Слово Эксперта
Экспорт

Как поставлять молоко в Китай? Нюансы маркетинга

Китайский рынок представляет интерес для многих молочных компаний. Импорт питьевого молока в Китай постоянно растет. За 10 лет, с 2008 года по 2018, он увеличился в десятки раз — с 10 тыс. тонн до 670 тыс. тонн. Доступ на рынок КНР российские молочники получили еще весной 2019 года. Но с тех пор историй успеха было меньше, чем различных «граблей», на которые наши экспортеры периодически наступали. И лишь немногие из 39 аккредитованных на экспорт своей продукции в Китай молочных компаний воспользовались своим правом. Несмотря на постоянный рост потребителей молока в Поднебесной. Несмотря на то, что импортное молоко стоит в Китае дешевле произведенного национальными компаниями, что позволяет успешно конкурировать с ними.
Наверное, одного права на экспорт продукции все же недостаточно. Необходимо зарегистрироваться в китайской системе AQSIQ в качестве экспортера, сертифицировать свой товар в соответствии с китайскими правилами, подготовить необходимые документы, пройти таможенный контроль, защитить свои бренды от копирования (чтобы не стать жертвой какой-нибудь компании их Муданьцзяна, как в известной истории с питерской «Галактикой»), ну и, конечно, продумать маркетинг и выбрать каналы распространения. О маркетинге и расскажем.
Вот что пишет на эту тему Данила Петров, специалист отдела исследований компании RUSFAIR:
«Китайцы совсем не пьют молоко, они его просто физически не переносят!» — такое предубеждение до сих пор довольно стойко сохраняется среди россиян. Мы в рамках проекта CHINA MARKET ONLINE исследовали сегмент питьевого молока на китайском маркетплейсе Tmall для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это мнение наших соотечественников, а также узнать об особенностях этого рынка в Китае.
Сразу скажем, что жители Китая пьют молоко и немало. На это, в частности, указывает уровень продаж отдельных молочных продуктов на Tmall. Так, например, производитель молока под китайским брендом Satine получает более 250 тысяч заказов в месяц лишь только на один из своих товаров — такая цифра вполне соответствует показателям лидеров из других категорий товаров повседневного потребления. Конечно, для большинства китайцев молоко все еще не стало таким же привычным товаром, как лапша, но и удивить их «молочкой» уже вряд ли удастся.
Однако, к сожалению, российским производителям молока пока так и не удалось добраться до массового китайского потребителя. Причиной тому являются неадаптированные под китайцев форматы упаковок, неверное ценообразование, но самое главное — отсутствие в сознании жителей Поднебесной восприятия России как производителя высококачественной молочной продукции.
По мнению китайцев, самое лучшее молоко в мире производят в Германии, Новой Зеландии и Австралии — поэтому импортные продукты из этих стран (а также их имитации) обладают наибольшей популярностью на рынке. Но важно понимать, что их успеху на рынке также способствовало глубокое понимание психологии и потребностей покупателей из Китая.
Во-первых, импортные компании делают упор не на стандартные литровые упаковки, а на маленькие объемом 250 мл с трубочками для питья. Это связано с тем, что китайцы привыкли потреблять молоко не дома во время завтрака, а на ходу по дороге на работу или во время перерыва.
Во-вторых, почти все зарубежные производители молока адаптируют дизайн упаковок продукции под Китай, активно снабжая их надписями на китайской языке. Обычно мы в компании RUSFAIR категорически не рекомендуем своим клиентам добавлять иероглифы на обертки своих товаров, так как это может лишить их аутентичности и повредить образу импортной продукции. Однако молоко — это особый случай. После гигантского скандала в 2008 году, когда десятки тысяч детей отравились китайским молоком, китайцы стали чрезвычайно серьезно относиться к качеству и свойствам молочных продуктов, а потому для них очень важно иметь возможность прочитать информацию о товаре, написанную на упаковке, на понятном им языке.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Авиаперевозки грузов из Китая в Россию: маршруты и перспективы развития
Фото Анатолия Якимова

В 2024 году объем грузопотока из Китая в Россию составил около 26 миллионов тонн, что является частью общего товарооборота между странами. Несмотря на то, что основная часть грузов традиционно перевозится морским и железнодорожным транспортом, авиаперевозки приобретают все большую популярность, особенно для доставки срочных и хрупких товаров.

Редакция
Импорт
Как выстроить прибыльный бизнес с Китаем: конференция для предпринимателей в Москве
Фото Анатолия Якимова

Российско-Китайская деловая палата объявила о проведении профессионального форума «Эффективный бизнес с Китаем: от поиска партнеров до масштабирования», который пройдет в столице 24–25 апреля 2025 года.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенники остановили на границе туристов с фотоаппаратами, бивнями моржа и советскими медалями
Фото пресс-службы Читинской таможни

В красноярском аэропорту Емельяново и на границе с Китаем – на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» сотрудники таможни выявили серьезные нарушения законодательства: иностранцы попытались въехать в страну и вывезти товары, подлежащие обязательному декларированию и разрешению.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай — ключевой рынок для Новосибирской области: итоги 2024 года и планы на 2025 год
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году экспорт товаров из Новосибирской области в Китай сохранил уверенный рост, что связано с активным развитием транспортно-логистической активности в регионе и расширением сотрудничества с КНР. Китай стал крупнейшим импортером продукции в Новосибирской области, на долю которого приходится 54% от общего объема экспорта региона. Рост экспорта в Китай в 2024 году составил 2% по сравнению с предыдущим годом.

Анатолий Якимов
Вебинар Chinalogist: авиадоставка из Китая. Итоги, проблемы, прогнозы
Фото Анатолия Якимова

По многочисленным просьбам редакция сайта ChinaLogist.ru возобновляет консультационные и обучающие вебинары. Не упустите шанс получить актуальную информацию и прокачать свои знания в авиаперевозках из Китая, Индии и Южной Кореи. Вебинар состоится 23 апреля в 11:00 по московскому времени на платформе социальной сети «ВКонтакте».

Анатолий Якимов
Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге ускорилась
Фото ИА «Синьхуа»

Пекин отправил первый грузовой поезд Китай-Европа в 2025 году, направляющийся в Москву. Состав отправился из логистического центра столицы Китая 16 апреля 2025 года и преодолеет около 9 000 километров за 16 дней. Это символизирует новый этап развития железнодорожных перевозок между двумя континентами, поддержку стабильности и рост экономических связей.

Анатолий Якимов
От Гуанчжоу до Екатеринбурга: рекордный импорт манго из Китая в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, в 2024 году Россия импортировала 24,5 тысячи тонн манго из Китая на 48 миллионов долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2023 году.

Анатолий Якимов
Умные часы из Китая захватывают Россию: Huawei и Redmi лидируют в продажах
Фото пресс-службы группы компаний М.Видео-Эльдорадо

Каждый сотый россиянин за три месяца текущего года приобрел себе современные умные часы. По информации пресс-службы группы компаний М.Видео – Эльдорадо, в 1 квартале 2025 года россияне купили 1,45 миллиона смарт-часов на 11,9 миллиарда рублей. При этом, средняя цена выросла на 9% – до 8 200 рублей. 58% в количественном выражении и 42% - в денежном приходится на китайские бренды Huawei, Redmi, Amazfit. Apple хоть и остается лидером по выручке – 35%, но уступает по объемам – 22%.

Анатолий Якимов
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.