Слово Эксперта
Экспорт

Как поставлять молоко в Китай? Нюансы маркетинга

Китайский рынок представляет интерес для многих молочных компаний. Импорт питьевого молока в Китай постоянно растет. За 10 лет, с 2008 года по 2018, он увеличился в десятки раз — с 10 тыс. тонн до 670 тыс. тонн. Доступ на рынок КНР российские молочники получили еще весной 2019 года. Но с тех пор историй успеха было меньше, чем различных «граблей», на которые наши экспортеры периодически наступали. И лишь немногие из 39 аккредитованных на экспорт своей продукции в Китай молочных компаний воспользовались своим правом. Несмотря на постоянный рост потребителей молока в Поднебесной. Несмотря на то, что импортное молоко стоит в Китае дешевле произведенного национальными компаниями, что позволяет успешно конкурировать с ними.
Наверное, одного права на экспорт продукции все же недостаточно. Необходимо зарегистрироваться в китайской системе AQSIQ в качестве экспортера, сертифицировать свой товар в соответствии с китайскими правилами, подготовить необходимые документы, пройти таможенный контроль, защитить свои бренды от копирования (чтобы не стать жертвой какой-нибудь компании их Муданьцзяна, как в известной истории с питерской «Галактикой»), ну и, конечно, продумать маркетинг и выбрать каналы распространения. О маркетинге и расскажем.
Вот что пишет на эту тему Данила Петров, специалист отдела исследований компании RUSFAIR:
«Китайцы совсем не пьют молоко, они его просто физически не переносят!» — такое предубеждение до сих пор довольно стойко сохраняется среди россиян. Мы в рамках проекта CHINA MARKET ONLINE исследовали сегмент питьевого молока на китайском маркетплейсе Tmall для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это мнение наших соотечественников, а также узнать об особенностях этого рынка в Китае.
Сразу скажем, что жители Китая пьют молоко и немало. На это, в частности, указывает уровень продаж отдельных молочных продуктов на Tmall. Так, например, производитель молока под китайским брендом Satine получает более 250 тысяч заказов в месяц лишь только на один из своих товаров — такая цифра вполне соответствует показателям лидеров из других категорий товаров повседневного потребления. Конечно, для большинства китайцев молоко все еще не стало таким же привычным товаром, как лапша, но и удивить их «молочкой» уже вряд ли удастся.
Однако, к сожалению, российским производителям молока пока так и не удалось добраться до массового китайского потребителя. Причиной тому являются неадаптированные под китайцев форматы упаковок, неверное ценообразование, но самое главное — отсутствие в сознании жителей Поднебесной восприятия России как производителя высококачественной молочной продукции.
По мнению китайцев, самое лучшее молоко в мире производят в Германии, Новой Зеландии и Австралии — поэтому импортные продукты из этих стран (а также их имитации) обладают наибольшей популярностью на рынке. Но важно понимать, что их успеху на рынке также способствовало глубокое понимание психологии и потребностей покупателей из Китая.
Во-первых, импортные компании делают упор не на стандартные литровые упаковки, а на маленькие объемом 250 мл с трубочками для питья. Это связано с тем, что китайцы привыкли потреблять молоко не дома во время завтрака, а на ходу по дороге на работу или во время перерыва.
Во-вторых, почти все зарубежные производители молока адаптируют дизайн упаковок продукции под Китай, активно снабжая их надписями на китайской языке. Обычно мы в компании RUSFAIR категорически не рекомендуем своим клиентам добавлять иероглифы на обертки своих товаров, так как это может лишить их аутентичности и повредить образу импортной продукции. Однако молоко — это особый случай. После гигантского скандала в 2008 году, когда десятки тысяч детей отравились китайским молоком, китайцы стали чрезвычайно серьезно относиться к качеству и свойствам молочных продуктов, а потому для них очень важно иметь возможность прочитать информацию о товаре, написанную на упаковке, на понятном им языке.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.