Елена Венгерская

Как экспортировать в Китай офлайн и онлайн: интервью с Алексеем Мурзенком

На завершившемся недавно в Новосибирске Сибирском экономическом форуме, где импортеров и экспортеров учили делать бизнес с Азией, впервые состоялась сессия Российского экспортного центра, которую провели директор по развитию каналов электронной торговли в РЭЦ Алексей Олегович Мурзенок и руководитель обособленного подразделения в Новосибирске Елена Анатольевна Брагова. Они рассказали об инструментах господдержки экспортеров, которую они бесплатно могут получить в РЭЦ, а также о проектах РЭЦ по развитию экспорта и успешных кейсах российских компаний. Кроме того, Алексей Мурзенок разобрал основные тренды экспорта в Китай. По его словам, нарастающую роль в экспорте играют электронные площадки.
Предлагаем вниманию читателей интервью с Алексеем Мурзенком.
CL: Будущее экспорта за онлайном?
Алексей Мурзенок: Да. Один пример: две недели назад в Шанхае прошла выставка импортных продуктов. Одна из компаний обратилась к китайской сети: «Мы хотим попасть к вам на полки». На что те ответили: «А зачем? Мы все переводим в онлайн. Выставляйтесь в онлайне». Так что в ближайшем будущем возможность продаж в офлайновых каналах Китая для наших экспортеров сократится.
CL: Как лучше действовать российским экспортерам, если они хотят продавать свою продукцию во всех каналах продаж Китая?
Алексей Мурзенок: Идеальный вариант — обратиться в Российский экспортный центр. А мы уже дадим полный алгоритм того, как действовать.
А если серьезно, то самое первое, что нужно сделать — провести маркетинговые исследования. Понять, действительно ли ваш товар будет пользоваться спросом на китайском рынке. И эти маркетинговые исследования нельзя отдавать на откуп абы кому. Нужно найти действительно профессиональную компанию, которая такое исследование проведет.
После чего в обязательном порядке нужно подать документы на регистрацию своего товарного знака на территории Китая. Если вы этого не сделаете и будете использовать дистрибьютора, то дистрибьютор подаст документы на регистрацию ТЗ за вас. И потом, если вдруг этот дистрибьютер не будет вас устраивать, и вы захотите его сменить, то — так уж построено китайское законодательство — сделать это вы не сможете, так как товарный знак будет зарегистрирован на его имя.
После того, как вы подали заявку на регистрацию товарного знака (не нужно ждать выхода итоговых документов, главное — подать заявку) необходимо озаботиться вопросом упаковки своего товара. Речь не идет о переводе ее на китайский. Важно, чтобы она была приятна для китайского глаза. Полностью переводить упаковку на китайский я бы как раз не рекомендовал, так как написанное буквами, неважно кириллицей или латиницей, воспринимается в Китае как импортное и потому более ценное.
Что перевести необходимо — это название. Китайское имя очень важно для продвижения бренда в Поднебесной. Так, «Аленку» китайцы знают как «девочку с большой головой» (俄罗斯大头娃娃), конфеты «Крокант» — как «фиолетовую конфетку» (紫皮糖), «Простоквашино» — как «синего кота» (蓝猫), торт «Медовик» — как «русский тирамису» (俄罗斯提拉米苏), «Юбилейное» — как «памятное печенье» (纪念饼干) и т.п. Самое важное, чтобы название было удобным для китайцев и означало бы что-то позитивное.
Не забудьте разместить на упаковке значок, означающий экологичность товара. Пока еще немногие китайцы знакомы с российской продукцией. Но те, кто знаком, воспринимают ее, прежде всего, как экологически чистую.
Сначала товары сертифицируются на территории таможни, а потом ввозятся на территорию Китая.
Если же вы хотите экспортировать товар только онлайн и представлять его на таких китайских маркетплейсах, как Weipinhui и Kaola, то вывозить товар на территорию Китая в обязательном порядке не требуется.
CL: С чем связаны столь впечатляющие успехи e-commerce в Китае?
Алексей Мурзенок: Объемы китайского рынка e-commerce, темпы его роста действительно поражают. Есть прогноз, что в 2019 году он достигнет $2 трлн. Для примера: рынок США в 4 раза меньше и в 2019 году достигнет только $500 млрд. Китайская e-commerce — это махина, огромные деньги и огромный трафик. Безусловно, Китай развивается по пути диджилитализации.
С чем это связано? Во-первых, с тем, что китайский рынок просто очень большой. И экономика Китая растет семимильными шагами. Сейчас зарплата в крупных городах Китая гораздо выше московской, а ВВП одной только провинции Гуандун в этом году, по прогнозам, превысит ВВП России.
Во-вторых, китайцы очень любят все покупать онлайн. Например, в обед вся еда в офисы доставляется онлайн. Если у китайцев есть возможность купить продукт офлайн или онлайн и в офлайне они уже его видели, они его обязательно купят онлайн, потому что это удобно. Внутри Китая сроки доставки товаров, купленных онлайн, составляют 1-2 дня. Максимум 3, когда, например, происходит какое-нибудь стихийное бедствие, типа тайфуна на юге.
CL: А экспортеры уже понимают, что нужно использовать онлайн-площадки?
Алексей Мурзенок: К сожалению, тех, кто понимает, пока мало. РЭЦ старается донести до экспортеров эту информацию, но есть определенное недоверие. Это с одной стороны. С другой — незнание основ. Тем не менее, примеры успешного экспорта онлайн есть. Так, конфеты «Крокант» находятся в топ-3 самого популярного маркетплейса Китая Tmall.com. Эти конфеты продаются на Tmall.com на миллионы долларов ежемесячно. Конфеты. Не С-400.
CL: Китайцы ведь считают наши конфеты слишком сладкими?
Алексей Мурзенок: Что касается «Кроканта», то эти конфеты как раз не очень сладкие. При этом томские производители никак специально не адаптировали их для Китая. Просто так случилось. Конфеты «попали» в китайские вкусовые предпочтения и в китайскую традицию — разбрасывать конфеты в фиолетовой упаковке на свадьбах. Так получилось случайно, а результатом стал ошеломительный успех.
CL: Какие барьеры и сложности встают на пути у российских экспортеров?
Алексей Мурзенок: Первую сложность я уже назвал. Производители просто не знают, как выйти на экспортные рынки. Вторая сложность в том, что китайский рынок уже достаточно насыщен различными товарами. Китайцы избалованы и пресыщены. И всегда оглядываются на то, представлен ли товар на Taobao. Они говорят: «Чего нет на Taobao, того нет в мире». На Taobao должно быть все. Чтобы оценить твой товар, китайский партнер обязательно зайдет на Taobao. И, например, увидит, что пока еще товар там не представлен, но представлены подделки под него. А если есть подделки — значит, товар пользуется спросом и его нужно выставлять на полках.
CL: Вы бы советовали начинать с онлайн-экспорта?
Алексей Мурзенок: Да, я бы советовал начинать с маркетплейсов, использовать их возможности. Создавать российскую «Алибабу» смысла нет, так как это будет стоить $3-5 млрд.
CL: Как лучше размещаться на китайских электронных площадках: самостоятельно или через дистрибьютора?
Алексей Мурзенок: Тут все зависит от модели: B2B и B2C. Для B2В я бы посоветовал размещать продукцию на Alibaba.com. Это самое первое детище «Алибабы». И очень удобная схема для выхода на китайский рынок. Alibaba.com — международная платформа: выставляемый на ней товар не нужно заранее завозить в Китай. Этот маркетплейс позволяет, зарегистрировавшись на нем, использовать его как онлайн-площадку твоей компании. Там можно найти дистрибьютора, которого заинтересует твоя продукция. А дальше уже попасть в офлайн-каналы.
Если же речь о B2C, то здесь все намного сложнее. И по сложному пути пошел именно Китай. Чтобы выставляться на внутрикитайских маркетплейсах, тех же Tmall.com или JD.com, сначала нужно зарегистрировать юридическое лицо в Китае. Это достаточно трудоемкий процесс, который может длиться до года. К тому же, зарегистрированное юридическое лицо должно функционировать на территории Китая в течение минимум двух лет.
Поэтому в случае B2C я бы посоветовал действовать через дистрибьютора. Именно сейчас у Российского экспортного центра есть такая возможность. Выход на китайские маркетплейсы субсидировало государство. Нашло компанию-дистрибьютора, оплатило ее работу. Теперь у нас есть дистрибьютор, помогающий выйти на китайские маркетплейсы.
Самостоятельный выход — это очень дорого. Средний чек выхода на внутрикитайский маркетплейс — от $50 тыс. до 100 тыс. Для сравнения: выход на e-bay стоит $50.
Российские товары пока еще занимают незначительную нишу на китайских маркетплейсах. Есть небольшие импортоориентированные маркетплейсы, например, vip.com, с которыми, наверное, можно вести переговоры о представлении на них своей продукции. Но пойдут ли на такие переговоры китайские партнеры или не пойдут, — сложно сказать.
CL: Какие товары сейчас интересует китайских закупщиков? Эра мороженого прошла?
Алексей Мурзенок: Если бы наш президент еще раз подарил Си Цзиньпину мороженое — оно бы оставалось абсолютным хитом. Ажиотажный спрос на него слегка поостыл, и причина тут в маркетинге.
Из того, что сейчас интересует Китай и что туда можно экспортировать, я бы выделил пищевую продукцию. Большие шансы на успех у муки, растительного масла, зерна. Правда, пока у нас только 8 российских регионов имеют возможность экспортировать зерно в Китай.
Какие еще товары имеют сейчас шансы на успех? Питьевая вода. Но она не должна быть очень дорогой, так как различных марок питьевой воды на китайском рынке немало. И не должна быть газированной, так как китайцы такую не пьют.
Из несырьевого экспорта продвинуть что-то иное сейчас сложно. Так как китайский рынок уже достаточно насыщен. Либо, если что-то продвигать, то надо сразу осознавать, что в маркетинг нужно будет вложить достаточно большие деньги. Пример — Макдональдс. Китайцы раньше не ели бургеры. И под названием «Макдональдс» американская компания там не известна. Макдональдс в Китае знают как Maidanglao. Макдональдс потратил очень большие деньги на маркетинг — и сейчас китайцы едят бургеры. Так что дело в деньгах, расходуемых на продвижение.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Таможня
Контрабанда шкурок соболя на Дальнем Востоке: задержана партия на 6 миллионов рублей
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

Контрабанду шкурок соболя и шиншиллы на сумму 6 миллионов рублей пресекли дальневосточные таможенники на границе с Китаем в октябре 2025 года. Партия из 1 600 выделанных шкурок была обнаружена у двух иностранных гражданок в пункте пропуска Благовещенск. Женщины не предоставили документы и признались, что перевозили товар за вознаграждение по поручению незнакомого лица. Возбуждены уголовные дела по статье контрабанды стратегически важных товаров, что грозит до 10 лет лишения свободы и штрафом до 1 миллиона рублей. Идет установление других причастных лиц, расследование ведется совместно с Управлением Федеральной службы безопасности по Амурской области.

Анатолий Якимов
Кантонская ярмарка 2025: как новые таможенные правила влияют на торговлю России и Китая

В 2025 году таможенное регулирование между КНР и Российской Федерацией претерпевает существенные изменения, влияют на весь комплекс внешнеэкономической деятельности. Эти нововведения особенно важны на фоне открытия 15 октября крупнейшей в Азии Кантонской ярмарки, где собраны ведущие китайские производители и зарубежные импортеры. Изменения в пошлинах, сертификации и валютном контроле формируют новые правила игры, с которыми должны считаться участники рынка.

Фото Надежды Раздабаровой
Анатолий Якимов
Финансы
Минпромторг продлевает отсрочку утильсбора на иномарки до 1 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Минпромторг РФ, по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова, рассматривает возможность отсрочки вступления в силу новых правил расчета утильсбора на импортируемые легковые автомобили с 1 ноября на 1 декабря 2025 года. Предложение обусловлено обращением общественной организации «Деловая Россия», которая подчеркнула актуальность дополнительного переходного периода.

Анатолий Якимов
Три главных тренда китайской электронной коммерции: это изменит и российский рынок
Фото телеграм-канал «Импорт в Россию»

В Китае более половины покупок совершается онлайн – уникальный для мира показатель, который делает страну лидером в области электронной коммерции и инноваций. На E-Retail Week прошел паблик-ток с бывшим топ-менеджером крупнейшего маркетплейса JD.com Цуй Чжиюй, где были раскрыты три главных тренда китайского e-commerce, которые формируют будущее рынка.

Анатолий Якимов
Российский экспорт мяса в Китай демонстрирует стремительный рост: регионы-лидеры и перспективы
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года российский экспорт свинины в Китай удвоился по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысил 55,6 тысячи тонн, что составляет около четверти всего российского экспорта свиноводческой продукции. Общий объем поставок свинины за рубеж вырос на 35,6% и достиг 205 тысяч тонн. Эти данные опубликованы Россельхознадзором на основе аналитики информационных систем «ВетИС» и «Аргус-Фито».

Анатолий Якимов
Лучшие китайские производители роботов для дома и бизнеса: оптовые поставки

Кантонская ярмарка в Гуанчжоу, открывшаяся 15 октября, одно из крупнейших и наиболее значимых событий в мире международной торговли и инноваций, и 2025 год не стал исключением. На выставке особое внимание уделяется интеллектуальным и высокотехнологичным решениям, среди которых важное место занимают роботы для дома и бизнеса. С новых павильонов и стендов демонстрируются последние достижения китайской робототехники: от умных роботов-пылесосов с голосовым управлением и системами самоочистки до промышленных и сервисных роботов для автоматизации производств и складов. Это отличная площадка для оптовых закупок инновационных роботов, которые уже сегодня активно внедряются в России в таких сферах, как промышленное производство, логистика и сфера услуг.

Фото с сайта freepik.com
Анатолий Якимов
В России импортировано свыше 2 млн китайских брелоков-игрушек: тренды молодежной моды 2025
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Стильная молодежная мода на брелоки во всем мире продолжает активно развиваться, превращаясь в крупный сегмент рынка аксессуаров. В 2025 году объем импорта детских брелоков-игрушек в Россию достиг рекордных отметок: было ввезено более 1,2 миллиона брелоков, из них большая часть — из Китая. Эти маленькие аксессуары стали неотъемлемой частью самовыражения для молодых людей, украшая рюкзаки, сумки и ключи. Такая популярность способствует росту рынка, который по прогнозам экспертов к 2025 году превысит 280 миллиардов долларов США.

Анатолий Якимов
Итоги борьбы с нелегальными поставками из Китая в России: более 25 млн рублей конфискованной техники
Фото пресс-службы Читинской таможни

С начала 2025 года таможенные органы на Дальнем Востоке России идентифицировали и изъяли из незаконного оборота более 2 600 единиц техники, ввезенной из Китая без необходимых документов. Одним из масштабных случаев стало выявление и изъятие 1380 единиц «серой» техники общей стоимостью свыше 25 миллионов рублей в приграничном поселке Забайкальск. Среди изъятого — мотоциклы, электросамокаты, телевизоры, бензопилы, лодочные моторы, электроинструменты и бытовая техника.

Анатолий Якимов
138-я Кантонская ярмарка открылась в Гуанчжоу: акцент – на умные решения и партнерства

15 октября 2025 года в Международном выставочном центре Пачжоу в Гуанчжоу официально стартовала 138-я Кантонская ярмарка, крупнейшее бизнес-событие в Азии и мире. В этом году выставка привлекла более 32 000 экспонентов, разместившихся на рекордных 74 500 стендах, что превзошло все предыдущие показатели.

Фото предоставлено участниками выставки
Анатолий Якимов
2000-й поезд «Китай-Европа» отправился из Шеньяна в Москву
Фото пресс-службы РЖД

Грузовой состав из 54 вагонов с контейнерами отправился в Москву из Шеньяна. Он стал 2000 рейсом по маршрутам Китай-Европа. Это событие сигнализирует о значительном прогрессе в развитии железнодорожного сообщения между двумя странами.