Анна Фомичева
Блоги

Казахстан после вступления в ВТО: что изменилось в вопросах импорта?

Казахстан, вслед за Россией, в 2015 году стал членом Всемирной торговой организации. Это привело к тому, что на 3512 товаров из этой страны пошлины резко упали. ЕАЭС не мог оставить этот факт без внимания, изменив условия ввоза этой продукции. Как именно? Как взаимодействовать с Казахстаном сегодня? Распространяются ли ограничения на китайские товары, импортируемые через это государство? Даем исчерпывающие ответы.
Как известно, до конца 2015 года РФ была единственной страной ЕАЭС, вступившей в ВТО. Сегодня же и Казахстан получил возможность поставлять свои товары в страны Всемирной торговой организации по сниженным таможенным тарифам (6,5% вместо 10,4% в РФ и РБ). Естественно, союзники по ЕАЭС не могли не отреагировать на такие изменения, ведь на целый ряд товарных позиций ставки упали даже ниже установленных Таможенным союзом.
Всего таких наименований 3512. В наглядной таблице представлен и размер пошлин, и число позиций в каждой из товарных категорий.
Соответственно, теперь импорт этой продукции с территории Казахстана в Европу и другие развитые страны будет максимально выгодным. В то же время, несмотря на то, что РФ также является членом ВТО, ввоз этих же позиций может быть и запрещен.
При каких обстоятельствах это возможно? Как ни удивительно, но и в нашу страну, и в Белоруссию ввоз выше перечисленных товаров возможен только по тарифам ЕАЭС, которые превышают значения, установленные соглашением в рамках ВТО. Таким образом мы заботимся о поступлении средств в бюджет здесь и сейчас, не учитывая возможной взаимной выгоды при взаимодействии с постоянным торговым партнером.
Эти меры предприняты с одной целью – создание препятствий для «серого импорта» из третьих стран. В связи с этим поставка китайских и европейских товаров по более низким ставкам, в теории, так и осталась недостижимой мечтой для российских участников ВЭД.
А что на практике?
Как известно, границы между РФ и Казахстаном довольно-таки прозрачны, а тщательного контроля практически нет. Этим нередко пользуются импортеры, которые все-таки стремятся ввезти товары по заниженным ставкам. И часто им это с успехом удается. Однако, такие действия неизбежно приведут к одному последствию – налоговые органы обратят на компанию пристальное внимание.
Дело в том, что сделки с определенными кода ТНВД отслеживаются российскими госструктурами, а значит Налоговая служба направит таможенникам сведения о соответствующей кажущейся сомнительной сделке.
Таким образом, около трети всей товарной номенклатуры продукции, поставляемой с территории Казахстана, временно «выпала» из свободного обращения. А их ввоз повлечет за собой тщательные проверки совершенной сделки и санкции.
Тем не менее, в перспективе возможно снижение тарифов в отношении казахских товаров в рамках ЕАЭС, что, естественно, приведет к отмене ограничений.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Кантон 2025
Кантонская ярмарка 2026: даты этапов, как поехать из России

139-я Кантонская ярмарка – China Import and Export Fair весной 2026 года пройдет в Гуанчжоу на комплексе Pazhou в три этапа с 15 апреля по 5 мая. Мероприятие предлагает российским импортерам прямой доступ к тысячам проверенных поставщиков из Китая. Выставка остается главной площадкой для бизнеса с Китаем, где обновляется до 40% ассортимента ежегодно, что особенно актуально для россиян в условиях роста товарооборота между странами.

Коллаж из фото участников выставки
Анатолий Якимов
Таможня
Таможенный контроль и судебная практика 2025: итоги заседания коллегии СТУ в Новосибирске
Фото пресс-службы Сибирского таможенного управления

В Новосибирске под руководством начальника Сибирского таможенного управления (СТУ) Александра Ястребова прошло заседание коллегии, посвящённое контролю декларирования автотранспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и обеспечению законности решений таможенных органов. В формате видеоконференции в обсуждении участвовали главы ключевых подразделений СТУ.

Анатолий Якимов
Логистика
Международный транспортно-логистический форум 2026: новые возможности для России и Евразии
Фото с официального сайта Правительства России

Первый Международный транспортно-логистический форум состоится в Санкт-Петербурге с 1 по 3 апреля 2026 года и станет крупнейшей отраслевой площадкой в России. Мероприятие объединит ключевых представителей государственных органов, бизнеса и международных партнеров для обсуждения актуальных вызовов и выработки совместных решений в интересах развития транспортной инфраструктуры и логистических коридоров Евразийского региона.

Анатолий Якимов
Логистика
Новые правила досмотра грузов для экспедиторов 2026: что изменится с 1 марта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 1 марта 2026 года вступит в силу Постановление Правительства РФ № 1828 от 18 ноября 2025 года, обязывающее экспедиторов реализовывать организационные меры по выявлению в грузах предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в нем, таких как спирт, драгоценные металлы или контрафакт. Документ утверждает перечень мер, включая сверку массы, объема и габаритов груза с данными клиента с помощью весов и измерительных приборов, а также досмотр при несоответствиях. По итогам проверки составляется электронный акт, фиксирующий все детали, что возлагает на экспедиторов ответственность, сопоставимую с таможенной.

Анатолий Якимов
Импорт
Где выгодно купить косметику оптом в Китае: топ кластеры и бренды 2025
Фото с сайта freepik.com

Косметика из Китая приобретает все большую популярность среди российских покупателей и предпринимателей благодаря качеству, оригинальным формулам и выгодным ценам. Chinalogist изучил вопрос о том, где купить оптом китайскую косметику и как ее доставить в Россию.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему измерять торговлю России и Китая только стоимостью некорректно — мнение торгового представителя
Фото с официального сайта посольства России в КНР

Измерять торговлю между Россией и Китаем исключительно в стоимостном выражении — неправильный подход, заявил торговый представитель РФ в Китае Алексей Дахновский в интервью РИА Новости. Он подчеркнул, что помимо роста товарооборота важна экономическая самостоятельность России и снижение зависимости от западных санкций.

Анатолий Якимов
Импорт
Новое соглашение ФТС-ФНС: снижение издержек и запуск системы СПОТ
Фото ТГ-канала «Общественный Совет при ФТС России»

Федеральная таможенная служба (ФТС) России и Федеральная налоговая служба (ФНС) России подписали обновленное соглашение об информационном взаимодействии на совместном заседании общественных советов в Общественной палате РФ. Руководители ведомств Валерий Пикалев и Даниил Егоров отметили, что документ обеспечит оперативный обмен данными из баз ГТД, паспортов сделок и таможенных приходных ордеров, что сократит нагрузку на участников ВЭД за счет уменьшения документов в контрольных мероприятиях. Согласно официальному сайту ФТС, соглашение позволит на плановой основе актуализировать справочную информацию о налогоплательщиках и минимизировать риски «серого» импорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Карго или белая логистика из Китая: разбираем риски и выгоду на онлайн-встрече 10 декабря

До сих пор работаете через «серые» схемы карго и теряете деньги, нервы и время? 10 декабря мы разберем, почему легальная «белая» доставка стала единственным вариантом. Узнайте из первых рук, как строить надежную логистику.

Анатолий Якимов
Как российскому бизнесу обходить санкции платежей с Китаем в 2026 году
Фото предоставлено организаторами конференции

Санкции кардинально изменили правила международных платежей: привычные схемы перестали работать. Российские компании сталкиваются с блокировками транзакций, отказами западных банков-корреспондентов и усиленным контролем.

Анатолий Якимов
Как юрист становится стратегическим партнером бизнеса в условиях ВЭД и логистики
Фото Анатолия Якимова

Каждый день, когда российский бизнес выходит на рынки Китая или принимает груз из-за рубежа, за его спиной стоит кропотливая работа юристов. В преддверии профессионального праздника — Дня юриста, который отмечается 3 декабря, — мы поговорили с ведущими экспертами в области внешнеэкономической деятельности. Маргарита Краснова (на фото справа) и Олеся Кузьмина из АО «ВЭД Агент» рассказали о том, как изменилась роль правоведа в современной логистике, с какими вызовами сталкиваются компании при работе с Китаем и почему сегодня юрист — это не просто «галочка» в документах, а стратегический партнер для успешного бизнеса.