Слово Эксперта

Нехватка контейнеров в Китае: возможные решения

В последнее время нехватку контейнеров в Китае много обсуждают. Дисбаланс в перевозках на маршруте Китай – Европа – Китай приводит к тому, что контейнеры остаются на европейских терминалах и в европейских портах. Проблема сохранится и на будущий год. Одним из эффективных решений может стать транспортировка порожних контейнеров в Китай по низким тарифам. Но есть и другие решения, технологичные, о которых пишет голландский портал railfreight.com.
Triton International, одна из крупнейших в мире компаний по лизингу контейнеров, заявила в сентябре, что спрос на контейнеры стал стремительно расти в третьем квартале 2020 года, при этом загрузка была почти полной. Все имеющиеся контейнеры были забронированы, а новые заказы с китайских заводов могут быть доставлены в Европу не раньше февраля-марта.
По данным Китайской федерации машиностроения, в августе 2020 года производство контейнеров в стране выросло — впервые с 2018 года. Поэтому невозможность производить контейнеры в достаточном количестве не является причиной дефицита. Причиной остается дисбаланс в торговле и в перевозках между Китаем и Европой. Хотя в последнее время число поездов по маршруту Европа – Китай увеличилось (по данным ОТЛК ЕРА, в сервисах компании — на 40% за октябрь). Однако по-прежнему число составов в западном направлении намного превышает их количество в восточном. Поэтому контейнеры не возвращаются в Китай вовремя и их катастрофически не хватает.
С дефицитом контейнеров столкнулись все крупные перевозчики в основных портах КНР. В основном, наблюдается нехватка 40-фут контейнеров. Кроме того, многие перевозчики вводят ограничения на выпуск порожних контейнеров до того, как они запланированы к отправке. Например, Hapag-Lloyd может выпускать пустые контейнеры со своих складов в материковом Китае только за восемь дней до ожидаемого прибытия в рейс по расписанию.
Значительно увеличились тарифы на лизинг контейнеров. Дополнительные расходы выливаются в огромные суммы. Экспедиторы шутят: «Доступность контейнеров зависит от того, сколько вы готовы заплатить». В случае морских перевозок расходы на контейнеры за три дня выросли с $500 до $1200 за контейнер. Кроме того, сборы за получение контейнеров в портах отправления также оплачиваются грузоотправителем, в то время как средняя плата за сбор контейнеров между китайскими и европейскими портами сейчас примерно в три раза выше, чем на других маршрутах.
Дело не только в том, что контейнеры дороги в аренде и использовании. Нехватка контейнеров оказала влияние на стоимость всей цепочки поставок, при этом фрахтовые ставки потенциально могут возрасти на любых звеньях цепи. Согласно данным Шанхайской судоходной биржи, стоимость доставки из Шанхая на западное побережье США выросла более чем на 80% с июня этого года. За первую неделю октября он составил $3 848 за 40-фут контейнер.
Что касается поставок на Восточное побережье, то цены взлетели почти на 70% и достигли $4 622. Один из поставщиков поделился своим опытом: «Когда нам нужны 40-футовые контейнеры, иногда мы можем найти только 20-футовые. Это проблема, потому что заводы должны платить фиксированные ставки за терминальную обработку и документацию для каждого контейнера. Это означает, что при том же объеме 40-футовый контейнер стоит $300, а два 20-футовых контейнера стоят вдвое больше».
Какие решения предлагаются?
Устранить торговый дисбаланс между Китаем и ЕС, безусловно, не получится мгновенно. Соответственно, не может быть мгновенно решена задача возврата пустых контейнеров. В настоящее время около трети контейнеров доставляются порожними — около 60 млн в год.
Планирование движения контейнеров между грузовыми терминалами требует сотрудничества между грузоотправителями, а также операторами терминалов. Хорошее планирование может помочь уменьшить простой контейнеров.
Устранить дефицит контейнеров в Китае могли бы помочь некоторые новые технологии.
Складные контейнеры
Джордж Кохановски из Staxxon, Inc. разработал метод складывания и объединения пустых контейнеров для облегчения их транспортировки, снижения затрат и упрощения погрузки и разгрузки.
Идея не нова. В рамках проекта Cargoshell Container Project несколько лет назад был разработан складной пластиковый контейнер, изготовленный из композитных материалов, что делает его примерно на четверть легче традиционного металлического контейнера, но все же достаточно устойчивым к повреждениям. При этом он выделяет гораздо меньше углекислого газа, чем металлический. Пластиковая конструкция не только проста в сборке, но и усиливает сигнал GPS; что упрощает отслеживание грузов. Однако пластиковые конструкции уменьшают вместимость контейнеров до одной трети по сравнению с обычными контейнерами. Видимо, именно поэтому новый тип контейнеров от Cargoshell Container Project не получил широкого распространения.
Напротив, стальные складные контейнеры Staxxon обладают преимуществом с точки зрения вместимости и прочности. С пятью пустыми сложенными контейнерами, помещаемыми в один контейнер, снижение транспортных расходов очевидно. Тем не менее, некоторые эксперты скептически относятся к этому. Считается, что складной контейнер более уязвим к повреждениям, поэтому срок его службы будет намного меньше стандартного. К тому же его мощности может не хватить. Кажется, складные контейнеры станут качественной альтернативой еще не скоро.
Не объем, а вес
Шведская компания SECU также провела интересный эксперимент. Основной вид деятельности компании — международные перевозки бумаги. Для таких продуктов, как бумага, ограничения при транспортировке устанавливает не объем, а вес. Компания разработала уникальное транспортное средство SECU-box, которое больше стандартного контейнера и вмещает полезную нагрузку 4,5 тонны на метр. Поскольку он намного превосходит традиционные транспортные стандарты (примерно на 2 тонны на метр), ширококолейные железные дороги Швеции оптимальны для его использования. В результате транспортировки становятся более эффективными, даже если этот инструмент применим только к конкретным потребностям компании.
Хотя упомянутые выше складывающийся контейнер и SECU-box не могут решить насущную потребность в возврате пустых контейнеров в Китай, они предоставляют собой инновационные решения. Поскольку дисбаланс контейнеров при транспортировке в западном и восточном направлениях трудно преодолеть, почему бы не воспользоваться преимуществами технологических решений для снижения затрат на транспортировку порожних контейнеров или не перевезти такое же количество грузов с использованием меньшего количества контейнеров?
Автор материала в Railfreight: Никос Папатолиос
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Логистика
Россия и Китай утвердили дорожную карту развития перевозок по Северному морскому пути
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российская Федерация и Китайская Народная Республика заключили стратегическое соглашение по развитию судоходства по Северному морскому пути (СМП). Документ был подписан на совместном заседании Подкомиссии по сотрудничеству в данной сфере, состоявшемся в Харбине. Российскую делегацию возглавил глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, а Китай представлял министр транспорта Лю Вэй.

Анатолий Якимов
Кантон 2025
Инновационный Китай: электроника, робототехника и ИИ на Кантонской ярмарке-2025
Фото с официального сайта выставки

Миф о том, что Китай — это страна, производящая исключительно низкокачественный ширпотреб, сегодня окончательно развенчан. На 138-й Кантонской ярмарке 34% компаний представляют высокотехнологичные предприятия, которые внедряют сложные инновационные методы и создают уникальные продукты. Это рекордное число — более 10 000 таких компаний — демонстрирует технологический прорыв Китая в нескольких ключевых отраслях.

Анатолий Якимов
Таможня
Переработанные правила обработки конфискованных товаров без маркировки: что изменится с 22 октября 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 22 октября 2025 года вступают в силу новые нормы, регулирующие обращение с товарами, изъятыми за отсутствие обязательной маркировки. Согласно обновленным правилам, большая часть такой продукции сможет передаваться федеральным органам власти и подведомственным организациям на безвозмездной основе. Это нововведение направлено на более эффективное использование конфискованных товаров и снижение финансовых и экологических издержек, связанных с их уничтожением.

Анатолий Якимов
Импорт
Торговля России и Китая за 9 месяцев 2025 года упала на 9,4%, но сальдо РФ растет
Фото Анатолия Якимова

В период с января по сентябрь 2025 года объем двустороннего товарооборота между Россией и Китаем уменьшился на 9,4% и составил 163,62 миллиарда долларов США, сообщает Главное таможенное управление КНР. За этот период импорт китайских товаров в Россию сократился на 11,3%, достигнув 73,57 миллиарда долларов США, в то время как экспорт российских товаров в Китай снизился на 7,7%, до 90,05 миллиарда долларов США. При этом положительное торговое сальдо России выросло на 17,2% и составило 16,48 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Таможня
Открыт временный пункт пропуска Лесозаводск на границе с Китаем: новая транспортная артерия Дальнего Востока
Фото пресс-службы ФГБУ «Росгранстрой»

Новый временный пункт пропуска Лесозаводск открыли на российско-китайской границе в Приморском крае. Его открытие связано со строительством и вводом в эксплуатацию подводного газопровода через реку Уссури в рамках двустороннего соглашения России и Китая. Пункт пропуска – смешанный, грузопассажирский и двухсторонний, оснащен современными таможенно-контрольными и санитарными помещениями.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему россияне выбирают китайские смартфоны: рост продаж Xiaomi и конкурентов
Фото с официального сайта mi.com

Xiaomi стала лидером продаж смартфонов на китайском рынке в период Золотой недели с 29 сентября по 5 октября, опередив Apple и завоевав 21,2% доли рынка. Этот успех обусловлен в первую очередь популярностью флагманской серии Xiaomi 17, чьи продажи превысили 1 миллион устройств — на 20% больше, чем у предыдущего поколения.

Анатолий Якимов
Импорт и развитие хлебопекарной индустрии: итоги Всероссийского форума в Москве
Фото предоставлено организаторами форума

10-й Всероссийский форум хлебопекарной и кондитерской промышленности «Хлебное дело» успешно прошел в Москве в начале октября в рамках 30-й Международной выставки «Агропродмаш-2025». Мероприятие организовали АО «Экспоцентр» и конгрессно-выставочная компания «Империя Форум».

Анатолий Якимов
Как рассчитать стоимость доставки из Китая после Кантонской ярмарки: подробный гид и примеры расчетов

Осенняя Кантонская ярмарка 2025 года проходит в необычном формате, предоставляя компаниям новые возможности для эффективной работы с поставщиками и партнерами. Важной частью успешного импорта остается грамотный расчет стоимости доставки товаров из Китая, который напрямую влияет на ценообразование и сроки поставок. Chinalogist изучил вопрос, как рассчитать стоимость доставки после Кантонской ярмарки, а также сравнил способы расчетов по условиям FOB и CIF и подготовил рекомендации по выбору перевозчика.

Фото с сайта prnewswire.com
Анатолий Якимов
Товарооборот России и Китая в 2025 году: анализ, ключевые товары и планы развития
Фото Анатолия Якимова

Китай и Россия продолжают удерживать прочные торгово-экономические отношения, несмотря на некоторые сложности текущего года. По данным главного таможенного управления Китая, товарооборот двух стран в январе–августе 2025 года составил 143,76 миллиарда долларов США, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом экспорт из России в Китай снизился на 9,1% – до 78,99 миллиарда долларов США, импорт китайских товаров в Россию упал на 9,7% – $64,77 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев 2025 года Россия сохраняет положительное торговое сальдо в размере 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% ниже значений 2024 года.

Анатолий Якимов
Россия укрепляет лидерство: экспорт сушеного гороха в Китай вырос на 27%
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Россия сохраняет лидирующие позиции в экспорте сушеного гороха в Китай, нарастив поставки за первые восемь месяцев 2025 года на 27% в стоимостном выражении и на 23% в натуральном, что связано с растущим спросом на растительный белок в КНР и изменениями в международной торговле. В 2024 году экспорт сухого гороха из России также демонстрировал устойчивый рост, а главными регионами-экспортерами сегодня считаются Алтайский край, Новосибирская и Омская области.