Елена Каспирович
Импорт

Уход по-английски: как и почему китайские технологические компании покидают Россию

Фото ИА «Синьхуа»
В декабре стало известно о том, что правительство КНР запретило поставки в Россию процессоров Longsoon на собственной архитектуре LongArch. Эта мера связана с тем, что технологию используют в военно-промышленном комплексе Китая, и она признана стратегически важной. По этой же причине экспорт процессоров был запрещён вообще во все страны. При этом до недавнего времени ноутбуки на процессорах Longsoon и материнские платы пока еще можно было купить на AliExpress, поэтому, возможно, запрет будет формальным.
(Не)заменимые устройства
Новость о запрете поставок процессоров на архитектуре LongArch вызвала такой ажиотаж, потому что созданные в 2021 году процессоры Loongson совместимы с программами, написанными под архитектуру Intel (X86) и AMD(ARM). Эти ведущие производители процессоров, на которых работали отечественные серверы, СХД и компьютеры, приостановили поставки в Россию. Затем РФ легализовала параллельный импорт, уголовная и административная ответственность за ввоз продукции без разрешения правообладателя была отменена,и поэтому Intel и AMD продолжают широко использоваться. И хотя у России как таковой зависимости от них нет, при теоретической блокировке параллельного импорта можно было переключиться на решения Loongson.
О том, как устроен рынок параллельного импорта и с какими рисками могут столкнуться импортеры и потребители, рассказывает эксперт China Professionals Андрей Брицко:
“К сожалению в 2022 году, мы все почувствовали, насколько Россия пока ещё импортозависимая страна по многим группам товаров. Благо, государство моментально отреагировало на запреты Запада и разрешило параллельный импорт в Россию. Но российским импортёрам при организации параллельного импорта стоит учитывать особенности того, как организована эта процедура в России и постоянно следить за изменениями в перечне товаров, разрешенных к ввозу в Россию по системе параллельный импорт. И не менее важно знать особенности так называемого “параллельного экспорта”. Это моя аббревиатура, намеренно изложенная таким образом, чтобы у предпринимателей и бизнеса было чёткое понимание того, что прежде, чем продукцию ввезти на территорию России, её ещё надо вывезти из страны экспорта. Если мы говорим о Европе или США или других “недружественных” странах, то там следует четкий перечень санкционных товаров, которые запрещено экспортировать в Россию. Причём этот перечень настолько широк, что по сути большинство этих товаров попадают в список, так называемого “критического” импорта. Из-за таких строгих ограничений нам пришлось развернуться на 180 градусов на Восток и использовать Китай в том числе и для параллельного импорта. Но в Китае тоже есть свои особенности на законодательном уровне, которые защищают интеллектуальные права брендов, причем не только китайских. В России есть ТРОИС - таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который следит за правами брендов при импорте, если они не из перечня товаров параллельного импорта. В Китае тоже есть свой таможенный реестр объектов интеллектуальной стоимости, но только при экспорте. То есть вы можете купить продукцию Siemens, Huawei, Cisco и др. в Китае, но официально вывезти из Китая вы их не сможете и тогда вся ваша цепочка поставок рухнет. И, если в вашей системе нет “волшебных” китайских таможенных брокеров и посредников, которые оформляют такие товары через себя, то вам грозит риск не только конфискации всей партии, но и уголовной ответственности китайскому экспортеру. В догонку к этому ещё и возможность применения вторичных санкций со стороны США и стран ЕС к китайским компаниям и всё - ваш параллельный импорт не работает. Я не могу рассказывать, кто и как осуществляет эти операции, так как это не совсем красивая схема - это раз. Кроме того, я не знаю изнутри китайскую методологию таких сделок. Но скажу лишь то, что вам нужен такой “волшебный брокер”, что оформление таких товаров с большей вероятностью проходит в провинциях, граничащих с Россией или Казахстаном, если мы говорим об автомобильных перевозках, и в аэропорту Пекина, если мы говорим об авиационных перевозках. Так же желательно, чтобы продавцом в вашей схеме была не китайская компания, а компания из Гонконга, Южной Кореии и тд., а китайская компания будет только отправителем и, кто именно будет отправлять, знает только китайский таможенный брокер. Пожалуй это всё, что я могу говорить в открытых источниках о рисках параллельного импорта при экспорте из Китая”.
Согласно прогнозам Федеральной таможенной службы, по итогам года объем параллельного импорта может превысить 15 млрд долларов и более 2 миллионов тонн. Этот способ вернуть в страну привычные товары возник сразу после начала массового ухода иностранных производителей, поставщиков и ритейлеров. Китайский техсектор не исключение, и поэтому интересно посмотреть, как обстоят дела с присутствием китайских IT-компаний в России и кто из них за последние 12 месяцев принял решение покинуть российский рынок из-за угрозы вторичных санкций.
Молчание - знак согласия?
В течение 10 месяцев после начала СВО китайские технологические компании постепенно сокращали продажи товаров в Россию под давлением американских властей. Американские поставщики оборудования для китайских компаний оказывают на техсектор давление, требуя, чтобы произведенные ими микросхемы не были использованы в поставляемых России товарах. Явление не новое: с 2014 года, после присоединения Крыма к России США начали контролировать продажу в РФ высокотехнологичных элементов, которые могут быть использованы в военных целях. Китайские фирмы, в отличие от европейских и американских компаний, не делают публичных заявлений о делах в России и своей позиции касательно СВО. Это связано с тем, что правительство КНР открыто не поддерживает введение санкций против РФ. Исключением стало лишь заявление производителя дронов DJI, который официально сообщил о приостановке деловых операций в России и Украине.
Итак, какие китайские компании приостановили деятельность или вовсе покинули Российский рынок?
  • Еще в первый месяц после начала СВО Financial Times со ссылкой на источники в компаниях сообщала, что Xiaomi, Oppo и Huawei в Россию сократились как минимум вдвое. В тот момент решение было вызвано проблемами с логистикой и ценообразованием. В конце октября стало известно, что последняя из трех компаний, китайский производитель электроники Huawei, полностью прекратил прямые поставки техники в Россию и окончательно уходит с российского рынка. Собеседник ChinaLogist и по совместительству один из бывших сотрудников Huawei в московском офисе сообщил, что его последний рабочий день в компании был 26 ноября. Он добавил, что в России остается только микро-офис.

  • Из-за страха попасть под американские санкции свою долю на российском рынке сократили также Lenovo и Xiaomi. Тем не менее, последняя фирма даже улучшила свои показатели в России. До февраля 2022 Xiaomi была вторым по размеру продавцом смартфонов на рынке РФ. Опережал китайского техгиганта по этому параметру только Samsung. В этом году компании поменялись местами. Наибольшая доля смартфонов, ввезённых в Россию в период с января по сентябрь 2022 года, была произведена Xiaomi и составила 35% от общего числа. Вторым ведущим брендом стал Samsung, на долю которого пришлось 15% отгрузок.

В целом экспорт товаров из Китая в Россию за первые 10 месяцев 2022 года увеличился на 13% к тому же периоду прошлого года и достиг примерно $60 млрд. В 2022 году РФ нарастила закупки в КНР грузовиков (в 3,5 раза к январю-октябрю 2021 года), резиновых шин (в 2,1 раза) и экскаваторов (в 2 раза). Среди наиболее значимых экспортируемых товаров были телефоны (около $3,4 млрд за первые десять месяцев текущего года) и вычислительные машины (около $2,2 млрд за аналогичный период). Тем не менее, угроза американских санкций отразилась на показателях и по этим группам товаров. Поставки телефонов и вычислительной техники снизились на 15,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Источник: Главное таможенное управление КНР
Итак, получается, что несмотря на заявления политиков и со стороны России, и со стороны КНР о дружбе “без границ” экономические отношения между странами не настолько безоблачные. В интервью для Financial Times один из бывших членов совета директоров Xiaomi отметил, что открыто заявлять о сокращении или приостановке продаж в России — это слишком «чувствительная» политическая позиция для китайских корпораций. Тем не менее, с точки зрения бизнеса, имеет смысл отойти в сторону и осторожно понаблюдать за тем, что происходит. Выходит, что китайские компании и крупные институты, как частные, так и государственные, преимущественно придерживаются одного курса — на «тихий выход» из России. Они формально осуждают антироссийские санкции, но в то же время присоединяются к ним там, где кажется необходимым.
Автор: Анастасия Тюхтина
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Владимир Путин подписал закон: параллельный импорт из КНР в РФ до 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Президент России Владимир Путин утвердил федеральный закон, продлевающий механизм параллельного импорта и дополнительные антисанкционные инструменты до конца 2026 года. Официальная публикация документа состоялась 15 декабря на портале правовой информации.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему россияне выбирают косметику из Китая: импорт вырос в 1,6 раза
Фото с сайта freepik.com

Китай уверенно вошел в тройку лидеров по поставкам декоративной и уходовой косметики в Россию, обогнав Польшу и нарастив экспорт на 60% за первые девять месяцев 2025 года. По данным платформы ООН Comtrade и национальной статистики, объемы из КНР достигли 115,4 миллиона долларов США, что позволило Поднебесной подняться с четвертого на третье место. Общий импорт косметики в РФ вырос на 11% – до 863,7 миллиона долларов США. Об этом сообщило «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Таможня
МАПП Краскино и Пограничный на границе с Китаем: рост пропускной способности до 1300 авто в сутки
Фото пресс-службы Федеральной таможенной службы

Руководитель Федеральной таможенной службы (ФТС) России Валерий Пикалев начал рабочий визит на Дальний Восток с инспекции автомобильных пунктов пропуска на границе с КНР. Особое внимание уделено строящимся многосторонним автомобильным пунктам пропуска «Краскино» и «Пограничный», готовность которых превышает 80%.

Анатолий Якимов
Импорт
Михаил Мишустин поручил верифицированные цепочки поставок на маркетплейсах для борьбы с контрафактом
Фото с сайта freepik.com

Премьер-министр России Михаил Мишустин поручил организовать на базе маркетплейсов верифицированные цепочки поставок с технологиями отслеживания происхождения товаров. Это обеспечит подлинность продукции и защитит от контрафакта. За разработку дорожной карты отвечают Минпромторг, Минэкономразвития, МИД, Минфин, Минтранс, Минцифры, ФТС, АНО «Цифровая экономика» и «Российский экспортный центр». Документ включит меры по предотвращению продажи подделок, содействуя экспорту российских товаров и упрощению таможенных процедур при импорте. Отчет в правительство должен быть предоставлен до 31 марта 2026 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Конференция в Москве 18-19 декабря: Актуальные вопросы и решения для бизнеса с Китаем
Фото предоставлено организаторами конференции

18–19 декабря 2025 года в Москве пройдет конференция «Как найти партнера в Китае. Актуальные вопросы и решения для бизнеса». Организаторы мероприятия Российско-китайская палата и «Росэкспо» собрали практикующих специалистов, чтобы помочь импортерам избежать типичных ловушек.

Анатолий Якимов
Россия и Китай расширили автоперевозки опасных грузов: список вырос до 154 позиций
Фото с сайта freepik.com

Россия и Китай активизируют сотрудничество в автоперевозках опасных грузов, что напрямую поддержит растущий товарооборот между странами. С 16 октября 2025 года вступили в силу изменения в Соглашении между Минтрансом РФ и Минтрансом КНР от 11 октября 2021 года. Протокол к нему подписали министры Роман Старовойт и Ли Сяопэн 8 июля 2025 года в Тяньцзине во время российско-китайского транспортного форума.

Анатолий Якимов
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.