Елена Венгерская

Рожок изобилия: как заработать на мороженом в Китае?

Любят ли в Китае российское мороженое? Знают ли его? Сработает ли очередной акт «дипломатии мороженого» в виде сладкого подарка от Путина на день рождения Си? С какими проблемами сталкиваются в Китае российские экспортеры мороженого? Как найти кратчайшую дорогу к сердцам китайских сладкоежек? Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы вместе с экспертами.
Сразу скажем, что в целом рынок импорта мороженого в Китае стабильно растет. Примерно на 3-4% в год. Рекордным стал скачок 2016 года, когда объем потребления сладкого лакомства в Китае превысил 4,3 млрд литров. По оценкам аналитиков, в 2019 году выручка на рынке мороженого в Китае составит не менее $188 млн, а потребление на душу населения достигнет 0,03 кг. Изменилось само поведение китайских потребителей. Появился интерес к холодной еде, который противоречит привычке китайцев пить горячую воду. Первыми это отметили специалисты Nestle.
Летом 2019 года в некоторых китайских городах температура превышала 35 градусов. Но не только в жаре причина растущего спроса. Но и в том, что мороженое для китайцев ― часть западной культуры, шанс к ней приобщиться. А импортное мороженое ― еще и возможность продемонстрировать высокий статус. Поэтому китайцы хотят есть мороженое в красивых дорогих местах, а упаковка лакомства должна ассоциироваться с роскошью. И, конечно, очень важен бренд, его уникальность. В случае импортного мороженого китайцы покупают не просто лакомство, но и обладание товаром, который совсем недавно был им недоступен.
При подготовке материала нам попалась на глаза китайская статья «4 лучших вида мороженого». Оказалось, что под «лучшими» китайский журналист имел в виду неповторимые. В частности, из российских брендов в список попало дизайнерское мороженое Сергея Старостина с замороженными на палочке персонажами: от Маяковского со вкусом клюквы и водки до клубнично-кремовой Мэрилин Монро.
В стремлении к оригинальности китайцы очень любят пробовать мороженое со вкусом, отличающимся от традиционных. Классические шоколад, ваниль, клубника, сливки им тоже нравятся, но быстро приедаются. Поэтому производители разрабатывают новые продукты ― с учетом предпочтений населения. Российские мороженщики ― не исключение. Так, на СЭФ-2018 интерес у многих китайских закупочных компаний вызвало мороженое в гранулах, оригинальное если не по вкусу, то по форме. А недавно сми рассказали о мороженом насыщенного черного цвета от Новокузнецкого хладокомбината, выказав надежду, что в Китае такой продукт пойдет «на ура».
Хотя главным каналом продаж мороженого в Китае остается обычная розница, покупки онлайн также активно растут. За пять лет объем продаж брендовых продуктов питания на том же Tmall.com увеличился почти в 6 раз. Мороженое все чаще покупают в интернете ― как десерт для домашних или корпоративных застолий. Поэтому производители должны думать о поставках мороженого в больших семейных упаковках. А не только в рожках и стаканчиках, как это делают большинство российских экспортеров. Не обращая внимания на то, что одним из самых популярных видов нашего мороженого на севере Китая стал дешевый севастопольский «Морж» семейного 500-граммового формата.
Российским производителям пока еще сложно учитывать подобные тенденции. Часто, столкнувшись с проблемами, они предпочитают отказаться от экспорта. В то время как западные компании, обладая большим бюджетом и опытом, остаются на рынке.
Начинающих экспортеров мороженого порой шокирует отношение китайских дистрибьюторов к холодному лакомству. Это отношение противоречит западным нормам. Самое распространенное пренебрежение ― несоблюдение требований к хранению и транспортировке мороженого при температуре ниже минус 18 градусов. Столкнувшись с подобным, часть западных производителей, например, HÄAGEN-DAZS, отказались от китайских дистрибьюторов, открыв собственные магазины мороженого в Китае.
Рынок российского экспорта мороженого в Китай — пока еще очень молодой, ошибки и неудачи на нем — закономерность. Некоторые компании, довольно активно занимающиеся экспортом в прошлом году, в текущем сосредоточились на российском рынке. Среди них — новосибирский «Гроспирон». Мы спросили начальника отдела продаж ТК «Гроспирон» Михаила Крайнова, почему его компания ушла из Китая и планирует ли возобновлять экспорт.
Михаил Крайнов: Мы не оставили идею экспортировать мороженое в Китай. Просто поставили экспорт на паузу. Дело в том, что в компании, которая являлась нашим дилером, возникли проблемы: она распалась на две. Мы продолжили общение с основным контрагентом, но пока он не будет закупать наше мороженое. По крайней мере, до начала 2020 года. Нам нужны новые дилеры в Китае, мы их ищем.
Вторая причина паузы в экспорте — в упаковке на китайском языке. Не во все нюансы мы попали. Плюс на этой упаковке нужно обязательно указывать данные китайского импортера: название компании, телефон и т.п. Мы должны быть уверены в этих данных, так как заказываем печать упаковки в больших объемах.
Третья причина в том, что в Китае очень много контрафакта. Наша продукция не стала исключением: ее подделывают. Причем пишут «Гроспирон» и «Мальчик-стаканчик», упаковывая в эту обертку большие пластиковые кюветы с мороженым. Мы такого мороженого не производим. Плюс китайцы зарегистрировали на себя нашу торговую марку, и этот вопрос тоже нужно решать.
Наконец, нам не нравится, как китайский дилер довозит мороженое до конечного покупателя, как разгружает. Мы везем мороженое в Китай с соблюдением всех требований, в рефрижераторах. Китайцы разгружают его на складе, на жаре, не соблюдая условий разгрузки. Машину оставляют на расстоянии от склада. Мороженое при разгрузке тает, его кидают на землю. Доставляют его до точек обычными машинами, не рефрижераторами, просто укрывая пледами. Привозят покупателю с курьерами (в Китае очень много служб типа нашей Яндекс.Еды), которые в течение нескольких часов ходят с этим мороженым, опять-таки на жаре. Мороженое тает, его вновь замораживают. Оно теряет свои качества, становится неоднородным, не таким, каким мы его произвели и доставили в Китай. Отсюда разочарования китайских потребителей. При этом вопросы разгрузки на складе и доставки до точек или конечного покупателя предварительно оговариваются с дилером. Как сделать, чтобы требования соблюдались? Нанимать представителя в Китае, который будет следить за этим!
Эти «боли» — не только наши. С этим сталкиваются все российские производители мороженого при экспорте в Китай. Без решения перечисленных проблем не получится наладить долгосрочное сотрудничество с партнерами из КНР. Возможны будут только разовые, двухразовые поставки — не более.
По моим ощущениям, интерес к российскому мороженому сильно поостыл с 2016 года, когда к нам приезжали около десяти потенциальных дилеров в неделю, был сумасшедший ажиотаж. Теперь приезжают один-двое».
Когда эта статья уже была написана, агентство sputniknews.cn выпустило небольшую новость на ту же тему, задав примерно те же вопросы главному эксперту КНР в этой области, председателю Китайского организационного комитета по мороженому г-ну Ван Хайнину. Оказывается, российские экспортеры мороженого собираются участвовать во всех ближайших выставках в Китае — от специализированной выставки мороженого в Тяньцзине до выставки сладостей и закусок в Нинбо. Однако, по словам эксперта, этих усилий недостаточно. Ван Хайнин рассказал, что и до путинского подарка российское мороженое знали в Китае. Особенно на севере, куда, в основном, и везут продукцию российские экспортеры. Там мороженое в русском стиле достаточно популярно. Однако чтобы снискать любовь всех китайских потребителей, нужна другая стратегия. По словам Ван Хайнина, без перевода торговой марки на китайский не обойтись. Это позволит китайцам запомнить российский продукт и ускорит локализацию. «К сожалению, российские производители мороженого обладают меньшей экспертностью в области вывода продукта на рынок Китая по сравнению с европейскими, американскими, корейскими и японскими компаниями», — резюмировал Ван Хайнин.
Кто из экспертов прав? Каковы реальные причины падения рынка российского мороженого в Китае? Несмотря на чудовищно жаркое лето, путинский подарок и растущий спрос на импортное мороженое, российский экспорт мороженого в Китай в 2019 году откатился минимум на 100 тонн по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Из 48 аккредитованных на поставки мороженого российских компаний отправили свою продукцию в Поднебесную только 16. Что делать, чтобы переломить этот тренд? Мы продолжим разбираться в этом вопросе во второй части статьи, в которой нас ждут встречи со специалистом по экспорту компании «ВЭД Агент» Анной Андрющенко и компанией, входящий в топ-3 российских экспортеров мороженого в Китай.
Продолжение следует.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китай намерен построить вторую колею 1435 мм на участке Маньчжурия – Забайкальск
Фото Анатолия Якимова

724 миллиона юаней планирует направить Китай на строительство 10-километрового участка железнодорожной колее между Маньчжурией и Забайкальском. Новый путь планируют возвести до конца 2026 года. Об этом сообщает телеграм-канал «Читинский телеграф» со ссылкой на газету «Вечорка».

Решение о строительстве вторых путей стандартной колеи 1435 мм (в России колея 1520 мм, - прим. ChinaLogist), которую используют в Китае, Европе, приняли на третьей сессии Собрания народных представителей Автономного округа Внутренняя Монголия и третьей сессии Регионального Народного политического консультативного Совета Китая XIII созыва.

Анатолий Якимов
Таможня
Что изменится в таможенном законодательстве в феврале
Фото Анатолия Якимова

Наступил второй месяц 2025 года. В феврале в таможенном законодательстве произошли изменения. ChinaLogist изучил нововведения.

С 4 февраля приказом Министерства энергетики России определен порядок подтверждения целевого назначения импортируемых отдельных видов оборудования и частей, которые используют при строительстве, оснащении или техническом обслуживании объектов производства и реализации малотоннажного сжиженного природного газа. Цель принятия данного документа – освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Чтобы получить подтверждение участнику ВЭД, который планирует ввезти вышеперечисленные товары, необходимо написать заявление в Минэнерго и приложить необходимые документы. Образцы можно найти по ссылке

Анатолий Якимов
Импорт
Часть полиграфического производства из России переносят в Китай
Фото с сайта unsplash.com

Российские издатели обратили внимание на дефицит полиграфической отделки для печати книг для детей и молодежи, а также коллекционных. Дефицит на начало 2025 года достиг 30%. Это связано с повышенным спросом на детскую и юношескую литературу. Об этом сообщает РБК.

По информации издательства речь идет о красках и лаках, а также материалов, которые необходимы для печати ярких и необычных обложек, форзацев и полноцветных обрезов. Представитель «Эксмо-АСТ» сообщил, что дефицит затронул трафаретную печать и выборочное лакирование. Глава «Росмэна» Борис Кузнецов подтвердил это и сказал, что минимальный тираж издательство печатает в России, а остальную часть вынуждены отдавать в Китай. Что выходит сложнее, дольше и дороже.

Анатолий Якимов
Импорт
Какие сервисы помогут проверить надежность китайских поставщиков товаров
Фото с сайта unsplash.com

Китай на протяжении 35 лет – надежный деловой партнер России. Импорт товаров из КНР в РФ дает бизнесу большие возможности. Это и доступ к выгодным ценам, и огромный ассортимент продукции. Однако поставки из Поднебесной могут нести и риски. На сайте «Виртуальная таможня» привели примеры.

Импорт товаров из Китая в Россию открывает перед бизнесом отличные возможности – доступ к выгодным ценам и гигантский ассортимент самой разной продукции.

Анатолий Якимов
Импорт
Импортеры китайской электроники столкнулись с проблемой сертификации
Фото с сайта unsplash.com

Некоторые импортеры электроники, в том числе и из Китая столкнулись с проблемой ввоза техники в Россию. Для того, чтобы продавать зарубежную технику, необходимо иметь сертификат безопасности. А чтобы выдать такой сертификат необходим образец устройства. О проблеме рассказал портал BFM.

У продавцов импортной техники возник вопрос, а где найти образец того, что они хотят продать. Раньше документ можно было получить у производителя. Например, приехать на производство у поставщика в тот же Китай, или получить на складе представителя поставщика в России. Разумеется, что продавцы выбирали второй вариант.

Анатолий Якимов
Работа
АО «ВЭД Агент» вошло в топ лучших работодателей России
Фото из архива АО «ВЭД Агент»

51 компания Новосибирской области вошла в финал Рейтинга работодателей России по итогам 2024 года. Среди них – АО «ВЭД Агент». Данные опубликовал портал онлайн-рекрутинга hh.ru. Всего в Рейтинг работодателей вошли 1729 российских компаний. Это на 15% больше, чем в предыдущем году.

Финалистами рейтинга стали 51 компания из Новосибирской области в числе 122 из Сибирского федерального округа. АО «ВЭД Агент» вошло в число финалистов среди средних и небольших компаний с численностью персонала 101 – 250 человек, заняв 473 место из 591.

Анатолий Якимов
Грузооборот пункта пропуска Забайкальск-Маньчжурия составил 2,5 миллиона тонн
Фото Таможни Маньчжурии

Таможня Автономного округа Внутренняя Монголия опубликовала информацию о совокупном грузообороте Международного автомобильного пункта пропуска «Забайкальск – Маньчжурия». В 2024 году он вырос на 52,8% и составил 2,449 миллиона тонн.

По информации источника товарооборот вырос на 68,5% и составил 91,12 миллиарда юаней. Рекорд был поставлен благодаря тому, что с 15 мая 2024 года пункт пропуска переведен на круглосуточный режим работы.

Анатолий Якимов
Где купить строительные материалы в Китае оптом
Фото с сайта unsplash.com

Каждую весну начинается строительный бум. Россияне строят дома, ремонтируют квартиры и дачи. Промышленники вводят новые цеха и производственные площади. Соответственно им нужны строительные материалы. Chinalogist выяснил, где выгодно покупать такие товары.

Оптовые рынки Китая предлагают купить всевозможные материалы и оборудования, которые необходимы для строительства и ремонта. Там продают общестроительные, стеновые материалы, металлопрокат и другое.

Анатолий Якимов
Обувь, одежду и автозапчасти отправили из китайского Иу в Россию на поезде
Фот ос сайта сайта «Жэньминь Жибао» онлайн»

Первый поезд в после наступления Нового года по китайскому календарю отправили в Москву из китайского города Иу в провинции Чжецзян. На платформы состава погрузили 110 стандартных двадцатифутовых контейнеров (TEU).

По информации сайта «Жэньминь Жибао» онлайн», в Россию в контейнерах отправили одежду, обувь, автозапчасти. Состав отправился с одного из вокзалов «мирового супермаркета» Иу. Поезд въедет в Россию через Монголию.

С начала 2025 года по маршруту Иу – Европа, в том числе в Россию, и обратно проследовали 89 грузовых состава, которыми перевезли 9 478 TEU. Всего по маршруту Иу – Европа действуют 20 маршрутов, которыми перевозят почти 50 тысяч наименований товаров.

Анатолий Якимов
Эксперты назвали топ-5 ошибок при работе с Китаем
Фото с сайта unsplash.com

Отношения между Россией и Китаем развиваются семимильными шагами. Многие рассматривают КНР как надежного и постоянного торгового делового партнера. Chinalogist выявил пять ошибок, которые допускают начинающие предприниматели.

Первую ошибку, которые допускают предприниматели, начинающие бизнес с Китаем, не проверяют поставщиков. Эксперты советуют обязательно проверять партнеров из КНР на надежность на специальных сервисах. Более того, если есть возможность, то стоит посетить цеха либо склады поставщика.