Слово Эксперта

Быть экспортером или начать думать на китайском: что делать российскому бизнесу не в России?

Руководители компаний зачастую уверены, что успешное прошлое определяет будущий успех бизнеса. В реальности это не так. Даже если у вас есть достаточно стабильный небольшой бизнес в России, для того чтобы построить компанию за рубежом, вам придется придумать все заново, ― рассказывает директор и соразработчик предпринимательских программ бизнес-школы «Сколково» Елена Бондаренко.
Возможности для роста
Шесть лет назад аналитики Оксфордского университета говорили, что в ближайшие годы количество компаний, которые будут вести операции более, чем в шести странах, увеличится на 129%. При этом ключевое место в реализации этого тренда должно принадлежать предприятиям малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день небольшие компании уже занимают существенное место в мировой торговле. Более того, в развивающихся странах их значимость зачастую выше, чем в развитых. В США доля представителей малого и среднего бизнеса в экспорте достигает 29%, в Канаде — 31%, в Великобритании и Индии — 45%, Израиле — 50%, в Турции и Китае — 68%. При этом в России этот показатель существенно ниже. Согласно утвержденной правительством в июне 2016 года «Стратегии развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в России на период до 2030 года», в 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта составила около 6%, а к 2030 году должна вырасти до 12%.
Довольно много российских компаний находится в контуре глобальной конкуренции. Причем это не только гиганты, но также средние компании и даже небольшие игроки. Так, компания «Аргус-спектр» поставляет системы пожарной безопасности для потребителей по всему миру, в том числе их оборудование установлено на башне Биг-Бен, в британском парламенте и Букингемском дворце. Всего оборудованием «Аргус-спектр» оснащены более 150 тыс. объектов в России и за рубежом.
Другой невероятно успешный экспортный продукт — мультфильм «Смешарики» — был локализован на 60 языках, а мультфильм «Маша и медведь» прочно занимает одно из первых мест в топе YouTube. Детское книжное издательство «Клевер» экспортирует свою продукцию на американский рынок.
Еще один пример — компания из Новосибирска Siberian Wellness, которая работает по модели сетевого маркетинга и производит натуральную косметику, спортивное питание и БАД. Сегодня компания поставляет свои БАД в 65 стран мира. Еще в 2005 году Siberian Wellness открыла представительство на Украине, в 2006-м — в Болгарии, Киргизии и Таджикистане, а в 2009-м — в Германии и Чехии. Таким образом, глобальными игроками оказываются самые разные компании: продуктовые, сервисные или промышленные, причем не о всех компаниях известно российскому потребителю.
Экспортеры против глобальных игроков
Различие между компаниями — экспортерами и глобальными игроками ― можно провести достаточно четко. Первый тип игроков работает только на одном рынке, где производит свою продукцию, а затем просто поставляет ее в другие страны. Второй тип нацелен на встраивание в международные производственные цепочки и локализацию своей продукции. С этой точки зрения ключевым фактором является открытие производственных центров и систем логистики за рубежом, а также комплиментарность рынков присутствия: в случае сложной ситуации на одном рынке такая компания может легко переориентироваться на другой рынок. Если компания зависит на 95% от рынка конкретной страны, она не может быть глобальной компанией и несет все сопутствующие страновые риски.
Ярким примером глобальной компании является Kaspersky Lab, про которую многие в США даже не знают, что она российская. Компания ведет свою деятельность почти в 200 странах и территориях мира, всего у нее 35 офисов более чем в 30 странах. С другой стороны, австрийская компания Strabag работает на российском рынке, но она достаточно активно привлекает местных подрядчиков, локализует свои услуги и продукцию — в итоге, она практически не отличается от местных игроков, что тоже говорит о глобальности ее бизнес-модели.
Разный инструментарий
Компания-экспортер, в первую очередь, занимается продажами, поэтому ключевой инструментарий ее работы строится вокруг глобализации процесса продаж, а по-настоящему глобальная компания представляет более сложную конструкцию.
Во-первых, переход на глобальный уровень требует дифференциации продукта. Во-вторых, необходимо сделать ставку на приоритетные рынки, на которых создан устойчивый спрос. В-третьих, придется создавать новую распределенную систему управления. Это все дается бизнесу очень тяжело. Как говорит основатель компании «Смешарики» Илья Попов, «я не подозревал о том, что придется столько раз трансформировать компанию как таковую».
Чтобы осуществить переход от локальной к глобальной компании, недостаточно тестов и непосредственных действий. Необходимо спроектировать модель и разработать дорожную карту по переходу на новый уровень. Для этого нужно трезво оценить свои ресурсные возможности: сколько времени займет продуктовая диверсификация и разработка алгоритмов по разным странам, какая команда будет реализовывать эту дорожную карту и, наконец, какие инвестиции и по какой цене для этого понадобятся.
Хотим глобальности, дайте рецепт
Новые инструменты по переходу к глобальной схеме создаются самими предпринимателями. Это и есть часть предпринимательской работы — создать инструмент для глобализации. Можно, конечно, взять готовую концепцию, но, как показывает практика, большая часть инструментария создается проектным инженерным способом для конкретного бизнеса.
На сегодняшний день не так много готовых описанных инструментов, которые фиксируют переход к глобальной модели. В том числе всего пара книг, переведенных на русский язык. Среди них — «Скрытые чемпионы», посвященная построению глобальных копаний в Германии, которые во многих отраслях сегодня контролируют 70-80% мирового рынка. Еще одна работа — The Culture Map — посвящена разнице культур принятия решений в разных странах.
Объемы российского несырьевого экспорта растут. Возможно, это свидетельство эффекта низкой базы, но отчасти — того, что бизнес все же пытается думать за пределами страновых границ. Это хороший вызов, а в будущем, если быть оптимистами, — неплохое подкрепление для бренда Made in Russia.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китайские ноутбуки завоевывают российский рынок несмотря на падение продаж
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года российский рынок ноутбуков показал снижение продаж: количество проданных снижений сократилось на 4% до 882 тысяч штук, выручка упала на 12%, составив 53,3 миллиарда рублей. Средняя цена ноутбука снизилась с 62 до 60 тысяч рублей.

Анатолий Якимов
Импорт
Забайкальск-Маньчжурия: новый рекорд импорта технологической продукции между Россией и Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия укрепил статус ключевого транспортного и логистического узла для технологического импорта в Россию на фоне западных санкций. Согласно последним данным таможенной статистики КНР, за первые четыре месяца 2025 года через этот коридор ввезено высокотехнологичных товаров на сумму 5,56 миллиарда юаней – примерно 75 миллиарда рублей, что на 43,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой темп значительно опережает на 36,4% среднероссийские показатели роста технологического импорта. Кроме того, это подтверждает возрастающую роль пограничного перехода «Забайкальск-Маньчжурия» как основных поставок оборудования и технологий из Китая.

Анатолий Якимов
Тюменские таможенники изъяли 700 килограммов незадекларированной детской одежды из Китая
Фото пресс-службы Тюменской таможни

Тюменские таможенники в мае 2025 года задержали крупную партию незадекларированной детской одежды из Китая весом 700 килограммов на сумму около 2,5 миллионов рублей. Грузовик прибыл из Казахстана, и при досмотре были обнаружены футболки, спортивные костюмы, платья и джинсы без каких-либо таможенных документов и сертификатов соответствия. Владелец груза не смог сразу подать декларацию и подтверждение уплаты пошлин. Позже он оформил документы и уплатил таможенные платежи на сумму 460 тысяч рублей. Вся партия была возвращена получателю.

Анатолий Якимов
Первый российский водитель получил китайские права для управления большегрузом в Хэйхэ
Скриншот из видео на сайте amur.life

Россиянин Тимур Абазов стал первым в Китае обладателем водительского удостоверения, которое позволяет управлять большегрузом. Документ выдали в приграничном городе Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян на севере КНР. Это событие вызвало интерес в средствах массовой информации и соцсетях, так как теперь молодой человек может легально управлять китайскими грузовыми автомобилями большой вместимости и осуществлять международные перевозки между Китаем и Россией.

Анатолий Якимов
Красноярских предпринимателей приглашают на встречу с руководителями таможни Сибири: новые возможности и живое общение
Фото пресс-служба Сибирского таможенного управления

19 июня 2025 года в актовом зале Сибирской электронной таможни будет проходить встреча с руководством таможенных органов Сибири. Это уникальный шанс узнать об изменениях в таможенной сфере, получить ответы на свои вопросы и лично пообщаться с начальником Сибирского таможенного управления Александром Ястребовым, начальником Сибирской электронной таможни Егором Вегнером и членом Общественного совета при ФТС России Александром Дегтяревым.

Анатолий Якимов
Китайские дизайнерские игрушки: эксперт объяснила популярность Лабубу и других
Фото с сайта wildberries.ru

Китайские дизайнерские коллекционные игрушки продолжают стремительно завоевывать зарубежные рынки. Видео с игрушками в видео эльфов Лабубу от китайского бренда набирают сотни просмотров в международных соцсетях. Западные знаменитости делали фото с игрушками, и теперь их сторонники спешат приобрести такие же.

Анатолий Якимов
Четыре из топ-5 лидеров складных смартфонов родом из Китая
Фото предоставлено пресс-службой ГК М.Видео-Эльдорадо

В группе компаний М.Видео-Эльдорадо подвели итоги продаж складных смартфонов за период с января по апрель 2025 года. В рейтинг самых востребованных брендов вошли HUAWEI, Samsung, Tecno, Infinix и Xiaomi – еще один быстрорастущий китайский производитель.

Анатолий Якимов
Китай открыл рынок для ржаной муки и манной крупы из России: экспорт зерна бьет рекорды
Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Китай с 3 июня 2025 года официально разрешил импорт из России ржаной муки и манной крупы. Это стало возможным после подписания Россельхознадзором и Главным таможенным управлением протоколов КНР, которые установили строгие требования к качеству, упаковке, транспортировке и безопасности продукции. Российские производители считают, что соблюдают стандарты пищевой безопасности и проходят проверку в рабочей системе контроля CIFER.

Анатолий Якимов
Импорт оборудования из Китая в Россию: что нужно знать для успешных закупок и логистики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В условиях санкционных ограничений на поставки промышленного оборудования из Европы и США российские предприятия все активнее обращаются к Китаю как к основному импортеру станков и комплектующих. За последний год доля китайского оборудования в российском импорте выросла в четыре раза и превысила 43%. Однако закупка и доставка станков из Китая сопряжены с определенными рисками и сложностями. В этой статье рассмотрим, как правильно выбирать и закупать оборудование, на что обратить внимание при транспортировке, а также как организовать таможенное оформление и доставку.

Анатолий Якимов
Экспедиторов внесут в реестр: Госдума ужесточает правила транспортной отрасли
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце мая депутаты Государственной Думы России в третьем чтении приняли закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», который ужесточает контроль и приводит к цифровизации в отрасли. Документом предусмотрено создание нового реестра экспедиторов на платформе «ГосЛог» и его поэтапное внедрение с 2025 по 2026 год.