Технопарки: есть ремарки
Прошло несколько месяцев с момента, как мы сделали первый обзор ситуации с китайскими технопарками на территории бывшего СССР, а батька всея Беларуси Александр Лукашенко потребовал от правительства ужесточить контроль над развитием Белорусско-китайского индустриального парка в Смолевичах. Есть ли новости? Есть, и еще какие!
Как рапортует Минский областной исполнительный комитет, строительство теперь идет «оперативно и с опережением». На 21 октября 2013 года намечено второе заседание межправительственного координационного совета по развитию Парка – в Пекине. Тогда же планируется подписать соглашение по созданию на его территории Харбинского субпарка.
Между тем, белорусы относятся к «разгулу» строительства далеко не однозначным образом. Поэтому были запущены общественные обсуждения проекта, очевидно, имеющие одной из целей «легализацию» технопарка в общественном мнении и создание для государевых людей аргументов в духе «мы заручились народной поддержкой». Однако не осталось незамеченным, что в выписке из протокола обсуждений площадь технопарка внезапно увеличилась более чем на 10%, а самое главное – они не прибавили белорусам доверия к идее «китайского чуда» на родной земле.
Жители деревень боятся, в связи со строительством, разных вещей: загрязнения воды и воздуха; невозможности доступа к водохранилищу и «в лес»; вреда живой природе Волмянского заказника; снижения общей комфортности жизни в деревнях… Но наиболее остро, пожалуй, встал именно «китайский» вопрос, именно связанный с «происхождением» будущего технопарка.
Китайцы белорусам внове. Политолог Александр Класковский отмечает, что «белорусы еще не сталкивались с такими вызовами, как россияне» - в силу своеобразного внутреннего политического климата в стране туда едет не слишком-то много мигрантов. Но вот китайцы… Опасения по поводу того, что в Смолевичи «понаедут» - есть, и немалые. «Без китайских рабочих не может быть и китайского парка», – уверен экономический аналитик, колумнист портала «Белорусские новости» Анатолий Протасеня. – «Давайте, к примеру, задумаемся, кто будет строить китайские объекты в парке, а по сути, сам парк, если проектирование, согласование проектной документации, строительство, приемка в эксплуатацию объектов парка будут осуществляться по техническим нормативным правовым актам Китая», – пишет автор, и это, так или иначе, мнение многих. «Это один к одному российская парадигма, которая привела к событиям в Бирюлево», - вторит коллеге Александр Класковский.
Чего же ждет белорусское правительство от китайского парка, если не подобных проблем? Ответ прост – конечно же, инвестиций. А Поднебесная, конечно же, отнюдь не спешит с прямыми финансовыми вливаниями. Как правило, экономические взаимодействия большой и маленькой держав строятся по такой схеме: КНР выделяет средства под конкретные проекты с условием возвращения их с прибылей (под сравнительно небольшой процент). Однако, как правило, при этом Беларусь обязуется и оборудование, и строительные материалы для реализации проекта закупать там же, в Китае: по сути, восточный партнер с удовольствием предоставляет кредиты для крупных закупок у себя же. А Беларусь оказывается лишена возможности лучшего выбора, даже если таковой и имеется. Так, модернизированные за китайские деньги цементные заводы в первой половине 2013-го вошли в ТОП-20 самых убыточных белорусских акционерных предприятий, а в январе на минской ТЭЦ-5 произошла авария с новой китайской турбиной «в главной роли».
Что касается Парка, то, напомним, доля Китая в проекте составляет 60%, тогда как белорусов – всего лишь 40%, притом, что налоговые льготы совершенно беспрецедентны. Все, что «внутри» Парка, будут строить китайцы, белорусы обеспечивают лишь внешнюю инфраструктуру… и дают землю.
Но ясно, что и пессимизм противников технопарка отнюдь не является всесторонне обоснованным. Смолевичи – слишком грандиозный проект, чтобы быть только провальным, ведь количество, как ни крути, переходит в качество! А уж брать количеством Китай горазд. И вот в протоколе общественных обсуждений заявлены уже, ни больше ни меньше, восемь крупных потенциальных резидентов Парка, из них пять китайских (включая одно тайваньское). Их декларируемые намерения таковы:
- ZTE Corporation – производство средств связи;
- Pegatron/Unihan – производство электроники;
- TPV – производство электроники, в т. ч. мониторов и электронных модулей;
- ООО Пекинская научно-техническая компания «Цзинь-ка-тон-да» – производство в сфере пищевой промышленности;
- и, наконец, Great Wall – отдельные производства аэрокосмического направления.
Кроме того, строительство Парка дало повод вспомнить о другом крупном проекте – строительстве бельгийской компанией AOI NV транспортно-логистического центра с универсальной инфраструктурой неподалеку от аэропорта «Минск». В этом году уже планировалось сдать первые объекты строительства, однако оно не было начато: как объявили бельгийцы, из за проблем с согласованием. И вот бельгийский инвестор подтверждает намерение строить, но теперь отчасти совместно с китайцами: территория будущих Центра и Парка отчасти совпадает.
На фоне белорусских событий проникновение восточных технопарков в экономику и на территорию России выглядит не столь грандиозно. Однако важность этого воздействия не стоит недооценивать!
В Челябинской области новый китайский технопарк – «от противного» по сравнению с Беларусью – должен вскоре возникнуть рядом с крупнейшим логистическим центром «Южноуральский».
С одной стороны, о перспективах развития технопарков в Уральском регионе в последнее время можно было услышать не самые радужные прогнозы. Примером тому - «Малая Сосновка» под Челябинском – парк, запуск которого отложили с 2012 на 2014 г. Европейским резидентам, которых планировали привечать в парке, больше интересны рынки сбыта, нежели производственные площади, особенно после вступления России в ВТО. А челябинские предприятия и так могли бы «похвастаться» достаточно широкими площадями «браунфилдов», или «заброшенных полей» – выведенными из эксплуатации помещениями, которые они с удовольствием сдали бы именно под создание индустриального парка. Однако спрос невелик.
С другой же стороны, китайцы – не щепетильные европейцы, а главное – инфраструктура «Южноуральского» - уж точно убережет его от судьбы браунфилда.
Комплекс класса «А» строится на территории Увельского района, и инвестиции в него КНР должны составить порядка 1,2 млрд. евро. «Южноуральский» разместится на площади в 180 га и станет конечной остановкой транспортного коридора из Урумчи через Казахстан. На первом этапе инвестиции составят около 120 млн. евро, ввод в эксплуатацию первой очереди этого гиганта планируется уже к концу следующего года, а ее общая площадь составит 90 тыс. м². Выход на проектную мощность намечен на 2019 г. Грузооборот комплекса по предварительным оценкам составит порядка 3-5 млн. тонн в год.
Ведь перспективы у комплекса, по оценкам экспертов, незаурядные. Прогнозируется увеличение востребованности современных складных комплексов в силу целого ряда причин: роста роли интернет-магазинов, выхода на рынок компаний новой волны сетевого маркетинга (именно из Китая!) и т.д.
«Сейчас движение грузов по морю из Китая в Россию занимает 50 дней, по Транссибу месяц. Новый маршрут из Урумчи через Казахстан до нашего комплекса займет 10 дней и составит всего 3 тыс. километров. В сутки сюда будет приходить 400 контейнеров из Китая. В год это 2,5 млн тонн. Однако Ши Даган (зампред народного правительства Синьцзян-Уйгурского Автономного района КНР) пообещал увеличить товарооборот до 10 млн. тонн в год», – рассказал председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков.
А как же технопарк? Здесь он прогнозируется в симбиозе с комплексом и вопросов не вызывает.
«Мировая практика показывает, что вокруг ТЛК экономически выгодно размещать различные дополнительные производства. Я неоднократно лично встречался с иностранными бизнесменами. Они готовы разместить на площадях ТЛК «Южно-уральский» сборочное производство, например, бытовой техники», – говорит Михаил Юревич, челябинский губернатор.
Насколько оправданы эти надежды и опасения вокруг индустриальных парков “made in China”? Так или иначе, мы узнаем об этом вскоре. Впрочем, в фундамент первого здания «Южноуральского» нашими и китайцами уже была заложена капсула с посланием – потомкам.
Комментарии 1
Жаль, что остается только обслуживать китайские товарные потоки.
Ваш комментарий