Анна Андрющенко
Блоги

Китай: выход за границы дозволенного

Данная статья относится не только к Китаю, но и к бизнес психологии. Полезно почитать и задуматься каждому.
Как часто предприниматели думают о расширении своего рынка, поиске новых ниш? Это касается как продаж, так и закупок новых товаров.
В этом плане китайский рынок – заманчивая конфета. Только не каждый решается взять её и положить себе в карман. Было ли у вас такое? Думали ли вы о поиске новых товаров, закупке оборудования, или о расширении продаж «на китайцев»? Что вас останавливало?
Дайте угадаю, сначала было «и так всё хорошо», потом «не на кого повесить ВЭД, китайский никто не знает», далее грянул ковид, и теперь и вовсе война и санкции. Где уж тут место для новых открытий?
А что, если я вам скажу, что ваши причины, почему вы еще «не в Китае» - лишь на 50% реальны.
Остальные 50% - это страхи, ограничивающие убеждения, негативные блоки в голове. При чем голова эта вполне конкретная – это директор/топ-менеджер/управляющий предприятия или ответственного отдела.
Это очень интересно, ведь финансовые блоки касаются, в первую очередь, не самого предприятия, а конкретной личности.
Например, у меня есть клиент, который из своих комплексов в какой-то момент решил «грохнуть» свой бизнес. Другая клиентка не могла расширить бизнес, так как бережно хранила обиду на своих родителей, и всё время им что-то доказывала.
Какие же бывают основные страхи, мешающие развитию бизнеса и расширению на Китай?
Для вас я составила ТОП-3 финансовых блоков для бизнеса.
1 место. Страх, что всё заберут / меня убьют / нельзя быть заметным.
Как правило, это родовая программа. Если у вас в семье были раскулаченные, ссыльные, то вам точно смотреть и работать в том направлении.
2 место. Страх, что от меня откажутся родители (друзья, родственники), стыд за богатство.
Люди – это социальные существа. И если ваши родители говорят, что надо жить скромно, не высовываться; если вам внушают, что надо быть патриотом и работать только на «отечественном» рынке и т.д., то не видать вам Китая, как собственных ушей.
3 место. Неуверенность / обесценивание себя (= своего бизнеса).
Тут подходят фразы «я не справлюсь», «это они могут, но не я», «буду довольствоваться малым, я не достоин большего», «я / мой товар обычный». Уверенность – это глубокая вера в себя, что я справлюсь в любой ситуации, найду выход, придумаю не стандартное решение.
В завершение, расскажу про исследование, которое ученые проводили со спортсменами-стрелками из пневматического оружия. В ходе ряда экспериментов и исследования головного мозга (в т.ч. с помощью энцефалограммы), ученые выяснили, что спортсмен за долю секунды до выстрела принимает решение, попадёт он в мишень или нет.
Это значит, что всё уже предопределено нами самими. И если мы идём в какой-то новый процесс, заранее потерпев поражение в своей голове, то реальный результат лишь подтвердит наши ожидания.
А какое решение о вашем бизнесе УЖЕ приняли вы?
Автор: Анна Андрющенко, эксперт по ВЭД, бизнес-психолог, коуч
Instagram @anna.andr.psy Telegram @anna_andryushenko
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.