Павел Мартынов
Финансы

Китай поможет?

С начала февраля в китайских СМИ развернулась массированная информационная кампания, которая рассказывала о ситуации на Украине, о накачке Украины силами НАТО, вооружениями, наёмниками, рассказывалось о зарождении неонацизма, о том, что рядом с Россией формируется очень недружелюбное государство, которое представляет угрозу безопасности РФ. Кампания была настолько массированная, что русские люди, которые живут в Китае такой информационной поддержки не видели ни разу. Сейчас эта волна немного спала, но если мы посмотрим сейчас, то в китайских социальных сетях кампания по обвинению России и русских блокируется и пресекается. То есть китайские модераторы эту тему пресекают.
Уже такое поведение китайских властей и очень едкие и по делу высказывания официальных китайских лиц в поддержку России, может быть не прямые, но опосредованные, говорит о том, что Китай, конечно же, наш союзник.
В российских и зарубежных СМИ активно транслируется информация о том, что Китай отказал нам в поставке запчастей для самолётов, о том ,что китайские банки не проводят платежи. Но надо разделять истории о моральной поддержке и об экономике.
Нам надо смириться с той ситуацией, что большие компании из КНР, у которых достаточно серьёзный бизнес за пределами Китая, не станут открыто нас поддерживать и будут вынуждены каким-то образом присоединиться к санкциям.
При этом в Китае существует огромное количество компаний, у которых бизнес не завязан на международные компании и международные финансы. И именно эти компании будут теми проводниками, поставляющими в Россию товару, запрещённые к ввозу.
Сейчас идёт перестройка экономики перестройка финансовых потоков. И мы можем увидеть неожиданные повороты, которые откроют нам окно возможностей.
Понятно, что импотрозамещение и налаживание потоков не произойдут мгновенно. Когда был кризис 2014 года, уже были санкции против России, Белоруссия быстро встроилась в цепочку поставок санкционных товаров, а теперь она и сама под санкциями. Но есть Казахстан, есть другие азиатские страны, есть Китай. Я думаю, что через 3-4 месяца эти поставки наладятся. Да, мы будем вынуждены покупать товары, к которым привыкли, по более дорогой цене, но рынок как-то сам себя отрегулирует. Кроме того будут серьёзно меняться потребительские привычки. В первую очередь это касается разного рода цифровых активов.
С одной стороны, Россия может вырваться вперёд в плане добычи криптовалюты. Китай запретил крипту и, скорее всего, это какая-то осознанная политика. А в Европе с нынешней стоимостью электроэнергии нерентабельно размещать майнинговое оборудование. В Казахстане это тоже стало невыгодно и компании потихоньку перебазируются в Россию.. То есть Россия потенциально может вырваться в лидеры мирового майнинга. Подождём решений ЦБ и решений правительства, но в условиях кризиса история с добычей крипты нам может очен сильно сыграть на руку. Сейчас огромное количество высокодоходных финансовых инструментов построены на криптовалюте. И люди всё равно будут пытаться зарабатывать на этом деньги, и многие крупные компании на блокчйне строят свои метавселенные. Поэтому Россия итак в плане майнинга и оборота криптовалюты занимала достаточно большое место в мире, а сейчас это может оказаться нашим конкурентным преимуществом.
С другой, твой NFT или дом в метавселенной, к сожалению, не спасёт тебя от голода. Ситуация с частью инструментов и частью рынков, которые были весьма актуальны в России и показывали очень высокую доходность, сейчас очень быстро изменится. Люди сейчас предпочитают простые физические товары: муку, яйца, масло. Ни один виртуальный продукт не заменит эту всю историю. Наверное сейчас будут меняться тренды в криптоиндустрии. Есть криптовалюта USDT, привязанная к доллару, возможно появится какая-то криптовалюта, привязанная к стоимости пшеницы или сахара. С одной стороны, эти изменения происходят интересно, с другой — очень болезненно, но всегда самя тёмная ночь перед рассветом. Будем надеяться на то что те отрасли которые были в забвении у нас получат новый рывок. Если ЦБ уйдёт от своей политики сдерживания и начнёт накачивать экономику реальными деньгами, нам всем это даёт шансы быстро восстановиться и заработать.
Сейчас мы просто не понимаем к чему готовиться. Но, что касается продуктов, то люди в очередях не стоят, не скупают сахар, не скупают консервы, всё достаточно спокойно. Волна спроса, которая была на бытовую технику, предметы роскоши, одежды, когда люди скупали это всё ещё по старым ценам, сейчас успокоится и это приведёт к серьёзному затишью на рынке. Покупать, когда зарплаты старые, а цены новые — многие продажи встанут и люди станут покупать только действительно необходимое. Сломалась стиральная машина — человек затянул пояс потуже и купил, впрок никто набирать не будет.
Мы, скорее всего, станем жить хуже. Но вынужденная необходимость заниматься реальным импортозамещением. А не декларируемым как после 2014 года, даёт, мне кажется, шансы. Часть производств энергоёмких будут развиваться в России и китайцы просто будут вынуждены инвестировать в них. Другого варианта ведь нет. Попробуй-ка сейчас выплавлять алюминий где-нибудь в Европе с ценой на газ и электричество, которая сейчас сложилась.
Американцы своими действиями нарушили множество договорённостей, которые были в области интеллектуального права. Мы так долго привыкали платить за бренды, за фильмы, за подписки. А сейчас ведь это разрушено. Мы также будем смотреть все эти фильмы, просто станем качать их с торрентов. Потери компаний, которые всё это поддержали, в итоге будут огромными. Должно будет пройти пять, семь, десять лет на то, чтобы мы им доверяли и стали покупать контент. А, может быть, этого никогда не произойдёт. Все те бизнес-модели, построенные на подписках просто уйдут в никуда. Поэтому выдыхаем, занимаемся семьёй, близким, своими делами, которые всегда откладывали и немного отстранённо наблюдаем за ситуацией.
Максим Спасский (https://spassky.pro/)( ⻢伟生) — эксперт по Китаю, CEO AsiaSMM /Spassky.PRO КИТАЙ, Член генерального совета РАСПП (Российско-азиатский союз промышленников и производителей, учредитель Института мозговых центров Шелкового Пути Синьцзян-Уйгурского автономный район 新疆维吾尔自治区, руководитель департамента по международным связям со странами Азии, «Всероссийского союза пациентов».
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.