Елена Каспирович
Импорт

Уход по-английски: как и почему китайские технологические компании покидают Россию

В декабре стало известно о том, что правительство КНР запретило поставки в Россию процессоров Longsoon на собственной архитектуре LongArch. Эта мера связана с тем, что технологию используют в военно-промышленном комплексе Китая, и она признана стратегически важной. По этой же причине экспорт процессоров был запрещён вообще во все страны. При этом до недавнего времени ноутбуки на процессорах Longsoon и материнские платы пока еще можно было купить на AliExpress, поэтому, возможно, запрет будет формальным.
(Не)заменимые устройства
Новость о запрете поставок процессоров на архитектуре LongArch вызвала такой ажиотаж, потому что созданные в 2021 году процессоры Loongson совместимы с программами, написанными под архитектуру Intel (X86) и AMD(ARM). Эти ведущие производители процессоров, на которых работали отечественные серверы, СХД и компьютеры, приостановили поставки в Россию. Затем РФ легализовала параллельный импорт, уголовная и административная ответственность за ввоз продукции без разрешения правообладателя была отменена,и поэтому Intel и AMD продолжают широко использоваться. И хотя у России как таковой зависимости от них нет, при теоретической блокировке параллельного импорта можно было переключиться на решения Loongson.
О том, как устроен рынок параллельного импорта и с какими рисками могут столкнуться импортеры и потребители, рассказывает эксперт China Professionals Андрей Брицко:
“К сожалению в 2022 году, мы все почувствовали, насколько Россия пока ещё импортозависимая страна по многим группам товаров. Благо, государство моментально отреагировало на запреты Запада и разрешило параллельный импорт в Россию. Но российским импортёрам при организации параллельного импорта стоит учитывать особенности того, как организована эта процедура в России и постоянно следить за изменениями в перечне товаров, разрешенных к ввозу в Россию по системе параллельный импорт. И не менее важно знать особенности так называемого “параллельного экспорта”. Это моя аббревиатура, намеренно изложенная таким образом, чтобы у предпринимателей и бизнеса было чёткое понимание того, что прежде, чем продукцию ввезти на территорию России, её ещё надо вывезти из страны экспорта. Если мы говорим о Европе или США или других “недружественных” странах, то там следует четкий перечень санкционных товаров, которые запрещено экспортировать в Россию. Причём этот перечень настолько широк, что по сути большинство этих товаров попадают в список, так называемого “критического” импорта. Из-за таких строгих ограничений нам пришлось развернуться на 180 градусов на Восток и использовать Китай в том числе и для параллельного импорта. Но в Китае тоже есть свои особенности на законодательном уровне, которые защищают интеллектуальные права брендов, причем не только китайских. В России есть ТРОИС - таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который следит за правами брендов при импорте, если они не из перечня товаров параллельного импорта. В Китае тоже есть свой таможенный реестр объектов интеллектуальной стоимости, но только при экспорте. То есть вы можете купить продукцию Siemens, Huawei, Cisco и др. в Китае, но официально вывезти из Китая вы их не сможете и тогда вся ваша цепочка поставок рухнет. И, если в вашей системе нет “волшебных” китайских таможенных брокеров и посредников, которые оформляют такие товары через себя, то вам грозит риск не только конфискации всей партии, но и уголовной ответственности китайскому экспортеру. В догонку к этому ещё и возможность применения вторичных санкций со стороны США и стран ЕС к китайским компаниям и всё - ваш параллельный импорт не работает. Я не могу рассказывать, кто и как осуществляет эти операции, так как это не совсем красивая схема - это раз. Кроме того, я не знаю изнутри китайскую методологию таких сделок. Но скажу лишь то, что вам нужен такой “волшебный брокер”, что оформление таких товаров с большей вероятностью проходит в провинциях, граничащих с Россией или Казахстаном, если мы говорим об автомобильных перевозках, и в аэропорту Пекина, если мы говорим об авиационных перевозках. Так же желательно, чтобы продавцом в вашей схеме была не китайская компания, а компания из Гонконга, Южной Кореии и тд., а китайская компания будет только отправителем и, кто именно будет отправлять, знает только китайский таможенный брокер. Пожалуй это всё, что я могу говорить в открытых источниках о рисках параллельного импорта при экспорте из Китая”.
Согласно прогнозам Федеральной таможенной службы, по итогам года объем параллельного импорта может превысить 15 млрд долларов и более 2 миллионов тонн. Этот способ вернуть в страну привычные товары возник сразу после начала массового ухода иностранных производителей, поставщиков и ритейлеров. Китайский техсектор не исключение, и поэтому интересно посмотреть, как обстоят дела с присутствием китайских IT-компаний в России и кто из них за последние 12 месяцев принял решение покинуть российский рынок из-за угрозы вторичных санкций.
Молчание - знак согласия?
В течение 10 месяцев после начала СВО китайские технологические компании постепенно сокращали продажи товаров в Россию под давлением американских властей. Американские поставщики оборудования для китайских компаний оказывают на техсектор давление, требуя, чтобы произведенные ими микросхемы не были использованы в поставляемых России товарах. Явление не новое: с 2014 года, после присоединения Крыма к России США начали контролировать продажу в РФ высокотехнологичных элементов, которые могут быть использованы в военных целях. Китайские фирмы, в отличие от европейских и американских компаний, не делают публичных заявлений о делах в России и своей позиции касательно СВО. Это связано с тем, что правительство КНР открыто не поддерживает введение санкций против РФ. Исключением стало лишь заявление производителя дронов DJI, который официально сообщил о приостановке деловых операций в России и Украине.
Итак, какие китайские компании приостановили деятельность или вовсе покинули Российский рынок?
  • Еще в первый месяц после начала СВО Financial Times со ссылкой на источники в компаниях сообщала, что Xiaomi, Oppo и Huawei в Россию сократились как минимум вдвое. В тот момент решение было вызвано проблемами с логистикой и ценообразованием. В конце октября стало известно, что последняя из трех компаний, китайский производитель электроники Huawei, полностью прекратил прямые поставки техники в Россию и окончательно уходит с российского рынка. Собеседник ChinaLogist и по совместительству один из бывших сотрудников Huawei в московском офисе сообщил, что его последний рабочий день в компании был 26 ноября. Он добавил, что в России остается только микро-офис.

  • Из-за страха попасть под американские санкции свою долю на российском рынке сократили также Lenovo и Xiaomi. Тем не менее, последняя фирма даже улучшила свои показатели в России. До февраля 2022 Xiaomi была вторым по размеру продавцом смартфонов на рынке РФ. Опережал китайского техгиганта по этому параметру только Samsung. В этом году компании поменялись местами. Наибольшая доля смартфонов, ввезённых в Россию в период с января по сентябрь 2022 года, была произведена Xiaomi и составила 35% от общего числа. Вторым ведущим брендом стал Samsung, на долю которого пришлось 15% отгрузок.

В целом экспорт товаров из Китая в Россию за первые 10 месяцев 2022 года увеличился на 13% к тому же периоду прошлого года и достиг примерно $60 млрд. В 2022 году РФ нарастила закупки в КНР грузовиков (в 3,5 раза к январю-октябрю 2021 года), резиновых шин (в 2,1 раза) и экскаваторов (в 2 раза). Среди наиболее значимых экспортируемых товаров были телефоны (около $3,4 млрд за первые десять месяцев текущего года) и вычислительные машины (около $2,2 млрд за аналогичный период). Тем не менее, угроза американских санкций отразилась на показателях и по этим группам товаров. Поставки телефонов и вычислительной техники снизились на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Источник: Главное таможенное управление КНР
Итак, получается, что несмотря на заявления политиков и со стороны России, и со стороны КНР о дружбе “без границ” экономические отношения между странами не настолько безоблачные. В интервью для Financial Times один из бывших членов совета директоров Xiaomi отметил, что открыто заявлять о сокращении или приостановке продаж в России — это слишком «чувствительная» политическая позиция для китайских корпораций. Тем не менее, с точки зрения бизнеса, имеет смысл отойти в сторону и осторожно понаблюдать за тем, что происходит. Выходит, что китайские компании и крупные институты, как частные, так и государственные, преимущественно придерживаются одного курса — на «тихий выход» из России. Они формально осуждают антироссийские санкции, но в то же время присоединяются к ним там, где кажется необходимым.
Автор: Анастасия Тюхтина
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Финансы
Российские карты в Китае: ограничения, причины и перспективы внедрения QR-платежей
Фото Анатолия Якимова

В Китае пока отсутствует возможность рассчитываться картами «Мир» и другими банковскими платежными системами из-за ограничений в международной банковской инфраструктуре и санкционного давления. Однако внедрение платежей через QR-коды, которые не требуют прямого взаимодействия с банковскими сетями, рассматривается как перспективное решение для российских туристов и бизнесменов.

Анатолий Якимов
Импорт
Второй раз за год: китайское судно XIN XIN HAI 1 прибыло в Архангельск по Северному морскому пути
Фото из ТГ-канала Александра Цыбульского

В морской порт Архангельск второй раз в 2025 году прибыло судно из Китая – контейнеровоз XIN XIN HAI 1, которое прошло по Северному морскому пути в рамках мультимодального маршрута «Арктический экспресс № 1». Об этом сообщил губернатор Архангельской области Александр Цибульский.

Анатолий Якимов
Экспорт
Первый контейнерный поезд с экспортным лесом прошел через Забайкальск – Маньчжурию в Китай
Фото Анатолия Якимова

Впервые в истории Международного железнодорожного пограничного перехода «Забайкальск — Маньчжурия» прошла отправка контейнерного поезда с экспортным биржевым грузом. После перевалки с российского подвижного состава колеи 1520 мм на китайский стандарт 1435 мм, 76 40-футовых контейнеров в ближайшее время доставят до конечного получателя на станцию Тайцан, округ Сучжоу, провинция Цзянсу. Эта поставка стала результатом первой в России экспортной сделки через цифровую платформу «Оператор товарных поставок» (ОТП РЖД) на Петербургской бирже в новой секции «Лес и стройматериалы».

Анатолий Якимов
Электромобили составляют 40% ввезенных в СФО авто: более половины – китайские
Фото сгенерировано ИИ Шендеврум

За восемь месяцев 2025 года ввоз электромобилей в Сибирский федеральный округ для личного использования вырос более чем на 15% в сравнении с прошлым годом, достигнув доли свыше 40% от общего числа импортированных транспортных средств. Лидерами по импорту остаются автомобили китайского производства, составляющие более половины ввезенного автопарка.

Анатолий Якимов
Новый транспортный коридор в Китай: подробности проекта в Забайкальском крае
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке был подписан стратегический договор между правительством Забайкальского края и корпорацией «Мосстройтранс» на создание трансграничного транспортно-логистического центра в Приаргунском округе. Общий объем инвестиций в проект составляет около 30 миллиардов рублей. Подробности сообщила газета «Приаргунская заря».

Анатолий Якимов
Топ-10 популярных китайских брендов и товаров в сентябре 2025
Коллаж из фото с сайта aliexpress.ru

В сентябре 2025 года на китайских маркетплейсах в России особо выделились 10 популярных товаров от известных брендов. Они востребованы по разным причинам — от уникального дизайна до технологичности и доступности. Chinalogist изучил каждый из этих товаров подробнее.

Анатолий Якимов
Новая система контроля параллельного импорта в России заработает в 2026 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России отмечает заметное и продолжающееся снижение объемов параллельного импорта. За последние два месяца поставки по этому механизму составили 1,4-1,5 миллиарда долларов США, что существенно ниже среднемесячных 2,5 миллиарда долларов США в предыдущие периоды. Об этом рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов. Чиновник подчеркнул, что ведомство работает над совершенствованием контроля за ввозом товаров с параллельным импортом.

Анатолий Якимов
Китай вдвое увеличил экспорт персиков и нарастил поставки фруктов в Россию в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай в 2025 году более чем вдвое увеличил экспорт персиков в Россию, достигнув рекордных поставок на сумму свыше 30 миллионов долларов США, что почти вдвое превышает показатели прошлого года.

Анатолий Якимов
Спад торговли РФ и КНР в 2025 году: причины и влияние на двусторонние отношения
Фото с сайта unsplash.com

Товарооборот между Китаем и Россией в январе—августе 2025 года снизился на 9,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 143,76 миллиарда долларов США, свидетельствуют данные Главного таможенного управления Китая. Экспорт китайских товаров в Россию упал на 9,7%, составив 64,77 миллиарда долларов США, импорт из России — на 9,1%, до 78,99 миллиарда долларов США. По итогам восьми месяцев Россия сохраняет положительное торговое сальдо в 14,22 миллиарда долларов США, что на 2,8% меньше, чем в 2024 году.

Анатолий Якимов
Развитие транспортной инфраструктуры и логистики Дальнего Востока — план президента Владимира Путина
Фото с официального сайта Президента России

Президент России Владимир Путин на пленарном заседании Восточного экономического форума рассказал о масштабных планах по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Арктики, подчеркнув ключевые приоритеты модернизации и расширения логистических возможностей региона.