Слово Эксперта
Финансы

Китайские инвестиции. Часть 2-я

Автор: Максим Спасский — эксперт по Китаю, CEO AsiaSMM / Spassky.PRO КИТАЙ, член генсовета «Русско-азиатского союза промышленников и производителей», председатель в «Доме российско-китайской дружбы», руководитель департамента по международным связям со странами Азии, «Всероссийского союза пациентов». Звонить в рабочее время по тел. +7 962 31 88 886
Читать бизнес-планы — сложная работа, можно потерять рассудок. Спокойствие, только спокойствие, говорю я себе открывая очередной многостраничный документ. Не знаю почему, но русские соискатели китайских инвестиций пытаются качество заменить количеством, большим количеством пустых слов и коммерческими предложениями без самого предложения.
Интересно, вы искренне считаете, что у вашего потенциального инвестора есть время вдумчиво изучать 200 страниц вашего бизнес-плана? Вот я очень сильно в этом сомневаюсь. Мой главный в жизни учитель — мой отец, говорил мне: «Не проси если могут отказать, создай благоприятную ситуация для принятия решения в твою пользу».
Соискатель инвестиций, обращаясь с предложением к инвестору, должен помнить самое главное: мотивацией любого инвестора является получение прибыли. В данном случае я говорю именно об инвестициях, потому что есть еще благотворительность и меценатство, но это уже другая история.
Любого инвестора интересует прибыль, поэтому вы должны показать ему сколько он получить и почему это реально. Как правило, соискатель инвестиций верит в свой проект, или не верить — это не важно, рассказывая о многом, забывая о интересе инвестора.
Часто читая письма, которые приходят ко мне с просьбой найти китайского инвестора, я становлюсь психотерапевтом, выслушивая боли обратившихся ко мне людей. Продажа через боль хороша для инвестиционных проектов, связанных с медициной, но не является мотивацией для инвестиций в проект лесопереработки. А еще ваша боль в отсутствии денег на достойный образ жизни, покупку нового автомобиля или загородного дома — это тоже не мотивация для инвестора.
Как правило, в многостраничных бизнес-планах много времени уделяют описанию востребованности рынком выпускаемой продукции. Видимо, авторы считают, что таким образом введут инвестора в священный транс и он прямо после прочтения отсчитает им юани. Это проигрышная стратегия. Лучше конкретно указать один-два варианта сбыта, подкрепив это конкретными договорами поставки. Так вы сфокусируете внимание потенциального инвестора и мотивированно растолкуете ему, что ваши планы реальны.
Ошибки российских предпринимателей при составлении бизнес-планов с расчетом на привлечение китайских инвесторов повторяются, как под копирку, в 95% случаев.
Перечислю основные из них:
  1. Привлечение китайских инвестиций в рублях. Соискатель китайских инвестиций искренне хочет избежать валютных рисков. Мотивация просящего понятна. Непонятна мотивация инвестора взваливать эти риски на свои плечи. Если вы хотите рубли — ищите их в России.
  2. Обращение за поиском инвестиций в небольшие проекты. Привлечение инвестиций — четко регламентированный процесс, который требует подготовки и упаковки проекта, участия в профильных мероприятиях и деловых поездках — это требует денег. Поэтому если ваш проект «без амбиций» и требует нескольких миллионов рублей, оглядитесь по сторонам: скорее всего ваш инвестор ходит рядом с вами.
  3. Привлечение китайского инвестора в проекты, не связанные с продажей готовой продукции в Китай. Если ваш проект рассчитан на выпуск продукции, не завязанной на сбыте в Китай, вам не нужен китайский инвестор. Во-первых, вы не сможете объяснить китайскому инвестору, зачем ему вкладываться в проект, а во-вторых, смотрите пункт №1.
  4. Дорого продать ненужный актив «безумным китайцам». Вот кто вам сказал, что китайские предприниматели — это дебилы? Китайцы очень осторожны и очень недоверчивы. Они десять раз проверят то, что вы им говорите. Найдут своего земляка или человека, которому они доверяют и перепроверят ваше предложение.
  5. Предложение на русском языке. Ну эта ошибка характерна для 99,99% предложений. Почему вы считаете, что китаец будет читать ваше предложение на русском языке? Или почему, обратившись ко мне, вы думаете, что я буду переводить его на китайский язык бесплатно?
  6. Отсутствие мотивации агента в реализации вашего проекта. Мотивация в получение агентского вознаграждения от суммы привлеченных китайских инвестиций — плохая идея. Такой подход может сработать только, если у вас упакованный, востребованный проект, к которому выстроилась очередь из инвесторов. В противном случае я не готов за свой счет вкладываться в упаковку чужого проекта.
Расположил ошибки в произвольном порядке. Посмотрите: если узнали себя, подумайте, как избежать их при подготовке предложения.
Я много пишу и рассказываю о привлечении китайских инвестиций, бесплатно делюсь информацией на своем канале на Яндекс Дзен и своем сайте, при этом у меня нет времени бесплатно анализировать и разбирать ваши предложения. Обращаясь ко мне, вы должны понимать, что мое время стоит денег. Поэтому, если хотите получить от меня предложение — пишите коротко и по делу, сразу обозначив мой интерес заняться вашим проектом.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Дорогие друзья!

От всей души поздравляем вас с Днем Великой Победы!

Этот праздник — символ мужества, стойкости и единства, которые помогают преодолевать любые трудности. Именно эти качества лежат в основе нашей работы: мы строим логистические мосты между странами, обеспечивая бесперебойные поставки даже в сложных условиях.

Спасибо вам за доверие и совместную работу. Благодаря вам мы каждый день доказываем, что расстояния и границы — не преграда для надежного партнерства.

Желаем вам крепкого здоровья, процветания и новых достижений. Пусть ваш бизнес развивается, а все грузы приходят точно в срок!

 
Анатолий Якимов
Экспорт
Российский шоколад завоевывает Китай: экспорт «Аленки» и «Коровки» вырос в 2 раза с 2000 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Генеральный директор Российско-китайского инвестиционного фонда регионального развития (РКИФРР) Рустам Темиргалиев заявил о том, что российские кондитерские бренды, такие как шоколад «Аленка» и конфеты «Коровка», стали невероятно популярны в Китае. В интервью телеканалу «Россия 24» он отметил, что спрос на эти товары продолжает расти.

Анатолий Якимов
Российский экспорт филе рыбы в Китай: глубокая переработка растет
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года Россия увеличила экспорт рыбного филе. Рост составил 72%, в стоимостном выражении, превысив 140 миллионов долларов США. В основу экспорта входят филе и фарш минтая – более 70% от объема, а также филе трески – 17%. Поставки филе минтая выросли на 85%, до 102 миллионов долларов США, филе трески – на 51% – до 24 миллионов долларов США. Крупнейшими покупателями стали Республика Корея и Китай, при этом экспорт в Корею вырос на 65%, а в Китай – в 2,5 раза. Об этом сообщили в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России «Агроэкспорт».

Анатолий Якимов
Импорт из Китая без риска: инструменты для проверки контрагентов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт из Китая остается важным направлением для российского бизнеса, открывая доступ к выгодным ценам и огромному ассортименту товаров. Однако сотрудничество с китайскими поставщиками связано с рисками, такими как поставка некачественной продукции, несоответствие стандартам ЕАЭС, задержки и недопоставки. Чтобы минимизировать эти риски, предпринимателям рекомендуется использовать специализированные сервисы для проверки надежности контрагентов.

Анатолий Якимов
Сибирь наращивает поставки леса в Китай: рост экспорта пиломатериалов и целлюлозы
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт обработанной древесины из Сибири в Китай продолжает расти, демонстрируя устойчивую динамику в 2024 году и в первом квартале 2025 года. По данным Сибирского таможенного управления, в первом квартале 2025 года доля обработанной древесины в общем объеме экспорта из Сибирского федерального округа достигла 97%, что выше показателя аналогичного периода 2024 года на два процента.

Анатолий Якимов
Как Китай меняет автомобильный рынок России: новые технологии Changan
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце 2024 года китайский автопроизводитель Changan в Чунцине открыл ультрасовременный завод, оснащенный более чем 1 400 промышленными роботами и интегрированный с технологиями 5G и искусственного интеллекта. Завод площадью 77 гектаров рассчитан на выпуск до 280 000 электромобилей в год, включая модели Avatr 07, Deepal S05 и Changan Nevo E07. Солнечная электростанция мощностью 36 мегаватт покрывает до 19% энергопотребления предприятия, что снижает углеродный след.

Анатолий Якимов
Лев Решетников: Новосибирская область расширяет торговую связь с Китаем через пилотный проект в Циндао
Фото с сайта unsplash.com

В Новосибирской области открылась уникальная возможность для местных компаний бесплатно представить свою продукцию на шоуруме на территории Пилотной зоны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Циндао (Китай). Это часть программы по развитию международного сотрудничества и поддержке экспортных возможностей региона.

Анатолий Якимов
Китай наращивает закупки подсолнечного масла из Сибири: экспорт вырос в 5 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году из Сибирского федерального округа в Китай экспортировали 81 тысячу тонн подсолнечного масла. Это 79% от всего объема экспорта в регионе. По сравнению с 2023 годом объемы выросли в 5 раз, а общий экспорт из Сибири достиг 102 тысяч тонн. Об этом сообщили в ФГБУ «ЦОК АПК».

Анатолий Якимов
Более 55 тонн зараженных овощей и фруктов не прошли фитоконтроль в Забайкалье в 2025 году.
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 28 по 30 апреля 2025 года в Забайкальском крае специалисты филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна и плодоовощной продукции» выявили карантинных вредителей в 13 партиях импортных овощей и фруктов из Китая, общий вес которых 55,6 тонны. Среди обнаруженных вредителей — червец Комстока, трипс Пальма, западный цветочный трипс и южноамериканская томатная моль.

Анатолий Якимов
Китай вошел в тройку поставщиков мяса в Россию: экспорт вырос почти в четыре раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2024 году резко увеличил импорт мяса в Россию, поднявшись с девятого на третье место среди крупнейших стран. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные платформы «ООН Comtrade» и национальных статистических порталов. Объем экспорта мяса из Китая в Россию вырос почти в 4 раза – до 125,8 миллиона долларов США, что составило 5,6% российского импорта мяса.