Почему китаисты работают мастерами маникюра? Интервью с экспертом по ВЭД Анной Андрющенко
Стоит ли пять лет терзать себя иероглифами, чтобы потом идти на курсы офис-менеджеров, массажистов или мастеров маникюра? Увы, это частая история. Сотни выпускников востоковедческих и лингвистических факультетов с отшлифованным годами практики китайским тщетно ищут работу по специальности. А потом получается как в анекдоте. «– Что вы скажете выпускнику гуманитарного вуза? – Один латте, пожалуйста!» Но вот парадокс: при таком избытке кадров работодатели долго и трудно ищут менеджеров ВЭД. Они готовы брать ассистентов и учить их по ходу пьесы. Но это не облегчает поиск. В чем причина этого парадокса? Как не стать персонажем анекдота? Об этом мы поговорили с руководителем «Школы ВЭД» в Новосибирске, начальником отдела ВЭД АО «ВЭД Агент» Анной Андрющенко.
CL: 1 апреля вновь начинает свою работу «Школа ВЭД». Рассчитываете ли вы найти среди ее учеников будущих сотрудников «ВЭД Агента»?
Анна Андрющенко: Конечно, такой интерес присутствует. Но он не является определяющим. Как раз сегодня наш управляющий Александр Дегтярев был на круглом столе в СГУПСе, где обсуждали тему трудоустройства регионоведов и китаистов. Существует проблема, что выпускники этих факультетов редко работают по специальности. Возьмем даже моих сокурсников: из 50 человек, что учились на моем потоке — максимум 10, чья работа сейчас связана с китайским. Многие пошли в стюардессы, есть менеджеры по продажам и даже мастера маникюра и эпиляции. Это огромная проблема. А у работодателя другая огромная проблема — найти специалиста по Китаю и вырастить из него менеджера ВЭД.
Возможно, сказывается недостаток практических знаний бизнеса у студентов? «Школа ВЭД» помогает закрыть этот пробел?
Именно на это она и направлена. Курс дает старшекурсником понимание того, что представляет собой профессия менеджера ВЭД. Это сугубо практический курс. Всю теоретическую часть я стараюсь отдавать студентам на самоизучение. Цель курса — сформировать практическое понимание бизнес-процессов ВЭД, последовательность всех этапов. Начиная с того, как ищется иностранный контрагент, как с ним ведутся переговоры, как организуется закупка товара, какие документы при этом требуются, как отгрузить товар, как правильно подобрать транспортное средство. Например, если это очень тяжелый груз, понять, что здесь лучше подходит: контейнер, авто, жд. Я рассказываю о том, какие основные маршруты грузоперевозок существуют из России и в Россию. Даю представление о таможенных органах, о том, как с ними взаимодействовать, как происходит таможенное оформление, какие требуется предоставить документы, какие налоги заплатить государству. То есть мы изучаем практику ВЭД «от и до». Чтобы после окончания курса у выпускников была четкая картина всего цикла поставки, того, как и что происходит на каждом этапе.
Будут ли студенты решать реальные кейсы?
Обязательно. Каждый блок у нас сопровождается разбором практических задач. Я отказалась от стандартной формы экзамена по билетам в пользу формы решения кейсов. Каждый раз я придумываю что-то новое для студентов. Это всегда связано с работой в группах и с какими-то реальными проблемными ситуациями, с которыми я лично сталкивалась на практике. Я уже знаю все варианты решения этих задач и предоставляю студентам возможность предложить свои решения.
Конечно, главное, что дает «Школа ВЭД» — трудоустройство по специальности. А если человек, например, ошибся с выбором?
Во-первых, Школа как раз и нужна для понимания того, интересна ли студентам профессия менеджера ВЭД, хотят ли они работать по этой специальности. Нередко бывает, что к нам приходят работать вчерашние студенты, а через три месяца говорят: «Я хочу работать преподавателем китайского языка, сфера ВЭД — не для меня». А в «Школе ВЭД» студенты получают возможность на берегу понять, интересна ли им эта профессия.
Во-вторых, это решение такой проблемы выпускников, как неуверенность в себе. После вуза они — словно оторванные листья. У них заниженная самооценка. Они открывают вакансии на сайтах и видят, что везде требуются люди с опытом, которого у них нет. Они приходят на собеседование, где им задают простые вопросы: «Что такое контракт?», «Что такое условия Инкотермс?», «Какие в России есть порты?». А они не могут ответить даже на них. А после «Школы» у них уже будет понимание, будет база, стержень, уверенность в себе. И даже если они не будут знать все порты наизусть, то смогут легко найти любую подобную информацию. Потому что, среди прочего, я даю на курсе множество источников, из которых студенты смогут получать информацию по разным аспектам ВЭД. Так как курс у нас небольшой, всего месяц, я активно снабжаю его дополнительными материалами. По таможне, логистике и т.п. Студенты потом смогут очень быстро сориентироваться и найти ответ на почти любой вопрос по ВЭД.
Какие преимущества дает «Школа ВЭД» в плане трудоустройства?
Не все выпускники «Школы ВЭД» пойдут работать менеджерами ВЭД. Возможно, они вообще решать открыть свое дело, займутся, например, закупками в Китае. Главное, что дает курс — уверенность в своих силах.
Для тех, кто выберет специальность менеджера ВЭД, «Школа» предоставляет конкурентные преимущества. Например, на потоке 60 человек, и 10 из них прошли через «Школу ВЭД». И работодатель скорее остановит свой выбор на ком-то из этих 10, так как у них будут сертификаты о прохождении нашего курса и понимание всех бизнес-процессов.
Я нередко собеседовала вчерашних студентов на вакансию ассистента менеджера ВЭД. И всегда пыталась понять, подойдут ли они, не придется ли с ними расстаться через пару месяцев, вложив в них знания и душу. А это больно и для работодателя, и для соискателя. Пыталась понять мотивацию. Задавала стандартные вопросы. – Интересна ли Вам сфера ВЭД? – Не знаю. – Кем Вы видите себя через год? — Не знаю. – Кем вы хотели стать, когда учились? И, в основном, все хотели стать преподавателями китайского. Но нужно ли нашему городу столько преподавателей китайского языка? 80% тех, с кем я проводила собеседование, даже не заходили на сайт нашей компании. Они просто прошерстили все вакансии, где есть строка «знание китайского». Китайским они владеют. Но китайский — это маленький инструмент, и кроме него в нашей профессии нужно знать очень многое. Нужны человеческие качества: мотивация, уверенность в себе, стремление к обучению, к развитию. Все это у большинства отсутствует. И ты понимаешь, что этот человек просто не справится со стрессовой ситуацией, с многозадачностью, с необходимостью учиться, развиваться. И тут не поможет даже шикарное знание китайского языка.
Все эти проблемы есть. Поэтому задача курса — погрузить ребят в практику, показать им, что будет происходить, если они пойдут по этой стезе. Приподнять таинственную завесу, на которой написано «менеджер ВЭД». Когда я сама училась в ВУЗе, то уже на старших курсах наметила для себя эту профессию и всегда воспринимала ее как некую тайну, скрытую за завесой. Мне очень хотелось за нее заглянуть. Я самостоятельно искала ответы на вопросы, приоткрывала завесу. Хочется, чтобы у всех была такая мотивация.
Преимущество «Школы ВЭД» еще и в том, что «ВЭД Агент» — федеральная компания, поэтому курс у нас тоже федерального масштаба. Ребята после «Школы ВЭД» смогут поехать хоть в Москву, хоть во Владивосток, хоть в Казань — и везде будут востребованными специалистами.
И, конечно, мы очень надеемся, что часть студентов «Школы ВЭД» придут работать в нашу компанию.
Читайте о «Школе ВЭД» в новости.
Комментарии 2
Честно, меня поразила эта статья. В ней я нашла себя. Я студентка второго курса и я активно изучаю китайский язык, т.к. учусь на зарубежном регионоведении. Я еще не определилась со своим будущим и не знаю, кем буду работать. И я много расспрашивала своих сокурсников, кем они хотят стать, кем себя видят в будущем. Но к сожалению не многие могут ответить на этот вопрос. Поэтому, действительно, у студентов есть неуверенность в своем будущем. Ведь мы многого не знаем о своей будущей профессии и всех ее возможностях. Я рада, что существует такой курс, который может познакомить нас с работой менеджера ВЭД. И на раннем этапе понять, что нам действительно необходимо.
слышала про школу ВЭД в моем университете!сказали ,что может участвовать только 3-4 курс ,поэтому я пойду в этом году тоже :) хотелось бы работать по специальности,связанной с китайским или английским языком
Ваш комментарий