Слово Эксперта
Экспорт

Как поставлять молоко в Китай? Нюансы маркетинга

Китайский рынок представляет интерес для многих молочных компаний. Импорт питьевого молока в Китай постоянно растет. За 10 лет, с 2008 года по 2018, он увеличился в десятки раз — с 10 тыс. тонн до 670 тыс. тонн. Доступ на рынок КНР российские молочники получили еще весной 2019 года. Но с тех пор историй успеха было меньше, чем различных «граблей», на которые наши экспортеры периодически наступали. И лишь немногие из 39 аккредитованных на экспорт своей продукции в Китай молочных компаний воспользовались своим правом. Несмотря на постоянный рост потребителей молока в Поднебесной. Несмотря на то, что импортное молоко стоит в Китае дешевле произведенного национальными компаниями, что позволяет успешно конкурировать с ними.
Наверное, одного права на экспорт продукции все же недостаточно. Необходимо зарегистрироваться в китайской системе AQSIQ в качестве экспортера, сертифицировать свой товар в соответствии с китайскими правилами, подготовить необходимые документы, пройти таможенный контроль, защитить свои бренды от копирования (чтобы не стать жертвой какой-нибудь компании их Муданьцзяна, как в известной истории с питерской «Галактикой»), ну и, конечно, продумать маркетинг и выбрать каналы распространения. О маркетинге и расскажем.
Вот что пишет на эту тему Данила Петров, специалист отдела исследований компании RUSFAIR:
«Китайцы совсем не пьют молоко, они его просто физически не переносят!» — такое предубеждение до сих пор довольно стойко сохраняется среди россиян. Мы в рамках проекта CHINA MARKET ONLINE исследовали сегмент питьевого молока на китайском маркетплейсе Tmall для того, чтобы подтвердить или опровергнуть это мнение наших соотечественников, а также узнать об особенностях этого рынка в Китае.
Сразу скажем, что жители Китая пьют молоко и немало. На это, в частности, указывает уровень продаж отдельных молочных продуктов на Tmall. Так, например, производитель молока под китайским брендом Satine получает более 250 тысяч заказов в месяц лишь только на один из своих товаров — такая цифра вполне соответствует показателям лидеров из других категорий товаров повседневного потребления. Конечно, для большинства китайцев молоко все еще не стало таким же привычным товаром, как лапша, но и удивить их «молочкой» уже вряд ли удастся.
Однако, к сожалению, российским производителям молока пока так и не удалось добраться до массового китайского потребителя. Причиной тому являются неадаптированные под китайцев форматы упаковок, неверное ценообразование, но самое главное — отсутствие в сознании жителей Поднебесной восприятия России как производителя высококачественной молочной продукции.
По мнению китайцев, самое лучшее молоко в мире производят в Германии, Новой Зеландии и Австралии — поэтому импортные продукты из этих стран (а также их имитации) обладают наибольшей популярностью на рынке. Но важно понимать, что их успеху на рынке также способствовало глубокое понимание психологии и потребностей покупателей из Китая.
Во-первых, импортные компании делают упор не на стандартные литровые упаковки, а на маленькие объемом 250 мл с трубочками для питья. Это связано с тем, что китайцы привыкли потреблять молоко не дома во время завтрака, а на ходу по дороге на работу или во время перерыва.
Во-вторых, почти все зарубежные производители молока адаптируют дизайн упаковок продукции под Китай, активно снабжая их надписями на китайской языке. Обычно мы в компании RUSFAIR категорически не рекомендуем своим клиентам добавлять иероглифы на обертки своих товаров, так как это может лишить их аутентичности и повредить образу импортной продукции. Однако молоко — это особый случай. После гигантского скандала в 2008 году, когда десятки тысяч детей отравились китайским молоком, китайцы стали чрезвычайно серьезно относиться к качеству и свойствам молочных продуктов, а потому для них очень важно иметь возможность прочитать информацию о товаре, написанную на упаковке, на понятном им языке.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Таможня
Таможенная страда накануне 1 декабря
Фото пресс-службы Читинской таможни

Некоторые таможенные посты, в том числе, Сибирский ЦЭД объявили о работе до конца ноября в круглосуточном режиме и без выходных

Елена Каспирович
«Точки роста» российского экспорта в Китай
Фото с сайта Freepik

Российский экспорт в Китай может вырасти не только за счёт сельхозпродукции, но и IT-услуг

Елена Каспирович
Упрощение торговли обсуждается на VI Российско-Китайском форуме предпринимателей в Сиане (КНР)
Фото из Telegram-канала Бориса Титова

Около 500 представителей деловых кругов и государственных органов двух стран собрались на форум, организованный Российско-Китайским Комитетом дружбы, мира и развития (РККДМР) при поддержке Народного правительства провинции Шэньси (КНР).

Елена Каспирович
Рекордный рост грузооборота на МАПП Забайкальск
Фото пресс-службы Читинской таможни
Редакция
С днем бухгалтера: признание мастерам финансовой логистики и ВЭД
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Уважаемые читатели, партнеры и коллеги примите самые искренние поздравления с Днем бухгалтера!

Елена Каспирович
ЧП на Урале, поезда задерживаются

Из-за возгорания цистерн с топливом повреждены мост и 400 метров путей

Фото пресс-службы РЖД
Елена Каспирович
Фискальные новости и падение импорта электроники
Фото с сайта Freepik.com

Законопроект о введении технологического сбора за ввоз или производство продукции с электронной компонентной базой принят Госдумой во втором чтении.

Елена Каспирович
Китай ужесточает экспорт автомобилей с 1 января 2026

Нововведение нацелено на борьбу с продажами новых автомобилей под видом «б/у»

Фото с сайта Freepik.com
Елена Каспирович
Импорт авто: растаможь меня, если сможешь, до 1 декабря
Фото пресс-службы Уссурийской таможни

Около 1000 автовозов с более чем 5 тысячами автомобилей, 4 из которых были оформлены для физлиц, перевезено с начала ноября через автомобильные пункты пропуска Приморского края, сообщает Уссурийская таможня. Это почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

 

Анатолий Якимов
Выставки IEAE и IGHE в Москве — новые возможности для ритейла и импорта в 2026 году
Фото предоставлено организаторами выставок

С 25 по 27 ноября в московском выставочном комплексе «Тимирязев Центр» пройдут две крупнейшие международные выставки — IEAE 2025 – потребительская электроника и IGHE 2025 – товары для дома и подарки, которые впервые объединяют бизнес-форум для обмена опытом, обсуждения рыночных трендов и поиска инновационных решений. В мероприятии примут участие ведущие эксперты, представители торговых сетей, маркетплейсов и профильных ассоциаций.