Лена Новоселова

Компания из Китая банкротит российского поставщика зерна из-за долга в 35,8 млн рублей

Зарегистрированная в Маньчжурии торговая группа «Кайшен» подала иск о банкротстве поставщика зерновых ООО «Алтайская звезда» из-за долга более 35,8 млн рублей, следует из материалов на сайте Арбитражного суда Алтайского края.
В 2022 году компании заключили договор на поставку 4,5 тыс. тонн льна и ячменя за 171 млн рублей на условиях:
— 100% предоплата в течение трех рабочих дней с момента выставления счета,
— сроки поставки: июль-октябрь 2022 года,
— условия отгрузки: FCA (франко-склад продавца) г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 120 З.
В начале июля 2022 года китайская компания перевела предоплату в сумме 34,2 млн рублей за 900 тонн масличного льна.
Затем компании обменялись такими сообщениями, следует из документов арбитражного суда:
«Кайшен», 16 июля 2022 года. Уведомил, что «срок отправки первого контейнера поезда — 1 600 тонн, продукция ― лен, должен быть обеспечен не позднее 24.07.2022, так как под данный поезд согласована ГУ-12 РЖД РФ и китайской ЖД, а также выделена нитка отправления, контейнеры и автомобильная техника находятся в ожидании погрузки со стороны продавца».
«Звезда Алтая», 19 июля 2022 года. Сообщила, что «в оговоренные сроки ― 24 июля ― продукция не может быть подготовлена к поставке ввиду не полной ее оплаты, проведения фитосанитарной обработки, оформления сопроводительной документации для отправки продукции на экспорт в КНР».
«Звезда Алтая», 20 июля 2022 года. Написала о «готовности льна в количестве 100 тонн, просила предоставить данные грузоотправителя и номера контейнеров для дальнейшего оформления фитосанитарного сертификата».
«Кайшен», 21 июля 2022 года. Предложил «отгрузить партию продукции лен масличный в размере 900 тонн, за который произведена оплата в сумме 34,2 млн рублей, в срок не позднее 12.08.2022 ― согласованный срок РЖД ― просил сообщить, до какого срока будет подготовлена полная партию 900 тонн продукции, зафасованная в мешки по 50 кг, загруженная в биг-беги, готовая к отгрузке контейнеров. Одновременно предложил расторгнуть контракт и вернуть оплату в размере 34,2 млн рублей в случае не согласования продавцом срока отгрузки товара».
«Кайшен», 25 июля 2022 года. Просил «расторгнуть контракт от 30.06.2022 № 30/06-22 и вернуть денежные средства в сумме 34,2 млн рублей по платежному поручению от 08.07.2022»
«Звезда Алтая», 4 августа 2022 года. Сообщила о «невозможности расторжения контракта на предложенных покупателем условиях, готовности к отгрузке 200 тонн продукции лен масличный, потребовало произвести выборку товара в срок не позднее двух рабочих дней с момента получения уведомления».
«Кайшен», 26 августа 2022 года. Отправил претензию по почте, где сообщило о расторжении контракта и просил вернуть денежные средства в сумме 34,2 млн рублей«.
Однако «Алтайская звезда» предоплату не возвращала и разбираться пришлось в суде.
В суде «Алтайская звезда» обвиняла китайских партнеров, что это они не принимали товар, хотя он был готов к отгрузке, а еще предоставляли график отгрузки, сведения о грузополучателе и номерах контейнеров. «Алтайская звезда» утверждала, что без этой информации оформить сопроводительные документы на груз невозможно.
Суд установил, что по закону на поставки ячменя и льна распространяется неполное таможенное декларирование и декларант уже после выпуска товара в течение 8 месяцев предоставляет сведения:
— о получателе товаров;
— о стране назначения товаров и торгующей стране;
— о транспортных средствах, используемых для перевозки декларируемых товаров;
— об упаковках товаров: количество, вид, маркировка и порядковые номера.
Отсутствующие номера контейнеров также не мешали оформлению сопроводительной документации, выяснил суд из ответа на запрос в логистическую компанию. «Евросиб СПб-транспортные системы» сообщила, что «при заказе контейнеров получить точную информацию о их номерах не представляется возможным, так как заказчик подает заявку на определенное количество контейнеров, а номера определяются непосредственно после проверки, осмотра и подбора контейнеров заказчиком перед погрузкой на автомобильную платформу».
Также суд отклонил довод «Алтайской звезды» о том, что «Кайшен» сначала обязан оплатить полную сумму контракта в 171 млн рублей, а затем компания начала бы поставки. Суд уточнил, что когда график поставок не определен договором, то действует ч. 1 ст. 508 ГК РФ. Там говорится, что «периоды поставки товаров — это отдельные сроки, в течение которых товары должны поставляться покупателю отдельными партиями от всего количества товаров, которые должны быть переданы в целом покупателю». Еще суд отметили, что Алтайская звезда" не отказалась от выполнения контракта, хотя по договору могла это сделать.
«Алтайская звезда» не смогла доказать суду, что у нее есть обещанные китайцам 900 тонн льна. Российская сторона заявляла, что хранит товар на барнаульском складе по адресу Змеиногорский тракт, строение 120 З. Но вместимость этого помещения ― 600 тонн. Суд предложил «Кайшену» вместе с «Алтайской звездой» и техническими специалистами осмотреть этот склад и так установить объем хранящегося там льна. Но «Алтайская звезда» уклонилась от совместного с заказчиком осмотра склада. «Кайшан» дважды отправлял письма с просьбой назначить дату осмотра, но не получил ответа, хотя предоставил суду подтверждение, что «Алтайская звезда» получала уведомление.
В апреле 2023 года «Кайшан» предложил «Алтайской звезде» все-таки отгрузить 900 тонн уже оплаченного льна и отправил российским партнерам график погрузки и сроки предоставления документации для обсуждения. «Алтайская звезда» ответила, что понесла из-за «Кайшана» убытки в размере 10,6 млн рублей и снова затребовала данные о номерах контейнеров, грузоотправителе и грузополучателе. После встречи с представителями китайской стороны «Алтайская звезда» все-таки пообещала отправить график погрузки 900 тонн льна. Но не отправила.
Также «Алтайская звезда» предлагала договориться так: отгрузить 450 тонн льна на сумму 17,1 млн рублей и оставить себе оставшуюся сумму предоплаты ― еще 17,1 млн рублей «в счет понесенных компанией расходов». Но подтвердить эти расходы российский поставщик не смог. «Кайшан» отказался от мирового соглашения на таких условиях.
Весной 2023 года Арбитражный суд Алтайского края вынес решение, что «Алтайская звезда» должна вернуть сумму предоплаты и проценты за пользование средствами китайской компании ― всего 35,85 млн рублей. Российская компания подала апелляцию, но Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил решение Арбитражного суда Алтайского края без изменений.
Но «Алтайская звезда» не исполнила решение суда и не вернула деньги. Суд назначил первое заседание по иску о банкротстве российской компании на 28 сентября.
По данным ЕГРЮЛ ООО «Звезда Алтая» зарегистрировано в 2019 году в Барнауле. Учредитель ― Софья Васильевна Пондина. Основной вид деятельности компании ― оптовая торговля зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для животных. В числе дополнительных видов деятельности: выращивание зерновых, зернобобовых и семян масличных культур; производство масел и жиров, оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем, мясом и крупами, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, деятельность по складированию и хранению.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Экспорт
Китай наращивает экспорт стали в Россию: внутренний спрос слаб, но производство не простаивает
ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года поставки железной и стальной продукции из КНР в РФ выросли на 16%, достигнув $1,63 млрд. Особенно резкий скачок произошёл в мае – +22% к прошлому году. Основной объём пока приходится на спецстали, которые Россия не производит, но в некоторых регионах уже появляется и китайский строительный прокат, создавая конкуренцию местным производителям.

Редакция
Импорт
Из Китая с пробегом: через Забайкальск уже вывезено машин на 2,4 миллиарда рублей
Паблик "Читинский телеграм" соцсети "ВКонтакте"

За первые пять месяцев 2025 года Китай значительно нарастил экспорт подержанных автомобилей в Россию. Через автопорт Маньчжоули–Забайкальск уже вывезено почти столько машин, сколько за весь 2024 год. Таможенные данные подтверждают — Китай уверенно превращает вторичный автосегмент в один из драйверов приграничной торговли с Россией.

Редакция
Импорт
Грузопоток через границу с Китаем удвоился: что делает Россия
Телеграм-канал "Новости Правительства России"

Пункты пропуска на российско-китайской границе стали самыми быстрорастущими по объёму движения грузового транспорта — прирост с 2017 года составил 130%. Россия активно модернизирует инфраструктуру и внедряет «умные» технологии для поддержки логистического коридора с Китаем.  

Редакция
Из Китая в Испанию на велосипеде: велопутешественник сделал остановку в Сибири
Скрин паблика «Студия ДЕНЬ ЗА ДНЁМ | Татарск» соцсети «ВКонтакте»

Цю Пэнъюй из города Циндао Китая совершает масштабное велопутешествие в Испанию через Россию. По пути он сделал остановку в Татарске Новосибирской области.  Его гостеприимно встретили местные байкеры из Сибири. Путешественник осмотрел город, пообщался с жителями и поделился деталями своего маршрута.

Редакция
Китайский экспорт в действии: в Москве покажут технологии и товары будущего
Скрин сайта Международной выставки потребительских товаров

С 25 по 27 августа в Москве пройдут две масштабные китайские выставки — China Commodity Fair и China Machinery Fair, которые представят российскому рынку широкий спектр потребительских товаров и промышленных технологий. На фоне растущего товарооборота между РФ и КНР, мероприятия становятся ключевыми площадками для заключения контрактов, локализации производства и укрепления деловых связей.

Редакция
Китайский бизнес наращивает присутствие в России: посол КНР озвучил перспективы
Телеграм-канал "РАСПП: Бизнес. Азия. Китай"

Китай усиливает своё экономическое присутствие в России: по мере улучшения делового климата всё больше китайских компаний выходит на российский рынок, а развитие стратегических проектов — таких как Северный морской путь — выводит сотрудничество двух стран на новый уровень.

Редакция
Российская фанера смотрит на Восток: Китай и Ближний Восток – новые горизонты экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай становится ключевым драйвером для российской фанерной отрасли: на фоне падения внутреннего спроса и переориентации с западных рынков, отечественные производители усиливают экспорт в Поднебесную, которая уже закупает 16% всей российской фанеры и открывает перед отраслью долгосрочные перспективы роста.

Редакция
Китайская мототехника заинтересовала бизнесменов из Биробиджана
Скрин сюжета Хэйлунцзянского телевидения

Биробиджанские предприниматели заинтересовались мототехникой китайской компании «Юаньпэн», которая готовится запустить производство в России уже в августе.

Редакция
Китайские партнёры обсудили с новосибирским бизнесом перспективы сотрудничества
Фото предоставлено Ольгой Корпачевой

На площадке «ОПОРЫ РОССИИ» в Новосибирске состоялась деловая встреча с китайскими представителями Qingdao Turgai International Trade Co LTD, в ходе которой стороны наметили конкретные шаги по развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере промышленных поставок и контрактного производства.

Редакция
Российско-китайская торговля бьёт рекорды: товарооборот Маньчжурии с РФ вырос на 18%
Фото таможни Маньчжурии

Таможенная зона Маньчжурии зафиксировала рекордный рост товарооборота с Россией: за первые пять месяцев 2025 года объём взаимной торговли достиг 52,08 млрд юаней ($7,2 млрд), увеличившись на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На Россию теперь приходится 87% всего внешнеторгового оборота региона, что подтверждает её статус ключевого экономического партнёра Китая на этом стратегическом направлении.