Павел Мартынов
Финансы

Китай поможет?

С начала февраля в китайских СМИ развернулась массированная информационная кампания, которая рассказывала о ситуации на Украине, о накачке Украины силами НАТО, вооружениями, наёмниками, рассказывалось о зарождении неонацизма, о том, что рядом с Россией формируется очень недружелюбное государство, которое представляет угрозу безопасности РФ. Кампания была настолько массированная, что русские люди, которые живут в Китае такой информационной поддержки не видели ни разу. Сейчас эта волна немного спала, но если мы посмотрим сейчас, то в китайских социальных сетях кампания по обвинению России и русских блокируется и пресекается. То есть китайские модераторы эту тему пресекают.
Уже такое поведение китайских властей и очень едкие и по делу высказывания официальных китайских лиц в поддержку России, может быть не прямые, но опосредованные, говорит о том, что Китай, конечно же, наш союзник.
В российских и зарубежных СМИ активно транслируется информация о том, что Китай отказал нам в поставке запчастей для самолётов, о том ,что китайские банки не проводят платежи. Но надо разделять истории о моральной поддержке и об экономике.
Нам надо смириться с той ситуацией, что большие компании из КНР, у которых достаточно серьёзный бизнес за пределами Китая, не станут открыто нас поддерживать и будут вынуждены каким-то образом присоединиться к санкциям.
При этом в Китае существует огромное количество компаний, у которых бизнес не завязан на международные компании и международные финансы. И именно эти компании будут теми проводниками, поставляющими в Россию товару, запрещённые к ввозу.
Сейчас идёт перестройка экономики перестройка финансовых потоков. И мы можем увидеть неожиданные повороты, которые откроют нам окно возможностей.
Понятно, что импотрозамещение и налаживание потоков не произойдут мгновенно. Когда был кризис 2014 года, уже были санкции против России, Белоруссия быстро встроилась в цепочку поставок санкционных товаров, а теперь она и сама под санкциями. Но есть Казахстан, есть другие азиатские страны, есть Китай. Я думаю, что через 3-4 месяца эти поставки наладятся. Да, мы будем вынуждены покупать товары, к которым привыкли, по более дорогой цене, но рынок как-то сам себя отрегулирует. Кроме того будут серьёзно меняться потребительские привычки. В первую очередь это касается разного рода цифровых активов.
С одной стороны, Россия может вырваться вперёд в плане добычи криптовалюты. Китай запретил крипту и, скорее всего, это какая-то осознанная политика. А в Европе с нынешней стоимостью электроэнергии нерентабельно размещать майнинговое оборудование. В Казахстане это тоже стало невыгодно и компании потихоньку перебазируются в Россию.. То есть Россия потенциально может вырваться в лидеры мирового майнинга. Подождём решений ЦБ и решений правительства, но в условиях кризиса история с добычей крипты нам может очен сильно сыграть на руку. Сейчас огромное количество высокодоходных финансовых инструментов построены на криптовалюте. И люди всё равно будут пытаться зарабатывать на этом деньги, и многие крупные компании на блокчйне строят свои метавселенные. Поэтому Россия итак в плане майнинга и оборота криптовалюты занимала достаточно большое место в мире, а сейчас это может оказаться нашим конкурентным преимуществом.
С другой, твой NFT или дом в метавселенной, к сожалению, не спасёт тебя от голода. Ситуация с частью инструментов и частью рынков, которые были весьма актуальны в России и показывали очень высокую доходность, сейчас очень быстро изменится. Люди сейчас предпочитают простые физические товары: муку, яйца, масло. Ни один виртуальный продукт не заменит эту всю историю. Наверное сейчас будут меняться тренды в криптоиндустрии. Есть криптовалюта USDT, привязанная к доллару, возможно появится какая-то криптовалюта, привязанная к стоимости пшеницы или сахара. С одной стороны, эти изменения происходят интересно, с другой — очень болезненно, но всегда самя тёмная ночь перед рассветом. Будем надеяться на то что те отрасли которые были в забвении у нас получат новый рывок. Если ЦБ уйдёт от своей политики сдерживания и начнёт накачивать экономику реальными деньгами, нам всем это даёт шансы быстро восстановиться и заработать.
Сейчас мы просто не понимаем к чему готовиться. Но, что касается продуктов, то люди в очередях не стоят, не скупают сахар, не скупают консервы, всё достаточно спокойно. Волна спроса, которая была на бытовую технику, предметы роскоши, одежды, когда люди скупали это всё ещё по старым ценам, сейчас успокоится и это приведёт к серьёзному затишью на рынке. Покупать, когда зарплаты старые, а цены новые — многие продажи встанут и люди станут покупать только действительно необходимое. Сломалась стиральная машина — человек затянул пояс потуже и купил, впрок никто набирать не будет.
Мы, скорее всего, станем жить хуже. Но вынужденная необходимость заниматься реальным импортозамещением. А не декларируемым как после 2014 года, даёт, мне кажется, шансы. Часть производств энергоёмких будут развиваться в России и китайцы просто будут вынуждены инвестировать в них. Другого варианта ведь нет. Попробуй-ка сейчас выплавлять алюминий где-нибудь в Европе с ценой на газ и электричество, которая сейчас сложилась.
Американцы своими действиями нарушили множество договорённостей, которые были в области интеллектуального права. Мы так долго привыкали платить за бренды, за фильмы, за подписки. А сейчас ведь это разрушено. Мы также будем смотреть все эти фильмы, просто станем качать их с торрентов. Потери компаний, которые всё это поддержали, в итоге будут огромными. Должно будет пройти пять, семь, десять лет на то, чтобы мы им доверяли и стали покупать контент. А, может быть, этого никогда не произойдёт. Все те бизнес-модели, построенные на подписках просто уйдут в никуда. Поэтому выдыхаем, занимаемся семьёй, близким, своими делами, которые всегда откладывали и немного отстранённо наблюдаем за ситуацией.
Максим Спасский (https://spassky.pro/)( ⻢伟生) — эксперт по Китаю, CEO AsiaSMM /Spassky.PRO КИТАЙ, Член генерального совета РАСПП (Российско-азиатский союз промышленников и производителей, учредитель Института мозговых центров Шелкового Пути Синьцзян-Уйгурского автономный район 新疆维吾尔自治区, руководитель департамента по международным связям со странами Азии, «Всероссийского союза пациентов».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Российские карты в Китае: ограничения, причины и перспективы внедрения QR-платежей
Фото Анатолия Якимова

В Китае пока отсутствует возможность рассчитываться картами «Мир» и другими банковскими платежными системами из-за ограничений в международной банковской инфраструктуре и санкционного давления. Однако внедрение платежей через QR-коды, которые не требуют прямого взаимодействия с банковскими сетями, рассматривается как перспективное решение для российских туристов и бизнесменов.

Анатолий Якимов
Импорт
Второй раз за год: китайское судно XIN XIN HAI 1 прибыло в Архангельск по Северному морскому пути
Фото из ТГ-канала Александра Цыбульского

В морской порт Архангельск второй раз в 2025 году прибыло судно из Китая – контейнеровоз XIN XIN HAI 1, которое прошло по Северному морскому пути в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1». Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд с экспортным лесом прошел через Забайкальск – Маньчжурию в Китай
Фото Анатолия Якимова

Впервые в истории Международного железнодорожного пограничного перехода «Забайкальск — Маньчжурия» прошла отправка контейнерного поезда с экспортным биржевым грузом. После перевалки с российского подвижного состава колеи 1520 мм на китайский стандарт 1435 мм, 76 40-футовых контейнеров в ближайшее время доставят до конечного получателя на станцию Тайцан, округ Сучжоу, провинция Цзянсу. Эта поставка стала результатом первой в России экспортной сделки через цифровую платформу «Оператор товарных поставок» (ОТП РЖД) на Петербургской бирже в новой секции «Лес и стройматериалы».

Анатолий Якимов
Импорт
Электромобили составляют 40% ввезенных в СФО авто: более половины – китайские
Фото сгенерировано ИИ Шендеврум

За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.

Анатолий Якимов
Новый транспортный коридор в Китай: подробности проекта в Забайкальском крае
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».

Анатолий Якимов
Импорт
Топ-10 популярных китайских брендов и товаров в сентябре 2025
Коллаж из фото с сайта aliexpress.ru

В сентябре 2025 года на китайских маркетплейсах в России особо выделились 10 популярных товаров от известных брендов. Они востребованы по разным причинам — от уникального дизайна до технологичности и доступности. Chinalogist изучил каждый из этих товаров подробнее.

Анатолий Якимов
Импорт
Новая система контроля параллельного импорта в России заработает в 2026 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России отмечает заметное и продолжающееся снижение объемов параллельного импорта. За последние два месяца поставки по этому механизму составили 1,4-1,5 миллиарда долларов США, что существенно ниже среднемесячных 2,5 миллиарда долларов США в предыдущие периоды. Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Чиновник подчеркнул, что ведомство работает над совершенствованием контроля за ввозом товаров с параллельным импортом.

Анатолий Якимов
Китай вдвое увеличил экспорт персиков и нарастил поставки фруктов в Россию в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2025 году более чем вдвое увеличил экспорт персиков в Россию, достигнув рекордных поставок на сумму свыше 30 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает показатели прошлого года.

Анатолий Якимов
Спад торговли РФ и КНР в 2025 году: причины и влияние на двусторонние отношения
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот между Китаем и Россией в январе—августе 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 143,76 миллиарда долларов США, свидетельствуют данные Главного таможенного управления Китая. Экспорт китайских товаров в Россию упал на 9,7%, составив 64,77 миллиарда долларов США, импорт из России — на 9,1%, до 78,99 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев Россия сохраняет положительное торговое сальдо в 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% меньше, чем в 2024 году.

Анатолий Якимов
Развитие транспортной инфраструктуры и логистики Дальнего Востока — план президента Владимира Путина
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума рассказал о масштабных планах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, подчеркнув ключевые приоритеты модернизации и расширения логистических возможностей региона.