Елена Венгерская
Импорт

Денис Шкутко: «Через несколько лет Россия будет серьезным игроком на рынке экспорта в Китай»

Недавно мы писали об интересном событии: 16 мая 2020 года «ТД Черкизово» отправил первую партию своей продукции в адрес компании «Сусен Агрикалчурал Продактс» в Китае. Путь груза начался на подмосковной станции Селятино, а завершился в столице провинции Юньнань Куньмине (Юго-западный Китай). Это было первым случаем экспорта российской продукции в удаленную от морских портов провинцию Юньнань, население которой превышает 50 млн человек. Нам показалось важным, что руководителя компании, работающей в такой далекой пока для нашего бизнеса провинции, зовут Денис Шкутко. Мы решили узнать у Дениса, как так получилось, чем занимается его компания и какие у нее планы.
CL: Расскажите, пожалуйста, о Вашей компании. Чем она занимается? Как сложилось, что ее руководителя зовут не Чэн Цзин, а Денис Шкутко?
Денис Шкутко: Компания «Сусен Агрикалчурал Продактс» экспортирует из Китая, Вьетнама, Мьянмы и Лаоса свежие фрукты и овощи (сейчас на полках сети «Вкусвилл» и нескольких других сетей можно найти наши фрукты из Вьетнама и Китая) и занимается дистрибуцией российской продукции в удаленных от морских портов регионах Китая. Изначально моя сфера деятельности как руководителя по развитию бизнеса предполагает мое резидентство на месте организации основных процессов. До этого это был Иран (поставки киви и овощей морем через Каспий, реализация в Иране ячменя), теперь Китай и Вьетнам. Из Куньмина скоростной поезд или самолет за час доставляет меня до нужного места (Чунцин, Хайнань, Ханой, Мандалай и пр).
CL: Какими бизнес-достижениями Вы гордитесь?
Денис Шкутко: Проекты трудно измерить конкретными достижениями. Идет постоянный рост объемов поставок, вариантов логистических решений, расширяется ассортиментная линейка. То, что мы успешно делаем сейчас в Китае, это уже, в моем понимании, достижение, так как ежедневно меняются вводные данные (отчасти из-за пандемии). Стабильный рост — это процесс, которым я горжусь.
CL: Какие советы вы могли бы дать российским компаниям, которые ищут бизнес-партнеров в Китае? Как такого партнера выбирать?
Денис Шкутко: Посмотреть, как достигают успеха другие компании. Открывать свои склады на территории потребителя и начинать реализацию небольшими партиями, сдвигая с полок конкурентов. Минимизировать участие местных дистрибьютеров в торговле, не верить аналитическим компаниям, которые предлагают свой сервис в Китае. Партнера трудно выбрать, так как еще нет хорошо развитого сегмента дистрибуции российских товаров. Через несколько лет Россия будет серьезным игроком.
CL: Какими бизнес-проектами Вы начали заниматься недавно и почему они вам интересны?
Денис Шкутко: Мы покупаем новые автономные рефконтейнеры и открываем холодные склады на западе Китая, аккумулируем продукцию российских компаний для дальнейшей реализации в регионе с населением 350 млн. Первые поставки уже были сделаны. Речь о продукции ТД «Черкизово». На очереди продукция сети «Вкусвилл», «Чеховской кондитерской фабрики», «Продинко», «Черноголовки» и пр. На рынке сейчас здоровая конкуренция, и мы поставляем качественные продукты с относительно невысокими издержками. Это очень перспективно.
CL: Какая Ваша ошибка в процессе бизнеса с Китаем особенно запомнилась?
Денис Шкутко: Доверить часть контроля за рабочими процессами людям на местах и серьезно относиться к договоренности, не положенной на бумагу.
CL: Как меняется бизнес-среда в Китае, как она изменилась за время, пока Вы занимаетесь этим бизнесом?
Денис Шкутко: С Китаем я работаю 12 лет, рынок становится более понятным (сказываются результаты борьбы с контрафактом и усиления контроля за качеством местной и импортной продукции).
CL: Какие российские товары вам интересны, какие товары из России популярны на китайском рынке и почему?
Денис Шкутко: Помимо биржевых товаров нам интересно развивать реализацию кондитерских изделий, у них еще неплохой имидж на рынке. Это перспективно. Создали сайт www.chinamarket.store.
CL: Российские компании из каких отраслей, на Ваш взгляд, наиболее активно сейчас работают на китайском рынке?
Денис Шкутко: Если не брать сырьевой товар (масло, зерно, древесина и пр.), то наиболее активны компании из кондитерской отрасли. Надеемся, что скоро получит развитие масложировое направление.
CL: Ищете ли вы российских экспортеров при посредничестве каких-нибудь российских и китайских ассоциаций? Расскажите об этом опыте, если он есть.
Денис Шкутко: РЭЦ периодически проводит онлайн-семинары, на которых идет обмен информацией. Я часто вижу скептически настроенных бизнесменов, критикующих госпрограммы за их коррупционную составляющую. Это не так (или не совсем так). К примеру, мы в Китае с помощью РЭЦ расширяем ассортимент поставщиков и партнеров, так что он нам полезен так же, как и всем остальным.
CL: С какими проблемами часто сталкиваются российские экспортеры?
Денис Шкутко: Логистика и таможенное оформление в Китае и России. Некоторые сертификаты или свидетельства приходится получать неделями в России. Китай требует свои этикетки и проверяет некоторые коды ТН ВЭД в своих лабораториях (мед из России практически перестали пропускать из-за превышений в антибиотиках). Доставка от палеты плохо отлажена, и мы это исправляем.
CL: Какие тренды могут появиться в российско-китайском бизнесе в ближайшее время?
Денис Шкутко: Здоровое питание. Россия — страна с натуральными продуктами (так думают большинство китайцев), но уступает в имидже Новой Зеландии и Австралии.
CL: Как сказалась на Вашем бизнесе пандемия?
Денис Шкутко: Ограничения на импорт мяса, непрогнозированные скачки спроса/предложения влияют на цены. Это очень плохо, но терпимо.
CL: Бизнес в Китае и в России различаются. На какие различия, какие присущие каждому из этих рынков правила Вам хотелось бы обратить внимание?
Денис Шкутко: Я не заметил сильных различий. Единственное, могу отметить крайне позитивное влияние господдержки Китая в лице ассоциаций, ТПП и прочих организаций (например, Зарубежного Коммерческого представительства провинции Юньнань в России). Многие из встреч с участием таких организаций оканчивались результативно. Нам, как участникам госпроекта «Один Пояс — Один Путь», открыты многие корпорации с госучастием.
CL: Есть ли какие-то ключевые факторы успеха бизнеса в Китае, которыми Вы готовы поделиться?
Денис Шкутко: Много работать и внимательно формировать поток информации, тот к которому стоит прислушиваться.
CL: К чему нужно быть готовыми тем предпринимателям, которые только рассматривают Китай как место для жизни и бизнеса? Можете дать им несколько советов?
Денис Шкутко: Жить в Китае — это всегда интересно. И люди с гибким мировозрением легко адаптируются к окружающему миру. Нельзя встречать «в штыки» то, что кажется вам абсурдом или глупостью. Это очень древняя культура, которая оставалась закрытой для мира вплоть до 20 века. Так что можно только удивляться и искать компромиссы. И если вы умеете разбираться в людях и ценить их, то очень быстро найдете в Китае и отличных работников и прекрасных партнеров по бизнесу.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Вторая Маньчжурия: в Суйфэньхэ строят международный логистический порт
Фото телеграм-канала «Новости Востока и Азии»

В китайском городе Суйфэньхэ, расположенном на границе с Россией, началось строительство международного порта товарной логистики. Этот проект призван стать важным звеном в развитии трансграничной торговли и логистики, способствовать углублению сотрудничества между Северо-Востоком Китая и российским Дальним Востоком. Об этом сообщило агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
Импорт
«Агропродмаш-2025»: где рождается завтрашний день пищевой промышленности
Фото с сайта agroprodmash-expo.ru

С 29 сентября по 2 октября 2025 года Москва в тридцатый раз станет эпицентром пищевой индустрии Евразии. Юбилейная выставка «Агропродмаш» на площадке «Крокус Экспо» — это не просто смотр достижений, а точка сборки будущего, где определяется вектор развития на годы вперед. В этом году к формированию этой новой реальности присоединится АО «ВЭД Агент».

Анатолий Якимов
Экспорт
«Большая Сибирь» выходит на китайский рынок: торговое представительство в Пекине откроют в 2026 году
Фото с официального сайта Ассоциации «Сибирское соглашение»

Межрегиональная ассоциация «Сибирское соглашение» планирует открыть в 2026 году коллективное торговое представительство регионов Сибири в Пекине. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на председателя исполнительного комитета ассоциации Геннадия Гусельникова.

Анатолий Якимов
Россия и Китай расширяют перевозки по речному коридору Амур: новый рейс «река-море» стартует осенью 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия и Китай укрепляют сотрудничество в развитии интермодального транспортного коридора «Северо-Восток КНР – Дальний Восток РФ», что должно существенно повысить эффективность грузоперевозок между двумя странами. Об этом было заявлено по итогам рабочей встречи Смешанной комиссии, состоявшейся в формате видеоконференции.

Анатолий Якимов
Экспорт
Экспорт удобрений через пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия» летом 2025 года вырос в 11 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В период с мая по июль 2025 года экспорт химических удобрений через пограничный переход «Забайкальск-Маньчжурия» достиг 216 тысяч тонн, что в 11 раз превышает показатели аналогичного периода 2024 года. Такая динамика свидетельствует о резком росте спроса на удобрения в Северном и Северо-Восточном Китае. Об этом сообщило Главное таможенное управление КНР со ссылкой на таможню Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай стал главным поставщиком свежего винограда для России — импорт вырос в 3 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году Россия значительно увеличила импорт свежего китайского винограда, что отражает изменения в потребительских предпочтениях и торговой стратегии. По информации Главного таможенного управления КНР, за период с января по июль Китай экспортировал в Россию виноград на сумму 28,5 миллиона долларов США, что в 3,1 раза превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Объем поставок достиг 16,1 тысячи тонн, увеличившись почти в 2,8 раза.

Анатолий Якимов
Объем импорта китайских часов в Россию вырос почти в три раза за 7 месяцев
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки часов, часовых механизмов и сопутствующих устройств из Китая в Россию по итогам января–июля 2025 года выросли в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие данные приводит Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка осень 2025: подробный план для российских импортеров

Кантонская ярмарка — крупнейшее в мире торговое событие, которое проводится два раза в год в Гуанчжоу, Китай. Осенний цикл 2025 года стартует 15 октября и завершится 4 ноября. Ярмарка состоит из трех этапов, каждый из которых посвящен своим товарным группам.

Chinalogist выяснил, как зарегистрироваться на выставку, что будет представлено, на что стоит обратить внимание российским покупателям, а также как максимально эффективно подготовиться к поездке.

Фото из архива Chinalogist
Анатолий Якимов
Власть зубастых монстров: как Labubu стали феноменом российского рынка игрушек
Фото ИА «Синьхуа»

Китайские коллекционные игрушки Labubu продолжают набирать обороты на мировом рынке, и Россия стала одним из ключевых потребителей этого тренда. По данным аналитического центра Platforma, за первые шесть месяцев 2025 года россияне потратили на эти популярные плюшевые монстры более 3,6 миллиарда рублей. Объем продаж превысил показатели прошлых лет и подтвердил устойчивый спрос на бренд. Об этом сообщает сетевое издание НДН-Инфо.

Анатолий Якимов
Дальний Восток: таможня пресекла контрабанду бивней моржа в Китай в хлебе
Фото пресс-службы Читинской таможни

Читинские таможенники выявили нелегальный вывоз фрагментов бивней моржа, спрятанных в буханках хлеба, через пункт пропуска МАПП Забайкальск. Иностранный турист пытался вывезти из России около 1,5 килограмма необработанных частей бивней без необходимой разрешительной документации.