Елена Венгерская

Четвертый элемент: грузовики в сообщении Китай – Европа

Даже логисты в массе пока не знают, что грузовой автотранспорт стал четвертым вариантом логистики в сообщении между Китаем и Европой — в дополнение к перевозкам по морю, железной дороге и воздуху.
На прошлой неделе голландская Alblas и швейцарская CEVA запустили регулярные перевозки по МДП из Китая в Европу.
Китайские компании не отстают. Об одном из китайских операторов автомобильных перевозок из Китая в Европу и из Европы в Китай, компании China-Europe Air Cargo Logistics Services, пишет Jiefang Daily. Публикуем выдержки из этого материала.
Директор по логистике итальянского люксового бренда Trussardi господин Андреа два часа добирался в порт на юго-востоке Шанхая, чтобы лично убедиться, как доставили на склад груз из Европы. 1 марта фура отправилась из Дортмунда, чтобы привезти в Шанхай приборы и электронику. Путь длиной 10 тыс. км через Польшу, Россию, Белоруссию и Казахстан автомобиль преодолел за 16 дней. 16 марта грузовик достиг конечной точки маршрута — склада в шанхайском районе Линган.
И хотя в автомобиле не было груза для господина Андреа, он был очень взволнован, когда смотрел на фуру, полную европейских товаров и прокомментировал свои чувства: «Я не ожидал, что автомобиль действительно доедет из Германии в Китай». Господин Андреа уже раньше выбирал эту же транспортную компанию для доставки грузов фурами внутри Китая: в феврале он отправлял продукцию из Шанхая в Гонконг. Его привлекли преимущества простоты таможенного оформления в ЗСТ Шанхая. Господин Андреа отметил, что такая логистика не только выгоднее авиаперевозок, но и значительно быстрее: новинки одежды появляются в фирменных магазинах Trussardi за 36 часов. Оказывается, грузовик может быть даже более быстрым, чем самолет. Это связано с тем, что на воздушном транспорте нужно заранее резервировать место, разработать дальнейшую транспортировку груза, а грузовик может просто ехать и ехать, от двери к двери.
Господин Андреа, прекрасно знавший об этих преимуществах грузового транспорта, впервые увидел, как товары напрямую перевозятся грузовиками из Европы в Китай. «Авиаперевозки слишком дороги. У нашей компании есть магазины в Шанхае и Гонконге. Предыдущие партии товаров были отправлены в Шанхай морским путем, а затем некоторые из них были переброшены по воздуху в Гонконг, после чего продавались там в двух наших магазинах. Грузовые перевозки между Китаем и Европой — новый вид логистики. И он работает!», — сказал топ-менеджер Trussardi журналистам.
Чтобы привезти товар из Италии в Шанхай по морю, по опыту Андреа, нужно не менее 40 дней. Около месяца займет железнодорожная доставка, 7-10 дней потребуется для доставки по воздуху, 16 дней заняла доставка груза автотранспортом. При этом такая логистика в среднем на 30% дешевле авиаперевозки.
Вместимость фуры эквивалентна двум стандартным контейнерам. Сборка не занимает много времени. Не нужно ждать, пока будет заполнен весь состав — как в варианте с контейнерными перевозками по железной дороге. К тому же, перевозки по железной дороге часто ограничиваются строгими правилами, и железная дорога не всегда может принять тот же скоропортящийся груз или сезонные товары. Или, например, батарейки. А фурами можно такие грузы — под ответственность грузовладельца.
Дай Даобинь, глава компании China-Europe Air Cargo Logistics Services, оператора перевозки из Дортмунда, с нетерпением ждал фуру в Шанхае.
Маршруты фур пролегают по скоростной трассе «Западная Европа – Западный Китай» через Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу и Чжэнчжоу. Далее шоссе достигает Ляньюньгана на побережье Желтого моря. Открытие новой магистрали в Китае значительно сократило время в пути между Китаем и Европой.
Выполнять регулярные авторейсы между Китаем и Европой достаточно сложно, так как доставлять грузы нужно в круглосуточном режиме. Каждая фура оснащена устройством GPS. Экипаж — два водителя, сменяющих друг друга за рулем каждые 4-5 часов. Обязательное требование — стаж от 5 лет. Фура тоже должна быть не старше 3-х лет. Если автомобиль все же ломается, на его ремонт заложено до 4 часов. И это реальное время, ведь вдоль скоростной автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» находятся более 200 станций техобслуживания.
Открытие постоянного автомобильного грузового сообщения между Китаем и Европой — процесс не быстрый, так как в фокусе внимания безопасность, стабильность, экономическая составляющая. Но, как сказал Дай Даобинь, невозможное становится возможным. Политика открытости и реформ, проводимая руководством Китая, способствует этому.
Китай присоединился к конвенции МДП в июле 2016 года, став ее 70-м участником. Конвенция направлена на повышение безопасности и рентабельности автомобильных перевозок путем упрощения процедур таможенного оформления и повышения их эффективности. Большинство стран-участниц конвенции расположены вблизи Шелкового пути.
После тестирования перевозок по МДП внутри Китая, координации работы внутренних китайских портов и таможенных служб, смог стартовать европейско-китайский автотранспортный бизнес компании China-Europe Air Cargo Logistics Services, возглавляемой Дай Даобинем. Переход на перевозки по системе МДП позволил быстрее пересекать границу. Еще один плюс МДП в том, что больше не нужно выплачивать солидные таможенные гарантии.
В настоящее время фуры China-Europe Air Cargo Logistics Services обслуживают, в основном, малые и средние предприятия, но некоторые крупные компании уже проявили интерес к этому виду логистики. На его стороне — преимущества цены. Дай Даобинь говорит, что если тарифы на жд перевозки составляют в среднем чуть меньше 10 юаней за кг, тарифы на авиаперевозки — около 20 юаней за кг, то стоимость доставки фурами сейчас составляет в среднем 13 юаней за кг. И тарифы пока стабильны.
Торговля между Европой и Китаем развивается, нужно доставлять большие объемы грузов достаточно быстро. И вариант с автомобильными доставками становится наиболее приемлемым с точки зрения соотношения скорости доставки и цены.
Конкурентные преимущества автоперевозок позволили Дай Даобиню стремительно нарастить свой бизнес. На маршрутной карте его компании такие города, как Сучжоу, Шанхай, Шэньчжэнь, Пекин, Тяньцзинь, Хэбэй, новый район Сюнъянь, многие города Германии. Доставка фурами из Германии в Китай осуществляется одновременно, на каждом направлении работает несколько фур.
Китай и Европа могут использовать фуры для доставки различных грузов, перевозимых сейчас контейнерными поездами. Составы везут из Китая в Европу одежду, обувь, компьютеры, бытовую химию, электронику, машины, оборудование и другие товары народного потребления. В обратном направлении чаще всего едут автозапчасти, точные приборы, сельхозпродукция, продукты питания, древесина и т.п. Все это можно перевозить и фурами. И этот вид логистики сейчас выбирают все больше грузовладельцев.
Дай Даобинь назвал свой бизнес «полетами на фурах», поскольку эффективность перевозок приближается к доставке грузов по воздуху — при существенно меньших тарифах.
Логистическая отрасль меняется, в ней постоянно появляются новые возможности. Например, на днях стала новостью модель таможенной интеграции перевозок из Яншаня в Гонконг. И если на последней логистической выставке в Китае многие специалисты еще не знали об открытии перевозок фурами в сообщении между Китаем и Европой, то сейчас о такой возможности узнает все больше людей. А в будущем четвертый вариант логистики позволит Китаю постоянно наращивать торговлю с Европой и странами вдоль «Пояса и Пути».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Китайские тренды октября 2025: лучшие гаджеты, мода и электроника для России
Фото с официального сайта Huawai

В октябре 2025 года на китайских маркетплейсах продолжают подтверждаться тренды, которые формируют спрос среди российских потребителей. В основе популярности лежит сочетание доступных цен, высокого качества и актуальности товаров, что способствует их активным продажам как через онлайн-платформы, так и в офлайн-ритейле.

Анатолий Якимов
Минпромторг перенес новые правила утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг официально перенес введение новых правил расчета утильсбора на автомобили на 1 декабря 2025 года. Ранее планировалось начать их применение с 1 ноября.

Анатолий Якимов
Торговля АПК между Россией и Китаем выросла на 15% за три квартала 2025 года
Фото с официального сайта Министерства сельского хозяйства РФ

В ходе рабочего визита в Китай министр сельского хозяйства России Оксана Лут провела переговоры с министром сельского хозяйства и сельских дел Китайской Народной Республики Хань Цзюнем. Главной темой стало развитие сотрудничества в аграрной сфере, которое демонстрирует уверенный рост.

Анатолий Якимов
Российское мороженое в Китае: рекордный экспорт 2025 года и регионы поставок
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

30 октября 2025 года в Томске инспектор Россельхознадзора оформил документы для отправки очередной партии российской продукции — 15,84 тонны мороженого, что увеличило общий объем экспорта с начала года до 120,74 тонны. Этот показатель в 1,9 раза превышает аналогичный период 2024 года – 64 тонны.

Анатолий Якимов
Прогноз курса рубля к юаню на конец 2025 года и перспективы на 2026

В Гуанчжоу стартовал третий этап 138-й Кантонской выставки, который проходит с 31 октября по 4 ноября 2025 года. На этом этапе представлена широкая гамма товаров: текстиль и одежда, обувь, канцелярские товары, сумки и чемоданы, товары для отдыха, медикаменты и медицинское оборудование, продукты питания, а также международный павильон с экспозициями из разных стран. Кантонская выставка продолжает служить значимым индикатором состояния и перспектив товарооборота между Китаем и Россией, а вместе с этим — и влияния на валютные курсы, в частности, пары рубль-юань.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
Изменение режима работы пунктов пропуска на российско-китайской границе с ноября 2025 года
Фото пресс-службы ФГКУ «Росгранстрой»

Росгранстрой объявил об изменении работы пунктов пропуска на российско-китайской границе с ноября 2025 года. В связи с завершением навигационного периода с 1 ноября остановлено пассажирское сообщение через речной пункт пропуска Хабаровск, а с 6 ноября приостанавливается грузовое направление. Работу возобновят с началом новой навигации в 2026 году.

Анатолий Якимов
Посол РФ в КНР Игорь Моргулов назвал причины замедления объема торговли между Россией и Китаем
Фото с официального сайта посольства России в КНР

По итогам девяти месяцев 2025 года объем товарооборота между Российской Федерацией и КНР достиг около 164 миллиардов долларов США, что на 9% меньше показателей прошлого года. Несмотря на это, посол России в Китае Игорь Моргулов выразил уверенность в достижении плановой цели по перевыполнению порога в 200 миллиардов долларов, установленных лидерами двух стран.

Анатолий Якимов
HKPCA Show Shenzhen 2025: крупнейшее событие в индустрии печатных плат и электронных схем
Фото с официального сайта выставки

С 3 по 5 декабря 2025 года в Шэньчжэне пройдет одна из крупнейших в мире специализированных выставок HKPCA Show, посвящённая индустрии печатных плат (PCB) и электронных схем. Это масштабное мероприятие объединит ведущих производителей, поставщиков материалов и оборудования, инженеров и разработчиков передовых технологий, а также интеграторов решений для умных производств и экотехнологий.

Анатолий Якимов
Где купить товары для пляжа в Китае оптом: полный гид для импортеров из России
Фото с сайта freepik.com

К лету нужно готовиться зимой. Сейчас как никогда для оптовых покупателей актуальны товары для пляжного отдыха, который неизменно стимулирует спрос на широкий спектр товаров — от купальных принадлежностей и пляжных полотенец до надувных матрасов и водных игрушек. Китай — один из крупнейших производителей и экспортеров таких товаров в мире. В 2025 году промышленное производство в Китае показало уверенный рост в различных отраслях, включая текстиль и пластмассовые изделия, что напрямую влияет на ассортимент и качество пляжных товаров. Для российского бизнеса, ориентированного на импорт товаров из Китая, важно знать ключевые регионы производства, ведущие бренды, тонкости выбора поставщиков, особенности логистики и требования к документам. Chinalogist обобщил информацию и дал практические рекомендации для эффективного и безопасного сотрудничества с Китаем.

Анатолий Якимов
Цифровой юань и Renminbi Digital: альтернатива SWIFT в международных платежах
Фото с сайта freepik.com

Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Появление Renminbi Digital знаменует важный шаг в долговременной стратегии Китая по цифровизации финансов и укреплению роли валюты в глобальной экономике.