Елена Венгерская
Импорт

Денис Шкутко: «Через несколько лет Россия будет серьезным игроком на рынке экспорта в Китай»

Недавно мы писали об интересном событии: 16 мая 2020 года «ТД Черкизово» отправил первую партию своей продукции в адрес компании «Сусен Агрикалчурал Продактс» в Китае. Путь груза начался на подмосковной станции Селятино, а завершился в столице провинции Юньнань Куньмине (Юго-западный Китай). Это было первым случаем экспорта российской продукции в удаленную от морских портов провинцию Юньнань, население которой превышает 50 млн человек. Нам показалось важным, что руководителя компании, работающей в такой далекой пока для нашего бизнеса провинции, зовут Денис Шкутко. Мы решили узнать у Дениса, как так получилось, чем занимается его компания и какие у нее планы.
CL: Расскажите, пожалуйста, о Вашей компании. Чем она занимается? Как сложилось, что ее руководителя зовут не Чэн Цзин, а Денис Шкутко?
Денис Шкутко: Компания «Сусен Агрикалчурал Продактс» экспортирует из Китая, Вьетнама, Мьянмы и Лаоса свежие фрукты и овощи (сейчас на полках сети «Вкусвилл» и нескольких других сетей можно найти наши фрукты из Вьетнама и Китая) и занимается дистрибуцией российской продукции в удаленных от морских портов регионах Китая. Изначально моя сфера деятельности как руководителя по развитию бизнеса предполагает мое резидентство на месте организации основных процессов. До этого это был Иран (поставки киви и овощей морем через Каспий, реализация в Иране ячменя), теперь Китай и Вьетнам. Из Куньмина скоростной поезд или самолет за час доставляет меня до нужного места (Чунцин, Хайнань, Ханой, Мандалай и пр).
CL: Какими бизнес-достижениями Вы гордитесь?
Денис Шкутко: Проекты трудно измерить конкретными достижениями. Идет постоянный рост объемов поставок, вариантов логистических решений, расширяется ассортиментная линейка. То, что мы успешно делаем сейчас в Китае, это уже, в моем понимании, достижение, так как ежедневно меняются вводные данные (отчасти из-за пандемии). Стабильный рост — это процесс, которым я горжусь.
CL: Какие советы вы могли бы дать российским компаниям, которые ищут бизнес-партнеров в Китае? Как такого партнера выбирать?
Денис Шкутко: Посмотреть, как достигают успеха другие компании. Открывать свои склады на территории потребителя и начинать реализацию небольшими партиями, сдвигая с полок конкурентов. Минимизировать участие местных дистрибьютеров в торговле, не верить аналитическим компаниям, которые предлагают свой сервис в Китае. Партнера трудно выбрать, так как еще нет хорошо развитого сегмента дистрибуции российских товаров. Через несколько лет Россия будет серьезным игроком.
CL: Какими бизнес-проектами Вы начали заниматься недавно и почему они вам интересны?
Денис Шкутко: Мы покупаем новые автономные рефконтейнеры и открываем холодные склады на западе Китая, аккумулируем продукцию российских компаний для дальнейшей реализации в регионе с населением 350 млн. Первые поставки уже были сделаны. Речь о продукции ТД «Черкизово». На очереди продукция сети «Вкусвилл», «Чеховской кондитерской фабрики», «Продинко», «Черноголовки» и пр. На рынке сейчас здоровая конкуренция, и мы поставляем качественные продукты с относительно невысокими издержками. Это очень перспективно.
CL: Какая Ваша ошибка в процессе бизнеса с Китаем особенно запомнилась?
Денис Шкутко: Доверить часть контроля за рабочими процессами людям на местах и серьезно относиться к договоренности, не положенной на бумагу.
CL: Как меняется бизнес-среда в Китае, как она изменилась за время, пока Вы занимаетесь этим бизнесом?
Денис Шкутко: С Китаем я работаю 12 лет, рынок становится более понятным (сказываются результаты борьбы с контрафактом и усиления контроля за качеством местной и импортной продукции).
CL: Какие российские товары вам интересны, какие товары из России популярны на китайском рынке и почему?
Денис Шкутко: Помимо биржевых товаров нам интересно развивать реализацию кондитерских изделий, у них еще неплохой имидж на рынке. Это перспективно. Создали сайт www.chinamarket.store.
CL: Российские компании из каких отраслей, на Ваш взгляд, наиболее активно сейчас работают на китайском рынке?
Денис Шкутко: Если не брать сырьевой товар (масло, зерно, древесина и пр.), то наиболее активны компании из кондитерской отрасли. Надеемся, что скоро получит развитие масложировое направление.
CL: Ищете ли вы российских экспортеров при посредничестве каких-нибудь российских и китайских ассоциаций? Расскажите об этом опыте, если он есть.
Денис Шкутко: РЭЦ периодически проводит онлайн-семинары, на которых идет обмен информацией. Я часто вижу скептически настроенных бизнесменов, критикующих госпрограммы за их коррупционную составляющую. Это не так (или не совсем так). К примеру, мы в Китае с помощью РЭЦ расширяем ассортимент поставщиков и партнеров, так что он нам полезен так же, как и всем остальным.
CL: С какими проблемами часто сталкиваются российские экспортеры?
Денис Шкутко: Логистика и таможенное оформление в Китае и России. Некоторые сертификаты или свидетельства приходится получать неделями в России. Китай требует свои этикетки и проверяет некоторые коды ТН ВЭД в своих лабораториях (мед из России практически перестали пропускать из-за превышений в антибиотиках). Доставка от палеты плохо отлажена, и мы это исправляем.
CL: Какие тренды могут появиться в российско-китайском бизнесе в ближайшее время?
Денис Шкутко: Здоровое питание. Россия — страна с натуральными продуктами (так думают большинство китайцев), но уступает в имидже Новой Зеландии и Австралии.
CL: Как сказалась на Вашем бизнесе пандемия?
Денис Шкутко: Ограничения на импорт мяса, непрогнозированные скачки спроса/предложения влияют на цены. Это очень плохо, но терпимо.
CL: Бизнес в Китае и в России различаются. На какие различия, какие присущие каждому из этих рынков правила Вам хотелось бы обратить внимание?
Денис Шкутко: Я не заметил сильных различий. Единственное, могу отметить крайне позитивное влияние господдержки Китая в лице ассоциаций, ТПП и прочих организаций (например, Зарубежного Коммерческого представительства провинции Юньнань в России). Многие из встреч с участием таких организаций оканчивались результативно. Нам, как участникам госпроекта «Один Пояс — Один Путь», открыты многие корпорации с госучастием.
CL: Есть ли какие-то ключевые факторы успеха бизнеса в Китае, которыми Вы готовы поделиться?
Денис Шкутко: Много работать и внимательно формировать поток информации, тот к которому стоит прислушиваться.
CL: К чему нужно быть готовыми тем предпринимателям, которые только рассматривают Китай как место для жизни и бизнеса? Можете дать им несколько советов?
Денис Шкутко: Жить в Китае — это всегда интересно. И люди с гибким мировозрением легко адаптируются к окружающему миру. Нельзя встречать «в штыки» то, что кажется вам абсурдом или глупостью. Это очень древняя культура, которая оставалась закрытой для мира вплоть до 20 века. Так что можно только удивляться и искать компромиссы. И если вы умеете разбираться в людях и ценить их, то очень быстро найдете в Китае и отличных работников и прекрасных партнеров по бизнесу.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Елена Каспирович
Таможня
Рекордный рост грузооборота на МАПП Забайкальск
Фото пресс-службы Читинской таможни
Редакция
Маркетинг
С днем бухгалтера: признание мастерам финансовой логистики и ВЭД
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уважаемые читатели, партнеры и коллеги примите самые искренние поздравления с Днем бухгалтера!

Елена Каспирович
ЧП на Урале, поезда задерживаются

Из-за возгорания цистерн с топливом повреждены мост и 400 метров путей

Фото пресс-службы РЖД
Елена Каспирович
Фискальные новости и падение импорта электроники
Фото с сайта Freepik.com

Законопроект о введении технологического сбора за ввоз или производство продукции с электронной компонентной базой принят Госдумой во втором чтении.

Елена Каспирович
Китай ужесточает экспорт автомобилей с 1 января 2026

Нововведение нацелено на борьбу с продажами новых автомобилей под видом «б/у»

Фото с сайта Freepik.com
Елена Каспирович
Импорт авто: растаможь меня, если сможешь, до 1 декабря
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Около 1000 автовозов с более чем 5 тысячами автомобилей, 4 из которых были оформлены для физлиц, перевезено с начала ноября через автомобильные пункты пропуска Приморского края, сообщает Уссурийская таможня. Это почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Анатолий Якимов
Выставки IEAE и IGHE в Москве — новые возможности для ритейла и импорта в 2026 году
Фото предоставлено организаторами выставок

С 25 по 27 ноября в московском выставочном комплексе «Тимирязев Центр» пройдут две крупнейшие международные выставки — IEAE 2025 – потребительская электроника и IGHE 2025 – товары для дома и подарки, которые впервые объединяют бизнес-форум для обмена опытом, обсуждения рыночных трендов и поиска инновационных решений. В мероприятии примут участие ведущие эксперты, представители торговых сетей, маркетплейсов и профильных ассоциаций.

Анатолий Якимов
Борис Титов: новая внешняя политика Китая открывает рынок для российских аграриев
Фото пресс-службы Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития

Эксперт по международным связям Борис Титов заявил на форуме China Business Forum 2025 в Москве, что новая внешнеполитическая стратегия Китая открывает значительные перспективы для российских сельхозпроизводителей. По его словам, китайское руководство кардинально изменило отношения с Глобальным Западом, став более независимым и ориентированным на поиск новых поставщиков.

Анатолий Якимов
Как эффективно работать с Китаем: кейс с Кантонской ярмарки от ВЭД Агент

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместный вебинар: «Кантонская ярмарка: личный опыт и секреты успеха». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Валерия Баевкина рассказала об опыте участия в крупнейшей в мире выставке Canton Fair и о том, почему важно посещать такие мероприятия.

Фото Павла Гаркуши
Анатолий Якимов
Влияние цифрового юаня на товарооборот России и Китая: новые возможности расчетов
Фото предоставлено Денисом Борисовым

В конце октября Народный банк Китая официально ввел в эксплуатацию систему трансграничных расчетов Renminbi Digital, основанную на цифровом юане (e-CNY). Эта технологическая инновация призвана стать альтернативой международной платежной системе SWIFT, предлагая независимый от долларовой инфраструктуры инструмент проведения международных платежей и расчетов. Chinalogist попросил экспертов высказать свое мнение об этой инновации.