Слово Эксперта

Быть экспортером или начать думать на китайском: что делать российскому бизнесу не в России?

Руководители компаний зачастую уверены, что успешное прошлое определяет будущий успех бизнеса. В реальности это не так. Даже если у вас есть достаточно стабильный небольшой бизнес в России, для того чтобы построить компанию за рубежом, вам придется придумать все заново, ― рассказывает директор и соразработчик предпринимательских программ бизнес-школы «Сколково» Елена Бондаренко.
Возможности для роста
Шесть лет назад аналитики Оксфордского университета говорили, что в ближайшие годы количество компаний, которые будут вести операции более, чем в шести странах, увеличится на 129%. При этом ключевое место в реализации этого тренда должно принадлежать предприятиям малого и среднего бизнеса.
На сегодняшний день небольшие компании уже занимают существенное место в мировой торговле. Более того, в развивающихся странах их значимость зачастую выше, чем в развитых. В США доля представителей малого и среднего бизнеса в экспорте достигает 29%, в Канаде — 31%, в Великобритании и Индии — 45%, Израиле — 50%, в Турции и Китае — 68%. При этом в России этот показатель существенно ниже. Согласно утвержденной правительством в июне 2016 года «Стратегии развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в России на период до 2030 года», в 2014 году доля экспорта малых и средних предприятий в общем объеме экспорта составила около 6%, а к 2030 году должна вырасти до 12%.
Довольно много российских компаний находится в контуре глобальной конкуренции. Причем это не только гиганты, но также средние компании и даже небольшие игроки. Так, компания «Аргус-спектр» поставляет системы пожарной безопасности для потребителей по всему миру, в том числе их оборудование установлено на башне Биг-Бен, в британском парламенте и Букингемском дворце. Всего оборудованием «Аргус-спектр» оснащены более 150 тыс. объектов в России и за рубежом.
Другой невероятно успешный экспортный продукт — мультфильм «Смешарики» — был локализован на 60 языках, а мультфильм «Маша и медведь» прочно занимает одно из первых мест в топе YouTube. Детское книжное издательство «Клевер» экспортирует свою продукцию на американский рынок.
Еще один пример — компания из Новосибирска Siberian Wellness, которая работает по модели сетевого маркетинга и производит натуральную косметику, спортивное питание и БАД. Сегодня компания поставляет свои БАД в 65 стран мира. Еще в 2005 году Siberian Wellness открыла представительство на Украине, в 2006-м — в Болгарии, Киргизии и Таджикистане, а в 2009-м — в Германии и Чехии. Таким образом, глобальными игроками оказываются самые разные компании: продуктовые, сервисные или промышленные, причем не о всех компаниях известно российскому потребителю.
Экспортеры против глобальных игроков
Различие между компаниями — экспортерами и глобальными игроками ― можно провести достаточно четко. Первый тип игроков работает только на одном рынке, где производит свою продукцию, а затем просто поставляет ее в другие страны. Второй тип нацелен на встраивание в международные производственные цепочки и локализацию своей продукции. С этой точки зрения ключевым фактором является открытие производственных центров и систем логистики за рубежом, а также комплиментарность рынков присутствия: в случае сложной ситуации на одном рынке такая компания может легко переориентироваться на другой рынок. Если компания зависит на 95% от рынка конкретной страны, она не может быть глобальной компанией и несет все сопутствующие страновые риски.
Ярким примером глобальной компании является Kaspersky Lab, про которую многие в США даже не знают, что она российская. Компания ведет свою деятельность почти в 200 странах и территориях мира, всего у нее 35 офисов более чем в 30 странах. С другой стороны, австрийская компания Strabag работает на российском рынке, но она достаточно активно привлекает местных подрядчиков, локализует свои услуги и продукцию — в итоге, она практически не отличается от местных игроков, что тоже говорит о глобальности ее бизнес-модели.
Разный инструментарий
Компания-экспортер, в первую очередь, занимается продажами, поэтому ключевой инструментарий ее работы строится вокруг глобализации процесса продаж, а по-настоящему глобальная компания представляет более сложную конструкцию.
Во-первых, переход на глобальный уровень требует дифференциации продукта. Во-вторых, необходимо сделать ставку на приоритетные рынки, на которых создан устойчивый спрос. В-третьих, придется создавать новую распределенную систему управления. Это все дается бизнесу очень тяжело. Как говорит основатель компании «Смешарики» Илья Попов, «я не подозревал о том, что придется столько раз трансформировать компанию как таковую».
Чтобы осуществить переход от локальной к глобальной компании, недостаточно тестов и непосредственных действий. Необходимо спроектировать модель и разработать дорожную карту по переходу на новый уровень. Для этого нужно трезво оценить свои ресурсные возможности: сколько времени займет продуктовая диверсификация и разработка алгоритмов по разным странам, какая команда будет реализовывать эту дорожную карту и, наконец, какие инвестиции и по какой цене для этого понадобятся.
Хотим глобальности, дайте рецепт
Новые инструменты по переходу к глобальной схеме создаются самими предпринимателями. Это и есть часть предпринимательской работы — создать инструмент для глобализации. Можно, конечно, взять готовую концепцию, но, как показывает практика, большая часть инструментария создается проектным инженерным способом для конкретного бизнеса.
На сегодняшний день не так много готовых описанных инструментов, которые фиксируют переход к глобальной модели. В том числе всего пара книг, переведенных на русский язык. Среди них — «Скрытые чемпионы», посвященная построению глобальных копаний в Германии, которые во многих отраслях сегодня контролируют 70-80% мирового рынка. Еще одна работа — The Culture Map — посвящена разнице культур принятия решений в разных странах.
Объемы российского несырьевого экспорта растут. Возможно, это свидетельство эффекта низкой базы, но отчасти — того, что бизнес все же пытается думать за пределами страновых границ. Это хороший вызов, а в будущем, если быть оптимистами, — неплохое подкрепление для бренда Made in Russia.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
ВЭД 2025 в Новосибирске: Масштабирование бизнеса и актуальные вопросы валютного контроля
Фото с сайта korpacheva.com/conferen/ved2025

21 мая 2025 года в Большом зале правительства Новосибирской области по адресу: город Новосибирск, Красный проспект, 18, состоится конференция «ВЭД 2025 г. Развитие международных связей и масштабирование бизнеса для предпринимателей Новосибирской области. Валютный контроль». Мероприятие будет проходить с 10:00 до 13:00, регистрация участников откроется с 9:30.

Организатор конференции - Комитет по международному сотрудничеству и экспорту Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ». Модератор - руководитель Комитета, член управленческой команды по развитию экспорта в регионе по губернаторе Новосибирской области Ольга Корпачева.

В рамках конференции специалисты в сфере внешнеэкономической деятельности, представители органов власти, валютного контроля и бизнеса обсудят важные изменения в законодательстве в сфере внешнеэкономической деятельности в 2025 году, вопросы валютного контроля, а также возможности масштабирования бизнеса и развития международных связей для компаний Новосибирской области.

Особое внимание будет уделено обмену опытом реализации экспортных контрактов, особенностям сотрудничества с регионами стран ЕАЭС, Китая и СНГ, а также новым требованиям валютного контроля, вступающим в силу в 2025 году.

– Конференция – это важная площадка для предпринимателей Новосибирской области. Она будет интересной и полезной для тех, кто стремится эффективно развивать свой бизнес, международные связи, адаптироваться к новым требованиям валютного контроля и успешно масштабировать свое дело в условиях меняющегося внешнеэкономического законодательства, – подчеркнула Ольга Корпачева.

Участие в конференции бесплатное. Для регистрации необходимо заполнить форму и иметь при себе паспорт для входа в здание администрации.

По вопросам участия в деловой программе и выступления в качестве спикера можно обращаться к модератору по телефону: +7-913-763-5193 (Ольга Викторовна Корпачева).

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай лидирует в импорте российского мяса птицы
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года Россия экспортировала более 100 тысяч тонн мяса птиц, что на 28% составило показатели текущего периода 2024 года. Экспортная выручка при этом выросла на 39%, превысив 200 миллионов долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Россия установила рекорд по импорту клубники из Китая в марте 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия установила рекорд по импорту клубники из Китая в марте 2025 года, закупив ягоды на сумму 3,4 миллиона долларов США, что приводит к двукратному росту показателей февраля 2025 года и марта 2024 года. Благодаря этому Россия впервые стала крупнейшим покупателем клубники, сместив с лидирующих позиций Вьетнам, который импортировали на 25% меньше ягоды – до 2,5 миллионов долларов США. Третье место занимает Гонконг, увеличивший закупки в полтора раза до 1,9 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Антидемпинговые пошлины на китайские шины: вызовы и перспективы для российского рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские шинные производители вновь требуют введения антидемпинговых пошлин на импорт легковых шин из Китая и других азиатских стран. Эта инициатива связана с резким ростом китайского импорта, который, по мнению отраслевых экспертов, ведет к демпинговой конкуренции и угрожает развитию отечественного производства.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайско-российский товарооборот сократился впервые за три года: причины и последствия
Фото Анатолия Якимова

За четыре месяца 2025 года товарооборот между Китаем и Россией сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 71,12 миллиарда долларов США. Экспорт из РФ в КНР упал на 9,1% до 40,31 миллиарда долларов США, импорт из Поднебесной сократился на 5,3% и составил 30,81миллиардов доллара США. Это первый спад после исторических рекордов 2023 и 2024 годов, когда объем торговли достиг 240,11 миллиарда долларов США и 244,81 миллиарда долларов США соответственно. Информацию предоставило Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Экспорт зерновой продукции в Китай налаживается: Россельхознадзор поддерживает новые протоколы с Китаем
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия получила право на экспорт манной крупы и ржаной муки в Китай, что стало результатом многолетних переговоров между Россельхознадзором и Главным таможенным управлением Китая. Соответствующие протоколы о соблюдении инспекционных и карантинных требований были подписаны 8 мая 2025 года в рамках торжественных мероприятий, посвященных 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Об этом сообщило ТАСС.

Анатолий Якимов
Пекин – древняя столица и современный мегаполис: что посмотреть и как подготовиться к поездке
Фото с сайта unsplash.com

Chinalogist продолжает знакомить читателей с городами Китая, которые могут посетить Российские туристы. Мы уже рассказали о Санье и ее достопримечательностях, Шанхае – и что там нужно посетить, а также почему Куньмин называют городом вечной весны. Сегодня наш рассказ о столице Китая – Пекине.

Редакция
Дорогие друзья!

От всей души поздравляем вас с Днем Великой Победы!

Этот праздник — символ мужества, стойкости и единства, которые помогают преодолевать любые трудности. Именно эти качества лежат в основе нашей работы: мы строим логистические мосты между странами, обеспечивая бесперебойные поставки даже в сложных условиях.

Спасибо вам за доверие и совместную работу. Благодаря вам мы каждый день доказываем, что расстояния и границы — не преграда для надежного партнерства.

Желаем вам крепкого здоровья, процветания и новых достижений. Пусть ваш бизнес развивается, а все грузы приходят точно в срок!

 
Анатолий Якимов
Российский шоколад завоевывает Китай: экспорт «Аленки» и «Коровки» вырос в 2 раза с 2000 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Генеральный директор Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития (РКИФРР) Рустам Темиргалиев заявил о том, что российские кондитерские бренды, такие как шоколад «Аленка» и конфеты «Коровка», стали невероятно популярны в Китае. В интервью телеканалу «Россия 24» он отметил, что спрос на эти товары продолжает расти.

Анатолий Якимов
Российский экспорт филе рыбы в Китай: глубокая переработка растет
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года Россия увеличила экспорт рыбного филе. Рост составил 72%, в стоимостном выражении, превысив 140 миллионов долларов США. В основу экспорта входят филе и фарш минтая – более 70% от объема, а также филе трески – 17%. Поставки филе минтая выросли на 85%, до 102 миллионов долларов США, филе трески – на 51% – до 24 миллионов долларов США. Крупнейшими покупателями стали Республика Корея и Китай, при этом экспорт в Корею вырос на 65%, а в Китай – в 2,5 раза. Об этом сообщили в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России «Агроэкспорт».