Елена Венгерская

8756 поездов Китай – Европа было отправлено в этом году: ­­на 46% больше, чем годом ранее­­

По данным China Railway, с января по сентябрь этого года было отправлено 8 756 грузовых поездов Китай – Европа, что на 46% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перевезено 795 тыс. TEU грузов, что на 51% больше, чем в прошлом году.
На брифинге для прессы, проведенном Главным таможенным управлением 25 октября, представители китайских сми узнали, что ГТУ КНР ввело ряд мер, которые способствуют упрощению перевозок грузовыми поездами Китай – Европа и развивают это направление логистики.
По словам Ван Цзюня, директора Департамента надзора за станциями Главного таможенного управления, в феврале 2020 года Главное таможенное управление ввело десять мер для поддержки развития поездов Китай – Европа, в том числе возможность самостоятельно выбирать режимы таможенного оформления, сокращение количества таможенных деклараций, снижение затрат на таможенное декларирование и т.п.
В этом году китайской таможней было сделано немало для развития движения поездов Китай – Европа. Это и проект открытия узловых распределительных центров, и содействие расширению мультимодальных перевозок, и поддержка использования поездов Китай – Европа для расширения импорта и сотрудничества со странами «Пояса и пути». Также на движения поездов Китай – Европа повлиял институт уполномоченных операторов (УЭО), которые укрепляли обмен информацией между странами.
С 1 июля таможня по всей стране реализовала безбумажное информационное взаимодействие с железнодорожными департаментами, что значительно упростило процессы таможенного оформления. Так, согласно отзывам таможни Урумчи, после ввода системы в эксплуатацию время оформления поезда на таможенной территории станции было сокращено с 3,5 часов до 30 минут, а эффективность движения поездов значительно выросла.
Были снижены затраты на таможенное декларирование. Товары с одной и той же станцией въезда и выезда, одинаковой датой въезда и выезда, одним и тем же номером поезда, одними и теми же грузополучателем и отправителем, одним контрактом и одним и тем же наименованием товара теперь могут быть объединены в одну декларацию. Это значительно сократило количество таможенных деклараций.
Важную роль таможенные органы сыграли и в вопросе профилактики эпидемии коронавируса. Это и обеспечение быстроты таможенного оформления поездов Китай – Европа путем выделения специальных окон для этого, и работа в режиме 7 × 24, и строгое соблюдение противоэпидемических мер сотрудниками таможни, и выборочный мониторинг на короновирус пищевых продуктов из стран с высоким эпидемическим риском.
Ван Цзюнь сказал, что таможня и далее будет разрабатывать меры для поддержки движения поездов Китай – Европа и содействовать развитию этого проекта.
Когда в 2011 году проект движения поездов Китай – Европа только зарождался, все начиналось с экспорта одного IT-продукта. Сейчас же список перевозимых составами Китай – Европа товаров расширился почти до бесконечности. Поезда перевозят оборудование, одежду, обувь, товары первой необходимости, автозапчасти, продукты питания и напитки, древесину, мебель, химикаты и т.п. При оформлении обратных поездов из Европы разработан механизм возврата товаров.
Кратное увеличение числа поездов Китай – Европа способствовало росту внешней торговли Китая с различными странами. Особенно с теми, которые расположены вдоль маршрута «Пояса и пути».
Если в 2011 году китайские покупатели могли приобретать, в основном, продукты внутреннего производства, то сейчас импортные товары можно увидеть повсюду. И в крупных супермаркетах китайских мегаполисов, и в небольших городках. По сравнению с морскими линиями поезда Китай – Европа значительно сократили время, необходимое для транспортировки товаров. А, значит, покупатели за рубежом быстрее получают товары Made in China, а китайские потребители — европейские и азиатские товары.
Все больше компаний предпочитают ж/д логистику для транспортировки товаров в Европу. Для доставки в Европу тех же противоэпидемических товаров по ж/д Китай создал «зеленый коридор». Возобновление движения поездов Китай – Европа в феврале способствовало стабилизации цепочки поставок и восстановлению работы производственных предприятий Китая. Поезда Китай – Европа стали важной артерией международных перевозок.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
Затоваренность и падение рентабельности: как импорт из Китая влияет на российский рынок спецтехники
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский рынок дорожно-строительной техники ожидает рост импорта спецтехники из Китая. Это должно произойти в ближайшее время. Причина – корреляция ставки утилизационного сбора с 1 января 2026 года на 15%.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост тарифов и новые ограничения: что ждет импортные перевозки из Китая в Россию
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

С 15 августа в Китае вступают в силу новые регуляторные требования, которые усложнят логистику между Россией и Китаем. Теперь грузоотправители, без экспортной лицензии, не могут организовать отгрузку, что создает дополнительные расходы, особенно для небольших предприятий. Если расходы оплачиваются международными агентствами в размере 1–2% от стоимости груза, импортерам следует более тщательно проверять наличие реальных экономических трудностей у поставщиков.

Анатолий Якимов
Экспорт
Российские бренды покоряют Китай: фестиваль-ярмарка «Сделано в России» состоится в Пекине 28-30 августа
Фото с сайта «Сделано в России»

Фестиваль-ярмарка «Сделано в России» пройдет в деловом центре Пекина с 28 по 30 августа. Мероприятие приурочено к празднованию китайского Дня влюбленных – Циси. Организаторы – Российский экспортный центр – ожидают, что в этом масштабном событии будут участвовать более 40 компаний из 26 регионов России, выпускающие свыше 500 наименований продукции: продукты питания, косметику, сувениры и изделия народных промыслов. Фестиваль-ярмарка будет проходить в торгово-развлекательном комплексе Solana ShoppingPark в Центральном деловом районе столицы Китая.

Анатолий Якимов
Экспорт
Россия наращивает экспорт леса в Китай: за полгода отправлено около 140 тысяч кубометров
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

За семь месяцев 2025 года в России выдали и переоформили более 6300 фитосанитарных сертификатов на экспорт лесопродукции. Инспекторы Россельхознадзора оценили качество пиломатериалов, деловой древесины и других лесоматериалов в общем объеме около 331 тысячи кубических метров, направленных в 12 стран, включая Китай, на долю которого приходится 42% этого объема или 139,2 тысячи кубических метра.

Анатолий Якимов
Фугглер и Вакуку – ответ китайской Лабубу: новые вирусные коллекционные игрушки в России
Коллаж из фото с сайта babycity.ee

Во второй половине июля в России резко вырос интерес к коллекционным игрушкам Фугглер и Вакуку. Продажи на маркетплейсах увеличились втрое, превысив 750 штук. При этом поисковые запросы выросли в 2,5 раза – с 1000 до 2500. Это связано с влиянием тренда на нестандартные «странные» игрушки, которые изначально стартовали с популярности куклы Лабубу.

Анатолий Якимов
Падение энергорынка и сложности поставок «заморозили» рост торговли между РФ и Китаем
Фото пресс-службы Западно-Сибирской железной дороги

В январе–июле 2025 года объем двусторонней торговли между Китаем и Россией сократился на 8,1% в годовом исчислении, составив 125,8 миллиарда долларов США. Импорт товаров из КНР в Россию сократился на 8,5% до 56,23 миллиардов долларов США, в то время как экспорт российских товаров в КНР сократился на 7,7% до 69,57 миллиардов долларов США. Такие данные приводит Главное таможенное управление Китая.

Анатолий Якимов
Российская морепродукция в Китае: новые компании и рост экспорта
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российские компании регулярно экспортируют рыбную продукцию в Китай. В Поднебесной одобрили новые производственные объекты и суда из России, которые могут поставлять рыбу и морепродукты в страну. Объемы экспортируемой в КНР продукцию обеспечивают положительную динамику, несмотря на общие изменения на рынке.

Анатолий Якимов
Россия вошла в тройку крупнейших торговых партнеров крупного города Цинхай в 2025 году.
Фото: Baycrest/wikimedia.org

Россия по итогам первого полугодия 2025 года стала третьим крупнейшим торговым партнером китайской провинции Цинхай, расположенной на северо-западе КНР. Товарооборот между РФ и провинцией Цинхай достиг 260 миллионов юаней, уступив только Венгрии и Малайзии. Это обеспечило устойчивую стабильность экономических связей. Совокупный внешний торговый оборот за первые шесть месяцев года составил 3,59 миллиарда юаней — рост на 57,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а экспорт увеличился более чем в два раза. Этот фактор позволяет Цинхаю занять лидирующие позиции в Китае по темпам роста внешней торговли и экспорта.

Анатолий Якимов
Китай сохранит лидерство среди торговых партнеров России в 2025 году
Фото пресс-службы ФТС России

В первом полугодии 2025 года товарный экспорт из России составил 195,5 миллиардов долларов США, что на 6% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. При этом импорт вырос на 1% и достиг 131,6 миллиарда долларов США. Об этом рассказал глава Федеральной таможенной службы Валерий Пикалёв в интервью РБК.

Анатолий Якимов
Экспорт российских консервированных огурцов в Китай составил 300 тысяч долларов США
Фото сгенерировано ИИ Шедеврум

Российский экспорт консервированных огурцов и корнишонов в первом полугодии 2025 года вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С января по июнь из России вывезли 4,5 тысячи тонн консервированных огурцов на сумму свыше 5 миллионов долларов США. В стоимостном выражении увеличение составило 49%, годом ранее было 3,5 миллиона долларов США. Основными импортерами этой продукции стали Беларусь, Казахстан, Китай, Израиль и Абхазия. При этом Китай занимал третье место по стоимости закупок — около 300 тысяч долларов США.