
В 2025 году торгово-логистические отношения между Россией и Китаем продолжают активно развиваться. Об объемах грузопотока, ведущих позициях в экспорте и импорте, востребованности новых транспортных коридоров с азиатскими странами мы спросили начальника Сибирского таможенного управления Александра Ястребова.
– Как изменился объем грузопотока между Россией и Китаем через Сибирское таможенное управление за последний год? Какие товары лидируют в импорте и экспорте? Какие новые логистические маршруты между Россией и Китаем сейчас востребованы?
– Китай – традиционно основной торговый партнер Сибирского региона. В экспорте в Китай в 2025 году преобладают металлы, лесоматериалы, целлюлоза, крафт-бумага и крафт-картон, масло рапсовое. В импорте из Китая лидируют различное оборудование, электрические машины и механические устройства, плодоовощная продукция. В целом это характерная для последних лет ситуация в торговом обороте.
Что касается логистических маршрутов, торговые партнеры выбирают для себя оптимальные схемы поставок. Отмечу, что новые автомобильные транспортные коридоры с азиатскими странами, пролегающие по территории Сибири, сегодня действительно востребованы. Так, грузооборот в автомобильных пунктах пропуска Сибирского федерального округа в 2024 году по сравнению с 2023 годом вырос на 18%. Обстановку в МАПП и ДАПП, отсутствие очередей и нареканий со стороны перевозчиков в ежедневном режиме контролирует руководство СТУ и таможен совместно с АСМАП и другими общественными организациями. Конечно, в активный летний период грузоперевозки особенно интенсивные.
Для ускорения обработки трафика предпринимаются при необходимости организационные меры – на самых напряженных участках «усиливаются» дежурные смены, привлекаются дополнительные сотрудники. Кроме этого, для удобства физлиц и международных перевозчиков поэтапно внедряются элементы интеллектуальной модели пунктов пропуска. В частности, МАПП «Ташанта» и ДАПП «Цаган-Толгой» оснащены современными весогабаритными комплексами с системой считывания номеров, по «Ташанте» принято решение об установке двух портальных инспекционно-досмотровых комплексов.

– Планируется ли расширение пунктов пропуска на территории СТУ?
– Реконструкция пунктов пропуска в регионе деятельности не просто планируется, а уже проводится. В различной стадии модернизации сегодня находятся 8 пунктов пропуска. Из крупных проектов, влияющих на развитие торговли с азиатскими странами и рост туризма – строительные работы на ДАПП «Хандагайты» в Республике Тыва, второй этап реконструкции воздушного пункта пропуска «Новосибирск».
– Внедряются ли новые технологии для упрощения процедур в российско-китайской торговле? Как СТУ взаимодействует с китайскими коллегами для снижения бюрократических барьеров? Есть ли планы по синхронизации процессов?
– Из примеров можно назвать реализацию международного российско-китайского проекта «Зеленый коридор». Он основан на передаче между странами предварительной информации о перемещаемых товарах, используется для снижения административной нагрузки и частоты применения мер таможенного контроля при декларировании и выпуске товаров. В проект «Зеленый коридор» с Китаем входят организации, одобренные странами-участницами.
Безусловно, современными технологиями, которые позволяют участникам внешнеэкономической деятельности упростить и ускорить процесс декларирования товаров, являются автоматическая регистрация деклараций на товары и автоматический выпуск товаров. С начала 2025 года в автоматическом режиме без участия инспектора зарегистрировано 90% деклараций на товары. По сравнению с прошлым годом доля автовыпуска деклараций увеличилась более чем в полтора раза. В рамках работ по автоматизации таможенных постов фактического контроля и пунктов пропуска внедрены и успешно применяются технологии автоматической регистрации и автоматизированного выпуска транзитных деклараций. С начала 2025 года доля авторегистрации электронных транзитных деклараций составила 84%. Доля автоматизированного выпуска – 59%, что почти в два с половиной раза больше показателя прошлого года.
Отмечу, что в целом сегодня Сибирская электронная таможня в течение первых 4-х часов выпускает 91 % товарных партий, в течение первого дня – 95 %.
Стоит добавить, что в снижении барьеров для развития торговли, заинтересованы обе стороны – как российская, так и китайская. Это подтверждается на международных встречах. Так, Сибирским таможенным управлением налажено конструктивное взаимодействие с Маньчжурской таможней. На территории Автономного района Внутренняя Монголия КНР в мае 2025 года состоялось первое заседание рабочей группы региональных таможенных органов. Темой стали вопросы таможенного контроля и оформления товаров, в том числе практические аспекты совершения таможенных операций.

– Используются ли альтернативные валюты – юани, рубли – в расчетах при таможенном оформлении? Насколько это упрощает или усложняет процесс?
– Обе валюты активно используются и их применение растет. В 2025 году в регионе деятельности Сибирского таможенного управления при таможенном оформлении в качестве валюты расчетов по внешнеторговым контрактам первое место занимает российский рубль, на втором месте – китайские юани. Могу отметить, что в первом полугодии 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года использование российского рубля в качестве валюты расчетов увеличилось почти на 5%, использование китайских юаней также увеличилось на 2%. Используя российские рубли и китайские юани при расчетах по внешнеторговым контрактам, участники внешнеэкономической деятельности уменьшают свою зависимость от курса иностранных валют, снижают валютные риски и упрощают расчеты с контрагентами.
– Увеличилось ли количество попыток ввоза контрафакта или незадекларированных товаров из Китая? Какие меры принимает таможня?
– Какого-то резкого роста ввоза таких товаров за последнее время мы не отмечаем. Здесь нужно подчеркнуть, что страну происхождения большей части подделок чаще всего сложно определить – на то он и контрафакт. Безусловно, защита от небезопасных товаров, изделий кустарного производства, нелегально ввезенной и немаркированной продукции, особенно товаров для детей – игрушек, одежды и обуви, а также продуктов – наш приоритет. Работа идет сразу в нескольких направлениях: предупреждение сомнительных поставок при декларировании товаров, проверки мобильных групп – при ввозе на границе и инспекции вместе с другими контролирующими органами в рамках контроля за оборотом товаров на внутреннем рынке.

– Как Вы оцениваете сотрудничество Сибирского таможенного управления и Общественного совета при ФТС России?
– Это, безусловно, эффективное взаимодействие, цели которого – выявление самых острых вопросов, волнующих бизнес-сообщество, и поиск решений для улучшения внешнеэкономической деятельности, делового климата региона, а также профилактика правонарушений и снижение конфликтного потенциала между таможней и участниками ВЭД. На совместных встречах с представителями Общественного совета ФТС России от СФО с деловыми кругами мы делимся информацией о самых актуальных изменениях в сфере таможенного регулирования. И судя по количеству вопросов, которые поступают на таких мероприятиях, они востребованы и будут проводиться на регулярной основе.