Слово Эксперта
Работа

Как эффективно защитить коммерческую тайну компании в Китае?

С расширением географии бизнеса все больше и больше предприятий начинают придавать большое значение защите коммерческой информации. Огромное количество накопленной деловой информации впоследствии становится коммерческой тайной, имеющей высокую коммерческую ценность. Некоторые известные компании даже считают коммерческую тайну основой своих операций, а ее утечка может принести предприятию неизмеримые убытки и даже стать причиной банкротства.
В соответствии со статьей 9 Закона Китайской Народной Республики о борьбе с недобросовестной конкуренцией, коммерческая тайна определяется как техническая и оперативная информация, которая неизвестна общественности, может использоваться для получения экономических выгод правообладателями, имеет применяемость на практике и для которой правообладатели приняли меры по обеспечению конфиденциальности. Техническую и оперативную информацию можно определить как «коммерческую информацию», которая включает дизайн, формулу продукта, технологию производства, методы производства, ноу-хау, список клиентов, источники информации, производственную и маркетинговую стратегию и так далее.
Таким образом признание коммерческой тайны должно включать следующие три условия:
1) Быть неизвестной широкой публике
Коммерческая тайна — это информация, которую не может знать общественность и не может использовать рынок. Таким образом, секретность является наиболее важным фактором при составлении деловой тайны. Согласно статье 9 <Интерпретации Верховного народного суда по некоторым вопросам, касающимся применения закона при рассмотрении гражданских дел о недобросовестной конкуренции>, здравый смысл, открытые отраслевые практики, информация, которая была раскрыта в отчетах или информация, которую можно легко получить с помощью наблюдений и копирования продукта, не содержит секретности.
2) Иметь практическую ценность
Ценность коммерческой тайны в том, что коммерческая тайна может принести экономическую выгоду правообладателю при ее использовании. Наиболее важным признаком является то, что владелец имеет конкурентное преимущество благодаря знанию коммерческой тайны.
3) Предприняты меры по защите конфиденциальности
Это главная особенность, которая отличает коммерческую тайну. Это условие относится к действиям, которые компании самостоятельно предпринимают для защиты информации как коммерческой тайны.
Ни одно из трех вышеуказанных условий не может отсутствовать, когда суд в Китае решает, составляет ли соответствующая информация коммерческую тайну в Китае. Вышеуказанные 1-е и 3-е условия выполнить труднее, чем 2-е.
Согласно нашему исследованию текущих случаев, существует несколько основных каналов утечки коммерческой тайны:
1) Высокая текучесть кадров компании, которые нарушают положение о конфиденциальности и используют или разглашают коммерческую тайну;
2) Случаи, когда компания разрешает сторонней компании обрабатывать или производить продукцию, что может привести к утечке коммерческой тайны;
3) Коммерческий шпионаж.
Текучесть кадров чаще всего является утечкой коммерческой тайны. Например, в технологических предприятиях научно-исследовательский персонал преимущественно определяет основную конкурентоспособность. Так как в случае смены места работы, персонал, вероятно, продолжит работать в той же отрасли и предоставлять те же услуги, как и на предыдущих должностях, это может привести к ряду потенциальных юридических рисков.
Рассмотрим типичный спор о нарушении коммерческой тайны из-за текучести кадров, как указано на официальном сайте Пекинского суда по интеллектуальной собственности. Известная компания по предоставлению гольф-услуг (далее — «гольф-компания») подала в суд на пять своих бывших сотрудников, которые раскрыли определенную коммерческую информацию гольф-компании их новой компании (далее — «новая компания») после ухода из первой. Новая компания использовала коммерческую тайну для сотрудничества с поставщиками и банками, что обеспечило ей огромную экономическую прибыль от тендерных заявок. Впоследствии гольф-компания подала в суд на этих сотрудников на основании нарушения коммерческой тайны, потребовав компенсацию. В данном деле можно выделить три аспекта:
1) Считается ли коммерческая информация гольф-компании коммерческой тайной?
Гольф-компания представила доказательства, свидетельствующие о том, что она накопила коммерческую информацию, включая преференциальные цены, модели сотрудничества, бизнес-процессы и список клиентов, что и определяет ценность ее бизнеса. Эта информация является конфиденциальной и не всегда доступной практикующим специалистам в данной области. Гольф-компания также приняла соответствующие меры по защите конфиденциальности этой информации, в основном в форме положений о конфиденциальности. Таким образом, коммерческая информация гольф-компании была определена судом как коммерческая тайна.
2) Может ли поведение пяти бывших сотрудников и новой компании быть расценено как нарушение?
Сотрудники связались и заключили контракты с поставщиками и банками от имени новой компании вскоре после вступления в должности. Важно отметить, что новая компания ранее не занималась таким бизнесом и знала, что сотрудники незаконно раскрывали коммерческую тайну, разработанную гольф-компанией в сотрудничестве с соответствующими банками, и активно использовали такую коммерческую тайну. Этого достаточно, чтобы сделать вывод, что сотрудники совершили нарушение коммерческой тайны гольф-компании.
3) Каков объем юридической ответственности, которую несут пять сотрудников и новая компания?
После подтверждения нарушения коммерческой тайны суд постановил, что сотрудники и новая компания должны прекратить деятельность, нарушающую закон, и возместить причиненные убытки. Учитывая тот факт, что фактические убытки, заявленные гольф-компанией, не могли быть подтверждены достаточными доказательствами, сумма компенсации была основана на прибыли, полученной новой компанией.
Таким образом после судебного разбирательства во 2-й инстанции суд, наконец, постановил, что три соответствующих сотрудника и новая компания совместно нарушили коммерческую тайну гольф-компании, потребовав от них прекратить нарушение и компенсировать экономические убытки и расходы в общей сумме 8 млн китайских юаней.
Основываясь на приведенном выше анализе дела о нарушении коммерческой тайны, мы видим, что подтверждение такого нарушения очень трудоемкий процесс. В Китае компаниям рекомендуется заранее защищать свою ценную коммерческую информацию:
1) Стандартизировать управление коммерческой тайной во время ведения бизнеса
Любая оперативная или деловая информации в соответствии с законом может составлять коммерческую тайну.
2) Использовать технические инструменты для усиления защиты конфиденциальности
Компания может использовать мониторинг трафика жесткого диска, мониторинг системного журнала, мониторинг изменений показания оборудования, мобильных телефонов, записи камер наблюдения и другие технические методы.
С одной стороны, эти технические методы помогут предотвратить раскрытие коммерческой тайны, с другой стороны, после обнаружения утечки коммерческой тайны такие инструменты могут быть в дальнейшем использованы для предоставления соответствующих доказательств.
3) Подписывать с сотрудниками соглашения о недопустимости конкуренции / соглашения о конфиденциальности
Как наиболее прямой подход к предотвращению утечки коммерческой тайны бывшими сотрудниками, такие соглашения могут помешать сотруднику присоединиться к конкурирующей компании в течение определенного периода времени или вести деятельность в нарушение своих обязательств по конфиденциальности.
Материал подготовлен компанией D'Andrea and Partners (Китай).
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 городов Китая для туристов: путеводитель по достопримечательностям
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году туристический обмен между Россией и Китаем достиг новых высот. На конец года, КНР стала одной из самых популярных стран для российских туристов, а Россия вошла в десятку самых привлекательных стран для китайских. В 2024 году Поднебесную посетило около 1,5 миллиона российских туристов, что в 15% больше, чем в 2023 году. За тот же период Россию посетило более 1,039 миллиона китайских туристов, что на 209,3% больше, чем годом ранее

Китай – страна с богатой историей, уникальной культурой и разнообразной природой. Здесь вы найдете древние памятники, современные мегаполисы и гастрономические открытия. Chinalogist представляет топ-10 городов КНР, доступных для туристов из России.

Анатолий Якимов
Импорт
На что следует обратить внимание при оплате инвойсов в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот России и Китая за первые два месяца снизился на 7,1%. Но этому предшествовали объективные причины: затяжные новогодние праздники в России и Китае, а также снижением импорта китайской техники в РФ и экспорта российских энергоносителей в КНР. 

Анатолий Якимов
Импорт
Маркировка спортивного питания в России: новые правила с 1 сентября 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Министерство промышленности и торговли России предложило ввести обязательную маркировку спортивного питания с 1 сентября 2025 года. Данное решение предполагает поэтапное внедрение маркировки, что позволит эффективнее контролировать качество и происхождение продуктов на рынке.

Анатолий Якимов
Экспорт
Московское мороженое завоевывает Китай: новые вкусы на SIAL China 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Московское мороженое со вкусами крем-брюле, ванили и шоколада представят на Китайской международной выставки пищевых продуктов и напитков SIAL China 2025 в Шанхае, которая состоится в мае. Выставка предоставит производителям шанс увеличить долю на китайском рынке.

Анатолий Якимов
Китай определяет приоритеты: «Две сессии» определили вектор развития Маньчжурии и России
Фото с сайта Медиацентра города Маньчжурия

В Пекине завершились ежегодные заседания Высшего законодательного органа Китая – Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Эти события прошли с 5 по 11 марта, и стали обязательным этапом в соответствующих стратегиях социально-экономического развития страны в текущем году. В рамках подготовленных итогов прошлого года анализируются достижения и вызовы, а также строятся планы на будущее. «Две сессии» являются своеобразным индикатором, отражающим приоритеты и изменяющим развитие Китая, охватывая широкий спектр вопросов – от экономики и экологии до международного сотрудничества.

Анатолий Якимов
Улучшение торговых отношений с Китаем: что нужно знать о себестоимости импорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Торговые связи с Китаем укрепляются ежегодно, привлекая больше предпринимателей на этот перспективный рынок. Chinalogist проанализировал параметры, которые следует включать в расчет себестоимости товаров, импортируемых из Китая.

Анатолий Якимов
Владимир Путин поддержал экспорт пеллет в Китай: новые перспективы для российских регионов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поддержал идею обсуждения с Китаем перспективы экспорта из России топливных гранул – пеллет – на межправительственном уровне. Такое решение было принято во время встречи с губернатором Архангельской области Александром Цыбульским.

Анатолий Якимов
В России введут обязательную маркировку на некоторые виды электроники
Фото с сайта unsplash.com

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации предложило ввести поэтапную обязательную маркировку для определенных категорий радиоэлектронной продукции с 1 сентября 2025 года. Инициатива направлена на усиление контроля за оборотом товаров и борьбу с контрафактной продукцией. В перечень товаров вошли: смартфоны и ноутбуки, осветительные приборы. Подробности предложения содержатся в проекте постановления, опубликованном на официальном портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Китай ускоряет прохождение таможни некоторых грузов в аэропортах
Фото с сайта unsplash.com

В Китае решили ускорить процесс таможенного оформления в аэропортах для некоторых высокотехнологичных грузов: высокотехнологичного оборудования, лабораторных лекарств, медицинских приборов и биологических продуктов. Об этом сообщает сайт «Жэньминь Жибао онлайн».

Анатолий Якимов
Производители стекловолокна в Китае заинтересовались красноярским палладием
Фото пресс-службы ПАО «ГМК «Норильский никель»

Новую технологию фильерных питателей, которые изготовили с использованием сплава палладия представили в Шанхае представители «Норникеля» и «Красцветмета». Благодаря разработке производители стекловолокна сократят расходы на эксплуатацию и обслуживание оборудования.