Слово Эксперта
Импорт

Импорт зажимают? Курс на обучение экспорту!

Мы продолжаем публиковать тексты выступлений ведущих спикеров конференции «Перезагрузка экспорта», состоявшейся в Красноярске. Предлагаем вашему вниманию мастер-класс руководителя ВЭД-отдела компании «ВЭД Агент», постоянного автора портала ChinaLogist Анны Андрющенко «Трансформация ВЭД: от импорта к экспорту».
Анна Андрющенко:
Я работаю в компании «ВЭД агент». Это крупнейший оператор внешнеэкономической деятельности в сибирском регионе. Нам всем очень хорошо запомнился рубеж 2014-2015 годов, когда банки торговали долларом по 100 рублей. Наши клиенты на какое-то время взяли паузу: примерно 2-3 месяца у нас были только единичные поставки, потому что все ожидали, что будет дальше. Выровняется ситуация или нет. Как видим, она пока не сильно выравнивается. Появляется еще больше барьеров и сложностей. Яма становится глубже. Уже непонятно, где там край и будет ли выход. Я много общаюсь с представителями компаний-импортеров и точно знаю, какой стресс они испытывают. Растет неуверенность в завтрашнем дне. Бизнесмены не понимают, куда движется наша страна. Кризис следует за кризисом. Все это приводит к трансформации бизнеса. Рынок ВЭД меняется, подстраивается под современные реалии. Поговорим об этой трансформации.
Сегодня от продаж бизнес начинает переходить к производству, что само по себе неплохо. Многие компании, в том числе логистические, оптовые, которые раньше в больших объемах возили товары из Китая, приходят к тому, что нужно диверсифицировать экономику предприятия и начинать производить собственную продукцию. Либо начинать что-то покупать и экспортировать. Если открыть таможенную статистику, там можно увидеть компании с названием типа «Байкал импорт», которые по факту уже несколько лет импортом не занимаются. А занимаются экспортными поставками товаров в тот же Китай. Почему так? В свое время эти ребята долго работали с Китаем, поняли китайский менталитет и, осознав переориентацию рынка, начали покупать товары у российских производителей. И, используя свои навыки и связи, стали продавать их в Китай.
С ослаблением рубля импорт стал менее выгодным, чем экспорт. Для экспортера высокий доллар и высокий юань — это очень даже неплохо.
С другой стороны, санкции, негативный настрой Европы по отношению к нашей стране все больше и больше сближают нас с Азией.
Давайте посмотрим на статистику.
Я хотела бы обратить ваше внимание на данные по импорту машин и оборудования. Даже в худший для импорта год, 2016-й, когда он упал до минимума за 6 лет, начался рост такой его составляющей, как закупки машин и оборудования. Мы это сразу заметили по нашим клиентам. Когда импорт начал немного расти в 2017 году, закупки машин и оборудования выросли сразу на 28% по отношению к предыдущему году.
Расскажу реальные истории компаний, которые перешли от импорта к экспорту.
Томская фабрика игрушек: от производства кукол из импортных материалов — к экспорту тканей
Это история старейшего клиента нашей компании. Таких производителей много у нас в стране. Эта фабрика ввозила китайские материалы (ткани, фурнитуру, части кукол и т.п.) и производила из них игрушки made in Russia. Но когда произошел скачок доллара, все эти ткани и детали стало закупать очень и очень дорого. Фабрика понимала, что у нее большой производственный потенциал, большой рынок сбыта. И пришла к решению, что сама может ввезти оборудование для производства тканей, их покраски и т.п. В 2015-2016 году фабрика начала производить ткани. И в результате сейчас практически отказалась от производства игрушек и сосредоточилась на производстве тканей. Она не только продает эти ткани в России, но и экспортирует. Прежде всего, в страны СНГ. И даже была уже одна отгрузка тканей в Польшу.
Что нужно заранее понять, принимая подобное решение?
Нужно ответить на самые разные вопросы. Где и какое оборудование купить? Как его дешевле привезти? Какие логистические, таможенные, сертификационные риски существуют? Где и почем купить сырье? Как найти рынки сбыта для новой продукции? Как перейти к экспорту?
Поиск поставщиков и оборудования — достаточно широкая тема. Давайте посмотрим, какие способы такого поиска существуют. Самый распространенный — кабинетный, поиск на сайте Alibaba.
Недавно к нам обращался клиент, который нашел на сайте Alibaba китайского поставщика и поделился с нами радостью: «Представляете, у него оборудование идентично тому, что я хотел купить в Германии, но стоит в полтора раза дешевле». Мы открыли странички немецкого и китайского поставщиков и увидели одну и ту же фотографию. Китаец просто позаимствовал ее с немецкого сайта. В подобных случаях у каждого должны закрадываться подозрения.
Еще более тщательно нужно проверять потенциального покупателя. Никто еще не сталкивался с китайскими мошенниками, которые посылают заявку на товар и пишут, что хотят купить его в каком-то сумасшедшем количестве? Например, 15 тыс. тонн. Они торопят: «Давайте, подписывайте нам инвойс». У таких мошенников нередко бывает, что в шапке указана одна компания, в реквизитах другая. Но даже если такого нет, необходимо проявлять недоверие и говорить, например: «Я готов вам выслать сканы своих уставных документов и прошу вас сделать то же самое». В Китае есть базы предприятий, по которым можно проверить контрагента. Нужно вбить китайское название компании или аналог ИНН и посмотреть, что же это за организация, кто ее руководитель, какой у нее уставной капитал, в каком году она основана и какими видами деятельности может заниматься.
Кроме кабинетных методов существуют выездные способы проверки иностранного контрагента. Прежде всего, это проверки непосредственно на производстве в Китае. Можно использовать комбинированный способ, когда вы отобрали несколько поставщиков, проверили их кабинетными методами, а потом уже поехали смотреть наиболее интересных контрагентов на месте.
Метод «троянского коня»: от импорта багета — к его производству и экспорту
Об этой истории Анна подробно рассказывала на ChinaLogist в материале «Герой нашего экспорта».
Особый вопрос — перевозка оборудования. О ней — также на примере кейса.
У нас есть клиент — новосибирская компания по производству резиновых лодок. Они очень интересно вышли на рынок Канады — через видео на Yotube. Сняли ролики, где сибирские брутальные рыбаки плывут на их лодках. Тайга, река, весь антураж. И крупным планом — бренд компании. Наш клиент даже не преследовал цели всерьез выйти на зарубежные рынки — просто перевел свои ролики на английский язык. И эти ролики увидели импортеры лодок в Канаде и стали делать очень большие заказы этих лодок. Вдохновившись успехом в Канаде, новосибирцы решили осваивать и другие зарубежные рынки. Их лодки хороши тем, что могут проходить даже там, где совсем мелко. Они вычислили географически, где больше всего таких рек, а значит, есть потенциальный спрос на подобные лодки. Кроме Канады много заболоченных мест оказалось в Латинской Америке. Когда появились новые рынки сбыта, компания столкнулась с тем, что ей нужно нарастить производственные мощности. И обратилась к нам с тем, чтобы мы нашли для них поставщика в Китае. Им потребовался фрезерный стол для производства корпуса лодок. Но не простой фрезерный стол, а золотой. Размера XXL. Очень широкий фрезерный стол. Мы сразу же увидели, что это негабарит по ширине. Требовалась отгрузка в контейнере Flat Rack с боковой негабаритностью. Это очень дорогая проектная перевозка по многим параметрам. Она дорогая потому, что контейнер Flat Rack — дорогостоящий контейнер. Она дорогая при морской перевозке, дорогая при доставке при железной дороге. Так, при ж/д доставке чем сильнее мы выходим за какую-то степень негабаритности, тем больше заплатим за перевозку. Мы все взвесили и не повезли фрезерный стол в контейнере Flat Rack. Мы нашли поставщика, который сделал проектный разборный фрезерный стол специально для нашего клиента. В этом случае потребовалась стандартная перевозка.
Продолжение выступления Анны Андрющенко мы разместим на следующей неделе. Следите за нашими публикациями!
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Финансы
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.

Анатолий Якимов
Таможня
Читинская таможня: расписание работы постов Россия-Китай в праздники 31 декабря-11 января
Фото Анатолия Якимова

Читинская таможня опубликовала расписание работы постов на территории Забайкальского края в период новогодних праздников с 31 декабря 2025 года по 11 января 2026 года. Информация актуальна для участников внешнеэкономической деятельности, особенно в сегменте российско-китайской торговли через Забайкальск и прилегающие пункты. Это позволит бизнесу спланировать логистику импортно-экспортных грузов без сбоев.

Анатолий Якимов
Экспорт
Новосибирский ротан покоряет Китай: первые 22 тонны на экспорт
Фото с сайта freepik.com

Новосибирская компания ООО «ФИШ МЭН» в начале декабря 2025 года впервые отправила в Китай 22 тонны ротана, выловленного на местных водоемах — вида, ранее не имевшего спроса ни внутри страны, ни за рубежом. До конца года планируется дополнительный экспорт 22 тонн ротана, а в январе 2026-го — 44 тонны этого вида, плюс 15 тонн карася и 5 тонн судака. Об этом сообщили в министерстве сельского хозяйства Новосибирской области.

Анатолий Якимов
Владимир Путин: Россия — лидер торговли Китая в Европе с оборотом 250 миллиардов долларов США
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос корреспондента информационного агентства «Синьхуа» Лю Каем на «Итогах года» назвал Председателя КНР Си Цзиньпина надежным другом и ключевым партнером. По его словам, российско-китайские отношения развиваются последовательно благодаря практике совместной работы по всем направлениям.

Анатолий Якимов
Как понять китайских партнеров: важные инсайты с конференции в Москве
Фото Анатолия Якимова

В Москве завершилась конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». В течение двух дней участники обсудили множество проблем. Организаторами мероприятия выступили Российско-Китайская палата, РС-Экспо, при поддержке Финансового университета при правительстве РФ.

Анатолий Якимов
Рост импорта цветов из Китая: омские таможенники одобрили новый СВХ

Инспекторы Омского таможенного поста успешно проконтролировали поставку первой крупной партии свежесрезанных цветов из Китая весом более 30 тонн. Ассортимент включил розы, гвоздики, хризантемы, лилии, тюльпаны, пионы, гипсофилу и другие растения. Товар размещен на новом складе временного хранения (СВХ) закрытого типа площадью 152 квадратных метра, специально введенном в эксплуатацию оптовым импортером в декабре 2025 года.

Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления
Анатолий Якимов
Конференция в Москве 2025: как найти надежного делового партнера в Китае
Фото предоставлено организаторами конференции

18 и 19 декабря в Москве проходит конференция «Как найти партнера в Китае: Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Первый день был посвящен работе с поставщиками, трансграничным платежам, правовым и юридическим вопросам внешнеэкономической деятельности. Корреспондент Chinalogist принимает участие в конференции.

Анатолий Якимов
На неделю быстрее: из Китая в Москву запустили премиум-грузовой поезд
Фото Анатолия Якимова

Шэньчжэньский логистический центр отправил первый грузовой поезд премиум-класса на станцию Селятино в Наро-Фоминске Московской области. Состав с бытовой техникой, одеждой и игрушками прошел маршрут без задержек, сообщает «Гудок» со ссылкой на агентство «Синьхуа».

Анатолий Якимов
20 лет ВЭД Агент: достижения, вызовы и стратегия на 2026 год
Фото АО «ВЭД Агент»

В преддверии 2026 года управляющий АО «ВЭД Агент» Александр Дегтярев подвел итоги юбилейного года 20-летия компании. Результаты впечатляют: численность персонала выросла до 150 сотрудников, а финансирования импорта для клиентов до 1 миллиарда рублей. Как изменится логистика из Китая, таможенное оформление через «зеленый коридор» и экспорт в КНР? О вызовах замедления экономики, автоматизации ВЭД услуг, запрете карго из Китая и стратегии стать топ-3 оператором — в эксклюзивном интервью для Chinalogist.