Анатолий Якимов
Импорт

Тренды ВЭД в 2025 году назвали эксперты

Фото с сайта unsplash.com

Какие изменения ждут участников внешнеэкономической деятельности в 2025 году выяснил Chinalogist. Многие эксперты уверены, что большинство событий 2024 года продолжатся и в наступающем году. Особенно это касается роста контейнерных перевозок и сохранения ключевой ставки.

Импорт и экспорт

Управляющий компанией VED Агент Александр Дегтярев считает, что основные риски во внешнеэкономической деятельности в отношении торговли России и Китая будут зависеть от политики вновь избранного президента США Дональда Трампа.

– Рисков очень много, и они будут во многом зависеть от той же американской политики. Это и санкционные риски, и риски сильной девальвации рубля, и ужесточение ограничений китайского экспорта в Россию, – подчеркнул Александр Дегтярев.

Логистика

Основным трендом в 2025 году на рынке контейнерных перевозок останется их рост. По оценкам участников XIV Международного контейнерного форума «ЕСЭ-2024», прирост составит 10-11%. В планах достичь цифры 12 миллионов TEU. Однако есть опасения, что Восточный полигон не справится с таким объемом, поэтому грузопоток будет перераспределен с восточных портов на южные (Новороссийск), западные (Калининград) и северо-западные «(Мурманск, Архангельск, Санкт-Петербург). Тем не менее в РЖД заявили, что реконструкция БАМа и Транссиба будет продолжена. В частности, пропускная способность двух магистралей уже составляет 180 миллионов тонн в год. Об этом сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин.

Кроме того, в 2025 году ожидается рост автомобильных трансграничных перевозок. При этом стоимость услуг будет расти, а количество перевозчиков на этом рынке услуг может снизиться.

Финансы

Фото с сайта unsplash.com

В 2025 году экономисты ожидают сохранение ключевой ставки на текущем уровне – 21%. Она была сохранена решением Совета директоров Центрального Банка России. При этом ожидался рост до 23%. Но этого не произошло, так как рост инфляции замедлился за счет снижения покупательской способности населения, а также за счет охлаждения кредитной активности. В случае, если в начале года инфляция будет достаточно низкой, то вполне возможно снижение ключевой ставки ЦБ.

Как считают подавляющее большинство респондентов опроса, проведенного в рамках совместного исследования РБК и банка ВТБ, считает, что ключевая ставка к концу 2025 года будет на уровне 18-21%. Это может повлиять на активность бизнеса. У него не будет возможность взять дешевые кредиты на оборудование, запасные части, реконструкцию и частично на выплаты заработной платы. В следствие этого, потребительские цены будут расти, а покупательская способность – падать. Эти данные подтверждают и данные опроса – так считают 70%.

Однако по словам экономиста, доктора исторических наук Игоря Коха, к середине 2025 года ожидается снижение ключевой ставки. Он считает, что экономика России будет развиваться по оптимистичному сценарию. Сохранится стабильный валютный курс, снизится инфляция и ключевая ставка Центробанка России. Кроме того, будут отсутствовать внешние шоки, а социально-политическая обстановка будет улучшаться. Все это приведет к росту производства, покупательской способности и роста уровня жизни. Об этом он рассказал в рамках онлайн-конференции «Ставки сделаны. Бизнес и экономика на старте 2025 года», организованной порталом TatCenter.

Платежи

Еще один тренд, который сохранится в 2025 году – сложность трансграничных расходов. С ростом торговли между Россией и Китаем юань стал одной из самых востребованных валют для расчетов с контрагентами.

При этом многие банки Китая, опасаясь вторичных санкций со стороны США, перестали принимать платежи из России. Тем не менее, большинство участников ВЭД нашли выход из сложившейся ситуации, перейдя на оплату за товары, произведенные в КНР, платежным агентам.

– Платежные агенты работают не только в случае покупки санкционного товара. Однако также не все оплаты за товар могут быть взяты в работу, это будет зависеть от компании плательщика и его основного вектора деятельности. Например, не может тайская компания, которая работает со светодиодным оборудованием, оплатить запчасти для спецтехники. Система работы через платежного агента свободно действует в тех случаях, когда не сработал прямой перевод в банк Китая из России, что, к сожалению, на данный момент редкость, – рассказала ведущий делопроизводитель и специалист по работе с платежными агентами Отдела ВЭД компании VED Агент Екатерина Помпа.

С ней согласен и Игорь Кох.

– Наиболее желанные изменения – это нормализация трансграничных расчетов и платежей, в том числе с использованием вновь создаваемых альтернативных международных механизмов, не подверженных санкциям. Однако в 2025 году вероятность полной нормализации, к сожалению, невелика, – уверен Игорь Кох.

Работа

Еще один тренд, начавшийся в 2024 году, – кадровый голод, с которым столкнулись многие компании. Так по данным портала по поиску работы hh.ru, в сфере ВЭД размещено 127 вакансий, 14 из которых от компании VED Агент.

Таможня

Стоит помнить и о том, что в Новом году в России вводится обязательная маркировка на некоторые группы товаров, в частности на бакалейные товары, велосипеды и велосипедные рамы, влажные корма для животных и ветеринарные препараты, консервы, косметическая продукция и бытовая химия, медицинские перчатки, одежда и бельё. Более подробно Chinalogist в ближайшее время.

Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Китайские лифты в России: технологичность, качество и конкурентные цены
Фото с сайта unsplash.com

Китайские лифты сохраняют свою долю на российском рынке благодаря сочетанию технологичности, разнообразию моделей и конкурентным ценам. В 2024 году импорт лифтов из КНР в РФ составил 17,8 тысячи единиц, что на 3,3% меньше показателя 2023 года.

Редакция
Импорт
Тренд лета HUAWEI Pura 80 Ultra: новый флагман меняет правила игры на рынке смартфонов
Фото с официального сайта HUAWEI

Флагманский смартфон HUAWEI Pura 80 Ultra, поступивший в продажу 26 июня 2025 года, вызвал настоящий ажиотаж на внутреннем рынке Китая. Запасы гаджетов были распроданы за считанные часы, а очереди у брендовых магазинов выстроились еще до открытия.

Анатолий Якимов
Импорт
Маньчжурия–Забайкальск: грузопоток превысил 100 тысяч машин и продолжает расти
Фото медиацентра города Маньчжурия

На автопереходе «Маньчжурия–Забайкальск» установили новый рекорд грузопотока. На 13 июня 2025 года через границу в обоих направлениях прошло более 100 тысяч грузовиков. Это на 18,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 24 дня раньше, чем в 2024 году, сообщили в Медиацентре города Маньчжурии.

Анатолий Якимов
Импорт рыбы и морепродуктов из Китая в Россию вырос на 20% в 2025 году
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский импорт рыбы и морепродуктов из Китая в январе-мае 2025 года достиг рекордных показателей, увеличившись на 20% в весе до 40 тысяч тонн и на 10% в денежном выражении — до 154 миллионов долларов США, сообщает Аналитический центр Рыбного союза на основе данных Главного таможенного управления Китая.

Анатолий Якимов
Гражданин Китая задержан в Кольцово за недекларирование 190 полупар обуви
Фото пресс-службы Уральского таможенного управления

Таможенники в аэропорту Кольцово остановили гражданина Китая, прилетевшего из Пекина, который перевозил в текстильных чемоданах 190 полупар обуви на правую ногу общим весом 61 кг. Обувь различных оттенков, материалов и размеров предназначалась для последующей торговли на рынке Екатеринбурга. Мужчина не был ознакомлен с таможенными правилами, не видел информационных стендов и не обращался к инспекторам за разъяснениями.

Анатолий Якимов
В 2026 году в Санкт-Петербурге пройдет первый Международный транспортно-логистический форум
Фото телеграм-канала «Все о цепях поставок»

Санкт-Петербург в 2026 году станет площадкой для проведения первого Международного транспортно-логистического форума. Это значимое событие, направленное на обсуждение перспектив развития транспортной отрасли и ключевых международных транспортных коридоров. Организатором форума выступает фонд «Росконгресс», который обладает богатым опытом в организации масштабных деловых мероприятий.

Анатолий Якимов
Канатная дорога Благовещенск–Хэйхэ: уникальный пункт пропуска запустят в 2026 году
Фото АО «ВЭД Агент»

По национальному проекту «Эффективная транспортная система» в Амурской области создается уникальный пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1, который станет частью первой в мире трансграничной канатно-подвесной дороги между Россией и Китаем. Этот пункт пропуска сможет обслуживать до 2,5 миллионов пассажиров ежегодно и будет введен в эксплуатацию до конца 2026 года в тесной координации с китайской стороной. Об этом сообщает «РЖД-Партнер».

Анатолий Якимов
Реконструкция пунктов пропуска на границе с Китаем увеличит пропускную способность в 5 раз к 2027 году
Фото пресс-службы Читинской таможни

В рамках совместного мониторинга и модернизации автомобильных пунктов пропуска на российско-китайской границе российская и китайская стороны активно реализуют масштабные проекты по увеличению пропускной способности и улучшению инфраструктуры. Особое внимание уделяется пунктам, расположенным на территории Забайкальского края – «Забайкальск», «Староцурухайтуйский» и «Олочи».

Анатолий Якимов
Китай наращивает экспорт стальной продукции в Россию на фоне снижения внутреннего спроса
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За первые пять месяцев 2025 года Китай увеличил экспорт железа, стали и изделий из них в Россию примерно на 16% в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув объема около 1,63 миллиарда долларов США, при этом в мае рост поставок составил почти 22% — до 355,44 миллиона долларов США. Об этом сообщило Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российский бизнес углубляет сотрудничество с Китаем: средний чек закупок превысил миллион рублей
Фото АО «ВЭД Агент»

Совместное исследование банка «Точка» и агентства O+K Research выявило значительный рост среднего чека закупки у китайских поставщиков, который теперь колеблется от 1,1 миллиона рублей до 5,2 миллиона рублей. Это свидетельствует о возрастающей зависимости российского бизнеса от импорта из КНР, несмотря на ряд существенных проблем и меняющиеся условия международной торговли.