Потребительский рынок Китая активно развивается. В последние годы продукты питания все чаще можно встретить в магазинах Поднебесной. Эксперты объяснили, что потребитель выбирает качественные и экологически чистые товары из России. «ФедералПресс» выяснил, какие товары пользуются спросов в КНР и почему.
Морепродукты и рыба
Российские морепродукты – один из самых популярных товаров на рынке КНР. В 2024 году Россия экспортировала в Китай филе и другого мяса рыбы на 1,3 миллиона долларов США. Это в полтора раза больше, чем в 2023 году. Филе и мороженое мясо минтая вывезли на 479 тысяч долларов США, трески – на 389,2 миллиона долларов США, сардин – на 135,2 миллиона долларов США.
Доцент Финансового университета при Правительства РФ, кандидат экономических наук Петр Щербаченко отметил, что морепродукты из России ценятся за экологичность и чистоту, что делает их востребованными среди китайских потребителей, ориентированных на здоровое питание.
Мёд
Мед с Алтая и Дальнего Востока занимает особое место в российском экспорте в КНР.
– Мед из России, особенно с Алтая, воспринимается как экологически чистый и полезный продукт. Китайские потребители готовы платить за качественный мед от 700 до 2 000 рублей за килограмм, что демонстрирует растущий интерес к натуральной продукции, – отметила основатель агентства диджитал-маркетинга в Китае Анастасия Наседкина.
Российский мед востребован на китайском рынке за счет высокого качества и уникальных свойств.
Молочные продукты
Молоко, йогурты и мороженое из России ценятся китайскими потребителями. Покупатели предпочитают продукты без содержания ГМО и химических добавок. В 2024 году экспорт сыра, изготовленного в России, вырос в 4,5 раза. Всего экспорт сыров в КНР составил 440 тонн на сумму 2 миллиона долларов США.
Растительные масла и жиры
В 2024 году Россия экспортировала свыше 5,7 миллиона тонн подсолнечного масла на зарубежные рынки. Впервые годовой объем экспорта превысил планку в 5 миллионов тонн. Показатель вырос на 31% в физическом выражении по сравнению с 2023 годом. Китай в 2024 году закупил 590 тысяч тонн подсолнечного масла. Объемы экспорта снизились на 35%.
– В условиях растущего интереса к здоровому питанию и натуральной пище российские масла становятся все более востребованными на китайском рынке, – отметил Петр Щербаченко.
А что еще
Популярность продуктов из России в Китае стремительно растет. На прошлой неделе основной торговый партнер заявил о готовности экспортировать российские колбасы. Об этом сообщили в Россельхознадзоре, который приступил к работе над открытием рынка КНР для готовых мясных продуктов: колбасных изделий из различных видов мяса, включая свинину, поставки которой стартовали в 2024 году.
В прошлом году в Китай отправили 39 тысяч тонн российской свинины и свиных субпродуктов, 21 тысячу тонн говядины. Экспорт мяса птицы вырос на 14% и достиг 114 тонн.
Помощник руководителя Россельхознадзора Артем Даушев с оптимизмом смотрит на этот процесс.
– В ближайшее время мы достигнем положительного результата, и такой рынок для российских производителей откроется. С подачи коллег из КНР мы согласились рассматривать отдельно каждый вид готовой мясной продукции, поскольку риски варьируются для каждого из них, – подчеркнул Артем Даушев.
Для выхода на рынок Китая с продукцией нужно пройти несколько этапов: заполнить вопросники, подписать документы, согласовать сертификаты, провести аттестацию предприятий. Китайские инспекторы проводят аттестацию предприятия непосредственно на месте, чтобы оценить производственные процессы и изучить процессы российского контроля.