Николай Лобанов
Блоги

Консалтинг в логистике: новые технологии в организации ведения бизнеса

Круг специалистов в логистическом консалтинге очень узок, поэтому из этических соображений я не называю «явок и паролей», не указываю названия компаний и ФИО консультантов, которых вы можете легко найти «поиском» в интернете. В основном специалисты по логистическому консалтингу сконцентрированы в Москве и С-Петербурге, но постепенно такой вид услуг как консалтинг по логистике начал появляться и в крупных региональных центрах, таких как Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Н.Новгород, Новосибирск.
Вот уже восемь лет как широкие круги бизнеса в России слышат новое слово «Логистика», но как показывает практика, каждый руководитель бизнеса вкладывает свой смысл в понимание сути этого нового понятия. Большинство бизнесменов сходятся во мнении, что логистика несёт в себе новые технологии в организации ведения бизнеса.
Кто предоставляет услуги консалтинга по логистике?
Для более полного понимания сути логистики, с целью её практического применения, бизнесмены обращаются за помощью и консультациями в научные круги ведущих ВУЗов страны, которые значительно раньше - более 20 лет назад начали заниматься темой логистики в рамках исследования международного опыта ведения бизнеса. Кому как не им, умнейшим людям страны, издавшим на основе перевода иностранных авторов много своих книг по логистике и логистическому управлению, кому как не им нужно объяснить широкому кругу страждущих суть новой технологии. И они объясняют, но каждый корифей от логистики объясняет её суть по своему, в зависимости от того ВУЗ какой направленности он представляет. К сожалению, в научном сообществе существует много разных «школ», которые не пришли единому мнению, даже единому определению понятия «логистики».
Консалтинг – ещё одно новое иностранное слово не так давно пришедшее в наш обиход, по сути своей это «консультации с элементами внедрения в промышленную эксплуатацию». При каждом приличном ВУЗе есть консалтинговые компании, созданные преподавателями, которые оказывают платные консалтинговые услуги по логистике. Они появились на рынке логистического консалтинга первыми и до сих пор неплохо себя чувствуют, внося свою без преувеличения можно сказать полезную лепту в дело логистического образования широких народных масс. Как правило, такие услуги проводятся в виде конференций, лекций и семинаров, именно в той форме в какой привыкли работать преподаватели ВУЗов со своими студентами. Вузовский консалтинг имеет больше обзорный теоретический характер. Практические примеры в виде «кейсов» дают представления о методологии, но применить их на практике бывает крайне затруднительно. В зависимости от специализации ВУЗа в обучении и консалтинге по логистике делается упор на транспортную, экономическую или управленческую составляющие. Отличительной особенностью ВУЗовского консалтинга является его абсолютная «правильность» с точки зрения теории, но малая эффективность с точки зрения применения на практике, так как он несёт в себе много фундаментальной, но отставшей лет на десять по времени «воды». Такой консалтинг полезен для получения общих фундаментальных знаний в области логистики для людей делающих первые шаги в логистику.
Вторая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «дочки» компаний, оказывающих логистические услуги в области ВЭД – внешнеэкономической деятельности, таможни, ТЭК – транспортно-экспедиторских услуг и др. То есть это компании специализирующиеся на каком-то виде услуг, имеющие «свой» большой практический опыт «проб и ошибок». Как правило, консалтингом такие компании начинают заниматься по потребности своих клиентов. Отличительной особенностью логистичеккого консалтинга в таких компаниях является их безусловный профессионализм, но в очень узкой области, обусловленный их собственным опытом и видом деятельности. Как правило, такие компании проводят «целевое» консультирование и корпоративные семинары для сотрудников компании-заказчика, имеющими предварительную подготовку и опыт. Необходимость в таком консалтинге возникает при открытии новых направлений деятельности или расширении филиальной сети в регионы. С помощью такого консалтинга вы сможете решить частные локальные практические вопросы, но вот получить базу знаний и методологию, скорее всего, не удастся. Иначе вы сможете обойтись без услуг компаний-консультантов, а это им не выгодно. Им выгодно, чтобы вы были их постоянным клиентом и постоянно платили за услуги только им и никому другому, поэтому консалтинг для них это расширение «линейки услуг» для повышения своего конкурентного преимущества на рынке логистических услуг.
Третья группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это компании, продвигающие на рынок какие-либо товары. Такие компании представлены например в таких сегментах рынка: проектирование и строительство складов, производство и продажа складского оборудования – стеллажей, техники, компании разрабатывающие ИТ- ресурсы и продвигающие ПО – программное оборудование на российский рынок.
Консалтинг для таких компаний - это, прежде всего, маркетинговая стратегия, тот «соус» под которым вам пытаются «впарить» очень дорогой товар сомнительного качества. Особенно этим злоупотребляют иностранные компании, которые используя отработанные методики «западной школы менеджмента, рекламы и маркетинга», продают вам за сотни тысяч долларов «продукт» давно устаревший, отработанный и не имеющий уже ценности на их «западном рынке»!
Сила их «консалтинга» очень велика, и нужно быть очень осторожными, приглашая к себе таких консультантов. Отличительной особенностью такого консалтинга является хорошо подготовленная, чётко выверенная стратегия убеждения вас, что их «продукт», их программа самые лучшие, поэтому такие дорогие. При этом вам предоставят полный набор сертификатов, положительных отзывов десятков-сотен клиентов по всему миру. Если вы закажете компании, продающей стеллажи, сделать вам проект по внутренней планировке склада, то, скорее всего, ваш склад будет «заставлен» стеллажами полностью, а зоны приёмки, отгрузки, комплектации и проходы будут минимизированы до предела, а не оптимизированы. Стеллажи будут предложены те, которые компания продаёт, а не те, которые вам нужны и обеспечат вам оптимальный технологический процесс на складе. Одна из целей логистики, как мы знаем, является «оптимизация», а не «минимизация». Отдельная «тема» - это консалтинг от компаний, продвигающих ПО - программное обеспечение. Отличительной особенностью является то, что у вас нет возможности проверить «кота в мешке», а консалтинг превращается в презентацию продвигаемого программного продукта. Иностранные компании умеют делать эффектные презентации, поэтому часто побеждают в тендерах, но потом вам будет «навязано» то, что они продают. После такого «консалтинга» вы можете потерпеть очень серьёзные убытки, получить «лихорадку» в своей компании на годы, а в худшем случае потерять свой бизнес.
Четвёртая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «независимые» компании или консультанты. «Происхождение» таких компаний разное – есть «отпачковавшиеся» от первых трёх групп компаний личности, которые создают свой бизнес, есть крупные консалтинговые компании из других сфер консалтинга, создающие новое консалтинговое направление. Эта группа компаний очень «разношёрстная», со своими целями и задачами. Пользуясь консалтинговыми услугами таких компаний тоже нужно быть осторожными, не доверяя первому встречному консультанту. Качество услуг при этом вы можете получить как очень хорошее, так и «никакое».
Консалтинг во всём мире строится на репутации и имени консультанта, а не на «бренде» компании в которой когда-то работал «имиджевый» консультант – это нужно помнить всегда, пытаясь найти хороший консалтинг!
Теперь давайте посмотрим на «заказчика» консалтинга. Кто он и что хочет!?
Потребность в логистическом консалтинге на самом деле в России очень высока, но также высок уровень недоверия к консалтингу. Доверие к консалтингу в своё время было серьёзно подорвано кадровыми агентствами и консалтинговыми компаниями, работающими на их базе. Многие из них сейчас «пекут как пирожки» дипломированных за полгода специалистов по МВА. У «заказчика» есть серьёзные основания не доверять консалтингу - это факт.
На этом фоне необходимо отметить, что подавляющее большинство консалтинговых компаний предлагают «заказчику» не то, что он хочет и не за те деньги, которые он готов заплатить. Если сказать с долей юмора, то «заказчик» у которого «всё плохо» хочет, чтобы консультант сделал что-то, и стало «всё хорошо».
Да! Очень странно, что «серьёзные люди» - владельцы бизнеса, генеральные директора наивно полагают, что придёт консультант и в одночасье, почти даром достанет «волшебную палочку», махнёт ей и жизнь в компании изменится к лучшему – там появится «логистика» с её сверхновыми технологиями, о которых все слышали, но мало кто видел.
А заказчику надо, чтобы консультант работал как врач, по принципу «не навреди», а новационная технология была мягко адаптирована и внедрена в старую и, кстати, работающую, приносящую деньги систему управления. Причём желательно знать каким образом и когда окупятся понесённые затраты.
Справедливости ради надо отметить, что далеко не все заказчики сразу понимают, что реформировать собственную компанию ему придётся собственными силами, так как консультант, даже самый хороший и квалифицированный, может только помочь при внедрении, выполняя роль советника методами коучинга в «рабочей группе», созданной из самых толковых сотрудников предприятия.
Что же может предложить «логистика»? Какие новые технологии может предложить логистический консалтинг?
В статье «Логистика! Что это?» вы можете подробнее познакомиться с моим представлением о логистике. Сейчас у каждого консультанта и заказчика своё толкование понятия «логистики» и сферы её применения. Прежде всего, нужно отметить, что логистика использует новую методологию управления, называемую «процессным управлением». Подробнее об этом можно узнать в статьях на моём сайте, например: В основе «процессного подхода» к управлению лежит «бизнес-процесс», а не «человек» как при «административном» управлении. Поэтому грамотный консультант по логистике в основу своего логистического проекта компании или её части – склада например, должен закладывать построение бизнес модели. Бизнес модель может быть выполнена в разных форматах и стандартах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Новые правила таможенного досмотра КНР : семь категорий товаров под пристальным вниманием
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С мая 2025 года таможенные органы Китая ужесточили контроль за рядом категорий импортных и экспортных товаров, что напрямую влияет на участников внешнеэкономической деятельности. В частности, увеличена частота досмотра и проверок некоторых групп товаров.

Анатолий Якимов
Импорт
House Expo Shanghai 2025: инновационные технологии и дизайн для умных домов
Фото с сайта выставки

С 6 по 8 августа 2025 года в Шанхае пройдет одна из ведущих выставок Китая — House Expo Shanghai, посвященная современным технологиям в жилищном строительстве, архитектуре и умным системам для частных домов. Мероприятие пройдет на территории Shanghai World Expo Exhibition and Convention Center.

Анатолий Якимов
Импорт
Российско-китайское сотрудничество: какие регионы задают темп и что ждет впереди
Фото Игоря Акимова с сайта ПМЭФ

По итогам 2024 года пять российских регионов — Москва, Санкт-Петербург, Московская, Иркутская и Сахалинская области — обеспечили 65% всего внешнеторгового оборота с Китаем. Это подтверждает не только статистика, но и структура логистики: крупнейшие мегаполисы и регионы с развитой промышленностью и транспортной инфраструктурой становятся ключевыми центрами притяжения китайских инвестиций и торговых потоков.

Анатолий Якимов
Россия и Китай создают механизм защиты российских товаров от подделок на китайском рынке
Фото телеграм-канала Агентства стратегических инициатив

Глава Российского экспортного центра (РЭЦ) Вероника Никишина сообщила, что Россия и Китай ведут активные межправительственные переговоры по созданию системы защиты российских экспортных товаров от подделок на китайском рынке. Цель — разработать механизм контроля подлинности продукции в точках продаж и предотвратить введение в заблуждение китайских потребителей, что выгодно обеим сторонам. Об этом сообщает агентство «РИА Новости».

Анатолий Якимов
Домашний текстиль оптом из Китая: лучшие города-производители и перспективы российского рынка
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Домашний текстиль –это не просто вещи для уюта, это сердце каждого дома, источник тепла и комфорта. В России спрос на качественный текстиль растет с каждым днем, и Китай уверенно занимает лидирующую позицию как главный поставщик постельного белья, полотенец, штор и скатертей для российских оптовиков. В эпоху глобальных перемен и геополитических вызовов интерес к китайскому текстилю только усиливается, открывая новые горизонты для бизнеса и сотрудничества. Эта статья –ваш путеводитель по крупнейшим центрам производства, масштабам экспорта, причинам феноменальной популярности китайского текстиля в России и перспективам, которые обещают еще больше возможностей и успеха.

Анатолий Якимов
Рост экспорта МСП России: Китай — ключевой партнер в условиях новой геополитики
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российско-китайское сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса выходит на новый уровень: число российских экспортеров из сектора МСП выросло в полтора раза за последние два года, при этом Китай остается ключевым партнером по импорту.

Анатолий Якимов
Почему китайские инвесторы сдерживают вложения в российскую экономику: мнения экспертов и статистика
Фото с сайта unsplash.com

В 2024 году число компаний с китайским капиталом в России превысило 9 тысяч, что в 2,5 раза больше, чем годом ранее, сообщил председатель Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь на Российско-китайском форуме в Хабаровске. При этом доля промышленных компаний растет по отношению к торговым. Перспективными направлениями для сотрудничества названы производство высокотехнологичной продукции, энергетика, искусственный интеллект и трансграничная электронная торговля. В портфеле российско-китайской межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству на 2024 год находится 86 крупных проектов на сумму около 18 триллионов рублей, охватывающих сырьевой сектор, сельское хозяйство, газохимию, автомобилестроение, бытовую технику и инфраструктуру.

Анатолий Якимов
Забайкальск–Маньчжурия: импорт высокотехнологичных товаров из Китая бьет рекорды в 2025 году
Фото Синь Шуая/Маньчжоули Жибао

Международный автомобильный пункт пропуска «Забайкальск–Маньчжурия» наращивает импорт высокотехнологичной продукции из Китая, что отражает растущий спрос на инновационные и экологичные товары в России.

Анатолий Якимов
Красноярск и ВЭД: встреча бизнеса с таможней — новые правила и практические советы
Фото предоставлено пресс-службой Сибирского таможенного управления

В четверг, 19 июня, в Красноярске состоится встреча предпринимателей – участников ВЭД с руководителями таможенных органов Сибири. Мероприятие предоставит бизнесу уникальную возможность напрямую обсудить актуальные вопросы внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с начальником Сибирского таможенного управления Александром Ястребовым, начальником Сибирской электронной таможни Егором Вегнером и членом Общественного совета при ФТС России Александром Дегтяревым.

Редакция
Поздравляем с Днём России!
Фото с сайта pixabay.com

Дорогие читатели!

Поздравляем вас с Днем России — праздником великой страны с богатой страной и многогранной культурой! В этот особенный день мы отмечаем не только единство и силу нашего народа, но и бережное международное сотрудничество, открывающее новые горизонты и возможности.

Для вас, интересующихся развитием торговых и экономических связей между Россией и Китаем, этот праздник — напоминание о том, как важна дружба и партнерство двух великих стран. Пусть День России вдохновляет нас на новые достижения, заботу о взаимопонимании и содействии процветанию в бизнесе и культуре.

Желаем всем здоровья, успехов и уверенности в светлом будущем!