Николай Лобанов
Блоги

Консалтинг в логистике: новые технологии в организации ведения бизнеса

Круг специалистов в логистическом консалтинге очень узок, поэтому из этических соображений я не называю «явок и паролей», не указываю названия компаний и ФИО консультантов, которых вы можете легко найти «поиском» в интернете. В основном специалисты по логистическому консалтингу сконцентрированы в Москве и С-Петербурге, но постепенно такой вид услуг как консалтинг по логистике начал появляться и в крупных региональных центрах, таких как Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Н.Новгород, Новосибирск.
Вот уже восемь лет как широкие круги бизнеса в России слышат новое слово «Логистика», но как показывает практика, каждый руководитель бизнеса вкладывает свой смысл в понимание сути этого нового понятия. Большинство бизнесменов сходятся во мнении, что логистика несёт в себе новые технологии в организации ведения бизнеса.
Кто предоставляет услуги консалтинга по логистике?
Для более полного понимания сути логистики, с целью её практического применения, бизнесмены обращаются за помощью и консультациями в научные круги ведущих ВУЗов страны, которые значительно раньше - более 20 лет назад начали заниматься темой логистики в рамках исследования международного опыта ведения бизнеса. Кому как не им, умнейшим людям страны, издавшим на основе перевода иностранных авторов много своих книг по логистике и логистическому управлению, кому как не им нужно объяснить широкому кругу страждущих суть новой технологии. И они объясняют, но каждый корифей от логистики объясняет её суть по своему, в зависимости от того ВУЗ какой направленности он представляет. К сожалению, в научном сообществе существует много разных «школ», которые не пришли единому мнению, даже единому определению понятия «логистики».
Консалтинг – ещё одно новое иностранное слово не так давно пришедшее в наш обиход, по сути своей это «консультации с элементами внедрения в промышленную эксплуатацию». При каждом приличном ВУЗе есть консалтинговые компании, созданные преподавателями, которые оказывают платные консалтинговые услуги по логистике. Они появились на рынке логистического консалтинга первыми и до сих пор неплохо себя чувствуют, внося свою без преувеличения можно сказать полезную лепту в дело логистического образования широких народных масс. Как правило, такие услуги проводятся в виде конференций, лекций и семинаров, именно в той форме в какой привыкли работать преподаватели ВУЗов со своими студентами. Вузовский консалтинг имеет больше обзорный теоретический характер. Практические примеры в виде «кейсов» дают представления о методологии, но применить их на практике бывает крайне затруднительно. В зависимости от специализации ВУЗа в обучении и консалтинге по логистике делается упор на транспортную, экономическую или управленческую составляющие. Отличительной особенностью ВУЗовского консалтинга является его абсолютная «правильность» с точки зрения теории, но малая эффективность с точки зрения применения на практике, так как он несёт в себе много фундаментальной, но отставшей лет на десять по времени «воды». Такой консалтинг полезен для получения общих фундаментальных знаний в области логистики для людей делающих первые шаги в логистику.
Вторая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «дочки» компаний, оказывающих логистические услуги в области ВЭД – внешнеэкономической деятельности, таможни, ТЭК – транспортно-экспедиторских услуг и др. То есть это компании специализирующиеся на каком-то виде услуг, имеющие «свой» большой практический опыт «проб и ошибок». Как правило, консалтингом такие компании начинают заниматься по потребности своих клиентов. Отличительной особенностью логистичеккого консалтинга в таких компаниях является их безусловный профессионализм, но в очень узкой области, обусловленный их собственным опытом и видом деятельности. Как правило, такие компании проводят «целевое» консультирование и корпоративные семинары для сотрудников компании-заказчика, имеющими предварительную подготовку и опыт. Необходимость в таком консалтинге возникает при открытии новых направлений деятельности или расширении филиальной сети в регионы. С помощью такого консалтинга вы сможете решить частные локальные практические вопросы, но вот получить базу знаний и методологию, скорее всего, не удастся. Иначе вы сможете обойтись без услуг компаний-консультантов, а это им не выгодно. Им выгодно, чтобы вы были их постоянным клиентом и постоянно платили за услуги только им и никому другому, поэтому консалтинг для них это расширение «линейки услуг» для повышения своего конкурентного преимущества на рынке логистических услуг.
Третья группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это компании, продвигающие на рынок какие-либо товары. Такие компании представлены например в таких сегментах рынка: проектирование и строительство складов, производство и продажа складского оборудования – стеллажей, техники, компании разрабатывающие ИТ- ресурсы и продвигающие ПО – программное оборудование на российский рынок.
Консалтинг для таких компаний - это, прежде всего, маркетинговая стратегия, тот «соус» под которым вам пытаются «впарить» очень дорогой товар сомнительного качества. Особенно этим злоупотребляют иностранные компании, которые используя отработанные методики «западной школы менеджмента, рекламы и маркетинга», продают вам за сотни тысяч долларов «продукт» давно устаревший, отработанный и не имеющий уже ценности на их «западном рынке»!
Сила их «консалтинга» очень велика, и нужно быть очень осторожными, приглашая к себе таких консультантов. Отличительной особенностью такого консалтинга является хорошо подготовленная, чётко выверенная стратегия убеждения вас, что их «продукт», их программа самые лучшие, поэтому такие дорогие. При этом вам предоставят полный набор сертификатов, положительных отзывов десятков-сотен клиентов по всему миру. Если вы закажете компании, продающей стеллажи, сделать вам проект по внутренней планировке склада, то, скорее всего, ваш склад будет «заставлен» стеллажами полностью, а зоны приёмки, отгрузки, комплектации и проходы будут минимизированы до предела, а не оптимизированы. Стеллажи будут предложены те, которые компания продаёт, а не те, которые вам нужны и обеспечат вам оптимальный технологический процесс на складе. Одна из целей логистики, как мы знаем, является «оптимизация», а не «минимизация». Отдельная «тема» - это консалтинг от компаний, продвигающих ПО - программное обеспечение. Отличительной особенностью является то, что у вас нет возможности проверить «кота в мешке», а консалтинг превращается в презентацию продвигаемого программного продукта. Иностранные компании умеют делать эффектные презентации, поэтому часто побеждают в тендерах, но потом вам будет «навязано» то, что они продают. После такого «консалтинга» вы можете потерпеть очень серьёзные убытки, получить «лихорадку» в своей компании на годы, а в худшем случае потерять свой бизнес.
Четвёртая группа компаний оказывающих консалтинговые услуги по логистике - это «независимые» компании или консультанты. «Происхождение» таких компаний разное – есть «отпачковавшиеся» от первых трёх групп компаний личности, которые создают свой бизнес, есть крупные консалтинговые компании из других сфер консалтинга, создающие новое консалтинговое направление. Эта группа компаний очень «разношёрстная», со своими целями и задачами. Пользуясь консалтинговыми услугами таких компаний тоже нужно быть осторожными, не доверяя первому встречному консультанту. Качество услуг при этом вы можете получить как очень хорошее, так и «никакое».
Консалтинг во всём мире строится на репутации и имени консультанта, а не на «бренде» компании в которой когда-то работал «имиджевый» консультант – это нужно помнить всегда, пытаясь найти хороший консалтинг!
Теперь давайте посмотрим на «заказчика» консалтинга. Кто он и что хочет!?
Потребность в логистическом консалтинге на самом деле в России очень высока, но также высок уровень недоверия к консалтингу. Доверие к консалтингу в своё время было серьёзно подорвано кадровыми агентствами и консалтинговыми компаниями, работающими на их базе. Многие из них сейчас «пекут как пирожки» дипломированных за полгода специалистов по МВА. У «заказчика» есть серьёзные основания не доверять консалтингу - это факт.
На этом фоне необходимо отметить, что подавляющее большинство консалтинговых компаний предлагают «заказчику» не то, что он хочет и не за те деньги, которые он готов заплатить. Если сказать с долей юмора, то «заказчик» у которого «всё плохо» хочет, чтобы консультант сделал что-то, и стало «всё хорошо».
Да! Очень странно, что «серьёзные люди» - владельцы бизнеса, генеральные директора наивно полагают, что придёт консультант и в одночасье, почти даром достанет «волшебную палочку», махнёт ей и жизнь в компании изменится к лучшему – там появится «логистика» с её сверхновыми технологиями, о которых все слышали, но мало кто видел.
А заказчику надо, чтобы консультант работал как врач, по принципу «не навреди», а новационная технология была мягко адаптирована и внедрена в старую и, кстати, работающую, приносящую деньги систему управления. Причём желательно знать каким образом и когда окупятся понесённые затраты.
Справедливости ради надо отметить, что далеко не все заказчики сразу понимают, что реформировать собственную компанию ему придётся собственными силами, так как консультант, даже самый хороший и квалифицированный, может только помочь при внедрении, выполняя роль советника методами коучинга в «рабочей группе», созданной из самых толковых сотрудников предприятия.
Что же может предложить «логистика»? Какие новые технологии может предложить логистический консалтинг?
В статье «Логистика! Что это?» вы можете подробнее познакомиться с моим представлением о логистике. Сейчас у каждого консультанта и заказчика своё толкование понятия «логистики» и сферы её применения. Прежде всего, нужно отметить, что логистика использует новую методологию управления, называемую «процессным управлением». Подробнее об этом можно узнать в статьях на моём сайте, например: В основе «процессного подхода» к управлению лежит «бизнес-процесс», а не «человек» как при «административном» управлении. Поэтому грамотный консультант по логистике в основу своего логистического проекта компании или её части – склада например, должен закладывать построение бизнес модели. Бизнес модель может быть выполнена в разных форматах и стандартах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Из Китая в Испанию на велосипеде: велопутешественник сделал остановку в Сибири
Скрин паблика «Студия ДЕНЬ ЗА ДНЁМ | Татарск» соцсети «ВКонтакте»

Цю Пэнъюй из города Циндао Китая совершает масштабное велопутешествие в Испанию через Россию. По пути он сделал остановку в Татарске Новосибирской области.  Его гостеприимно встретили местные байкеры из Сибири. Путешественник осмотрел город, пообщался с жителями и поделился деталями своего маршрута.

Редакция
Китайский экспорт в действии: в Москве покажут технологии и товары будущего
Скрин сайта Международной выставки потребительских товаров

С 25 по 27 августа в Москве пройдут две масштабные китайские выставки — China Commodity Fair и China Machinery Fair, которые представят российскому рынку широкий спектр потребительских товаров и промышленных технологий. На фоне растущего товарооборота между РФ и КНР, мероприятия становятся ключевыми площадками для заключения контрактов, локализации производства и укрепления деловых связей.

Редакция
Китайский бизнес наращивает присутствие в России: посол КНР озвучил перспективы
Телеграм-канал "РАСПП: Бизнес. Азия. Китай"

Китай усиливает своё экономическое присутствие в России: по мере улучшения делового климата всё больше китайских компаний выходит на российский рынок, а развитие стратегических проектов — таких как Северный морской путь — выводит сотрудничество двух стран на новый уровень.

Редакция
Российская фанера смотрит на Восток: Китай и Ближний Восток – новые горизонты экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Китай становится ключевым драйвером для российской фанерной отрасли: на фоне падения внутреннего спроса и переориентации с западных рынков, отечественные производители усиливают экспорт в Поднебесную, которая уже закупает 16% всей российской фанеры и открывает перед отраслью долгосрочные перспективы роста.

Редакция
Китайская мототехника заинтересовала бизнесменов из Биробиджана
Скрин сюжета Хэйлунцзянского телевидения

Биробиджанские предприниматели заинтересовались мототехникой китайской компании «Юаньпэн», которая готовится запустить производство в России уже в августе.

Редакция
Китайские партнёры обсудили с новосибирским бизнесом перспективы сотрудничества
Фото предоставлено Ольгой Корпачевой

На площадке «ОПОРЫ РОССИИ» в Новосибирске состоялась деловая встреча с китайскими представителями Qingdao Turgai International Trade Co LTD, в ходе которой стороны наметили конкретные шаги по развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере промышленных поставок и контрактного производства.

Редакция
Российско-китайская торговля бьёт рекорды: товарооборот Маньчжурии с РФ вырос на 18%
Фото таможни Маньчжурии

Таможенная зона Маньчжурии зафиксировала рекордный рост товарооборота с Россией: за первые пять месяцев 2025 года объём взаимной торговли достиг 52,08 млрд юаней ($7,2 млрд), увеличившись на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На Россию теперь приходится 87% всего внешнеторгового оборота региона, что подтверждает её статус ключевого экономического партнёра Китая на этом стратегическом направлении.

Редакция
Китай и не только: бизнесу нужны новые кадры для экспорта на Восток
Телеграм-канал «ВАВT|Всероссийская академия внешней торговли»

 

На фоне роста экспорта в Китай и другие страны Востока бизнес всё острее нуждается в специалистах, способных работать с новыми рынками. На выставке «ИННОПРОМ-2025» ректор ВАВТ Виттория Идрисова рассказала, как Академия отвечает на этот вызов, внедряя модули по криптоплатежам, логистике и коммерческому арбитражу.

Редакция
Когда дешёво — не значит выгодно: что важно знать о закупках у китайских ИП
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Закупки у китайских индивидуальных предпринимателей могут показаться выгодными на первый взгляд — низкие цены и широкий выбор. Однако за простотой скрываются нюансы: отсутствие экспортных прав, дополнительные налоги и отсутствие гарантий.

Редакция
Алтайский край наращивает экспорт растительного масла в Китай: поставки выросли в 2,1 раза
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Алтайский край стремительно увеличивает поставки растительного масла в Китай – за январь-май 2025 года отгрузки в Поднебесную выросли более чем вдвое. На фоне общего роста экспорта масложировой продукции на 100% именно китайский рынок становится главным драйвером развития отрасли в регионе, оттеснив традиционных покупателей.