Слово Эксперта

Сохранят ли поезда Китай – Европа темпы роста перевозок после пандемии?

В условиях сложностей с морскими линиями и дороговизны авиаперевозок грузоотправители все чаще выбирают для доставки грузов поезда Китай – Европа. Что определяет этот тренд и как долго он будет доминировать в логистике с Китаем? Публикуем материал Nikkei Asian Review на эту тему.
«В настоящее время многие европейские клиенты рассматривают железнодорожные грузоперевозки на Новом шелковом пути в качестве альтернативного и привлекательного вида транспорта», — сказал Тим Шарват, исполнительный директор Global Freight Forwarding немецкого логистического оператора DHL. «Мы наблюдаем сильный рост объемов перевозок в обоих направлениях». По словам Тима Шарвата, DHL удвоила пропускную способность своих трансконтинентальных поездов благодаря спросу на поставки химикатов, автозапчастей, бытовой электроники и других товаров.
До недавнего времени поезда из Европы в Китай зачастую отправлялись полупустыми. Сейчас ситуация изменилась. Только через Дуйсбург, ключевой хаб Нового Шелкового пути, за первую неделю апреля прошло 50 поездов сообщением Китай – Европа. Согласно данным Asia Pacific Connex, они перевозили грузы по ставкам $0,35-0,4, в то время как ставка на авиаперевозки из Франкфурта в Китай составляла в апреле более доллара за кг (по данным службы авиационных перевозок Гонконга).
В обратном направлении цены на авиаперевозки остаются сверхвысокоми. Так, в начале мая ставка на маршруте Шанхай — Франкфурт составляла $10 за кг. Это в 4,3 раза выше, чем годом ранее.
Выиграли в этой ситуации операторы железнодорожных сетей. «Перевозимые объемы, регулярность и надежность железнодорожной сети Китай – Европа в последние недели все время росли и крепли», — сказал Акос Эрсек, главный политический советник Международного союза автомобильно-железнодорожных комбинированных перевозок Брюссельской отраслевой группы. «Волатильность цен, вызванная пандемией, делает трансконтинентальные железнодорожные перевозки более привлекательными, чем авиаперевозки»,— добавил он.
Морские перевозки остаются значительно более дешевыми, чем железнодорожные, но услуги и графики там частично были нарушены из-за снижения спроса, национальных ограничений и портового контроля, предотвращающего распространение COVID-19.
Европейские судоходные линии Maersk и MSC, например, приостановили отправку судов по нескольким из своих самых загруженных азиатских маршрутов, например, по маршруту Циндао – Феликсстоув. По оценкам инвестиционного банка Jefferies, общий объем морских грузоперевозок сократился почти на 30%.
В прошлом месяце операторы открыли поток новых маршрутов. В прошлом месяце китайская компания Shandong Hi-speed Group запустила новый грузовой поезд из города Цзинань в Гамбург, а швейцарская Hupac Group — поезд между Сианем и Варшавой. Австрийская логистическая компания RCL открыла еженедельные рейсы между Хэфэем и Дуйсбургом, а также между Сианем и Линцем.
Некоторые поезда были остановлены в разгар вспышки COVID-19, но даже связи между Дуйсбургом и Уханем, городом, где началась пандемия, были восстановлены к концу марта.
Преимуществом перевозок по ж/д являлись субсидии китайского правительства. Но они частично сократились. Андре Уилер, исполнительный директор Asia Pacific Connex, оценил реальную стоимость перевозки стандартного 20-футового грузового контейнера из Сианя в Великобританию по железной дороге примерно в 4500 долларов, но сообщил, что субсидии от местных властей снизили расходы до 3000 долларов. С сокращением этой поддержки и ростом спроса ставки выросли до 4320 долларов. А морем такой контейнер можно отправить по тому же маршруту за 1250 долларов.
Вонг Сив Лоонг, президент швейцарской логистической компании Kuehne + Nagel в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ожидает, что многие новые пользователи поездов вернутся на корабли и самолеты, как только услуги перевозчиков будут восстановлены в полном объеме.
Железнодорожные перевозки «были нишевым рынком до COVID-19 и останутся таким же после COVID-19. Но они оказались очень надежным видом транспортировки», — сказал он.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Экспорт
Российский экспорт филе рыбы в Китай: глубокая переработка растет
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В первом квартале 2025 года Россия увеличила экспорт рыбного филе. Рост составил 72%, в стоимостном выражении, превысив 140 миллионов долларов США. В основу экспорта входят филе и фарш минтая – более 70% от объема, а также филе трески – 17%. Поставки филе минтая выросли на 85%, до 102 миллионов долларов США, филе трески – на 51% – до 24 миллионов долларов США. Крупнейшими покупателями стали Республика Корея и Китай, при этом экспорт в Корею вырос на 65%, а в Китай – в 2,5 раза. Об этом сообщили в Федеральном центре развития экспорта продукции АПК Министерства сельского хозяйства России «Агроэкспорт».

Анатолий Якимов
Импорт
Импорт из Китая без риска: инструменты для проверки контрагентов
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Импорт из Китая остается важным направлением для российского бизнеса, открывая доступ к выгодным ценам и огромному ассортименту товаров. Однако сотрудничество с китайскими поставщиками связано с рисками, такими как поставка некачественной продукции, несоответствие стандартам ЕАЭС, задержки и недопоставки. Чтобы минимизировать эти риски, предпринимателям рекомендуется использовать специализированные сервисы для проверки надежности контрагентов.

Анатолий Якимов
Экспорт
Сибирь наращивает поставки леса в Китай: рост экспорта пиломатериалов и целлюлозы
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Экспорт обработанной древесины из Сибири в Китай продолжает расти, демонстрируя устойчивую динамику в 2024 году и в первом квартале 2025 года. По данным Сибирского таможенного управления, в первом квартале 2025 года доля обработанной древесины в общем объеме экспорта из Сибирского федерального округа достигла 97%, что выше показателя аналогичного периода 2024 года на два процента.

Анатолий Якимов
Импорт
Как Китай меняет автомобильный рынок России: новые технологии Changan
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В конце 2024 года китайский автопроизводитель Changan в Чунцине открыл ультрасовременный завод, оснащенный более чем 1 400 промышленными роботами и интегрированный с технологиями 5G и искусственного интеллекта. Завод площадью 77 гектаров рассчитан на выпуск до 280 000 электромобилей в год, включая модели Avatr 07, Deepal S05 и Changan Nevo E07. Солнечная электростанция мощностью 36 мегаватт покрывает до 19% энергопотребления предприятия, что снижает углеродный след.

Анатолий Якимов
Экспорт
Лев Решетников: Новосибирская область расширяет торговую связь с Китаем через пилотный проект в Циндао
Фото с сайта unsplash.com

В Новосибирской области открылась уникальная возможность для местных компаний бесплатно представить свою продукцию на шоуруме на территории Пилотной зоны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Циндао (Китай). Это часть программы по развитию международного сотрудничества и поддержке экспортных возможностей региона.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай наращивает закупки подсолнечного масла из Сибири: экспорт вырос в 5 раз
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году из Сибирского федерального округа в Китай экспортировали 81 тысячу тонн подсолнечного масла. Это 79% от всего объема экспорта в регионе. По сравнению с 2023 годом объемы выросли в 5 раз, а общий экспорт из Сибири достиг 102 тысяч тонн. Об этом сообщили в ФГБУ «ЦОК АПК».

Анатолий Якимов
Импорт
Более 55 тонн зараженных овощей и фруктов не прошли фитоконтроль в Забайкалье в 2025 году.
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 28 по 30 апреля 2025 года в Забайкальском крае специалисты филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна и плодоовощной продукции» выявили карантинных вредителей в 13 партиях импортных овощей и фруктов из Китая, общий вес которых 55,6 тонны. Среди обнаруженных вредителей — червец Комстока, трипс Пальма, западный цветочный трипс и южноамериканская томатная моль.

Анатолий Якимов
Китай вошел в тройку поставщиков мяса в Россию: экспорт вырос почти в четыре раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2024 году резко увеличил импорт мяса в Россию, поднявшись с девятого на третье место среди крупнейших стран. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на данные платформы «ООН Comtrade» и национальных статистических порталов. Объем экспорта мяса из Китая в Россию вырос почти в 4 раза – до 125,8 миллиона долларов США, что составило 5,6% российского импорта мяса.

Анатолий Якимов
Российским водителям упростили оформление для поездки в Китай с 23 мая 2025 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 23 мая 2025 года вступает в силу протокол, расширяющий упрощенный визовый режим для российских водителей, которые выезжают в Китае. Теперь многократную годовую картину смогут оформить все водители независимо от места проживания, а не только из приграничных регионов, как это было раньше. Продолжительность каждого пребывания по визе не должна превышать 30 суток.

Анатолий Якимов
Импорт из Китая сократился, но рынок мелкой бытовой техники в России продолжает расти
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

В 2024 году российский рынок мелкой бытовой техники (МБТ) продемонстрировал экономический рост: по информации группы компаний М.Видео-Эльдорадо, спрос в количественном вырастет на 8% и достигнет 78,5 миллиона единиц, а в денежном выражении - на 15,5%, до 244 миллиарда рублей. Средняя стоимость одного устройства выросла на 8% и составила 3,1 тысячи рублей.