Николай Лобанов
Блоги

Консалтинг в логистике: новые технологии в организации ведения бизнеса

Круг специалистов в логистическом консалтинге очень узок, поэтому из этических соображений я не называю «явок и паролей», не указываю названия компаний и ФИО консультантов, которых вы можете легко найти «поиском» в интернете. В основном специалисты по логистическому консалтингу сконцентрированы в Москве и С-Петербурге, но постепенно такой вид услуг как консалтинг по логистике начал появляться и в крупных региональных центрах, таких как Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Н.Новгород, Новосибирск.
Вот уже восемь лет как широкие круги бизнеса в России слышат новое слово «Логистика», но как показывает практика, каждый руководитель бизнеса вкладывает свой смысл в понимание сути этого нового понятия. Большинство бизнесменов сходятся во мнении, что логистика несёт в себе новые технологии в организации ведения бизнеса.
Кто предоставляет услуги консалтинга по логистике?
Для более полного понимания сути логистики, с целью её практического применения, бизнесмены обращаются за помощью и консультациями в научные круги ведущих ВУЗов страны, которые значительно раньше - более 20 лет назад начали заниматься темой логистики в рамках исследования международного опыта ведения бизнеса. Кому как не им, умнейшим людям страны, издавшим на основе перевода иностранных авторов много своих книг по логистике и логистическому управлению, кому как не им нужно объяснить широкому кругу страждущих суть новой технологии. И они объясняют, но каждый корифей от логистики объясняет её суть по своему, в зависимости от того ВУЗ какой направленности он представляет. К сожалению, в научном сообществе существует много разных «школ», которые не пришли единому мнению, даже единому определению понятия «логистики».
Консалтинг – ещё одно новое иностранное слово не так давно пришедшее в наш обиход, по сути своей это «консультации с элементами внедрения в промышленную эксплуатацию». При каждом приличном ВУЗе есть консалтинговые компании, созданные преподавателями, которые оказывают платные консалтинговые услуги по логистике. Они появились на рынке логистического консалтинга первыми и до сих пор неплохо себя чувствуют, внося свою без преувеличения можно сказать полезную лепту в дело логистического образования широких народных масс. Как правило, такие услуги проводятся в виде конференций, лекций и семинаров, именно в той форме в какой привыкли работать преподаватели ВУЗов со своими студентами. Вузовский консалтинг имеет больше обзорный теоретический характер. Практические примеры в виде «кейсов» дают представления о методологии, но применить их на практике бывает крайне затруднительно. В зависимости от специализации ВУЗа в обучении и консалтинге по логистике делается упор на транспортную, экономическую или управленческую составляющие. Отличительной особенностью ВУЗовского консалтинга является его абсолютная «правильность» с точки зрения теории, но малая эффективность с точки зрения применения на практике, так как он несёт в себе много фундаментальной, но отставшей лет на десять по времени «воды». Такой консалтинг полезен для получения общих фундаментальных знаний в области логистики для людей делающих первые шаги в логистику.
Вторая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «дочки» компаний, оказывающих логистические услуги в области ВЭД – внешнеэкономической деятельности, таможни, ТЭК – транспортно-экспедиторских услуг и др. То есть это компании специализирующиеся на каком-то виде услуг, имеющие «свой» большой практический опыт «проб и ошибок». Как правило, консалтингом такие компании начинают заниматься по потребности своих клиентов. Отличительной особенностью логистичеккого консалтинга в таких компаниях является их безусловный профессионализм, но в очень узкой области, обусловленный их собственным опытом и видом деятельности. Как правило, такие компании проводят «целевое» консультирование и корпоративные семинары для сотрудников компании-заказчика, имеющими предварительную подготовку и опыт. Необходимость в таком консалтинге возникает при открытии новых направлений деятельности или расширении филиальной сети в регионы. С помощью такого консалтинга вы сможете решить частные локальные практические вопросы, но вот получить базу знаний и методологию, скорее всего, не удастся. Иначе вы сможете обойтись без услуг компаний-консультантов, а это им не выгодно. Им выгодно, чтобы вы были их постоянным клиентом и постоянно платили за услуги только им и никому другому, поэтому консалтинг для них это расширение «линейки услуг» для повышения своего конкурентного преимущества на рынке логистических услуг.
Третья группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это компании, продвигающие на рынок какие-либо товары. Такие компании представлены например в таких сегментах рынка: проектирование и строительство складов, производство и продажа складского оборудования – стеллажей, техники, компании разрабатывающие ИТ- ресурсы и продвигающие ПО – программное оборудование на российский рынок.
Консалтинг для таких компаний - это, прежде всего, маркетинговая стратегия, тот «соус» под которым вам пытаются «впарить» очень дорогой товар сомнительного качества. Особенно этим злоупотребляют иностранные компании, которые используя отработанные методики «западной школы менеджмента, рекламы и маркетинга», продают вам за сотни тысяч долларов «продукт» давно устаревший, отработанный и не имеющий уже ценности на их «западном рынке»!
Сила их «консалтинга» очень велика, и нужно быть очень осторожными, приглашая к себе таких консультантов. Отличительной особенностью такого консалтинга является хорошо подготовленная, чётко выверенная стратегия убеждения вас, что их «продукт», их программа самые лучшие, поэтому такие дорогие. При этом вам предоставят полный набор сертификатов, положительных отзывов десятков-сотен клиентов по всему миру. Если вы закажете компании, продающей стеллажи, сделать вам проект по внутренней планировке склада, то, скорее всего, ваш склад будет «заставлен» стеллажами полностью, а зоны приёмки, отгрузки, комплектации и проходы будут минимизированы до предела, а не оптимизированы. Стеллажи будут предложены те, которые компания продаёт, а не те, которые вам нужны и обеспечат вам оптимальный технологический процесс на складе. Одна из целей логистики, как мы знаем, является «оптимизация», а не «минимизация». Отдельная «тема» - это консалтинг от компаний, продвигающих ПО - программное обеспечение. Отличительной особенностью является то, что у вас нет возможности проверить «кота в мешке», а консалтинг превращается в презентацию продвигаемого программного продукта. Иностранные компании умеют делать эффектные презентации, поэтому часто побеждают в тендерах, но потом вам будет «навязано» то, что они продают. После такого «консалтинга» вы можете потерпеть очень серьёзные убытки, получить «лихорадку» в своей компании на годы, а в худшем случае потерять свой бизнес.
Четвёртая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «независимые» компании или консультанты. «Происхождение» таких компаний разное – есть «отпачковавшиеся» от первых трёх групп компаний личности, которые создают свой бизнес, есть крупные консалтинговые компании из других сфер консалтинга, создающие новое консалтинговое направление. Эта группа компаний очень «разношёрстная», со своими целями и задачами. Пользуясь консалтинговыми услугами таких компаний тоже нужно быть осторожными, не доверяя первому встречному консультанту. Качество услуг при этом вы можете получить как очень хорошее, так и «никакое».
Консалтинг во всём мире строится на репутации и имени консультанта, а не на «бренде» компании в которой когда-то работал «имиджевый» консультант – это нужно помнить всегда, пытаясь найти хороший консалтинг!
Теперь давайте посмотрим на «заказчика» консалтинга. Кто он и что хочет!?
Потребность в логистическом консалтинге на самом деле в России очень высока, но также высок уровень недоверия к консалтингу. Доверие к консалтингу в своё время было серьёзно подорвано кадровыми агентствами и консалтинговыми компаниями, работающими на их базе. Многие из них сейчас «пекут как пирожки» дипломированных за полгода специалистов по МВА. У «заказчика» есть серьёзные основания не доверять консалтингу - это факт.
На этом фоне необходимо отметить, что подавляющее большинство консалтинговых компаний предлагают «заказчику» не то, что он хочет и не за те деньги, которые он готов заплатить. Если сказать с долей юмора, то «заказчик» у которого «всё плохо» хочет, чтобы консультант сделал что-то, и стало «всё хорошо».
Да! Очень странно, что «серьёзные люди» - владельцы бизнеса, генеральные директора наивно полагают, что придёт консультант и в одночасье, почти даром достанет «волшебную палочку», махнёт ей и жизнь в компании изменится к лучшему – там появится «логистика» с её сверхновыми технологиями, о которых все слышали, но мало кто видел.
А заказчику надо, чтобы консультант работал как врач, по принципу «не навреди», а новационная технология была мягко адаптирована и внедрена в старую и, кстати, работающую, приносящую деньги систему управления. Причём желательно знать каким образом и когда окупятся понесённые затраты.
Справедливости ради надо отметить, что далеко не все заказчики сразу понимают, что реформировать собственную компанию ему придётся собственными силами, так как консультант, даже самый хороший и квалифицированный, может только помочь при внедрении, выполняя роль советника методами коучинга в «рабочей группе», созданной из самых толковых сотрудников предприятия.
Что же может предложить «логистика»? Какие новые технологии может предложить логистический консалтинг?
В статье «Логистика! Что это?» вы можете подробнее познакомиться с моим представлением о логистике. Сейчас у каждого консультанта и заказчика своё толкование понятия «логистики» и сферы её применения. Прежде всего, нужно отметить, что логистика использует новую методологию управления, называемую «процессным управлением». Подробнее об этом можно узнать в статьях на моём сайте, например: В основе «процессного подхода» к управлению лежит «бизнес-процесс», а не «человек» как при «административном» управлении. Поэтому грамотный консультант по логистике в основу своего логистического проекта компании или её части – склада например, должен закладывать построение бизнес модели. Бизнес модель может быть выполнена в разных форматах и стандартах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Авиаперевозки грузов из Китая в Россию: маршруты и перспективы развития
Фото Анатолия Якимова

В 2024 году объем грузопотока из Китая в Россию составил около 26 миллионов тонн, что является частью общего товарооборота между странами. Несмотря на то, что основная часть грузов традиционно перевозится морским и железнодорожным транспортом, авиаперевозки приобретают все большую популярность, особенно для доставки срочных и хрупких товаров.

Редакция
Импорт
Как выстроить прибыльный бизнес с Китаем: конференция для предпринимателей в Москве
Фото Анатолия Якимова

Российско-Китайская деловая палата объявила о проведении профессионального форума «Эффективный бизнес с Китаем: от поиска партнеров до масштабирования», который пройдет в столице 24–25 апреля 2025 года.

Анатолий Якимов
Таможня
Таможенники остановили на границе туристов с фотоаппаратами, бивнями моржа и советскими медалями
Фото пресс-службы Читинской таможни

В красноярском аэропорту Емельяново и на границе с Китаем – на Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» сотрудники таможни выявили серьезные нарушения законодательства: иностранцы попытались въехать в страну и вывезти товары, подлежащие обязательному декларированию и разрешению.

Анатолий Якимов
Экспорт
Китай — ключевой рынок для Новосибирской области: итоги 2024 года и планы на 2025 год
Фото с сайта tripadvisor.ru

В 2024 году экспорт товаров из Новосибирской области в Китай сохранил уверенный рост, что связано с активным развитием транспортно-логистической активности в регионе и расширением сотрудничества с КНР. Китай стал крупнейшим импортером продукции в Новосибирской области, на долю которого приходится 54% от общего объема экспорта региона. Рост экспорта в Китай в 2024 году составил 2% по сравнению с предыдущим годом.

Анатолий Якимов
Вебинар Chinalogist: авиадоставка из Китая. Итоги, проблемы, прогнозы
Фото Анатолия Якимова

По многочисленным просьбам редакция сайта ChinaLogist.ru возобновляет консультационные и обучающие вебинары. Не упустите шанс получить актуальную информацию и прокачать свои знания в авиаперевозках из Китая, Индии и Южной Кореи. Вебинар состоится 23 апреля в 11:00 по московскому времени на платформе социальной сети «ВКонтакте».

Анатолий Якимов
Доставка грузов из Китая в Россию по железной дороге ускорилась
Фото ИА «Синьхуа»

Пекин отправил первый грузовой поезд Китай-Европа в 2025 году, направляющийся в Москву. Состав отправился из логистического центра столицы Китая 16 апреля 2025 года и преодолеет около 9 000 километров за 16 дней. Это символизирует новый этап развития железнодорожных перевозок между двумя континентами, поддержку стабильности и рост экономических связей.

Анатолий Якимов
От Гуанчжоу до Екатеринбурга: рекордный импорт манго из Китая в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

По данным Федеральной таможенной службы РФ и Росстата, в 2024 году Россия импортировала 24,5 тысячи тонн манго из Китая на 48 миллионов долларов США. Это в 2,8 раза больше, чем в 2023 году.

Анатолий Якимов
Умные часы из Китая захватывают Россию: Huawei и Redmi лидируют в продажах
Фото пресс-службы группы компаний М.Видео-Эльдорадо

Каждый сотый россиянин за три месяца текущего года приобрел себе современные умные часы. По информации пресс-службы группы компаний М.Видео – Эльдорадо, в 1 квартале 2025 года россияне купили 1,45 миллиона смарт-часов на 11,9 миллиарда рублей. При этом, средняя цена выросла на 9% – до 8 200 рублей. 58% в количественном выражении и 42% - в денежном приходится на китайские бренды Huawei, Redmi, Amazfit. Apple хоть и остается лидером по выручке – 35%, но уступает по объемам – 22%.

Анатолий Якимов
Красные, белые и игристые: какие вина из России пьют в Китае и сколько их продают
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай стал крупнейшим покупателем российского вина в 2024 году. Об этом сообщает Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России «Агроэкспорт». Объем за прошлый год экспорта вина из РФ в КНР вырос до 2,8 миллиона литров или на 320%. В денежном выражении стоимость отправленной продукции составила 4,1 миллиона долларов США, что в 4,3 раза больше, чем в 2023 году. Доля российского вина, экспортируемого в Поднебесную, составила 72%.

Анатолий Якимов
Почему канцелярия из Китая завоевывает рынок России: производство, статистика и тенденции
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай занимает лидирующие позиции в мире по изготовлению канцелярских товаров, предлагая широкий ассортимент продукции от бюджетных до премиум-класса. Основные производственные центры расположены в нескольких провинциях и городах и специализируются на различных видах канцелярии.