Анатолий Якимов
Импорт

Тренды ВЭД в 2025 году назвали эксперты

Фото с сайта unsplash.com

Какие изменения ждут участников внешнеэкономической деятельности в 2025 году выяснил Chinalogist. Многие эксперты уверены, что большинство событий 2024 года продолжатся и в наступающем году. Особенно это касается роста контейнерных перевозок и сохранения ключевой ставки.

Импорт и экспорт

Управляющий компанией VED Агент Александр Дегтярев считает, что основные риски во внешнеэкономической деятельности в отношении торговли России и Китая будут зависеть от политики вновь избранного президента США Дональда Трампа.

– Рисков очень много, и они будут во многом зависеть от той же американской политики. Это и санкционные риски, и риски сильной девальвации рубля, и ужесточение ограничений китайского экспорта в Россию, – подчеркнул Александр Дегтярев.

Логистика

Основным трендом в 2025 году на рынке контейнерных перевозок останется их рост. По оценкам участников XIV Международного контейнерного форума «ЕСЭ-2024», прирост составит 10-11%. В планах достичь цифры 12 миллионов TEU. Однако есть опасения, что Восточный полигон не справится с таким объемом, поэтому грузопоток будет перераспределен с восточных портов на южные (Новороссийск), западные (Калининград) и северо-западные «(Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург). Тем не менее в РЖД заявили, что реконструкция БАМа и Транссиба будет продолжена. В частности, пропускная способность двух магистралей уже составляет 180 миллионов тонн в год. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин.

Кроме того, в 2025 году ожидается рост автомобильных трансграничных перевозок. При этом стоимость услуг будет расти, а количество перевозчиков на этом рынке услуг может снизиться.

Финансы

Фото с сайта unsplash.com

В 2025 году экономисты ожидают сохранение ключевой ставки на текущем уровне – 21%. Она была сохранена решением Совета директоров Центрального Банка России. При этом ожидался рост до 23%. Но этого не произошло, так как рост инфляции замедлился за счет снижения покупательской способности населения, а также за счет охлаждения кредитной активности. В случае, если в начале года инфляция будет достаточно низкой, то вполне возможно снижение ключевой ставки ЦБ.

Как считают подавляющее большинство респондентов опроса, проведенного в рамках совместного исследования РБК и банка ВТБ, считает, что ключевая ставка к концу 2025 года будет на уровне 18-21%. Это может повлиять на активность бизнеса. У него не будет возможность взять дешевые кредиты на оборудование, запасные части, реконструкцию и частично на выплаты заработной платы. В следствие этого, потребительские цены будут расти, а покупательская способность – падать. Эти данные подтверждают и данные опроса – так считают 70%.

Однако по словам экономиста, доктора исторических наук Игоря Коха, к середине 2025 года ожидается снижение ключевой ставки. Он считает, что экономика России будет развиваться по оптимистичному сценарию. Сохранится стабильный валютный курс, снизится инфляция и ключевая ставка Центробанка России. Кроме того, будут отсутствовать внешние шоки, а социально-политическая обстановка будет улучшаться. Все это приведет к росту производства, покупательской способности и роста уровня жизни. Об этом он рассказал в рамках онлайн-конференции «Ставки сделаны. Бизнес и экономика на старте 2025 года», организованной порталом TatCenter.

Платежи

Еще один тренд, который сохранится в 2025 году – сложность трансграничных расходов. С ростом торговли между Россией и Китаем юань стал одной из самых востребованных валют для расчетов с контрагентами.

При этом многие банки Китая, опасаясь вторичных санкций со стороны США, перестали принимать платежи из России. Тем не менее, большинство участников ВЭД нашли выход из сложившейся ситуации, перейдя на оплату за товары, произведенные в КНР, платежным агентам.

– Платежные агенты работают не только в случае покупки санкционного товара. Однако также не все оплаты за товар могут быть взяты в работу, это будет зависеть от компании плательщика и его основного вектора деятельности. Например, не может тайская компания, которая работает со светодиодным оборудованием, оплатить запчасти для спецтехники. Система работы через платежного агента свободно действует в тех случаях, когда не сработал прямой перевод в банк Китая из России, что, к сожалению, на данный момент редкость, – рассказала ведущий делопроизводитель и специалист по работе с платежными агентами Отдела ВЭД компании VED Агент Екатерина Помпа.

С ней согласен и Игорь Кох.

– Наиболее желанные изменения – это нормализация трансграничных расчетов и платежей, в том числе с использованием вновь создаваемых альтернативных международных механизмов, не подверженных санкциям. Однако в 2025 году вероятность полной нормализации, к сожалению, невелика, – уверен Игорь Кох.

Работа

Еще один тренд, начавшийся в 2024 году, – кадровый голод, с которым столкнулись многие компании. Так по данным портала по поиску работы hh.ru, в сфере ВЭД размещено 127 вакансий, 14 из которых от компании VED Агент.

Таможня

Стоит помнить и о том, что в Новом году в России вводится обязательная маркировка на некоторые группы товаров, в частности на бакалейные товары, велосипеды и велосипедные рамы, влажные корма для животных и ветеринарные препараты, консервы, косметическая продукция и бытовая химия, медицинские перчатки, одежда и бельё. Более подробно Chinalogist в ближайшее время.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.