Анна Фомичева
Блоги

Казахстан после вступления в ВТО: что изменилось в вопросах импорта?

Казахстан, вслед за Россией, в 2015 году стал членом Всемирной торговой организации. Это привело к тому, что на 3512 товаров из этой страны пошлины резко упали. ЕАЭС не мог оставить этот факт без внимания, изменив условия ввоза этой продукции. Как именно? Как взаимодействовать с Казахстаном сегодня? Распространяются ли ограничения на китайские товары, импортируемые через это государство? Даем исчерпывающие ответы.
Как известно, до конца 2015 года РФ была единственной страной ЕАЭС, вступившей в ВТО. Сегодня же и Казахстан получил возможность поставлять свои товары в страны Всемирной торговой организации по сниженным таможенным тарифам (6,5% вместо 10,4% в РФ и РБ). Естественно, союзники по ЕАЭС не могли не отреагировать на такие изменения, ведь на целый ряд товарных позиций ставки упали даже ниже установленных Таможенным союзом.
Всего таких наименований 3512. В наглядной таблице представлен и размер пошлин, и число позиций в каждой из товарных категорий.
Соответственно, теперь импорт этой продукции с территории Казахстана в Европу и другие развитые страны будет максимально выгодным. В то же время, несмотря на то, что РФ также является членом ВТО, ввоз этих же позиций может быть и запрещен.
При каких обстоятельствах это возможно? Как ни удивительно, но и в нашу страну, и в Белоруссию ввоз выше перечисленных товаров возможен только по тарифам ЕАЭС, которые превышают значения, установленные соглашением в рамках ВТО. Таким образом мы заботимся о поступлении средств в бюджет здесь и сейчас, не учитывая возможной взаимной выгоды при взаимодействии с постоянным торговым партнером.
Эти меры предприняты с одной целью – создание препятствий для «серого импорта» из третьих стран. В связи с этим поставка китайских и европейских товаров по более низким ставкам, в теории, так и осталась недостижимой мечтой для российских участников ВЭД.
А что на практике?
Как известно, границы между РФ и Казахстаном довольно-таки прозрачны, а тщательного контроля практически нет. Этим нередко пользуются импортеры, которые все-таки стремятся ввезти товары по заниженным ставкам. И часто им это с успехом удается. Однако, такие действия неизбежно приведут к одному последствию – налоговые органы обратят на компанию пристальное внимание.
Дело в том, что сделки с определенными кода ТНВД отслеживаются российскими госструктурами, а значит Налоговая служба направит таможенникам сведения о соответствующей кажущейся сомнительной сделке.
Таким образом, около трети всей товарной номенклатуры продукции, поставляемой с территории Казахстана, временно «выпала» из свободного обращения. А их ввоз повлечет за собой тщательные проверки совершенной сделки и санкции.
Тем не менее, в перспективе возможно снижение тарифов в отношении казахских товаров в рамках ЕАЭС, что, естественно, приведет к отмене ограничений.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Почему импортерам нужна белая доставка из Китая в 2025 году — мнение эксперта
Фото предоставлено Дианой Горбач

АО «ВЭД Агент» и сайт Chinalogist провели совместную онлайн-встречу: «Белая доставка из Китая: почему это единственный доступный вариант». Эксперт — ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач рассказала о том, почему доставлять товары «в белую» выгодно и как это отражается на репутации компании-импортера.

Анатолий Якимов
Таможня
Сибирский ЦЭД переходит на круглосуточный режим: декларации 24/7 с 15 декабря
Фото Анатолия Якимова

Сибирский центр электронного декларирования перейдет на круглосуточный режим с 15 декабря. Это позволит участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) подавать декларации на товары в любое время суток, включая ночные часы, без дополнительных обращений.

Анатолий Якимов
Логистика
Как система TIR сделала Забайкальск логистическим хабом с Китаем
Фото Медиацентра Маньчжурии

Пограничный переход Забайкальск-Маньчжурия в декабре 2025 года преодолел исторический рубеж: здесь прошел 2000-й грузовик по системе TIR – Transports Internationaux Routiers. Этот прорыв подчеркивает трансформацию Международного пункта пропуска «Забайкальск» в основной логистический хаб России.

Анатолий Якимов
Импорт
Китай готовится к Новому 2026 году: когда закрываются фабрики
Фото с сайта издания «Жэньминь жибао» онлайн

С 8 декабря в Китае стартовала активная подготовка к Новому году по лунному календарю – Празднику Весны 2026 года, который наступит 17 февраля. Это будет Год Деревянной Лошади – символа процветания, удачи и динамики в китайской астрологии. Спрос на праздничные товары растет по всей стране, а российские импортеры фиксируют рекордные объемы закупок. Об этом сообщает издание «Жэньминь жибао» онлайн.

Анатолий Якимов
Импорт
Где купить автоаксессуары оптом в Китае для России: гид для бизнеса
Фото с сайта freepik.com

Российские предприниматели активно закупают автоаксессуары оптом в Китае благодаря низким ценам и широкому ассортименту. В 2025 году импорт автозапчастей и аксессуаров из КНР растет на фоне параллельного импорта, обеспечивая до 45% рынка кузовных деталей.

Анатолий Якимов
Таможня
Российская таможня сохраняет упрощенный порядок ввоза грузов из ЕАЭС до декабря 2025
Фото Анатолия Якимова

Сибирское таможенное управление подтвердило продление упрощенного порядка ввоза товаров из Казахстана и Киргизии в Россию до 25 декабря 2025 года. Нововведение закреплено Указом Президента РФ №912 от 9 декабря 2025 года, который изменил прежний указ №778 от 24 октября 2025 года.

Анатолий Якимов
Импорт
Россияне увеличили заказы люксовых товаров из Китая на 52% в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

За первые девять месяцев 2025 года россияне значительно активизировали заказы люксовых товаров из-за рубежа: объем покупок вырос сразу на 52% по сравнению с тем же периодом 2024 года, сообщает РБК со ссылкой на данные CDEK.Shopping, ведущего оператора международных доставок брендовых товаров.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российский лес в Китае: что и сколько экспортируют в 2025 году
Фото с сайта freepik.com

С января по ноябрь 2025 года Россия продолжила наращивать экспорт лесопродукции в Китай, несмотря на сохраняющиеся международные вызовы. По данным Сибирского межрегионального управления Россельхознадзора, из Томской области под контролем специалистов оформлено более 1,118 миллиона кубических метров лесоматериалов, большая часть которых предназначена для экспорта.

Анатолий Якимов
Новые рейсы S7 в Китай: что изменится для грузоперевозок и пассажиров с декабря
Фото Анатолия Якимова

С понедельника, 15 декабря, рейс авиакомпании S7 Новосибирск – Пекин станет ежедневным. Chinalogist выяснил, какие новые направления будут открыты дополнительно и как это повлияет на авиадоставку.

Анатолий Якимов
Почему авиаперевозка литий-ионных батарей опасна и как Китай решает эту проблему
Фото Анатолия Якимова

В Китае успешно испытана инновационная технология, способствующая безопасной перевозке литий-ионных аккумуляторов авиационным транспортом. В ходе теста грузовой рейс из Хубэя в Шэньчжэнь транспортировал батарею весом 250 килограммов с помощью защитного контейнера из специальных материалов, способного ограничивать температуру ниже 100°C и предотвращать распространение огня.