Анна Фомичева
Блоги

Казахстан после вступления в ВТО: что изменилось в вопросах импорта?

Казахстан, вслед за Россией, в 2015 году стал членом Всемирной торговой организации. Это привело к тому, что на 3512 товаров из этой страны пошлины резко упали. ЕАЭС не мог оставить этот факт без внимания, изменив условия ввоза этой продукции. Как именно? Как взаимодействовать с Казахстаном сегодня? Распространяются ли ограничения на китайские товары, импортируемые через это государство? Даем исчерпывающие ответы.
Как известно, до конца 2015 года РФ была единственной страной ЕАЭС, вступившей в ВТО. Сегодня же и Казахстан получил возможность поставлять свои товары в страны Всемирной торговой организации по сниженным таможенным тарифам (6,5% вместо 10,4% в РФ и РБ). Естественно, союзники по ЕАЭС не могли не отреагировать на такие изменения, ведь на целый ряд товарных позиций ставки упали даже ниже установленных Таможенным союзом.
Всего таких наименований 3512. В наглядной таблице представлен и размер пошлин, и число позиций в каждой из товарных категорий.
Соответственно, теперь импорт этой продукции с территории Казахстана в Европу и другие развитые страны будет максимально выгодным. В то же время, несмотря на то, что РФ также является членом ВТО, ввоз этих же позиций может быть и запрещен.
При каких обстоятельствах это возможно? Как ни удивительно, но и в нашу страну, и в Белоруссию ввоз выше перечисленных товаров возможен только по тарифам ЕАЭС, которые превышают значения, установленные соглашением в рамках ВТО. Таким образом мы заботимся о поступлении средств в бюджет здесь и сейчас, не учитывая возможной взаимной выгоды при взаимодействии с постоянным торговым партнером.
Эти меры предприняты с одной целью – создание препятствий для «серого импорта» из третьих стран. В связи с этим поставка китайских и европейских товаров по более низким ставкам, в теории, так и осталась недостижимой мечтой для российских участников ВЭД.
А что на практике?
Как известно, границы между РФ и Казахстаном довольно-таки прозрачны, а тщательного контроля практически нет. Этим нередко пользуются импортеры, которые все-таки стремятся ввезти товары по заниженным ставкам. И часто им это с успехом удается. Однако, такие действия неизбежно приведут к одному последствию – налоговые органы обратят на компанию пристальное внимание.
Дело в том, что сделки с определенными кода ТНВД отслеживаются российскими госструктурами, а значит Налоговая служба направит таможенникам сведения о соответствующей кажущейся сомнительной сделке.
Таким образом, около трети всей товарной номенклатуры продукции, поставляемой с территории Казахстана, временно «выпала» из свободного обращения. А их ввоз повлечет за собой тщательные проверки совершенной сделки и санкции.
Тем не менее, в перспективе возможно снижение тарифов в отношении казахских товаров в рамках ЕАЭС, что, естественно, приведет к отмене ограничений.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».