Елена Каспирович
Импорт

Уход по-английски: как и почему китайские технологические компании покидают Россию

В декабре стало известно о том, что правительство КНР запретило поставки в Россию процессоров Longsoon на собственной архитектуре LongArch. Эта мера связана с тем, что технологию используют в военно-промышленном комплексе Китая, и она признана стратегически важной. По этой же причине экспорт процессоров был запрещён вообще во все страны. При этом до недавнего времени ноутбуки на процессорах Longsoon и материнские платы пока еще можно было купить на AliExpress, поэтому, возможно, запрет будет формальным.
(Не)заменимые устройства
Новость о запрете поставок процессоров на архитектуре LongArch вызвала такой ажиотаж, потому что созданные в 2021 году процессоры Loongson совместимы с программами, написанными под архитектуру Intel (X86) и AMD(ARM). Эти ведущие производители процессоров, на которых работали отечественные серверы, СХД и компьютеры, приостановили поставки в Россию. Затем РФ легализовала параллельный импорт, уголовная и административная ответственность за ввоз продукции без разрешения правообладателя была отменена,и поэтому Intel и AMD продолжают широко использоваться. И хотя у России как таковой зависимости от них нет, при теоретической блокировке параллельного импорта можно было переключиться на решения Loongson.
О том, как устроен рынок параллельного импорта и с какими рисками могут столкнуться импортеры и потребители, рассказывает эксперт China Professionals Андрей Брицко:
“К сожалению в 2022 году, мы все почувствовали, насколько Россия пока ещё импортозависимая страна по многим группам товаров. Благо, государство моментально отреагировало на запреты Запада и разрешило параллельный импорт в Россию. Но российским импортёрам при организации параллельного импорта стоит учитывать особенности того, как организована эта процедура в России и постоянно следить за изменениями в перечне товаров, разрешенных к ввозу в Россию по системе параллельный импорт. И не менее важно знать особенности так называемого “параллельного экспорта”. Это моя аббревиатура, намеренно изложенная таким образом, чтобы у предпринимателей и бизнеса было чёткое понимание того, что прежде, чем продукцию ввезти на территорию России, её ещё надо вывезти из страны экспорта. Если мы говорим о Европе или США или других “недружественных” странах, то там следует четкий перечень санкционных товаров, которые запрещено экспортировать в Россию. Причём этот перечень настолько широк, что по сути большинство этих товаров попадают в список, так называемого “критического” импорта. Из-за таких строгих ограничений нам пришлось развернуться на 180 градусов на Восток и использовать Китай в том числе и для параллельного импорта. Но в Китае тоже есть свои особенности на законодательном уровне, которые защищают интеллектуальные права брендов, причем не только китайских. В России есть ТРОИС - таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который следит за правами брендов при импорте, если они не из перечня товаров параллельного импорта. В Китае тоже есть свой таможенный реестр объектов интеллектуальной стоимости, но только при экспорте. То есть вы можете купить продукцию Siemens, Huawei, Cisco и др. в Китае, но официально вывезти из Китая вы их не сможете и тогда вся ваша цепочка поставок рухнет. И, если в вашей системе нет “волшебных” китайских таможенных брокеров и посредников, которые оформляют такие товары через себя, то вам грозит риск не только конфискации всей партии, но и уголовной ответственности китайскому экспортеру. В догонку к этому ещё и возможность применения вторичных санкций со стороны США и стран ЕС к китайским компаниям и всё - ваш параллельный импорт не работает. Я не могу рассказывать, кто и как осуществляет эти операции, так как это не совсем красивая схема - это раз. Кроме того, я не знаю изнутри китайскую методологию таких сделок. Но скажу лишь то, что вам нужен такой “волшебный брокер”, что оформление таких товаров с большей вероятностью проходит в провинциях, граничащих с Россией или Казахстаном, если мы говорим об автомобильных перевозках, и в аэропорту Пекина, если мы говорим об авиационных перевозках. Так же желательно, чтобы продавцом в вашей схеме была не китайская компания, а компания из Гонконга, Южной Кореии и тд., а китайская компания будет только отправителем и, кто именно будет отправлять, знает только китайский таможенный брокер. Пожалуй это всё, что я могу говорить в открытых источниках о рисках параллельного импорта при экспорте из Китая”.
Согласно прогнозам Федеральной таможенной службы, по итогам года объем параллельного импорта может превысить 15 млрд долларов и более 2 миллионов тонн. Этот способ вернуть в страну привычные товары возник сразу после начала массового ухода иностранных производителей, поставщиков и ритейлеров. Китайский техсектор не исключение, и поэтому интересно посмотреть, как обстоят дела с присутствием китайских IT-компаний в России и кто из них за последние 12 месяцев принял решение покинуть российский рынок из-за угрозы вторичных санкций.
Молчание - знак согласия?
В течение 10 месяцев после начала СВО китайские технологические компании постепенно сокращали продажи товаров в Россию под давлением американских властей. Американские поставщики оборудования для китайских компаний оказывают на техсектор давление, требуя, чтобы произведенные ими микросхемы не были использованы в поставляемых России товарах. Явление не новое: с 2014 года, после присоединения Крыма к России США начали контролировать продажу в РФ высокотехнологичных элементов, которые могут быть использованы в военных целях. Китайские фирмы, в отличие от европейских и американских компаний, не делают публичных заявлений о делах в России и своей позиции касательно СВО. Это связано с тем, что правительство КНР открыто не поддерживает введение санкций против РФ. Исключением стало лишь заявление производителя дронов DJI, который официально сообщил о приостановке деловых операций в России и Украине.
Итак, какие китайские компании приостановили деятельность или вовсе покинули Российский рынок?
  • Еще в первый месяц после начала СВО Financial Times со ссылкой на источники в компаниях сообщала, что Xiaomi, Oppo и Huawei в Россию сократились как минимум вдвое. В тот момент решение было вызвано проблемами с логистикой и ценообразованием. В конце октября стало известно, что последняя из трех компаний, китайский производитель электроники Huawei, полностью прекратил прямые поставки техники в Россию и окончательно уходит с российского рынка. Собеседник ChinaLogist и по совместительству один из бывших сотрудников Huawei в московском офисе сообщил, что его последний рабочий день в компании был 26 ноября. Он добавил, что в России остается только микро-офис.

  • Из-за страха попасть под американские санкции свою долю на российском рынке сократили также Lenovo и Xiaomi. Тем не менее, последняя фирма даже улучшила свои показатели в России. До февраля 2022 Xiaomi была вторым по размеру продавцом смартфонов на рынке РФ. Опережал китайского техгиганта по этому параметру только Samsung. В этом году компании поменялись местами. Наибольшая доля смартфонов, ввезённых в Россию в период с января по сентябрь 2022 года, была произведена Xiaomi и составила 35% от общего числа. Вторым ведущим брендом стал Samsung, на долю которого пришлось 15% отгрузок.

В целом экспорт товаров из Китая в Россию за первые 10 месяцев 2022 года увеличился на 13% к тому же периоду прошлого года и достиг примерно $60 млрд. В 2022 году РФ нарастила закупки в КНР грузовиков (в 3,5 раза к январю-октябрю 2021 года), резиновых шин (в 2,1 раза) и экскаваторов (в 2 раза). Среди наиболее значимых экспортируемых товаров были телефоны (около $3,4 млрд за первые десять месяцев текущего года) и вычислительные машины (около $2,2 млрд за аналогичный период). Тем не менее, угроза американских санкций отразилась на показателях и по этим группам товаров. Поставки телефонов и вычислительной техники снизились на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Источник: Главное таможенное управление КНР
Итак, получается, что несмотря на заявления политиков и со стороны России, и со стороны КНР о дружбе “без границ” экономические отношения между странами не настолько безоблачные. В интервью для Financial Times один из бывших членов совета директоров Xiaomi отметил, что открыто заявлять о сокращении или приостановке продаж в России — это слишком «чувствительная» политическая позиция для китайских корпораций. Тем не менее, с точки зрения бизнеса, имеет смысл отойти в сторону и осторожно понаблюдать за тем, что происходит. Выходит, что китайские компании и крупные институты, как частные, так и государственные, преимущественно придерживаются одного курса — на «тихий выход» из России. Они формально осуждают антироссийские санкции, но в то же время присоединяются к ним там, где кажется необходимым.
Автор: Анастасия Тюхтина
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.