Лена Новоселова

Компания из Китая банкротит российского поставщика зерна из-за долга в 35,8 млн рублей

Зарегистрированная в Маньчжурии торговая группа «Кайшен» подала иск о банкротстве поставщика зерновых ООО «Алтайская звезда» из-за долга более 35,8 млн рублей, следует из материалов на сайте Арбитражного суда Алтайского края.
В 2022 году компании заключили договор на поставку 4,5 тыс. тонн льна и ячменя за 171 млн рублей на условиях:
— 100% предоплата в течение трех рабочих дней с момента выставления счета,
— сроки поставки: июль-октябрь 2022 года,
— условия отгрузки: FCA (франко-склад продавца) г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 120 З.
В начале июля 2022 года китайская компания перевела предоплату в сумме 34,2 млн рублей за 900 тонн масличного льна.
Затем компании обменялись такими сообщениями, следует из документов арбитражного суда:
«Кайшен», 16 июля 2022 года. Уведомил, что «срок отправки первого контейнера поезда — 1 600 тонн, продукция ― лен, должен быть обеспечен не позднее 24.07.2022, так как под данный поезд согласована ГУ-12 РЖД РФ и китайской ЖД, а также выделена нитка отправления, контейнеры и автомобильная техника находятся в ожидании погрузки со стороны продавца».
«Звезда Алтая», 19 июля 2022 года. Сообщила, что «в оговоренные сроки ― 24 июля ― продукция не может быть подготовлена к поставке ввиду не полной ее оплаты, проведения фитосанитарной обработки, оформления сопроводительной документации для отправки продукции на экспорт в КНР».
«Звезда Алтая», 20 июля 2022 года. Написала о «готовности льна в количестве 100 тонн, просила предоставить данные грузоотправителя и номера контейнеров для дальнейшего оформления фитосанитарного сертификата».
«Кайшен», 21 июля 2022 года. Предложил «отгрузить партию продукции лен масличный в размере 900 тонн, за который произведена оплата в сумме 34,2 млн рублей, в срок не позднее 12.08.2022 ― согласованный срок РЖД ― просил сообщить, до какого срока будет подготовлена полная партию 900 тонн продукции, зафасованная в мешки по 50 кг, загруженная в биг-беги, готовая к отгрузке контейнеров. Одновременно предложил расторгнуть контракт и вернуть оплату в размере 34,2 млн рублей в случае не согласования продавцом срока отгрузки товара».
«Кайшен», 25 июля 2022 года. Просил «расторгнуть контракт от 30.06.2022 № 30/06-22 и вернуть денежные средства в сумме 34,2 млн рублей по платежному поручению от 08.07.2022»
«Звезда Алтая», 4 августа 2022 года. Сообщила о «невозможности расторжения контракта на предложенных покупателем условиях, готовности к отгрузке 200 тонн продукции лен масличный, потребовало произвести выборку товара в срок не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления».
«Кайшен», 26 августа 2022 года. Отправил претензию по почте, где сообщило о расторжении контракта и просил вернуть денежные средства в сумме 34,2 млн рублей«.
Однако «Алтайская звезда» предоплату не возвращала и разбираться пришлось в суде.
В суде «Алтайская звезда» обвиняла китайских партнеров, что это они не принимали товар, хотя он был готов к отгрузке, а еще предоставляли график отгрузки, сведения о грузополучателе и номерах контейнеров. «Алтайская звезда» утверждала, что без этой информации оформить сопроводительные документы на груз невозможно.
Суд установил, что по закону на поставки ячменя и льна распространяется неполное таможенное декларирование и декларант уже после выпуска товара в течение 8 месяцев предоставляет сведения:
— о получателе товаров;
— о стране назначения товаров и торгующей стране;
— о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров;
— об упаковках товаров: количество, вид, маркировка и порядковые номера.
Отсутствующие номера контейнеров также не мешали оформлению сопроводительной документации, выяснил суд из ответа на запрос в логистическую компанию. «Евросиб СПб-транспортные системы» сообщила, что «при заказе контейнеров получить точную информацию о их номерах не представляется возможным, так как заказчик подает заявку на определенное количество контейнеров, а номера определяются непосредственно после проверки, осмотра и подбора контейнеров заказчиком перед погрузкой на автомобильную платформу».
Также суд отклонил довод «Алтайской звезды» о том, что «Кайшен» сначала обязан оплатить полную сумму контракта в 171 млн рублей, а затем компания начала бы поставки. Суд уточнил, что когда график поставок не определен договором, то действует ч. 1 ст. 508 ГК РФ. Там говорится, что «периоды поставки товаров — это отдельные сроки, в течение которых товары должны поставляться покупателю отдельными партиями от всего количества товаров, которые должны быть переданы в целом покупателю». Еще суд отметили, что Алтайская звезда" не отказалась от выполнения контракта, хотя по договору могла это сделать.
«Алтайская звезда» не смогла доказать суду, что у нее есть обещанные китайцам 900 тонн льна. Российская сторона заявляла, что хранит товар на барнаульском складе по адресу Змеиногорский тракт, строение 120 З. Но вместимость этого помещения ― 600 тонн. Суд предложил «Кайшену» вместе с «Алтайской звездой» и техническими специалистами осмотреть этот склад и так установить объем хранящегося там льна. Но «Алтайская звезда» уклонилась от совместного с заказчиком осмотра склада. «Кайшан» дважды отправлял письма с просьбой назначить дату осмотра, но не получил ответа, хотя предоставил суду подтверждение, что «Алтайская звезда» получала уведомление.
В апреле 2023 года «Кайшан» предложил «Алтайской звезде» все-таки отгрузить 900 тонн уже оплаченного льна и отправил российским партнерам график погрузки и сроки предоставления документации для обсуждения. «Алтайская звезда» ответила, что понесла из-за «Кайшана» убытки в размере 10,6 млн рублей и снова затребовала данные о номерах контейнеров, грузоотправителе и грузополучателе. После встречи с представителями китайской стороны «Алтайская звезда» все-таки пообещала отправить график погрузки 900 тонн льна. Но не отправила.
Также «Алтайская звезда» предлагала договориться так: отгрузить 450 тонн льна на сумму 17,1 млн рублей и оставить себе оставшуюся сумму предоплаты ― еще 17,1 млн рублей «в счет понесенных компанией расходов». Но подтвердить эти расходы российский поставщик не смог. «Кайшан» отказался от мирового соглашения на таких условиях.
Весной 2023 года Арбитражный суд Алтайского края вынес решение, что «Алтайская звезда» должна вернуть сумму предоплаты и проценты за пользование средствами китайской компании ― всего 35,85 млн рублей. Российская компания подала апелляцию, но Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Алтайского края без изменений.
Но «Алтайская звезда» не исполнила решение суда и не вернула деньги. Суд назначил первое заседание по иску о банкротстве российской компании на 28 сентября.
По данным ЕГРЮЛ ООО «Звезда Алтая» зарегистрировано в 2019 году в Барнауле. Учредитель ― Софья Васильевна Пондина. Основной вид деятельности компании ― оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для животных. В числе дополнительных видов деятельности: выращивание зерновых, зернобобовых и семян масличных культур; производство масел и жиров, оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, мясом и крупами, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, деятельность по складированию и хранению.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.

Анатолий Якимов
Рост агроэкспорта из Сибири: итоги 2024 года и планы на 2025-й
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

Руководство Сибирского таможенного управления провело круглый стол с экспортерами агропромышленного комплекса, обсудив ключевые вопросы таможенного администрирования и логистики экспорта сельхозпродукции. Мероприятие прошло на базе Центра поддержки экспорта «Мой бизнес» в Новосибирской области с участием представителей пищевых предприятий и транспортных компаний.

Анатолий Якимов
Лучшие китайские заводы шин и для оптовых закупок с доставкой в Россию
Фото с сайта freepik.com

Китай — крупнейший в мире производитель автомобильных шин, предлагающий широкий ассортимент продукции для всех типов транспортных средств. Оптовая закупка шин в Китае становится привлекательной благодаря конкурентоспособным ценам и разнообразию продукции. Основные производственные кластеры шинной индустрии находятся в провинции Шаньдун в городе Гуанжао.

Анатолий Якимов
Импорт игрушек из Китая в Россию в 2025: рост на 15%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С начала обязательной маркировки детских игрушек в России количество производителей и импортеров существенно увеличилось, свидетельствуют данные ЦРПТ. В 2024 году Россия импортировала из Китая игрушек на сумму около 1,2 миллиардов долларов США, а за первые девять месяцев 2025 года импорт составил уже 950 миллионов долларов США, показывая рост более 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Анатолий Якимов
Хакасия и Ставрополье лидируют в экспорте овечьей шерсти в Китай в 2025 году
Фото Анатолия Якимова

В начале октября инспекторы Россельхознадзора по Хакасии и Тыве проверили и одобрили к экспорту в Китай партию мытой прессованной овечьей шерсти весом 23,6 тонны, упакованной в 140 кип. Предприятие из Усть-Абаканского района прошло ветеринарно-санитарное обследование, подтвердив соответствие требованиям Китая, после чего получил международный ветеринарный сертификат 5F. Груз отправлен автомобильным транспортом в торговую компанию в Маньчжурии в рамках международных контрактов и разрешений Россельхознадзора.

Анатолий Якимов
Таможня РФ о работе границы с Казахстаном: скоплений и проверок на пунктах пропуска нет
Фото Анатолия Якимова

На российско-казахстанском участке границы все пункты пропуска функционируют в штатном режиме, скопления транспортных средств в зонах контроля отсутствуют, сообщили в Федеральной таможенной службе России. В ведомстве уточнили, что таможенные органы на самих пунктах пропуска не проводят проверок и не влияют на скорость перемещения грузов через границу и внутри РФ.

Анатолий Якимов
Экспорт семян льна в Китай: новый контейнерный поезд из Западной Сибири в Китай
Фото Службы корпоративный коммуникаций Западно-Сибирской железной дороги

В сентябре 2025 года с станции Карбышево I Западно-Сибирской железной дороги в Омской области отправился первый контейнерный поезд с семенами масличного льна в Китай. Поезд из 31 вагона перевез более 1,6 тысячи тонн продукции, что стало важным шагом в развитии экспортного железнодорожного сообщения для сельскохозяйственного сектора Омской области.