Слово Эксперта
Импорт

Импорт зажимают? Курс на обучение экспорту!

Мы продолжаем публиковать тексты выступлений ведущих спикеров конференции «Перезагрузка экспорта», состоявшейся в Красноярске. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс руководителя ВЭД-отдела компании «ВЭД Агент», постоянного автора портала ChinaLogist Анны Андрющенко «Трансформация ВЭД: от импорта к экспорту».
Анна Андрющенко:
Я работаю в компании «ВЭД агент». Это крупнейший оператор внешнеэкономической деятельности в сибирском регионе. Нам всем очень хорошо запомнился рубеж 2014-2015 годов, когда банки торговали долларом по 100 рублей. Наши клиенты на какое-то время взяли паузу: примерно 2-3 месяца у нас были только единичные поставки, потому что все ожидали, что будет дальше. Выровняется ситуация или нет. Как видим, она пока не сильно выравнивается. Появляется еще больше барьеров и сложностей. Яма становится глубже. Уже непонятно, где там край и будет ли выход. Я много общаюсь с представителями компаний-импортеров и точно знаю, какой стресс они испытывают. Растет неуверенность в завтрашнем дне. Бизнесмены не понимают, куда движется наша страна. Кризис следует за кризисом. Все это приводит к трансформации бизнеса. Рынок ВЭД меняется, подстраивается под современные реалии. Поговорим об этой трансформации.
Сегодня от продаж бизнес начинает переходить к производству, что само по себе неплохо. Многие компании, в том числе логистические, оптовые, которые раньше в больших объемах возили товары из Китая, приходят к тому, что нужно диверсифицировать экономику предприятия и начинать производить собственную продукцию. Либо начинать что-то покупать и экспортировать. Если открыть таможенную статистику, там можно увидеть компании с названием типа «Байкал импорт», которые по факту уже несколько лет импортом не занимаются. А занимаются экспортными поставками товаров в тот же Китай. Почему так? В свое время эти ребята долго работали с Китаем, поняли китайский менталитет и, осознав переориентацию рынка, начали покупать товары у российских производителей. И, используя свои навыки и связи, стали продавать их в Китай.
С ослаблением рубля импорт стал менее выгодным, чем экспорт. Для экспортера высокий доллар и высокий юань — это очень даже неплохо.
С другой стороны, санкции, негативный настрой Европы по отношению к нашей стране все больше и больше сближают нас с Азией.
Давайте посмотрим на статистику.
Я хотела бы обратить ваше внимание на данные по импорту машин и оборудования. Даже в худший для импорта год, 2016-й, когда он упал до минимума за 6 лет, начался рост такой его составляющей, как закупки машин и оборудования. Мы это сразу заметили по нашим клиентам. Когда импорт начал немного расти в 2017 году, закупки машин и оборудования выросли сразу на 28% по отношению к предыдущему году.
Расскажу реальные истории компаний, которые перешли от импорта к экспорту.
Томская фабрика игрушек: от производства кукол из импортных материалов — к экспорту тканей
Это история старейшего клиента нашей компании. Таких производителей много у нас в стране. Эта фабрика ввозила китайские материалы (ткани, фурнитуру, части кукол и т.п.) и производила из них игрушки made in Russia. Но когда произошел скачок доллара, все эти ткани и детали стало закупать очень и очень дорого. Фабрика понимала, что у нее большой производственный потенциал, большой рынок сбыта. И пришла к решению, что сама может ввезти оборудование для производства тканей, их покраски и т.п. В 2015-2016 году фабрика начала производить ткани. И в результате сейчас практически отказалась от производства игрушек и сосредоточилась на производстве тканей. Она не только продает эти ткани в России, но и экспортирует. Прежде всего, в страны СНГ. И даже была уже одна отгрузка тканей в Польшу.
Что нужно заранее понять, принимая подобное решение?
Нужно ответить на самые разные вопросы. Где и какое оборудование купить? Как его дешевле привезти? Какие логистические, таможенные, сертификационные риски существуют? Где и почем купить сырье? Как найти рынки сбыта для новой продукции? Как перейти к экспорту?
Поиск поставщиков и оборудования — достаточно широкая тема. Давайте посмотрим, какие способы такого поиска существуют. Самый распространенный — кабинетный, поиск на сайте Alibaba.
Недавно к нам обращался клиент, который нашел на сайте Alibaba китайского поставщика и поделился с нами радостью: «Представляете, у него оборудование идентично тому, что я хотел купить в Германии, но стоит в полтора раза дешевле». Мы открыли странички немецкого и китайского поставщиков и увидели одну и ту же фотографию. Китаец просто позаимствовал ее с немецкого сайта. В подобных случаях у каждого должны закрадываться подозрения.
Еще более тщательно нужно проверять потенциального покупателя. Никто еще не сталкивался с китайскими мошенниками, которые посылают заявку на товар и пишут, что хотят купить его в каком-то сумасшедшем количестве? Например, 15 тыс. тонн. Они торопят: «Давайте, подписывайте нам инвойс». У таких мошенников нередко бывает, что в шапке указана одна компания, в реквизитах другая. Но даже если такого нет, необходимо проявлять недоверие и говорить, например: «Я готов вам выслать сканы своих уставных документов и прошу вас сделать то же самое». В Китае есть базы предприятий, по которым можно проверить контрагента. Нужно вбить китайское название компании или аналог ИНН и посмотреть, что же это за организация, кто ее руководитель, какой у нее уставной капитал, в каком году она основана и какими видами деятельности может заниматься.
Кроме кабинетных методов существуют выездные способы проверки иностранного контрагента. Прежде всего, это проверки непосредственно на производстве в Китае. Можно использовать комбинированный способ, когда вы отобрали несколько поставщиков, проверили их кабинетными методами, а потом уже поехали смотреть наиболее интересных контрагентов на месте.
Метод «троянского коня»: от импорта багета — к его производству и экспорту
Об этой истории Анна подробно рассказывала на ChinaLogist в материале «Герой нашего экспорта».
Особый вопрос — перевозка оборудования. О ней — также на примере кейса.
У нас есть клиент — новосибирская компания по производству резиновых лодок. Они очень интересно вышли на рынок Канады — через видео на Yotube. Сняли ролики, где сибирские брутальные рыбаки плывут на их лодках. Тайга, река, весь антураж. И крупным планом — бренд компании. Наш клиент даже не преследовал цели всерьез выйти на зарубежные рынки — просто перевел свои ролики на английский язык. И эти ролики увидели импортеры лодок в Канаде и стали делать очень большие заказы этих лодок. Вдохновившись успехом в Канаде, новосибирцы решили осваивать и другие зарубежные рынки. Их лодки хороши тем, что могут проходить даже там, где совсем мелко. Они вычислили географически, где больше всего таких рек, а значит, есть потенциальный спрос на подобные лодки. Кроме Канады много заболоченных мест оказалось в Латинской Америке. Когда появились новые рынки сбыта, компания столкнулась с тем, что ей нужно нарастить производственные мощности. И обратилась к нам с тем, чтобы мы нашли для них поставщика в Китае. Им потребовался фрезерный стол для производства корпуса лодок. Но не простой фрезерный стол, а золотой. Размера XXL. Очень широкий фрезерный стол. Мы сразу же увидели, что это негабарит по ширине. Требовалась отгрузка в контейнере Flat Rack с боковой негабаритностью. Это очень дорогая проектная перевозка по многим параметрам. Она дорогая потому, что контейнер Flat Rack — дорогостоящий контейнер. Она дорогая при морской перевозке, дорогая при доставке при железной дороге. Так, при ж/д доставке чем сильнее мы выходим за какую-то степень негабаритности, тем больше заплатим за перевозку. Мы все взвесили и не повезли фрезерный стол в контейнере Flat Rack. Мы нашли поставщика, который сделал проектный разборный фрезерный стол специально для нашего клиента. В этом случае потребовалась стандартная перевозка.
Продолжение выступления Анны Андрющенко мы разместим на следующей неделе. Следите за нашими публикациями!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт китайских овощей и фруктов через Маньчжурию вырос на 40,5% за первое полугодие 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первое полугодие 2025 года через Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» было импортировано 188 тысяч тонн свежих овощей и фруктов. Это на 35,3% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Стоимость поставок составила 16,2 миллиарда рублей, что на 40,5% превышает показатели прошлого года. Рост обеспечивается за счет внедрения «зеленого коридора» для скоропортящихся товаров, оптимизации таможенных процедур, применения интеллектуальных систем досмотра и синхронизации работы таможен России и Китая.

Анатолий Якимов
Импорт
«Космическая» клюква из Фуюаня покоряет Россию: рост экспорта и новые возможности
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Клюква североамериканского происхождения, выращиваемая в китайском городе Фуюань в провинции Хэйлунцзян, стала драйвером развития регионального сельского хозяйства и новым элементом экспортной стратегии Китая. Это подтверждают данные, опубликованные в официальных источниках китайского агросектора.

Анатолий Якимов
Импорт
Минпромторг запускает эксперимент по маркировке промышленного оборудования с 1 ноября
Фото Анатолия Якимова

Минпромторг РФ предложил с 1 ноября 2025 года начать эксперимент по маркировке промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных частей средствами идентификации. Эксперимент продлится до 31 августа 2026 года и направлен на реализацию Стратегии противодействия незаконному обороту промышленной продукции в стране.

Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.