Николай Лобанов
Блоги

Новый шелковый путь

Кризисный 2009 год оказал серьезное негативное влияние как на весь логистический комплекс страны в целом, так и на рынок грузоперевозок в частности. Почти двукратное снижение товарного грузопотока, существенный спад импортно-экспортных поставок привели к краху многие транспортные компании. Больше всего пострадали мелкие компании, а крупные фирмы существенно снизили свои обороты.
Рынок логистических услуг России состоит из трех сегментов: перевозок и экспедирования всеми видами транспорта - около 80%, складских услуг - 15%, услуг по интеграции и управлению цепями поставок - не более 5%. В настоящее время на российском рынке логистических услуг доминируют узкоспециализированные логистические посредники (2PL), которые оказывают традиционные виды услуг, носящие явно операционный характер: транспортировка, складирование, грузопереработка, страхование грузов, и т. д.
Кратко транспортную логистику можно представить правилом шести "right", которое определяет задачи, стоящие перед транспортной логистикой: "Getting the right product, to the right place, at the right time, in the right quantity, with the right quality, for the right cost" (получить правильный продукт, в правильном месте, в правильное время, в правильном количестве, правильного качества и с правильными затратами). Иногда, правда, добавляют седьмой пункт "for the right customer - для правильного покупателя", что, собственно, тождественно пункту - "правильное место", но это не более, чем вариант трактовки, суть от этого не меняется.
Сделав акцент на пункте - "с правильными затратами", можно понять, почему многие компании прекратили свое существование, а те, кто остался, начали уделять особое внимание сокращению своих затрат, в том числе логистических издержек. Именно логистические затраты составляют почти 40% цены товара. Грузоперевозки могут доходить до трети от всех логистических затрат, поэтому оказывают огромное влияние на рентабельность бизнеса компании.
Согласно оценкам, приведенным в обзоре "Российский рынок транспортно-логистических услуг в 2008-2009 гг. и прогноз до 2012 г", в наибольшей степени кризис затронул международные грузоперевозки (прежде всего контейнерные и авиационные), а также экспедирование.
В течение прошлого года с рынка ушли более 25% игроков, в основном, это мелкие транспортные и экспедиторские компании. Наиболее серьезное сокращение объемов выручки отмечалось в сегментах автомобильных, воздушных, а также морских контейнерных перевозок, вследствие сильного падения грузопотока и снижения тарифов. Кризис особенно сильно сказался на развитии и без того небольшого сегмента 3PL услуг.
Очевидно, что в результате консолидации на рынке останутся крупные, наиболее профессиональные игроки, мелкие же уйдут либо будут поглощены.
Раньше было несколько компаний, которые предоставляли услуги по перевозке грузов в собственных контейнерах из Китая в Россию, - "Трансконтейнер", FESCO, "Ф.Е. Транс", ДВТГ, "Евросиб". "Ф.Е. Транса" больше не существует - компания провела ребрендинг, сменила название, но главное - фактически ушла с этого рынка. "Евросиб" с рынка также ушел.
По итогам 2009 года количество российских авиакомпаний также сократилось (в 2008 году в России было 175 авиакомпаний, в 2009-м - только 164). Сертификаты эксплуатантов аннулированы у "Интеравиа", "Сатурна", "Омскавиа", "Сибирской авиатранспортной компании", "Дальавиа", "Красноярских авиалиний", "Домодедовских авиалиний" и "Авиапредприятия "ТЕСИС", ООО "Авиакомпании "Алания", ООО "Корпорация "АВИАЛЕСООХРАНА", ОАО Авиакомпания "Трансавиа-Гарантия". Наибольшее падение объемов регулярных грузоперевозок в целом по всем авиакомпаниям было зафиксировано в январе-феврале 2009 года - 23%, в целом за год - 30%.
Самый большой объем грузов в 2009 году был перевезен автомобильным транспортом - около 81%, еще 17% перевозок пришлось на железнодорожный транспорт. Доли других видов транспорта в структуре перевозок незначительны.
По показателю грузооборота лидирует железнодорожный транспорт - 85% грузооборота приходится на него, далее следует автомобильный транспорт (8,2%), морской (4,4%) и внутренний водный (2,4%).
В 2009 году индекс тарифов на грузоперевозки всеми видами транспорта оставил 117,4%, при этом рост тарифов на грузоперевозки железнодорожным транспортом составил 100,6%, а ставки оплаты на грузоперевозки автомобильным транспортом снизились до уровня 97,5% к 2008 году.
В 2009 году объем погрузки на железнодорожном транспорте РФ снизился на 15% по отношению к 2008 году, составив 1108 млн тонн.
Российские контейнерные перевозки, упавшие в 2009 году на 22%, начали восстанавливаться. В январе-феврале они выросли на 18,3%. По морским терминалам рост составил 37-47%.
Объем железнодорожных перевозок грузов в контейнерах в России за два первых месяца 2010 года вырос на 18,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 298,7 тыс.
По результатам 2008 года цены на грузоперевозки железнодорожным транспортом выросли на 22,1%, а по результатам 2009-го - на 10,6%. В данный момент одним из наиболее перспективных в плане дальнейшего развития сегментов рынка грузовых перевозок считаются железнодорожные контейнерные перевозки грузов.
Наименее пострадал от кризиса рынок грузоперевозок морским транспортом.
В 2009 году этот вид грузоперевозок по сравнению с уровнем 2008 года вырос на 6,6% и составил 37,3 млн тонн. Грузооборот морского транспорта возрос на 16,1%.
Кризис в России оказался управляемым государством. Компании, вошедшие в "список государственного лоббирования", чувствуют себя оптимистично, а остальные пытаются выжить как могут. Государственный контроль по большинству ключевых направлений бизнеса воспринимается логистическим комплексом как положительная тенденция в целом, но негативная, в части реализации - "хотели как лучше, а получилось как всегда".
Создав Таможенный союз, Россия, Белоруссия и Казахстан добавили проблем своим импортерам. Больше всего пострадали российские. Решения вырабатывались впопыхах и без должной проработки и финансирования. Таможенная реформа и создание Таможенного союза в целом, как идея, правильная, но спешка, недофинансирование, непродуманность реализации реформы привели к большим сбоям в работе транспортно-логистического комплекса. Очевидно, что проблемы с "таможней" только начались и прослеживается тенденция к ухудшению ситуации в грузоперевозках в ВЭД.
2009 год показал, что в связи с усилением позиций Китая на мировом рынке, грузопотоки в большей степени переместились на Восток.
Кризисные проблемы в Европе привели к тому, что многие компании изменили традиционное "плечо доставки" через европейские порты, отдав предпочтение дальневосточным портам (Владивосток и Восточный) и Новороссийску, а также сухопутной поставке через Забайкальское направление. К примеру, 12 марта этого года Иркутский филиала Первой грузовой компании открыл представительство на станции Забайкальск. Теперь на важнейшем железнодорожном узле, расположенном на пути в Китай, функционирует подразделение Первой грузовой компании. Кроме того, в Забайкальском крае открыто рабочее движение на первом участке строящейся железнодорожной линии Нарын-Лугокан.
Тенденция к увеличению грузопотоков из Китая, Индии приводит к снижению их на европейском направлении, в связи с тем, что возникают таможенные и транспортные проблемы на западной границе.
Высказывавшиеся еще до кризиса опасения экспертов, что стремительно наращиваемый объем качественной складской недвижимости может остаться невостребованным, приобрели особую актуальность. Заполняемость новых объектов остается на низком уровне, реализация же большинства заявленных перед кризисом проектов приостановлена.
Ставки аренды снизились за год в долларовом эквиваленте на 20-30%. Ставки аренды складской недвижимости падали в столичном регионе в течение всего прошлого года, в результате чего они достигли $100 за кв. м в год против 125$ в конце 2008 года и $145 - до кризиса.
В 2010-2011 годах, по мере стабилизации мировой экономики и постепенного перехода к росту со стороны производственных и торговых компаний, ожидается всплеск спроса на профессиональные услуги глобальных 3PL-провайдеров. По оценкам экспертов, восстановление объема рынка транспортно-логистических услуг до уровня 2008 года следует ожидать не ранее 2012 года.
Очевидно, что на рынке грузоперевозок ситуация постепенно выравнивается. Место выпавших компаний занимают региональные коллеги. К сожалению, после передела рынка логистических операторов их качество услуг, надежность и уровень сервиса существенно снизились. Практически даже в Москве сложно найти 3PL-оператора, способного оказать качественный комплекс логистических услуг. Складские услуги по аутсорсингу и аренде оказались недостаточно востребованными.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Редакция
Импорт
Оптимизация затрат при импорте из Китая — бесплатный онлайн-семинар 2 июля

АО «ВЭД Агент» совместно с порталом Chinalogist.ru приглашает предпринимателей и специалистов на бесплатный онлайн-вебинар, посвящённый оптимизации расходов при поставках оборудования из Китая. Мероприятие состоится 2 июля в 11:00 по московскому времени в формате онлайн.

В ходе вебинара руководитель отдела сборных перевозок АО «ВЭД Агент» Михаил Макаренко расскажет, как правильно выбирать поставщиков, чтобы избежать скрытых платежей, снизить затраты на логистику и таможенное оформление, а также вести переговоры с китайскими партнёрами для получения выгодных условий без потери качества. Кроме того, будут обсуждены альтернативные рынки закупок и представлены реальные кейсы компаний, сэкономивших до 30% на поставках.

Участие бесплатное, но количество мест ограничено. Для регистрации необходимо перейти по ссылке.

Анатолий Якимов
Импорт
Экспортные перевозки в Китай через РЖД: рост грузопотока и рекорд по удобрениям
Фото Анатолия Якимова

За январь–май 2025 года объем грузоперевозок через железнодорожные погранпереходы между Россией и Китаем достиг 16,9 миллиона тонн, что на 0,9% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Об этом сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД».

Анатолий Якимов
Импорт
Реализация немаркированных остатков легпрома может продолжаться до марта 2026 года
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Минпромторг России предложил продлить срок реализации немаркированных остатков товаров легкой промышленности до 31 декабря 2025 года. В настоящее время по действующим правилам продажа немаркированных остатков разрешена только до 31 июля 2025 года, а маркировка таких остатков должна быть завершена до 31 октября 2025 года. Однако в министерство поступали обращения от представителей малого и среднего бизнеса с просьбой продлить эти сроки, что ведомство считает целесообразным.

Анатолий Якимов
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».