Слово Эксперта
Экспорт

Как поставлять молоко в Китай? Часть 2-я

Китай входит в топ-3 крупнейших мировых покупателей молочной продукции. В 2019 году объем импорта составил $6,2 млрд. Ожидается, что к 2024 году этот показатель может увеличиться до $8,3 млрд.
Как повысить конкурентоспособность российской молочной продукции?
Какие внутренние и внешние барьеры предстоит преодолеть для развития экспорта нашей молочной продукции?
Какие виды молочной продукции будут больше всего востребованы в Китае?
Как российская молочная продукция воспринимается на рынке Китая и почему важен эффект страны происхождения?
Мы продолжаем публиковать результаты исследования молочного экспорта в Китай от компании RUSFAIR. Первую часть смотрите по ссылке. Автор — специалист отдела исследований компании RUSFAIR Данила Петров.
Из-за пандемии и благодаря новому закону о е-коммерции, дайгу могут и вовсе сдать свои позиции и уступить место иностранным ритейлерам. В связи с большими затратами и неоправданными рисками, многие предприятия вскоре перейдут к е-торговле: розничные торговцы и международные бренды будут напрямую отправлять свою продукцию в Китай.
Платформы е-коммерции, такие как Tmall Global, JD World, Vip.com, Ymatou и Kaola, позволяют:
  • осуществлять продажи в Китай без физического присутствия
  • обходить сложные формы регистрации и подтверждения
  • избежать долгой бумажной волокиты с вывозом на склад и прочего.
Брендинг и е-репутация — как и зачем?
Хотя китайцы и любят импортную молочную продукцию, они с опасением относятся к продуктам, чьего бренда не знают, и вряд ли сделают покупку. Поэтому работа над брендом — необходимая вещь, если вы хотите внедриться на китайский рынок. Нужно повышать осведомленность потребителей, рассказывать о преимуществах вашей молочной продукции, продемонстрировать надежность и компетентность в этой сфере — одним словом, создать себе хорошую е-репутацию.
Не секрет, что китайские потребители много времени проводят в Интернете, и социальные сети играют важную роль для онлайн-шопинга и поиска нужных продуктов. Однако западные цифровые платформы в Китае запрещены, поэтому иностранным компаниям необходимо создавать свои каналы на китайских аналогах. Здесь важно помнить и о такой вещи, как форумы и блоги, и активно вливаться в их работу, поскольку китайцы привыкли во всем ориентироваться на отзывы и рекомендации других потребителей.
Контекстная реклама и seo-продвижение
Мы привыкли гуглить, чтобы найти всю интересующую информацию. Но что делать, если Google в Китае запрещен? Выход есть — это Baidu, главная китайская поисковая система. Поэтому, первым делом, любой иностранной компании нужно создать аккаунт на Baidu.
Следующий шаг — продвижение по поиску (seo). Однако в Baidu это сделать не так просто, т.к. для повышения рейтинга, сайт должен размещаться в Китае, получить соответствующие лицензии G и ICP и быть полностью на китайском языке. Кроме того, ввиду культурных различий, иностранной компании придется адаптировать свой контент и дизайн под китайские предпочтения.
Еще один «шажок» к успеху — контекстная реклама на Baidu, поскольку, размещая рекламу, иностранный бренд будет не только набирать популярность, но и заручаться доверием потенциальных покупателей.
Доверие к бренду формируется и из отзывов, оставляемых о нем на различных форумах и порталах. Поэтому связи с общественностью — один из самых экономичных и действенных способов снискать его и укрепить свой авторитет. В этом помогут форумы (например, Zhihu) и KOL (key opinion leader), имеющие большое влияние в китайском интернете.
Zhihu — вопросы и ответы
Zhihu (с кит. «знаете ли вы?») — китайский аналог веб-сайтов по типу вопрос-ответ, один из главных сервисов для обмена знаниями и мнениями. Задают вопросы и отвечают на них сами пользователи, они же редактируют и систематизируют информацию, и могут создать мнение о любой компании и продукте. Из дополнительных функций, на Zhihu можно: писать статьи, просматривать е-журналы лучших ответов и рекомендаций, проводить онлайн-презентации и снимать стримы.
Таким образом бренды могут: непосредственно контактировать с пользователями сайта, продвигать себя и представлять свои продукты, в вопросно-ответной форме, приглашать экспертов и лидеров общественного мнения для установления связей как с отраслевыми экспертами, так и с обычными потребителями, а также публиковать свой эксклюзивный контент и т.д.
Опинион лидер — зачем он нужен?
Взращивание собственных KOL — влиятельных лиц, формирующих мнение на просторах Интернета, — отличный способ достижения эффективности в работе с китайскими покупателями, повышения узнаваемости бренда. Важны они также и в молочном секторе, т.к. предлагают потребителям пример здорового образа жизни. Однако в выборе KOL необходимо проявить осторожность, т.к. не все они являются надежными и нацелены на результат.
Ведение социальных сетей
Социальные медиа — неотъемлемая часть жизни китайцев, где они не только общаются с друзьями, но и получают информацию о брендах и товарах, совершают покупки, делятся мнениями, а потому — это также прекрасное место для рекламы вашей продукции. Любой иностранной компании необходимо завести там свой аккаунт и взаимодействовать с потребителем, размещая рекламу, новости, статьи, картинки и проч. Кроме того, это повысит лояльность и узнаваемость продукции, поможет узнать потребительский спрос и, конечно, повысит продажи. Самыми популярными в китайском цифровом мире сейчас являются Wechat, Weibo и Xiaohongshu.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
С 1 сентября 2025 года госпошлины для водителей вырастут в 2-3 раза — проект Минфина
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минфин России подготовил законопроект о значительном повышении госпошлин для автовладельцев и введении новых сборов для мигрантов, которые могут вступить в силу с 1 сентября 2025 года. Документ уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности и направлен на дальнейшее рассмотрение.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт российской гречихи: рост поставок почти вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт гречихи из России в 2024/2025 сельскохозяйственном году прогнозируется на уровне 280 тысяч тонн, что на 8,4% превышает показатели предыдущего года, а по сравнению с 2022/2023 годом объем поставок вырастет в 2,5 раза, свидетельствуют данные маркетингового исследования АБ-Центр.

Анатолий Якимов
Финансы
Импорт дешевле: бизнес адаптировался к санкциям, комиссии за платежи упали вдвое
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году агентские комиссии за трансграничные платежи из России сократились в среднем с 5% до 2%, а по крупным сделкам — до 1,5%. Это стало возможным благодаря адаптации бизнеса к санкционным ограничениям и отработке новых схем переводов, включая использование платежных агентов и маршрутов через третьи страны. Такая оптимизация способствует увеличению импорта и росту конкуренции на российском рынке, что в конечном итоге выгодно для потребителей.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые требования к сертификации с 7 июля 2025 года: что изменится для импортеров и дистрибьюторов
Фото сгенерировано ИИ Шедевр

С 7 июля 2025 года вступают в силу изменения в правилах сертификации и декларирования продукции, утверждённые Приказом Минпромторга России № 1579 от 2 апреля 2025 года. Основное нововведение — расширение перечня товаров, для которых упрощённое оформление деклараций о соответствии теперь запрещено. Это означает, что для почти 100 страниц товарных позиций потребуется полная процедура сертификации.

Анатолий Якимов
Импорт
Инвестиции и инфраструктура Забайкалья: приоритеты развития и партнерство с Китаем до 2035 года
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Делегация Забайкальского края продолжает работать на пятой регулярной встрече с правительством автономного района Внутренней Монголии КНР в городе Хух-Хото. Крупнейшим китайским предпринимателям представлен широкий инвестиционный потенциал региона для привлечения капиталовложений и развития совместных проектов.

Анатолий Якимов
Укрепление логистических связей: Россия и Китай наращивают темпы в транспортной сфере
Фото пресс-службы Министерства транспорта РФ

Российская Федерация и Китайская Народная Республика продолжают активно развивать стратегическое партнерство в транспортной сфере, что подтвердило 29-е пленарное заседание Российско-Китайской Подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта. Встреча, прошедшая в китайском городе Тяньцзине, обозначила новые приоритеты и укрепила вектор на углубление логистической интеграции между двумя странами.

Анатолий Якимов
Новый экономический кластер на границе России и Китая: опыт Маньчжурии
Фото медиацентра города Маньчжурии

В северо-восточной части Китая, на стыке границ России, Монголии и КНР, развивается уникальный экономический проект, который меняет традиционные представления о приграничной торговле. Город Маньчжурия — крупнейший сухопутный порт Азии — ежедневно обрабатывает тысячи вагонов с российским лесом, калийными удобрениями, зерном и нефтепродуктами, демонстрируя переход от сырьевого транзита к полноценной промышленной переработке.

Анатолий Якимов
Обмен разрешениями между Россией и Китаем: кто выживет на рынке грузоперевозок в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году двусторонний обмен разрешениями на международные автоперевозки между Россией и Китаем продолжает оказывать значительное влияние на логистический рынок обеих стран. Несмотря на формальное равенство квот — 132 тысячи разрешений для российских перевозчиков и 102 тысячи для китайских — рыночные условия существенно различаются, что создает серьезные вызовы для российских транспортных компаний.

Редакция
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».