Слово Эксперта
Работа

Как эффективно защитить коммерческую тайну компании в Китае?

С расширением географии бизнеса все больше и больше предприятий начинают придавать большое значение защите коммерческой информации. Огромное количество накопленной деловой информации впоследствии становится коммерческой тайной, имеющей высокую коммерческую ценность. Некоторые известные компании даже считают коммерческую тайну основой своих операций, а ее утечка может принести предприятию неизмеримые убытки и даже стать причиной банкротства.
В соответствии со статьей 9 Закона Китайской Народной Республики о борьбе с недобросовестной конкуренцией, коммерческая тайна определяется как техническая и оперативная информация, которая неизвестна общественности, может использоваться для получения экономических выгод правообладателями, имеет применяемость на практике и для которой правообладатели приняли меры по обеспечению конфиденциальности. Техническую и оперативную информацию можно определить как «коммерческую информацию», которая включает дизайн, формулу продукта, технологию производства, методы производства, ноу-хау, список клиентов, источники информации, производственную и маркетинговую стратегию и так далее.
Таким образом признание коммерческой тайны должно включать следующие три условия:
1) Быть неизвестной широкой публике
Коммерческая тайна — это информация, которую не может знать общественность и не может использовать рынок. Таким образом, секретность является наиболее важным фактором при составлении деловой тайны. Согласно статье 9 <Интерпретации Верховного народного суда по некоторым вопросам, касающимся применения закона при рассмотрении гражданских дел о недобросовестной конкуренции>, здравый смысл, открытые отраслевые практики, информация, которая была раскрыта в отчетах или информация, которую можно легко получить с помощью наблюдений и копирования продукта, не содержит секретности.
2) Иметь практическую ценность
Ценность коммерческой тайны в том, что коммерческая тайна может принести экономическую выгоду правообладателю при ее использовании. Наиболее важным признаком является то, что владелец имеет конкурентное преимущество благодаря знанию коммерческой тайны.
3) Предприняты меры по защите конфиденциальности
Это главная особенность, которая отличает коммерческую тайну. Это условие относится к действиям, которые компании самостоятельно предпринимают для защиты информации как коммерческой тайны.
Ни одно из трех вышеуказанных условий не может отсутствовать, когда суд в Китае решает, составляет ли соответствующая информация коммерческую тайну в Китае. Вышеуказанные 1-е и 3-е условия выполнить труднее, чем 2-е.
Согласно нашему исследованию текущих случаев, существует несколько основных каналов утечки коммерческой тайны:
1) Высокая текучесть кадров компании, которые нарушают положение о конфиденциальности и используют или разглашают коммерческую тайну;
2) Случаи, когда компания разрешает сторонней компании обрабатывать или производить продукцию, что может привести к утечке коммерческой тайны;
3) Коммерческий шпионаж.
Текучесть кадров чаще всего является утечкой коммерческой тайны. Например, в технологических предприятиях научно-исследовательский персонал преимущественно определяет основную конкурентоспособность. Так как в случае смены места работы, персонал, вероятно, продолжит работать в той же отрасли и предоставлять те же услуги, как и на предыдущих должностях, это может привести к ряду потенциальных юридических рисков.
Рассмотрим типичный спор о нарушении коммерческой тайны из-за текучести кадров, как указано на официальном сайте Пекинского суда по интеллектуальной собственности. Известная компания по предоставлению гольф-услуг (далее — «гольф-компания») подала в суд на пять своих бывших сотрудников, которые раскрыли определенную коммерческую информацию гольф-компании их новой компании (далее — «новая компания») после ухода из первой. Новая компания использовала коммерческую тайну для сотрудничества с поставщиками и банками, что обеспечило ей огромную экономическую прибыль от тендерных заявок. Впоследствии гольф-компания подала в суд на этих сотрудников на основании нарушения коммерческой тайны, потребовав компенсацию. В данном деле можно выделить три аспекта:
1) Считается ли коммерческая информация гольф-компании коммерческой тайной?
Гольф-компания представила доказательства, свидетельствующие о том, что она накопила коммерческую информацию, включая преференциальные цены, модели сотрудничества, бизнес-процессы и список клиентов, что и определяет ценность ее бизнеса. Эта информация является конфиденциальной и не всегда доступной практикующим специалистам в данной области. Гольф-компания также приняла соответствующие меры по защите конфиденциальности этой информации, в основном в форме положений о конфиденциальности. Таким образом, коммерческая информация гольф-компании была определена судом как коммерческая тайна.
2) Может ли поведение пяти бывших сотрудников и новой компании быть расценено как нарушение?
Сотрудники связались и заключили контракты с поставщиками и банками от имени новой компании вскоре после вступления в должности. Важно отметить, что новая компания ранее не занималась таким бизнесом и знала, что сотрудники незаконно раскрывали коммерческую тайну, разработанную гольф-компанией в сотрудничестве с соответствующими банками, и активно использовали такую коммерческую тайну. Этого достаточно, чтобы сделать вывод, что сотрудники совершили нарушение коммерческой тайны гольф-компании.
3) Каков объем юридической ответственности, которую несут пять сотрудников и новая компания?
После подтверждения нарушения коммерческой тайны суд постановил, что сотрудники и новая компания должны прекратить деятельность, нарушающую закон, и возместить причиненные убытки. Учитывая тот факт, что фактические убытки, заявленные гольф-компанией, не могли быть подтверждены достаточными доказательствами, сумма компенсации была основана на прибыли, полученной новой компанией.
Таким образом после судебного разбирательства во 2-й инстанции суд, наконец, постановил, что три соответствующих сотрудника и новая компания совместно нарушили коммерческую тайну гольф-компании, потребовав от них прекратить нарушение и компенсировать экономические убытки и расходы в общей сумме 8 млн китайских юаней.
Основываясь на приведенном выше анализе дела о нарушении коммерческой тайны, мы видим, что подтверждение такого нарушения очень трудоемкий процесс. В Китае компаниям рекомендуется заранее защищать свою ценную коммерческую информацию:
1) Стандартизировать управление коммерческой тайной во время ведения бизнеса
Любая оперативная или деловая информации в соответствии с законом может составлять коммерческую тайну.
2) Использовать технические инструменты для усиления защиты конфиденциальности
Компания может использовать мониторинг трафика жесткого диска, мониторинг системного журнала, мониторинг изменений показания оборудования, мобильных телефонов, записи камер наблюдения и другие технические методы.
С одной стороны, эти технические методы помогут предотвратить раскрытие коммерческой тайны, с другой стороны, после обнаружения утечки коммерческой тайны такие инструменты могут быть в дальнейшем использованы для предоставления соответствующих доказательств.
3) Подписывать с сотрудниками соглашения о недопустимости конкуренции / соглашения о конфиденциальности
Как наиболее прямой подход к предотвращению утечки коммерческой тайны бывшими сотрудниками, такие соглашения могут помешать сотруднику присоединиться к конкурирующей компании в течение определенного периода времени или вести деятельность в нарушение своих обязательств по конфиденциальности.
Материал подготовлен компанией D'Andrea and Partners (Китай).
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Импорт пива из Китая в Россию вырос на 22% за счет оптимизации таможни Маньчжурии
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Пограничный пункт пропуска «Забайкальск-Маньчжурия» – важный транспортный узел для экспорта китайского пива в Россию. Грузовики с популярным брендом «Харбин» достаточно быстро проходят таможенное оформление и направляются в российский поселок Забайкальск. Это способствует увеличению качественных поставок китайской продукции на российский рынок.

Анатолий Якимов
Экспорт
Владимир Путин поручил обеспечить экспорт российских пеллет в Китай до конца мая
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин поручил правительству обеспечить экспорт отечественных пеллет в Китай. Соответствующее назначение опубликовано на официальном сайте Кремля. Власти должны принять меры для создания условий по продаже пеллет в КНР до 30 мая 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Товарооборот России и Китая может достичь $300 млрд в ближайшие 2-3 года
Фото с сайта ru-cn.org

Товарооборот между Россией и Китаем в 2024 году составил 244,81 миллиарда долларов США, что на 1,9% больше, чем в 2023 году. Однако по итогам четырех месяцев 2025 года этот показатель сократился на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 71,12 миллиарда долларов США. Экспорт из России в Китай упал на 9,1%, до 40,31 миллиарда долларов США, а импорт из Китая в Россию сократился на 5,3%, до 30,81 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай стал крупнейшим поставщиком пива в Россию: Германия и Чехия позади
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай впервые обогнал Германию и Чехию по объемам экспорта пива в Россию. За первые три месяца 2025 года китайские пивовары отгрузили в РФ пенного напитка на 7,1 миллиона долларов США, что в 1,6 и 1,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Для сравнения, Германия и Чехия, бывшие лидеры российского рынка импортного пива, сократили поставки почти в пять и три раза соответственно – до 3,8 миллиона долларов США.

Анатолий Якимов
Китайские автомобили станут «российскими»: в Калуге начнется выпуск моделей Tenet
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уже этим летом в России может появиться новый отечественный автомобильный бренд - Тенет. Как сообщили представители «АГР Холдинга», выпуск автомобилей под этим брендом происходит на мощных мощностях завода Volkswagen в Калуге. Проект реализуется по проекту специального инвестиционного соглашения между «АГР Холдингом», государственной корпорацией Defetoo и Минпромторгом РФ.

Редакция
Летние перевозки Китай–Россия 2025: разбираем тренды на бесплатном вебинаре
Фото с сайта РБК

27 мая 2025 года в 11:00 (МСК) на платформе ВК Видео ChinaLogist.ru проведет бесплатный вебинар, посвященный ключевым трендам грузоперевозок между Китаем и Россией в летнем сезоне.

Эксперты АО «ВЭД Агент» – руководитель направления аналитики Кристина Паршенко и ведущий специалист по автоперевозкам Елизавета Рагозина обсудят актуальные вопросы:

  • Изменения логистических маршрутов и рост спроса на определенные направления;
  • Новые таможенные правила, влияющие на сроки и стоимость доставки;
  • Оптимизация перевозок: как избежать простоев и перегруженности коридоров;
  • Реальные кейсы компаний, успешно адаптирующихся к вызовам 2025 года.

Мероприятие будет полезно импортерам, логистам и предпринимателям, работающим с поставками из Китая. Участники получат практические рекомендации и смогут задать вопросы спикерам.

Участие бесплатное, требуется предварительная регистрация.

Дата и время: 27 мая, 11:00 по московскому времени (НСК +4)

Для участия в вебинаре необходимо зарегистрироваться.

Не упустите возможность узнать первыми о главных изменениях в логистике Китай–Россия и подготовить бизнес к летнему сезону!

Анатолий Якимов
Более 300 компаний из Китая примут участие в IX Российско-Китайском ЭКСПО в Екатеринбурге
Фото с сайта russiachinaexpo.ru

В Екатеринбурге с 7 по 10 июля 2025 года пройдет IX Российско-Китайское ЭКСПО. Это одно из важнейших событий для развития экономического сотрудничества между Россией и Китаем, которое будет проводить параллельно с международной промышленной выставкой ИННОПРОМ-2025 на площадках «Екатеринбург-ЭКСПО».

Анатолий Якимов
Рекордный рост TIR-перевозок через Маньчжурию: в 2025 году трафик вырос в 4,5 раза
Фото с телеграм-канала «Посольство КНР в РФ»

В январе–апреле 2025 года через автомобильный пункт пропуска «Маньчжурия» в Автономном районе Внутренняя Монголия в КНР зафиксировали рекордное число транспортных средств, использующих систему международных дорожных перевозок. По информации таможенной службы города Маньчжурии, за этот период прошло 378 единиц. Это в 4,5 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Анатолий Якимов
Москва и Пекин развивают партнерство на «Солнечном пути»
Скриншот телеканала «Большая Азия»

Российско-китайский форум «Солнечный путь: вместе создаем будущее» прошел в Москве, собрав государственных деятелей, бизнесменов и представителей торговых ассоциаций. Организатором мероприятия выступил Департамент внешнеэкономических и международных связей Москвы и Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин». О событии рассказал сайт «Большая Азия».

Анатолий Якимов
Китай ожидает увеличение торговых отношений с Россией: новые методы обучения юристов в приграничье
Фото с сайта unsplash.com

В приграничном городе Маньчжурия Автономного округа Внутренняя Монголия в КНР создали уникальную программу подготовки юристов, которая специализируется на разрешении коммерческих споров между российскими и китайскими компаниями. Это совместный проект местного суда и Института русского языка, направленный на повышение квалификации специалистов, способных профессионально и оперативно решать возникающие в двустороннем процессе конфликты.