Слово Эксперта
Экспорт

Как поставлять молоко в Китай? Нюансы маркетинга

Китайский рынок представляет интерес для многих молочных компаний. Импорт питьевого молока в Китай постоянно растет. За 10 лет, с 2008 года по 2018, он увеличился в десятки раз — с 10 тыс. тонн до 670 тыс. тонн. Доступ на рынок КНР российские молочники получили еще весной 2019 года. Но с тех пор историй успеха было меньше, чем различных «граблей», на которые наши экспортеры периодически наступали. И лишь немногие из 39 аккредитованных на экспорт своей продукции в Китай молочных компаний воспользовались своим правом. Несмотря на постоянный рост потребителей молока в Поднебесной. Несмотря на то, что импортное молоко стоит в Китае дешевле произведенного национальными компаниями, что позволяет успешно конкурировать с ними.
Наверное, одного права на экспорт продукции все же недостаточно. Необходимо зарегистрироваться в китайской системе AQSIQ в качестве экспортера, сертифицировать свой товар в соответствии с китайскими правилами, подготовить необходимые документы, пройти таможенный контроль, защитить свои бренды от копирования (чтобы не стать жертвой какой-нибудь компании их Муданьцзяна, как в известной истории с питерской «Галактикой»), ну и, конечно, продумать маркетинг и выбрать каналы распространения. О маркетинге и расскажем.
Вот что пишет на эту тему Данила Петров, специалист отдела исследований компании RUSFAIR:
«Китайцы совсем не пьют молоко, они его просто физически не переносят!» — такое предубеждение до сих пор довольно стойко сохраняется среди россиян. Мы в рамках проекта CHINA MARKET ONLINE исследовали сегмент питьевого молока на китайском маркетплейсе Tmall для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это мнение наших соотечественников, а также узнать об особенностях этого рынка в Китае.
Сразу скажем, что жители Китая пьют молоко и немало. На это, в частности, указывает уровень продаж отдельных молочных продуктов на Tmall. Так, например, производитель молока под китайским брендом Satine получает более 250 тысяч заказов в месяц лишь только на один из своих товаров — такая цифра вполне соответствует показателям лидеров из других категорий товаров повседневного потребления. Конечно, для большинства китайцев молоко все еще не стало таким же привычным товаром, как лапша, но и удивить их «молочкой» уже вряд ли удастся.
Однако, к сожалению, российским производителям молока пока так и не удалось добраться до массового китайского потребителя. Причиной тому являются неадаптированные под китайцев форматы упаковок, неверное ценообразование, но самое главное — отсутствие в сознании жителей Поднебесной восприятия России как производителя высококачественной молочной продукции.
По мнению китайцев, самое лучшее молоко в мире производят в Германии, Новой Зеландии и Австралии — поэтому импортные продукты из этих стран (а также их имитации) обладают наибольшей популярностью на рынке. Но важно понимать, что их успеху на рынке также способствовало глубокое понимание психологии и потребностей покупателей из Китая.
Во-первых, импортные компании делают упор не на стандартные литровые упаковки, а на маленькие объемом 250 мл с трубочками для питья. Это связано с тем, что китайцы привыкли потреблять молоко не дома во время завтрака, а на ходу по дороге на работу или во время перерыва.
Во-вторых, почти все зарубежные производители молока адаптируют дизайн упаковок продукции под Китай, активно снабжая их надписями на китайской языке. Обычно мы в компании RUSFAIR категорически не рекомендуем своим клиентам добавлять иероглифы на обертки своих товаров, так как это может лишить их аутентичности и повредить образу импортной продукции. Однако молоко — это особый случай. После гигантского скандала в 2008 году, когда десятки тысяч детей отравились китайским молоком, китайцы стали чрезвычайно серьезно относиться к качеству и свойствам молочных продуктов, а потому для них очень важно иметь возможность прочитать информацию о товаре, написанную на упаковке, на понятном им языке.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлен ввоз товаров из Казахстана без документов до 25 декабря 2025
Фото с сайта freepik.com

Президент России Владимир Путин продлил упрощенный ввоз товаров из Казахстана и Киргизии до 25 декабря 2025 года. Указ №912 от 9 декабря внес изменения в предыдущий документ №778 от 24 октября, разрешая автомобильный ввоз без документов о статусе товаров ЕАЭС и маркировки при соблюдении условий: наличие уведомления от получателя, размещение на складах временного хранения и последующая декларизация.

Анатолий Якимов
Как вести бизнес с Китаем в 2026 году: семинар банка «Левобережный» и ВЭД Агент

Банк «Левобережный» совместно с ВЭД Агентом и экспертами таможенного управления организуют семинар для компаний, занятых во внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Мероприятие пройдет 10 декабря 2025 года в офисе банка в Новосибирске и будет посвящено итогам года и стратегиям для эффективной работы с Китаем в условиях санкций и изменяющегося валютного законодательства.

Анатолий Якимов
Ледовый буксир для Северного морского пути спущен на воду в Китае
Фото с сайта hgcintl.com

На верфи Янчжун в провинции Цзянсу Китая состоялась церемония спуска на воду буксира ледового класса, построенного корпорацией Huigang International специально для обеспечения навигации по Северному морскому пути. Судно должно усилить безопасность арктических перевозок.

Анатолий Якимов
Экономика Маньчжурии к 2030: международный узел Китая для России и Монголии
Фото ТГ-канала «Маньчжурия на связи»

В рамках 15-й пятилетки – 2026-2030 – Маньчжурия, один из основных приграничных городов Китая, реализует амбициозную программу, направленную на превращение в мощный экономический центр и международный транспортно-логистический хаб. Проект получил поддержку центрального правительства и интегрирован в национальную стратегию развития Внутренней Монголии.