Слово Эксперта

Контейнерная промышленность стремится к рекордной прибыли

На обоих концах грузовой железнодорожной сети Китай-Европа возникают заторы, поскольку ограниченная пропускная способность воздушных и морских перевозчиков провоцирует увеличение спроса.
Невероятный рост объемов грузоперевозок в этом году создает колоссальное давление на сухопутный маршрут, которое в последний раз наблюдалось в 2018 году, когда стремительный рост спроса на грузовые авиаперевозки быстро заполнил все доступное пространство для них, отправляя грузоотправителей на рельсы и приводя к заторам и длительным задержкам.
«Сегодня снова наблюдается резкое увеличение объемов перевозок, которое создало узкие места в ключевых транзитных пунктах на границах Польша-Беларусь и Китай-Казахстан, где более узкая колея железнодорожных путей в Центральной Азии требует пересадки поездов на обоих переходах. Мы видим очень высокий спрос на железнодорожные услуги в западном и восточном направлениях с трехзначным увеличением объемов из-за вспышки ковидной пандемии», — отмечает Станислав Лыков, генеральный директор ООО «РКК Логистика», входящего в Группу «Русская Контейнерная Компания».
В марте и апреле текущего года крупнейшие операторы грузоперевозок смогли без проблем справиться с внезапным пиком объемов, развернув больше маршрутных поездов. Однако с мая пропускная способность железных дорог начала сокращаться из-за дальнейшего роста объемов, считают в Русской Контейнерной Компании. Несмотря на это, большинство экспедиторов ожидает еще большего увеличения спроса на железнодорожные перевозки.
«Наши коллеги и партнеры активно обсуждают тот факт, что суда уже полностью заполнены к ноябрю, и мы понимаем, что спустя считанные недели с текущим окончанием праздника Золотой недели в Китае ситуация может ухудшиться радикально», — считает Станислав Лыков.
Спрос на железнодорожные грузоперевозки был высоким уже до пандемии, но с ее началом значительная часть пассажирского флота была остановлена, а пропускная способность океанских перевозчиков сократилась, что повлекло еще больший рост спроса на железнодорожную перевозку.
По подсчетам аналитиков АО «Русская Контейнерная Компания», в Китае в первом полугодии 2020 года было отправлено более 5,5 тысяч грузовых поездов Китай-Европа, что стало почти на 40% больше, чем в прошлом году. Самым загруженным пограничным пунктом в сети оказался Хоргос на китайско-казахстанской границе, где за первое полугодие 2020 года было обработано порядка 2 тысяч поездов, что почти на 50% больше, чем за аналогичный период 2019 года.
«Наш железнодорожный бизнес продолжает свой рост, и мы настроены на хороший спрос в четвертом квартале. Однако, трудно предсказать, как закончится этот год. Сила пикового сезона в железнодорожных перевозках, включая тарифы и возможные узкие места, будет зависеть от того, насколько сильным будет пик сезона грузовых авиаперевозок, а также от уровня тарифов на них. Спрос на железные дороги останется высоким, поскольку большая часть парка пассажирских самолетов Азия-Европа остановлена из-за ограничений на поездки ввиду коронавируса, а также из-за ограничения пропускной способности океанских перевозчиков и обеспечения загрузки судов грузом в пик сезона», — отмечает Станислав Лыков.
Непредсказуемые объемы поступают от клиентов, ищущих альтернативы из-за нехватки мощностей не только в воздухе, но и в океане. Нехватка железнодорожных вагонов и загруженность портов усугубляются тем, что китайские железнодорожные перевозчики приостанавливают движение поездов на запад.
С увеличением количества поездов, прибывающих в Европу к границе в Польше, стало также узким еще одно место, которое подвергает испытанию всю систему и инфраструктуру. Эта загруженность является результатом ограничений инфраструктуры, таких, как, например, только определенное количество поездов перегружается в день на границе с Польшей.
Во избежание трансграничных проблем Польши и Республики Беларусь, операторы обращают внимание на маршруты через Калининград в России и Нойс в Германии, где таких задержек нет. Также, становится привлекательным еженедельный продукт Maersk для океанских железнодорожных перевозок AE19, который связывает порты в Азии с портами в Северной Европе посредством перевозки по морю, железной дороге и короткому морю, где в начале задействованы порты в Корее, Японии или Китае и далее маршрут связывается с портом Находка на Дальнем Востоке России с последующим межконтинентальным железнодорожным сообщением через Россию от Находки до Санкт-Петербурга, а после маршрут пролегает по морю от Санкт-Петербурга до портов в Европе. «Подобные продукты, как АЕ19, позволят Maersk достигнуть прибыли в размере 67 миллиардов долларов США по сравнению с прогнозными оценками в 5,5 миллиардов долларов США до начала пандемии. В целом, контейнерная промышленность стремится к рекордной прибыли в размере 12-15 миллиардов долларов США в этом году», — заключает Станислав Лыков.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Приграничная торговля Маньчжурии: рост на 432% и новые возможности для местных жителей
Фото Анатолия Якимова

Объем взаимной мелкомасштабной приграничной торговли между жителями Маньчжурии Автономного округа Внутренняя Монголия в Китае и российскими приграничными районами с начала 2025 года превысил 200 миллионов юаней, что стало рекордным показателем для города и свидетельствует о росте на 432,46% по сравнению с прошлым годом. Такие данные были опубликованы 28 сентября на официальном сайте мэрии Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт
Упрощенный порядок подтверждения соответствия продлен до сентября 2026 года
Фото пресс-службы Правительства России

Правительство России продлило действие упрощенного порядка подтверждения соответствия продукции до 1 сентября 2026 года. Эта мера, введенная в 2022 году для стабилизации экономики и обеспечения бесперебойных поставок, позволяет производителям и импортерам значительно ускорить вывод товаров на рынок и сократить издержки на лабораторные испытания.

Анатолий Якимов
Импорт
Как работает экспортный НДС в Китае: гайд для российских импортеров
Фото Анатолия Якимова

Китайская система экспортного НДС предоставляет значительные налоговые льготы для экспортеров, что важно учитывать при закупках товаров из Китая. Об этом рассказал секретарь Генсовета Российско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей Максим Спасский у себя в Телеграм-канале. Он объяснил, как работает механизм возврата НДС в КНР, какую выгоду из него могут извлечь российские импортеры, и на что обратить внимание при работе с китайскими поставщиками.

Анатолий Якимов
Новые правила виз для российских водителей на автоперевозки в Китай с 2025 года
Фото с официального сайта правительства Забайкальского края

Министерство транспорта России разъяснило правила оформления виз для водителей международных перевозок в Китай, уточнив пакет необходимых документов и условия получения многократных виз сроком на один год.

Анатолий Якимов
Импорт
Продлены экспортно-импортные ограничения на технику и продукцию из недружественных стран
Фото с официального сайта Правительства России

Временные ограничения на ввоз и вывоз из России определенных видов товаров и оборудования, введенные в 2022 году в рамках ответных спецмер на санкции, продлены до конца 2027 года.

Анатолий Якимов
Минпромторг вводит маркировку ноутбуков и смартфонов в России
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг РФ усилит контроль и введет постоянную маркировку ноутбуков, смартфонов и электротехнической продукции, чтобы повысить качество производства и прозрачность рынка. Об этом заявил министр промышленности и торговли Антон Алиханов на форуме «Микроэлектроника 2025».

Анатолий Якимов
Как организовать доставку образцов с Canton Fair: выгодные варианты и таможня

Кантонская ярмарка – крупнейшее торговое мероприятие Китая и одно из важнейших в мире для бизнеса, особенно в сфере импорта-экспорта. Каждый год тысячи участников и посетителей ярмарки закупают образцы товаров для оценки качества и принятия решений о дальнейшем сотрудничестве. Организация быстрой и надежной доставки этих образцов в Россию и другие страны становится ключевым этапом бизнес-процесса. Chinalogist рассмотрел лучшие способы доставки, включая авиа- и морские перевозки, курьерские службы, а также особенности таможенного оформления.

Фото с сайта chinadaily.com
Анатолий Якимов
Экспорт сельхозпродукции из Сибири в Китай вырос
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Красноярское управление Россельхознадзора за 9 месяцев 2025 года обеспечило контроль свыше 1,4 миллиона тонн зерна и масличных культур. Регион экспортировал при этом 155,8 тысячи тонн сельхозпродукции, преимущественно в страны СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Объем внутреннего контроля зерна вырос на 9% по сравнению с прошлым годом, с поставками в ряд ключевых регионов России.

Анатолий Якимов
Российский рынок промышленного оборудования: дефицит китайских станков и перспективы локализации
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Поставки высокоточного промышленного оборудования из Китая в Россию в 2024 году и в январе–августе 2025-го значительно сократились из-за ужесточения экспортных ограничений со стороны КНР. Это создает серьезные вызовы для российских производств, ориентированных на импорт станков и высокотехнологичных комплексов.

Редакция
Час с Торгпредом России в Китае: актуальное о торговле и экспорте 2025
Фото с сайта Мой бизнес Новосибирской области

Приглашаем российских предпринимателей принять участие в видеоконференции «Час с Торговым представителем России в Китайской Народной Республике». В ходе часа общения с Алексеем Витальевичем Дахновским — Торговым представителем РФ в Китае — участники познакомятся с текущей ситуацией в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве, юридическими аспектами работы на китайском рынке, а также получат рекомендации по выработке экспортных стратегий и ответы на актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности. Мероприятие позволит бизнесам эффективно выстроить работу с Китаем в современных реалиях.

Мероприятие будет проходить в формате видеоконференции.

Дата: 8 октября.

Время: 10:00 по московскому времени.

Регистрация по ссылке до 3 октября.