Елена Венгерская
Импорт

Денис Шкутко: «Через несколько лет Россия будет серьезным игроком на рынке экспорта в Китай»

Недавно мы писали об интересном событии: 16 мая 2020 года «ТД Черкизово» отправил первую партию своей продукции в адрес компании «Сусен Агрикалчурал Продактс» в Китае. Путь груза начался на подмосковной станции Селятино, а завершился в столице провинции Юньнань Куньмине (Юго-западный Китай). Это было первым случаем экспорта российской продукции в удаленную от морских портов провинцию Юньнань, население которой превышает 50 млн человек. Нам показалось важным, что руководителя компании, работающей в такой далекой пока для нашего бизнеса провинции, зовут Денис Шкутко. Мы решили узнать у Дениса, как так получилось, чем занимается его компания и какие у нее планы.
CL: Расскажите, пожалуйста, о Вашей компании. Чем она занимается? Как сложилось, что ее руководителя зовут не Чэн Цзин, а Денис Шкутко?
Денис Шкутко: Компания «Сусен Агрикалчурал Продактс» экспортирует из Китая, Вьетнама, Мьянмы и Лаоса свежие фрукты и овощи (сейчас на полках сети «Вкусвилл» и нескольких других сетей можно найти наши фрукты из Вьетнама и Китая) и занимается дистрибуцией российской продукции в удаленных от морских портов регионах Китая. Изначально моя сфера деятельности как руководителя по развитию бизнеса предполагает мое резидентство на месте организации основных процессов. До этого это был Иран (поставки киви и овощей морем через Каспий, реализация в Иране ячменя), теперь Китай и Вьетнам. Из Куньмина скоростной поезд или самолет за час доставляет меня до нужного места (Чунцин, Хайнань, Ханой, Мандалай и пр).
CL: Какими бизнес-достижениями Вы гордитесь?
Денис Шкутко: Проекты трудно измерить конкретными достижениями. Идет постоянный рост объемов поставок, вариантов логистических решений, расширяется ассортиментная линейка. То, что мы успешно делаем сейчас в Китае, это уже, в моем понимании, достижение, так как ежедневно меняются вводные данные (отчасти из-за пандемии). Стабильный рост — это процесс, которым я горжусь.
CL: Какие советы вы могли бы дать российским компаниям, которые ищут бизнес-партнеров в Китае? Как такого партнера выбирать?
Денис Шкутко: Посмотреть, как достигают успеха другие компании. Открывать свои склады на территории потребителя и начинать реализацию небольшими партиями, сдвигая с полок конкурентов. Минимизировать участие местных дистрибьютеров в торговле, не верить аналитическим компаниям, которые предлагают свой сервис в Китае. Партнера трудно выбрать, так как еще нет хорошо развитого сегмента дистрибуции российских товаров. Через несколько лет Россия будет серьезным игроком.
CL: Какими бизнес-проектами Вы начали заниматься недавно и почему они вам интересны?
Денис Шкутко: Мы покупаем новые автономные рефконтейнеры и открываем холодные склады на западе Китая, аккумулируем продукцию российских компаний для дальнейшей реализации в регионе с населением 350 млн. Первые поставки уже были сделаны. Речь о продукции ТД «Черкизово». На очереди продукция сети «Вкусвилл», «Чеховской кондитерской фабрики», «Продинко», «Черноголовки» и пр. На рынке сейчас здоровая конкуренция, и мы поставляем качественные продукты с относительно невысокими издержками. Это очень перспективно.
CL: Какая Ваша ошибка в процессе бизнеса с Китаем особенно запомнилась?
Денис Шкутко: Доверить часть контроля за рабочими процессами людям на местах и серьезно относиться к договоренности, не положенной на бумагу.
CL: Как меняется бизнес-среда в Китае, как она изменилась за время, пока Вы занимаетесь этим бизнесом?
Денис Шкутко: С Китаем я работаю 12 лет, рынок становится более понятным (сказываются результаты борьбы с контрафактом и усиления контроля за качеством местной и импортной продукции).
CL: Какие российские товары вам интересны, какие товары из России популярны на китайском рынке и почему?
Денис Шкутко: Помимо биржевых товаров нам интересно развивать реализацию кондитерских изделий, у них еще неплохой имидж на рынке. Это перспективно. Создали сайт www.chinamarket.store.
CL: Российские компании из каких отраслей, на Ваш взгляд, наиболее активно сейчас работают на китайском рынке?
Денис Шкутко: Если не брать сырьевой товар (масло, зерно, древесина и пр.), то наиболее активны компании из кондитерской отрасли. Надеемся, что скоро получит развитие масложировое направление.
CL: Ищете ли вы российских экспортеров при посредничестве каких-нибудь российских и китайских ассоциаций? Расскажите об этом опыте, если он есть.
Денис Шкутко: РЭЦ периодически проводит онлайн-семинары, на которых идет обмен информацией. Я часто вижу скептически настроенных бизнесменов, критикующих госпрограммы за их коррупционную составляющую. Это не так (или не совсем так). К примеру, мы в Китае с помощью РЭЦ расширяем ассортимент поставщиков и партнеров, так что он нам полезен так же, как и всем остальным.
CL: С какими проблемами часто сталкиваются российские экспортеры?
Денис Шкутко: Логистика и таможенное оформление в Китае и России. Некоторые сертификаты или свидетельства приходится получать неделями в России. Китай требует свои этикетки и проверяет некоторые коды ТН ВЭД в своих лабораториях (мед из России практически перестали пропускать из-за превышений в антибиотиках). Доставка от палеты плохо отлажена, и мы это исправляем.
CL: Какие тренды могут появиться в российско-китайском бизнесе в ближайшее время?
Денис Шкутко: Здоровое питание. Россия — страна с натуральными продуктами (так думают большинство китайцев), но уступает в имидже Новой Зеландии и Австралии.
CL: Как сказалась на Вашем бизнесе пандемия?
Денис Шкутко: Ограничения на импорт мяса, непрогнозированные скачки спроса/предложения влияют на цены. Это очень плохо, но терпимо.
CL: Бизнес в Китае и в России различаются. На какие различия, какие присущие каждому из этих рынков правила Вам хотелось бы обратить внимание?
Денис Шкутко: Я не заметил сильных различий. Единственное, могу отметить крайне позитивное влияние господдержки Китая в лице ассоциаций, ТПП и прочих организаций (например, Зарубежного Коммерческого представительства провинции Юньнань в России). Многие из встреч с участием таких организаций оканчивались результативно. Нам, как участникам госпроекта «Один Пояс — Один Путь», открыты многие корпорации с госучастием.
CL: Есть ли какие-то ключевые факторы успеха бизнеса в Китае, которыми Вы готовы поделиться?
Денис Шкутко: Много работать и внимательно формировать поток информации, тот к которому стоит прислушиваться.
CL: К чему нужно быть готовыми тем предпринимателям, которые только рассматривают Китай как место для жизни и бизнеса? Можете дать им несколько советов?
Денис Шкутко: Жить в Китае — это всегда интересно. И люди с гибким мировозрением легко адаптируются к окружающему миру. Нельзя встречать «в штыки» то, что кажется вам абсурдом или глупостью. Это очень древняя культура, которая оставалась закрытой для мира вплоть до 20 века. Так что можно только удивляться и искать компромиссы. И если вы умеете разбираться в людях и ценить их, то очень быстро найдете в Китае и отличных работников и прекрасных партнеров по бизнесу.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Россия переживает смену импорта: поставки чая из Китая падают, кофе – растут
Фото Анатолия Якимова

В феврале 2025 года Россия столкнулась с резкими изменениями в импорте чая и кофе из Китая. Поставки чая сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, достигнув двухлетнего минимума. При этом КНР поставил кофе в пять раз больше по сравнению с прошлым годом. Информацию Главного таможенного управления КНР проанализировало ИА «РИА-Новости».

Анатолий Якимов
Импорт
Расширение маркировки товаров в России в 2025 году: прозрачность и борьба с контрафактом
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Под процесс обязательная маркировка товаров Первыми попали алкогольная и табачная продукция. Это произошло в 2019 году. В 2025 году в систему «Честный знак» вводят новые группы товаров, подлежащих маркировке.

В 2025 году Россия продолжит уточнение перечня товаров, нарушений обязательной маркировки в системе «Честный знак». Эта мера направлена на повышение прозрачности рынка, обеспечение контрафактной продукции. Маркировка включает в себя специальные коды Data Matrix, содержащие информацию о производителе, дате производства и другие важные сведения. Эти коды носят на товары, которые легко подделать, такие как одежда, обувь и парфюмерия.

Анатолий Якимов
Импорт
Кантон-2025: РАСПП и АО «ВЭД Агент» начинают сотрудничество на Кантонской ярмарке
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 23 по 27 апреля Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей приглашает к участию в бизнес-миссии в Гуанчжоу. В течение трех дней российские бизнесмены смогут посещать Кантонскую выставку, а также посетят мебельное производство.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт лапши и макарон из России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые два месяца 2025 года Китай значительно увеличил закупки лапши из России. Согласно информации Главного таможенного управления КНР, импорт лапши быстрого приготовления составил 100 тонн, что соответствует сумме в 113 тысяч долларов США. При этом, в 2024 году, РФ импортировала 87 тонн на сумму 93 тысячи долларов США.

Анатолий Якимов
Финансы
Юань в 2025 году: стабильность и перспективы в торговле с Китаем
Фото предоставлено Анной Осокиной

Китайский юань занимает четвертое место в рейтинге мировых платежных валют. Его доля в глобальных платежах занимает 4,33%. В первую тройку вошли доллар США, евро и фунт стерлингов, доля которых 48,95%, 22,25 и 6,89% соответственно. Юань обошел японскую йену в ноябре прошлого года и сохраняет позицию на протяжении четырех месяцев подряд. Об этом сообщает Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи – SWIFT. Chinalogist поинтересовался что ожидает пару юань-рубль во втором полугодии 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
СМП набирает обороты: между Шанхаем и Архангельском запланировано 20 рейсов в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году между Шанхаем и Архангельским запланировано 20 судозаходов по Северному морскому пути, что в два раза больше, чем в прошлом году. Этот рост – часть проекта «Арктический экспресс», который включает в себя не только морскую перевозку товаров, но и доставку по железной дороге в глубь страны. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский считает, что логистика через СМП разрешает создать круглогодичный маршрут, сокращая время доставки грузов до 20-25 дней.

Анатолий Якимов
Импорт
Снижение импорта одежды и обуви из Китая в Россию: причины и последствия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале 2025 года торговля между Китаем и Россией продемонстрировала значительные изменения. Импорт одежды и обуви в РФ сократился, что стало частью снижения товарооборота между двумя вариантами. В феврале закупки одежды российскими предпринимателями в Китае снизились на 22%, а обуви — на 28%. Тем самым показали минимальные показатели с апреля 2024 года. Такую информацию предоставили в Главном таможенном управлении КНР.

Анатолий Якимов
Россия впервые за 30 лет импортировала детское питание из Китая: новый этап торговли
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В феврале этого года Россия сделала решающий шаг, впервые за более чем 30 лет закупив детское питание в Китае. Сумма сделки составила 2,02 миллиона долларов США, что значительно ограничило объем импорта в 1994 году, когда было закуплено питания для детей всего на 30 тысяч долларов США за весь год. В этот раз речь идет о кашах, молочных смесях и пюре для детей раннего возраста. Об этом сообщает Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» расширяется: компания набирает сотрудников на новое направление
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным портала SuperJob по числу вакансий сфера логистики и внешнеэкономической деятельности занимает четвертое место. Впереди такие отрасли – строительство и недвижимость, промышленность и производство, ритейл. Этот факт подтверждают и в АО «ВЭД Агент».

Анатолий Якимов
2 400 автомобилей в сутки: в Минтрансе РФ рассказали о реконструкции МАПП «Забайкальск»
Фото пресс-службы Читинской таможни

В Забайкальском крае реконструируют международные пункты пропуска «Забайкальск» и «Староцурухайтуй». Модернизация будет проходить в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система». После завершения работ на первом этапе пропускная способность Международного автомобильного пункта пропуска «Забайкальск» увеличится с 280 до 1600 грузовиков в сутки, а «Староцурухайтуй» до 980 автомобилей. При этом в Министерстве транспорта РФ сообщили, что после завершения всех работ в Забайкальске, через МАПП количество транспортных средств, пересекающих границу, будет составлять до 2 400 единиц в сутки, что выше нынешнего в 5,5 раза.