глобальности ее бизнес-модели.
Разный инструментарий
Компания-экспортер, в первую очередь, занимается продажами, поэтому ключевой инструментарий ее работы строится вокруг глобализации процесса продаж, а по-настоящему глобальная компания представляет более сложную конструкцию.
Во-первых, переход на глобальный уровень требует дифференциации продукта. Во-вторых, необходимо сделать ставку на приоритетные рынки, на которых создан устойчивый спрос. В-третьих, придется создавать новую распределенную систему управления. Это все дается бизнесу очень тяжело. Как говорит основатель компании «Смешарики» Илья Попов, «я не подозревал о том, что придется столько раз трансформировать компанию как таковую».
Чтобы осуществить переход от локальной к глобальной компании, недостаточно тестов и непосредственных действий. Необходимо спроектировать модель и разработать дорожную карту по переходу на новый уровень. Для этого нужно трезво оценить свои ресурсные возможности: сколько времени займет продуктовая диверсификация и разработка алгоритмов по разным странам, какая команда будет реализовывать эту дорожную карту и, наконец, какие инвестиции и по какой цене для этого понадобятся.
Хотим глобальности, дайте рецепт
Новые инструменты по переходу к глобальной схеме создаются самими предпринимателями. Это и есть часть предпринимательской работы — создать инструмент для глобализации. Можно, конечно, взять готовую концепцию, но, как показывает практика, большая часть инструментария создается проектным инженерным способом для конкретного бизнеса.
На сегодняшний день не так много готовых описанных инструментов, которые фиксируют переход к глобальной модели. В том числе всего пара книг, переведенных на русский язык. Среди них — «Скрытые чемпионы», посвященная построению глобальных копаний в Германии, которые во многих отраслях сегодня контролируют 70-80% мирового рынка. Еще одна работа — The Culture Map — посвящена разнице культур принятия решений в разных странах.
Объемы российского несырьевого экспорта растут. Возможно, это свидетельство эффекта низкой базы, но отчасти — того, что бизнес все же пытается думать за пределами страновых границ. Это хороший вызов, а в будущем, если быть оптимистами, — неплохое подкрепление для бренда Made in Russia.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
С Новым годом!
Фото с сайта unsplash.com

Заканчивается 2024 год. Он был непростым для участников внешнеэкономической деятельности. Но несмотря на это, мы с вами справились!

В течение года мы старались рассказать о том, что происходит на рынке перевозок, в импорте и экспорте, о нововведениях в таможенном оформлении. И в будущем мы обязательно продолжим это делать.

А еще, вы, наверняка обратили внимание на то, что в конце года изменился дизайн сайта. Надеемся, что он вам понравился и вы останетесь с нами не только в следующем году, но и на более долгий срок.

В наступающем году мы желаем вам благополучия, роста доходов, чтобы никакие обстоятельства не помешали вам заниматься любимым делом! Здоровья вам и вашим близким!

Обращаем ваше внимание, что редакция сайта с 29 декабря 2024 года по 8 января 2025 года уходит на Новогодние каникулы. Однако, всю оперативную и важную информацию мы будем публиковать в нашем телеграм-канале

До встречи в Новом 2025 году!

Анатолий Якимов
Таможня
Тонкости работы: эксперт рассказал об особенностях таможенного оформления в 2024 году
Фото Анатолия Якимова

Участники внешнеэкономической деятельности знают, что ошибки, допущенные при таможенном оформлении могут привести к штрафным санкциям. С учетом осложнения геополитической обстановки работать стало сложнее, но интереснее. Об опыте работы рассказала ведущий специалист отдела таможенного оформления компании VED Агент Нина Палтаджи.

С изменением геополитической обстановки и введением санкций таможенные представители столкнулись с новыми логистическими и платежными схемами, а также с особенностями оформления сопроводительных и транспортных документов.

Анатолий Якимов
Импорт
Готовь телегу с лета: где купить в Китае детские велосипеды
Фото с сайта pixabay.com

Техника из Китая, уже давно завоевала популярность среди российских пользователей. Многие родители покупают детям велосипеды и гироскутеры, детские коляски с электроприводом. Большинство из них выпустили в уезде Пинсян провинции Хэбэй.

На территории уезда Пинсян провинции Хэбэй работают 4 800 предприятий, которые выпускают детские велосипеды, коляски и электрические игрушечные автомобили. По информации ИА «Синьхуа» в 2023 году здесь произвели 145 миллионов изделий. Продукцию поставляют более, чем в 80 стран мира, включая и Россию.

Анатолий Якимов
Экспорт
В два раза больше: новосибирская рыба популярна в Китае
Коллаж из фото с сайта министерства сельского хозяйства Новосибирской области

Шесть партий рыбы, которую добыли на территории Новосибирской области, экспортировали в Китай в 2024 году. ООО «Купинский рыбокомбинат» поставили 100 тонн, из которых 25 тонн сазана и 75 тонн карасей.

Отправка продукции проходила под контролем сотрудников Управления Россельхознадзора по Новосибирской и Томской области, с соблюдением фитосанитарных требований Евразийского экономического Союза и ветеринарным требованиям Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
У российских импортеров появился новый надежный транспортный маршрут
Фото с сайта smotrim.ru

Вице-премьер России – полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал об увеличении объема перевозок по Северному морскому пути.

По его словам, несмотря на введение санкций, грузопоток по Северному морскому пути увеличивается, хоть и не теми темпами, на которые рассчитывали власти страны. Для развития нового транспортного коридора продолжается работа по созданию инфраструктуры.

Анатолий Якимов
Импорт
Какие импортные товары попали под маркировку «Честный знак» в 2025 году
Фото с сайта unsplash.com

С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. Первыми под этот процесс попали алкоголь и табачная продукция. В 2025 году вводятся новые группы товаров, подлежащих маркировке.

Средства идентификации, которые представляет из себя специальный код, наносят на потребительскую упаковку, на сам товар или на ярлык. В первую очередь ее наносят на те товары, которые легко подделать. Маркировка содержит информацию о производителе, дате производства, сроки годности продукции и другие важные продукции.

Анатолий Якимов
Импорт
9,5 тонны экзотических фруктов привезли в Новосибирск из Таиланда в декабре
Фото Сибирского таможенного управления

12 партий экзотических фруктов оформили инспекторы таможенного поста «Аэропорт Толмачево» в декабре 2024 года. Всего в столицу Сибири поступило 9,5 тонны манго, папайи, драгонфрута, личи, маракуйи, джекфрута, мангостина и других.

Специфика фруктов заключается в том, что это скоропортящийся продукт. Поэтому таможенные инспектора проводят контроль в приоритетном порядке. На таможенные процедуры отводится 2-3 часа с момента прибытия самолета. Зона таможенного контроля оборудована помещением с оптимальным температурным режимом для хранения фруктов.

Всего в 2024 году авиатранспортом доставили 81,5 тонны импортных фруктов.

Анатолий Якимов
Стоимость проезда по мосту через Амур на переходе Благовещенск-Хэйхе вырастет
Фото с сайта компании "Амурский мост"

С 1 января изменится стоимость проезда по автомобильному мосту через реку Амур, соединяющему российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Об этом сообщили в компании «Амурский мост».

Новые тарифы проезд по международному мосту Благовещенск – Хэйхэ будут действовать с 1 января 2025 года при движении из России в Китай. За легковой автомобиль с прицепом или без, с двумя и более осями и высотой менее двух метров придется заплатить 1 320 рублей.

За транспортное средство с прицепом или без, высотой 2 – 2,6 метра с двумя и более осями тариф составит 5 130 рублей.

За проезд по мосту грузовых автомобилей или автобусов высотой более 2,6 метра, с двумя осями придется заплатить 8 950 рублей, а если осей три и более – то 12 170 рублей.

Анатолий Якимов
Экспорт
Ярмарка-фестиваль «Сделано в России» будет проводиться ежегодно в Харбине
Скриншот из видео с сайта biang.ru

В мае 2024 года в городе Харбине прошел первый фестиваль «Сделано в России», который был организован Центром российского импорта. Информационное агентство Biang сообщает о том, что по решению организаторов, с 2025 года мероприятие станет традиционным и будет проводиться ежегодно.

Как сказано в сообщении, организаторы Харбинской международной торгово-экономической ярмарки договорились с Российским экспортным центром о проведении фестиваля «Сделано в России» ежегодно в рамках ярмарки.

При этом, стороны рассчитывают на долгосрочное и плодотворное сотрудничество.

В рамках первого фестиваля, который прошел в мае был открыт павильон с российскими товарами.

Анатолий Якимов
Таможня
На три миллиона меньше: таможенные сборы изменяются
Фото ТГ-канал ФТС России| PRO таможню

Вступило в силу постановление Правительства России «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, которые связаны с выпуском товаров». На заседании комиссии по платежам Экспертно-консультативного совета Федеральной таможенной службе подробно рассмотрели нововведения.

В документе сохранилось общее правило об исчислении таможенных сборов в зависимости от общих диапазонов таможенной стоимости, декларируемых товаров. Например, снижен порог, в отношении которого начинает применяться максимальная ставка таможенных сборов – с 10 до 7 миллионов рублей.