Елена Венгерская

8756 поездов Китай – Европа было отправлено в этом году: ­­на 46% больше, чем годом ранее­­

По данным China Railway, с января по сентябрь этого года было отправлено 8 756 грузовых поездов Китай – Европа, что на 46% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перевезено 795 тыс. TEU грузов, что на 51% больше, чем в прошлом году.
На брифинге для прессы, проведенном Главным таможенным управлением 25 октября, представители китайских сми узнали, что ГТУ КНР ввело ряд мер, которые способствуют упрощению перевозок грузовыми поездами Китай – Европа и развивают это направление логистики.
По словам Ван Цзюня, директора Департамента надзора за станциями Главного таможенного управления, в феврале 2020 года Главное таможенное управление ввело десять мер для поддержки развития поездов Китай – Европа, в том числе возможность самостоятельно выбирать режимы таможенного оформления, сокращение количества таможенных деклараций, снижение затрат на таможенное декларирование и т.п.
В этом году китайской таможней было сделано немало для развития движения поездов Китай – Европа. Это и проект открытия узловых распределительных центров, и содействие расширению мультимодальных перевозок, и поддержка использования поездов Китай – Европа для расширения импорта и сотрудничества со странами «Пояса и пути». Также на движения поездов Китай – Европа повлиял институт уполномоченных операторов (УЭО), которые укрепляли обмен информацией между странами.
С 1 июля таможня по всей стране реализовала безбумажное информационное взаимодействие с железнодорожными департаментами, что значительно упростило процессы таможенного оформления. Так, согласно отзывам таможни Урумчи, после ввода системы в эксплуатацию время оформления поезда на таможенной территории станции было сокращено с 3,5 часов до 30 минут, а эффективность движения поездов значительно выросла.
Были снижены затраты на таможенное декларирование. Товары с одной и той же станцией въезда и выезда, одинаковой датой въезда и выезда, одним и тем же номером поезда, одними и теми же грузополучателем и отправителем, одним контрактом и одним и тем же наименованием товара теперь могут быть объединены в одну декларацию. Это значительно сократило количество таможенных деклараций.
Важную роль таможенные органы сыграли и в вопросе профилактики эпидемии коронавируса. Это и обеспечение быстроты таможенного оформления поездов Китай – Европа путем выделения специальных окон для этого, и работа в режиме 7 × 24, и строгое соблюдение противоэпидемических мер сотрудниками таможни, и выборочный мониторинг на короновирус пищевых продуктов из стран с высоким эпидемическим риском.
Ван Цзюнь сказал, что таможня и далее будет разрабатывать меры для поддержки движения поездов Китай – Европа и содействовать развитию этого проекта.
Когда в 2011 году проект движения поездов Китай – Европа только зарождался, все начиналось с экспорта одного IT-продукта. Сейчас же список перевозимых составами Китай – Европа товаров расширился почти до бесконечности. Поезда перевозят оборудование, одежду, обувь, товары первой необходимости, автозапчасти, продукты питания и напитки, древесину, мебель, химикаты и т.п. При оформлении обратных поездов из Европы разработан механизм возврата товаров.
Кратное увеличение числа поездов Китай – Европа способствовало росту внешней торговли Китая с различными странами. Особенно с теми, которые расположены вдоль маршрута «Пояса и пути».
Если в 2011 году китайские покупатели могли приобретать, в основном, продукты внутреннего производства, то сейчас импортные товары можно увидеть повсюду. И в крупных супермаркетах китайских мегаполисов, и в небольших городках. По сравнению с морскими линиями поезда Китай – Европа значительно сократили время, необходимое для транспортировки товаров. А, значит, покупатели за рубежом быстрее получают товары Made in China, а китайские потребители — европейские и азиатские товары.
Все больше компаний предпочитают ж/д логистику для транспортировки товаров в Европу. Для доставки в Европу тех же противоэпидемических товаров по ж/д Китай создал «зеленый коридор». Возобновление движения поездов Китай – Европа в феврале способствовало стабилизации цепочки поставок и восстановлению работы производственных предприятий Китая. Поезда Китай – Европа стали важной артерией международных перевозок.
Chinalogist предлагает вам воспользоваться БЕСПЛАТНОЙ услугой «Оценка действующей схемы логистики», что позволит вам сэкономить на транспортных расходах.
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Тренды китайского рынка 2026: лучшие товары для импорта в Россию

Актуальные тренды китайского рынка 2026 года демонстрируют устойчивые сдвиги в сторону технологических инноваций, умных устройств, цифровизации торговли, экологичных решений и сезонных товаров для повышения домашнего и офисного комфорта. На этом фоне растет потенциал импорта китайской продукции в Россию, несмотря на внешние вызовы. Эти тенденции ярко проявились на завершившейся на прошлой неделе Кантонской ярмарке в Гуанчжоу, где третий этап объединил ключевых производителей одежды, аксессуаров, товаров для отдыха и быта, а также инновационной бытовой техники и предметов для здоровья.

Фото Светланы Шубадеровой
Анатолий Якимов
Импорт
Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев снизился на 9,5%: основные товары и перспективы
Фото Анатолия Якимова

Российско-китайский товарооборот за 10 месяцев 2025 года снизился на 9,5% и составил 183,244 миллиарда долларов США. Об этом сообщили в Главном таможенном управлении КНР. Объем экспорта из России в Китай уменьшился на 6,7% до 101,175 миллиарда долларов США, а импорт китайских товаров в Россию сократился на 12,6% до 82,069 миллиарда долларов США.

Анатолий Якимов
Импорт
Как выявлять тренды в Китае и строить долгосрочный бизнес: советы эксперта Дмитрия Ковпака
Фото предоставлено Дмитрием Ковпаком

Основатель Российского Акселератора для продавцов на маркетплейс, эксперт в области торговли с Китаем Дмитрий Ковпак, рассказал об опыте работы и дал рекомендации для предпринимателей, которые стремятся успешно работать с Китайским рынком. В эксклюзивном интервью для chinalogist.ru он рассказал о главных вызовах и эффективных стратегиях ведения бизнеса с Китаем, опираясь на многолетнюю практику и авторские обучающие программы.

Анатолий Якимов
Календарь китайских праздников и выходных на 2026 год: важные даты для бизнеса
Коллаж из фото с ТГ-канала Китай. Инструкция по применению

Опубликован официальный календарь выходных и праздников Китая на 2026 год. Это важная информация для компаний, работающих с китайскими партнерами, поскольку поможет планировать рабочие графики и логистику.

Редакция
Стиль и мода 2026: что покупать оптом в Китае для встречи Нового 2026 года
Фото с сайта freepik.com

Встреча Нового 2026 года — особенное событие, и, чтобы отметить его стильно и с пользой, важно учитывать астрологические советы, модные тренды и возможности для выгодных покупок тканей и одежды оптом. Предлагаемый подробный обзор поможет создать образ, который привлечет удачу и принесет комфорт в холодный зимний сезон.

Анатолий Якимов
АО «ВЭД Агент» поддерживает образование: новая аудитория в СГУПСе к 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса
Фото Анатолия Якимова

АО «ВЭД Агент» заботится о будущих кадрах. Не случайно в сентябре открыли брендированную аудиторию в Новосибирском государственном университете экономики и права. А в четверг, 6 ноября, аналогичная аудитория была открыта и в Сибирском государственном университете путей сообщения. Событие приурочено к 30-летию факультета мировой экономики и права и 25-летию кафедры мировой экономики и международного бизнеса.

Анатолий Якимов
Как получить гранты и найти партнера в Китае
Фото с сайта freepik.com

Российско-Китайская торговая палата призывает российских бизнесменов, работающих в Китае, активно использовать региональные программы поддержки экспорта, которые представляют собой реальные финансовые инструменты. Ими уже воспользовались некоторые компании. Например, одна из них осенью получила грант на сумму 1,15 миллиона рублей по двум экспортным программам.

Анатолий Якимов
МАПП Забайкальск увеличил пропуск грузов и транспорта в октябре 2025
Фото пресс-службы Читинской таможни

Грузооборот в пункте пропуска МАПП Забайкальск продолжает динамично расти. В октябре 2025 года он увеличился на 5,6% по сравнению с сентябрем, что составило 246 тысяч тонн грузов и более 24 тысяч транспортных средств международной перевозки. Для сравнения, в сентябре было оформлено 233 тысячи тонн грузов и 22 тысячи автомобилей. Пиковая нагрузка пришлась на 31 октября — почти тысяча грузовиков прошли оформление – 977 автомобилей, а с 3 на 4 ноября — около 944 транспортных средств.

Анатолий Якимов
Китай меняет стратегию: импорт как инструмент сбалансированного развития
Фото с сайта freepik.com

Запуск программы стимулирования импорта Китая приобретает особое значение для российско-китайских торговых отношений, которые в 2025 году столкнулись с рядом сложностей. По данным Главного таможенного управления КНР, в январе–сентябре 2025 года товарооборот между странами сократился примерно на 9%, достигнув 163,6 миллиарда долларов США. Импорт китайских товаров в Россию за этот период снизился на 11%, а экспорт российских товаров в Китай — почти на 8%.

Анатолий Якимов
Россия и Китай укрепляют стратегическое партнерство: результаты 30-й регулярной встречи
Фото с официального сайта Правительства России

30-я регулярная встреча глав правительств России и Китая прошла в городе Ханчжоу в рамках рабочего визита премьер-министра Михаила Мишустина. На мероприятии, которое уже стало традиционным и проводится три десятилетия, обсуждались ключевые аспекты двусторонних отношений и перспективы стратегического партнерства между двумя странами.