Павел Степаненко
Импорт

Технопарки: есть ремарки

Прошло несколько месяцев с момента, как мы сделали первый обзор ситуации с китайскими технопарками на территории бывшего СССР, а батька всея Беларуси Александр Лукашенко потребовал от правительства ужесточить контроль над развитием Белорусско-китайского индустриального парка в Смолевичах. Есть ли новости? Есть, и еще какие!
Как рапортует Минский областной исполнительный комитет, строительство теперь идет «оперативно и с опережением». На 21 октября 2013 года намечено второе заседание межправительственного координационного совета по развитию Парка – в Пекине. Тогда же планируется подписать соглашение по созданию на его территории Харбинского субпарка.
Между тем, белорусы относятся к «разгулу» строительства далеко не однозначным образом. Поэтому были запущены общественные обсуждения проекта, очевидно, имеющие одной из целей «легализацию» технопарка в общественном мнении и создание для государевых людей аргументов в духе «мы заручились народной поддержкой». Однако не осталось незамеченным, что в выписке из протокола обсуждений площадь технопарка внезапно увеличилась более чем на 10%, а самое главное – они не прибавили белорусам доверия к идее «китайского чуда» на родной земле.
Жители деревень боятся, в связи со строительством, разных вещей: загрязнения воды и воздуха; невозможности доступа к водохранилищу и «в лес»; вреда живой природе Волмянского заказника; снижения общей комфортности жизни в деревнях… Но наиболее остро, пожалуй, встал именно «китайский» вопрос, именно связанный с «происхождением» будущего технопарка.
Китайцы белорусам внове. Политолог Александр Класковский отмечает, что «белорусы еще не сталкивались с такими вызовами, как россияне» - в силу своеобразного внутреннего политического климата в стране туда едет не слишком-то много мигрантов. Но вот китайцы… Опасения по поводу того, что в Смолевичи «понаедут» - есть, и немалые. «Без китайских рабочих не может быть и китайского парка», – уверен экономический аналитик, колумнист портала «Белорусские новости» Анатолий Протасеня. – «Давайте, к примеру, задумаемся, кто будет строить китайские объекты в парке, а по сути, сам парк, если проектирование, согласование проектной документации, строительство, приемка в эксплуатацию объектов парка будут осуществляться по техническим нормативным правовым актам Китая», – пишет автор, и это, так или иначе, мнение многих. «Это один к одному российская парадигма, которая привела к событиям в Бирюлево», - вторит коллеге Александр Класковский.
Чего же ждет белорусское правительство от китайского парка, если не подобных проблем? Ответ прост – конечно же, инвестиций. А Поднебесная, конечно же, отнюдь не спешит с прямыми финансовыми вливаниями. Как правило, экономические взаимодействия большой и маленькой держав строятся по такой схеме: КНР выделяет средства под конкретные проекты с условием возвращения их с прибылей (под сравнительно небольшой процент). Однако, как правило, при этом Беларусь обязуется и оборудование, и строительные материалы для реализации проекта закупать там же, в Китае: по сути, восточный партнер с удовольствием предоставляет кредиты для крупных закупок у себя же. А Беларусь оказывается лишена возможности лучшего выбора, даже если таковой и имеется. Так, модернизированные за китайские деньги цементные заводы в первой половине 2013-го вошли в ТОП-20 самых убыточных белорусских акционерных предприятий, а в январе на минской ТЭЦ-5 произошла авария с новой китайской турбиной «в главной роли».
Что касается Парка, то, напомним, доля Китая в проекте составляет 60%, тогда как белорусов – всего лишь 40%, притом, что налоговые льготы совершенно беспрецедентны. Все, что «внутри» Парка, будут строить китайцы, белорусы обеспечивают лишь внешнюю инфраструктуру… и дают землю.
Но ясно, что и пессимизм противников технопарка отнюдь не является всесторонне обоснованным. Смолевичи – слишком грандиозный проект, чтобы быть только провальным, ведь количество, как ни крути, переходит в качество! А уж брать количеством Китай горазд. И вот в протоколе общественных обсуждений заявлены уже, ни больше ни меньше, восемь крупных потенциальных резидентов Парка, из них пять китайских (включая одно тайваньское). Их декларируемые намерения таковы:
  • ZTE Corporation – производство средств связи;
  • Pegatron/Unihan – производство электроники;
  • TPV – производство электроники, в т. ч. мониторов и электронных модулей;
  • ООО Пекинская научно-техническая компания «Цзинь-ка-тон-да» – производство в сфере пищевой промышленности;
  • и, наконец, Great Wall ­– отдельные производства аэрокосмического направления.
Кроме того, строительство Парка дало повод вспомнить о другом крупном проекте – строительстве бельгийской компанией AOI NV транспортно-логистического центра с универсальной инфраструктурой неподалеку от аэропорта «Минск». В этом году уже планировалось сдать первые объекты строительства, однако оно не было начато: как объявили бельгийцы, из за проблем с согласованием. И вот бельгийский инвестор подтверждает намерение строить, но теперь отчасти совместно с китайцами: территория будущих Центра и Парка отчасти совпадает.
На фоне белорусских событий проникновение восточных технопарков в экономику и на территорию России выглядит не столь грандиозно. Однако важность этого воздействия не стоит недооценивать!
В Челябинской области новый китайский технопарк – «от противного» по сравнению с Беларусью – должен вскоре возникнуть рядом с крупнейшим логистическим центром «Южноуральский».
С одной стороны, о перспективах развития технопарков в Уральском регионе в последнее время можно было услышать не самые радужные прогнозы. Примером тому - «Малая Сосновка» под Челябинском – парк, запуск которого отложили с 2012 на 2014 г. Европейским резидентам, которых планировали привечать в парке, больше интересны рынки сбыта, нежели производственные площади, особенно после вступления России в ВТО. А челябинские предприятия и так могли бы «похвастаться» достаточно широкими площадями «браунфилдов», или «заброшенных полей» – выведенными из эксплуатации помещениями, которые они с удовольствием сдали бы именно под создание индустриального парка. Однако спрос невелик.
С другой же стороны, китайцы – не щепетильные европейцы, а главное – инфраструктура «Южноуральского» - уж точно убережет его от судьбы браунфилда.
Комплекс класса «А» строится на территории Увельского района, и инвестиции в него КНР должны составить порядка 1,2 млрд. евро. «Южноуральский» разместится на площади в 180 га и станет конечной остановкой транспортного коридора из Урумчи через Казахстан. На первом этапе инвестиции составят около 120 млн. евро, ввод в эксплуатацию первой очереди этого гиганта планируется уже к концу следующего года, а ее общая площадь составит 90 тыс. м². Выход на проектную мощность намечен на 2019 г. Грузооборот комплекса по предварительным оценкам составит порядка 3-5 млн. тонн в год.
Ведь перспективы у комплекса, по оценкам экспертов, незаурядные. Прогнозируется увеличение востребованности современных складных комплексов в силу целого ряда причин: роста роли интернет-магазинов, выхода на рынок компаний новой волны сетевого маркетинга (именно из Китая!) и т.д.
«Сейчас движение грузов по морю из Китая в Россию занимает 50 дней, по Транссибу месяц. Новый маршрут из Урумчи через Казахстан до нашего комплекса займет 10 дней и составит всего 3 тыс. километров. В сутки сюда будет приходить 400 контейнеров из Китая. В год это 2,5 млн тонн. Однако Ши Даган (зампред народного правительства Синьцзян-Уйгурского Автономного района КНР) пообещал увеличить товарооборот до 10 млн. тонн в год», – рассказал председатель правительства Челябинской области Сергей Комяков.
А как же технопарк? Здесь он прогнозируется в симбиозе с комплексом и вопросов не вызывает.
«Мировая практика показывает, что вокруг ТЛК экономически выгодно размещать различные дополнительные производства. Я неоднократно лично встречался с иностранными бизнесменами. Они готовы разместить на площадях ТЛК «Южно-уральский» сборочное производство, например, бытовой техники», – говорит Михаил Юревич, челябинский губернатор.
Насколько оправданы эти надежды и опасения вокруг индустриальных парков “made in China”? Так или иначе, мы узнаем об этом вскоре. Впрочем, в фундамент первого здания «Южноуральского» нашими и китайцами уже была заложена капсула с посланием – потомкам.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Наталья Хромова
Работа
«Мне нужен адреналин»: как Валерия Баевкина объезжала мир, ломала языковые барьеры и не давала себе скучать
Фото Павла Гаркуши

Ведущий специалист ВЭД 1-й категории Валерия Баевкина работает в «ВЭД Агент» с 2019 года. Валерия — человек, который не сидит на месте. В прямом смысле. За время работы в «ВЭД Агент» она успела побывать переводчиком для министров из Китая и Вьетнама, сопровождать делегации на ВЭФ и пожать руку Диме Билану, поучаствовать во Всемирном фестивале молодежи в Сочи, на котором присутствовал в том числе президент РФ. Но главное — она старается не упускать ни одной возможности.

Анатолий Якимов
Китай запустил первый электрический контейнеровоз: нулевые выбросы и автономная навигация
Фото с сайта jx.cnr.cn

1 февраля китайское издание CCTV сообщило о выходе в море 740-тонного электрического контейнеровоза с открытым верхом «Нинюань Дянькунь». На судне, построенном компанией Jiangxi Jiangxin Shipbuilding в уезде Хукоу города Цзюцзян, провинции Цзянси, завершили внутреннюю отделку, смонтировали оборудования и швартовочные тесты.

Анатолий Якимов
Российский экспорт в Китай вернется в 2026 году к показателям 2024 года
Фото Анатолия Якимова

Российский экспорт в Китай демонстрирует признаки восстановления после коррекции 2025 года. Эксперты ожидают возврата к уровням 2024 года уже в текущем году.

Анатолий Якимов
Выставки Китая 2026: от количества к качеству и региональным кластерам
Фото Светланы Шубадеровой

Китайская выставочная отрасль переживает трансформацию: от фокуса на количестве к приоритету качества. В 2025 году в стране провели рекордные 4095 торгово-экономических выставок. Это на 6,53% больше, чем в 2024-м. Теперь акцент смещается на профессиональные узкоотраслевые мероприятия, которые обеспечивают глубокое погружение в специфику секторов.

Анатолий Якимов
Россия захватила 90% поставок индейки в Китай в 2025 году
Фото с сайта freeoik.com

Китай в 2025 году сократил импорт индейки, но укрепил лидерство России как ключевого поставщика. По данным Главного таможенного управления КНР, общий объем закупок составил 14,8 тысячи тонн на 40,5 миллиона долларов США — против 16 тысяч тонн на 50 миллионов долларов годом ранее.

Анатолий Якимов
Где купить инструменты для ремонта дома и дачи оптом в Китае: кластеры, бренды, импорт 2026
Фото с сайта freepik.com

Китай остается ведущим глобальным производителем строительных инструментов, предлагая оптовым покупателям из России широкий ассортимент качественной продукции по конкурентным ценам. Для ремонта дома и дачи востребованы ручные и электроинструменты, такие как дрели, перфораторы, болгарки и насосы, которые можно закупать напрямую в специализированных промышленных кластерах.

Анатолий Якимов
ДВТУ оптимизирует пропускные пункты: итоги 2025 и планы на 2026 для бизнеса Дальнего Востока
Фото пресс-службы Дальневосточного таможенного управления

Дальневосточное таможенное управление подвело итоги 2025 года на итоговой коллегии, которую открыл первый замглавы ФТС России Александр Повод. Он подчеркнул стратегическую роль региона.

Анатолий Якимов
Благовещенск станет окном России в Китай: Василий Орлов представил проекты в Совете Федерации
Фото пресс-службы правительства Амурской области

Губернатор Амурской области Василий Орлов представил в Комитете Совета Федерации по международным делам международные проекты региона, подчеркивая стремление сделать Благовещенск «окном России в Китай». По итогам 9 месяцев 2025 года внешнеторговый оборот области вырос на 18%, с долей Китая в 76% и приростом товарооборота на 50%.

Редакция
Перезагрузка поставок. Как адаптировать логистику под новый цифровой след и усиленный контроль
Фото предоставлено АО «ВЭД Агент»

Вы регулярно отправляете и получаете грузы из Китая, сравниваете ставки фрахта и ищете надёжных перевозчиков? Этого больше недостаточно.

Существует «слепая зона», которая прямо сейчас уменьшает рентабельность ваших поставок, — это неочевидная взаимосвязь между результатами внешней торговли, таможенными реалиями и выбором логистического маршрута.

ВЭД Агент приглашает на экспертный вебинар, где не будем говорить об абстрактных трендах. Разберём конкретные кейсы и цифры из реальной практики 2025 года и покажем, как принимать взвешенные логистические решения в 2026.

Приглашаем на вебинар-навигатор от практиков, которые строят логистические решения «под ключ». Для участников рынка, чья деятельность зависит от поставок из Китая.

Основные тезисы, которые будут рассмотрены:

  • Эффективность логистики больше не определяется только ставкой фрахта.
  • Изменения в китайском законодательстве создают операционные риски.
  • Таможенная политика РФ последовательно ужесточается для всех участников рынка?
  • Тренд на «обеление» импорта — это фактор консолидации рынка.

Игнорируя эти системные сдвиги, вы рискуете не просто потерять в рентабельности, а столкнуться с блокировками поставок, крупными доначислениями и потерей конкурентного преимущества.

Спикер: Александр Дегтярев, основатель компании «ВЭД Агент», практик с двадцатилетним опытом в организации цепочек поставок, член Общественного совета при ФТС России, что гарантирует взгляд изнутри на грядущие изменения в регулировании.

Это вебинар для тех, кто считает деньги и ценит предсказуемость. Вы получите не теорию, а практические схемы и критерии для принятия решений.

Дата и время: 13 февраля в 11:00 по московскому времени

Формат: онлайн-трансляция с возможностью задать вопросы.

Забронируйте место по ссылке

Анатолий Якимов
Забайкальский край усиливает торговое партнерство с Китаем: итоги встречи губернатора и генконсула КНР
Фото пресс-службы правительства Забайкальского края

Генеральный консул КНР в Иркутске Лю Юй посетила Забайкальский край с рабочим визитом и провела встречу с губернатором Александром Осиповым. Основной темой стало углубление стратегического партнерства между регионом и Китаем в условиях повышения уровня российско-китайских отношений.