Лена Новоселова

Компания из Китая банкротит российского поставщика зерна из-за долга в 35,8 млн рублей

Зарегистрированная в Маньчжурии торговая группа «Кайшен» подала иск о банкротстве поставщика зерновых ООО «Алтайская звезда» из-за долга более 35,8 млн рублей, следует из материалов на сайте Арбитражного суда Алтайского края.
В 2022 году компании заключили договор на поставку 4,5 тыс. тонн льна и ячменя за 171 млн рублей на условиях:
— 100% предоплата в течение трех рабочих дней с момента выставления счета,
— сроки поставки: июль-октябрь 2022 года,
— условия отгрузки: FCA (франко-склад продавца) г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 120 З.
В начале июля 2022 года китайская компания перевела предоплату в сумме 34,2 млн рублей за 900 тонн масличного льна.
Затем компании обменялись такими сообщениями, следует из документов арбитражного суда:
«Кайшен», 16 июля 2022 года. Уведомил, что «срок отправки первого контейнера поезда — 1 600 тонн, продукция ― лен, должен быть обеспечен не позднее 24.07.2022, так как под данный поезд согласована ГУ-12 РЖД РФ и китайской ЖД, а также выделена нитка отправления, контейнеры и автомобильная техника находятся в ожидании погрузки со стороны продавца».
«Звезда Алтая», 19 июля 2022 года. Сообщила, что «в оговоренные сроки ― 24 июля ― продукция не может быть подготовлена к поставке ввиду не полной ее оплаты, проведения фитосанитарной обработки, оформления сопроводительной документации для отправки продукции на экспорт в КНР».
«Звезда Алтая», 20 июля 2022 года. Написала о «готовности льна в количестве 100 тонн, просила предоставить данные грузоотправителя и номера контейнеров для дальнейшего оформления фитосанитарного сертификата».
«Кайшен», 21 июля 2022 года. Предложил «отгрузить партию продукции лен масличный в размере 900 тонн, за который произведена оплата в сумме 34,2 млн рублей, в срок не позднее 12.08.2022 ― согласованный срок РЖД ― просил сообщить, до какого срока будет подготовлена полная партию 900 тонн продукции, зафасованная в мешки по 50 кг, загруженная в биг-беги, готовая к отгрузке контейнеров. Одновременно предложил расторгнуть контракт и вернуть оплату в размере 34,2 млн рублей в случае не согласования продавцом срока отгрузки товара».
«Кайшен», 25 июля 2022 года. Просил «расторгнуть контракт от 30.06.2022 № 30/06-22 и вернуть денежные средства в сумме 34,2 млн рублей по платежному поручению от 08.07.2022»
«Звезда Алтая», 4 августа 2022 года. Сообщила о «невозможности расторжения контракта на предложенных покупателем условиях, готовности к отгрузке 200 тонн продукции лен масличный, потребовало произвести выборку товара в срок не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления».
«Кайшен», 26 августа 2022 года. Отправил претензию по почте, где сообщило о расторжении контракта и просил вернуть денежные средства в сумме 34,2 млн рублей«.
Однако «Алтайская звезда» предоплату не возвращала и разбираться пришлось в суде.
В суде «Алтайская звезда» обвиняла китайских партнеров, что это они не принимали товар, хотя он был готов к отгрузке, а еще предоставляли график отгрузки, сведения о грузополучателе и номерах контейнеров. «Алтайская звезда» утверждала, что без этой информации оформить сопроводительные документы на груз невозможно.
Суд установил, что по закону на поставки ячменя и льна распространяется неполное таможенное декларирование и декларант уже после выпуска товара в течение 8 месяцев предоставляет сведения:
— о получателе товаров;
— о стране назначения товаров и торгующей стране;
— о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров;
— об упаковках товаров: количество, вид, маркировка и порядковые номера.
Отсутствующие номера контейнеров также не мешали оформлению сопроводительной документации, выяснил суд из ответа на запрос в логистическую компанию. «Евросиб СПб-транспортные системы» сообщила, что «при заказе контейнеров получить точную информацию о их номерах не представляется возможным, так как заказчик подает заявку на определенное количество контейнеров, а номера определяются непосредственно после проверки, осмотра и подбора контейнеров заказчиком перед погрузкой на автомобильную платформу».
Также суд отклонил довод «Алтайской звезды» о том, что «Кайшен» сначала обязан оплатить полную сумму контракта в 171 млн рублей, а затем компания начала бы поставки. Суд уточнил, что когда график поставок не определен договором, то действует ч. 1 ст. 508 ГК РФ. Там говорится, что «периоды поставки товаров — это отдельные сроки, в течение которых товары должны поставляться покупателю отдельными партиями от всего количества товаров, которые должны быть переданы в целом покупателю». Еще суд отметили, что Алтайская звезда" не отказалась от выполнения контракта, хотя по договору могла это сделать.
«Алтайская звезда» не смогла доказать суду, что у нее есть обещанные китайцам 900 тонн льна. Российская сторона заявляла, что хранит товар на барнаульском складе по адресу Змеиногорский тракт, строение 120 З. Но вместимость этого помещения ― 600 тонн. Суд предложил «Кайшену» вместе с «Алтайской звездой» и техническими специалистами осмотреть этот склад и так установить объем хранящегося там льна. Но «Алтайская звезда» уклонилась от совместного с заказчиком осмотра склада. «Кайшан» дважды отправлял письма с просьбой назначить дату осмотра, но не получил ответа, хотя предоставил суду подтверждение, что «Алтайская звезда» получала уведомление.
В апреле 2023 года «Кайшан» предложил «Алтайской звезде» все-таки отгрузить 900 тонн уже оплаченного льна и отправил российским партнерам график погрузки и сроки предоставления документации для обсуждения. «Алтайская звезда» ответила, что понесла из-за «Кайшана» убытки в размере 10,6 млн рублей и снова затребовала данные о номерах контейнеров, грузоотправителе и грузополучателе. После встречи с представителями китайской стороны «Алтайская звезда» все-таки пообещала отправить график погрузки 900 тонн льна. Но не отправила.
Также «Алтайская звезда» предлагала договориться так: отгрузить 450 тонн льна на сумму 17,1 млн рублей и оставить себе оставшуюся сумму предоплаты ― еще 17,1 млн рублей «в счет понесенных компанией расходов». Но подтвердить эти расходы российский поставщик не смог. «Кайшан» отказался от мирового соглашения на таких условиях.
Весной 2023 года Арбитражный суд Алтайского края вынес решение, что «Алтайская звезда» должна вернуть сумму предоплаты и проценты за пользование средствами китайской компании ― всего 35,85 млн рублей. Российская компания подала апелляцию, но Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Алтайского края без изменений.
Но «Алтайская звезда» не исполнила решение суда и не вернула деньги. Суд назначил первое заседание по иску о банкротстве российской компании на 28 сентября.
По данным ЕГРЮЛ ООО «Звезда Алтая» зарегистрировано в 2019 году в Барнауле. Учредитель ― Софья Васильевна Пондина. Основной вид деятельности компании ― оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для животных. В числе дополнительных видов деятельности: выращивание зерновых, зернобобовых и семян масличных культур; производство масел и жиров, оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, мясом и крупами, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, деятельность по складированию и хранению.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Россия переживает смену импорта: поставки чая из Китая падают, кофе – растут
Фото Анатолия Якимова

В феврале 2025 года Россия столкнулась с резкими изменениями в импорте чая и кофе из Китая. Поставки чая сократились почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, достигнув двухлетнего минимума. При этом КНР поставил кофе в пять раз больше по сравнению с прошлым годом. Информацию Главного таможенного управления КНР проанализировало ИА «РИА-Новости».

Анатолий Якимов
Импорт
Расширение маркировки товаров в России в 2025 году: прозрачность и борьба с контрафактом
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Под процесс обязательная маркировка товаров Первыми попали алкогольная и табачная продукция. Это произошло в 2019 году. В 2025 году в систему «Честный знак» вводят новые группы товаров, подлежащих маркировке.

В 2025 году Россия продолжит уточнение перечня товаров, нарушений обязательной маркировки в системе «Честный знак». Эта мера направлена на повышение прозрачности рынка, обеспечение контрафактной продукции. Маркировка включает в себя специальные коды Data Matrix, содержащие информацию о производителе, дате производства и другие важные сведения. Эти коды носят на товары, которые легко подделать, такие как одежда, обувь и парфюмерия.

Анатолий Якимов
Импорт
Кантон-2025: РАСПП и АО «ВЭД Агент» начинают сотрудничество на Кантонской ярмарке
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 23 по 27 апреля Российско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей приглашает к участию в бизнес-миссии в Гуанчжоу. В течение трех дней российские бизнесмены смогут посещать Кантонскую выставку, а также посетят мебельное производство.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает импорт лапши и макарон из России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые два месяца 2025 года Китай значительно увеличил закупки лапши из России. Согласно информации Главного таможенного управления КНР, импорт лапши быстрого приготовления составил 100 тонн, что соответствует сумме в 113 тысяч долларов США. При этом, в 2024 году, РФ импортировала 87 тонн на сумму 93 тысячи долларов США.

Анатолий Якимов
Финансы
Юань в 2025 году: стабильность и перспективы в торговле с Китаем
Фото предоставлено Анной Осокиной

Китайский юань занимает четвертое место в рейтинге мировых платежных валют. Его доля в глобальных платежах занимает 4,33%. В первую тройку вошли доллар США, евро и фунт стерлингов, доля которых 48,95%, 22,25 и 6,89% соответственно. Юань обошел японскую йену в ноябре прошлого года и сохраняет позицию на протяжении четырех месяцев подряд. Об этом сообщает Общество всемирных межбанковских финансовых каналов связи – SWIFT. Chinalogist поинтересовался что ожидает пару юань-рубль во втором полугодии 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
СМП набирает обороты: между Шанхаем и Архангельском запланировано 20 рейсов в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2025 году между Шанхаем и Архангельским запланировано 20 судозаходов по Северному морскому пути, что в два раза больше, чем в прошлом году. Этот рост – часть проекта «Арктический экспресс», который включает в себя не только морскую перевозку товаров, но и доставку по железной дороге в глубь страны. Губернатор Архангельской области Александр Цыбульский считает, что логистика через СМП разрешает создать круглогодичный маршрут, сокращая время доставки грузов до 20-25 дней.

Анатолий Якимов
Импорт
Снижение импорта одежды и обуви из Китая в Россию: причины и последствия
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В начале 2025 года торговля между Китаем и Россией продемонстрировала значительные изменения. Импорт одежды и обуви в РФ сократился, что стало частью снижения товарооборота между двумя вариантами. В феврале закупки одежды российскими предпринимателями в Китае снизились на 22%, а обуви — на 28%. Тем самым показали минимальные показатели с апреля 2024 года. Такую информацию предоставили в Главном таможенном управлении КНР.

Анатолий Якимов
Россия впервые за 30 лет импортировала детское питание из Китая: новый этап торговли
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В феврале этого года Россия сделала решающий шаг, впервые за более чем 30 лет закупив детское питание в Китае. Сумма сделки составила 2,02 миллиона долларов США, что значительно ограничило объем импорта в 1994 году, когда было закуплено питания для детей всего на 30 тысяч долларов США за весь год. В этот раз речь идет о кашах, молочных смесях и пюре для детей раннего возраста. Об этом сообщает Главное таможенное управление КНР.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» расширяется: компания набирает сотрудников на новое направление
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным портала SuperJob по числу вакансий сфера логистики и внешнеэкономической деятельности занимает четвертое место. Впереди такие отрасли – строительство и недвижимость, промышленность и производство, ритейл. Этот факт подтверждают и в АО «ВЭД Агент».

Анатолий Якимов
2 400 автомобилей в сутки: в Минтрансе РФ рассказали о реконструкции МАПП «Забайкальск»
Фото пресс-службы Читинской таможни

В Забайкальском крае реконструируют международные пункты пропуска «Забайкальск» и «Староцурухайтуй». Модернизация будет проходить в рамках национального проекта «Эффективная транспортная система». После завершения работ на первом этапе пропускная способность Международного автомобильного пункта пропуска «Забайкальск» увеличится с 280 до 1600 грузовиков в сутки, а «Староцурухайтуй» до 980 автомобилей. При этом в Министерстве транспорта РФ сообщили, что после завершения всех работ в Забайкальске, через МАПП количество транспортных средств, пересекающих границу, будет составлять до 2 400 единиц в сутки, что выше нынешнего в 5,5 раза.