Павел Мартынов
Экспорт

"Агроэкспорт прогнозирует рост спроса на импортное вино в Китае

Ожидается, что в Китае среднесрочной перспективе будет увеличиваться уровень потребления вина, просевший за годы пандемии COVID-19.
По итогам 2020 года в страну ввезено 471 млн литров вина на сумму более 1,8 млрд долл. США, основными поставщиками являлись Австралия, Франция и Чили. Около 80% от общего объема потребления приходится на красное вино, однако в ближайшие годы прогнозируется активный рост продаж игристых вин в связи с повшенным интересом со стороны молодого поколения.
"Китайский рынок вина входит в десятку крупнейших в мире и является одним из самых быстрорастущих рынков алкогольной продукции. При этом в КНР популярны не только местные вина, и Россия динамично развивает экспорт в данную страну. Винодельня "Кубань-Вино" сотрудничает с китайскими партнерами с 2015 года, планомерно расширяя сотрудничество. Однако данный рынок имеет свои особенности и собственный стиль ведения бизнеса, которые необходимо учитывать при формировании экспортной стратегии", – отметил директор департамента продаж "HoReCa" и "Экспорт" "Кубань-Вино" Эдуард Долгин.
"Агроэкспортом" совместно со Всемирным банком и ключевыми экспертами отрасли разработан экспортный гид, служащий практическим руководством для организации поставок вина в Китай и содержит актуальные данные о рынке страны, трендах и потребительских предпочтениях, требованиях к производителям и продукции, особенностях таможенных процедур и логистики. Кроме того, в документе представлена карта действий экспортера и контактные данные ведомств и потенциальных партнеров.
Согласно данным, представленным в экспортном гиде, Китай занимает десятое место в мире по производству вина, но, в то же время, собственное производство в этой стране снижается на протяжении уже пяти лет. В 2021 г. объемы производства вина в Китае снизились на 35,1% по сравнению с предыдущим годом и составили 268 млн л. По сравнению с 2016 г. производство снизилось более чем в четыре раза. Проблемы роста в отрасли ожидаются и в среднесрочной перспетиве. В 2020 г. КНР заняла пятую строчку в рейтинге крупнейших мировых импортеров (471,4 млн литров на сумму более 1,8 млрд долл. США). Высокий спрос на импортное вино подкреплен недоверием потребителя к качеству местной винодельческой продукции.
Около 80% от общего объема потребляемого в Китае вина приходится на красное вино. Самым популярный сорт — Каберне-совиньон. Красное вино ассоциируется с пользой для здоровья и культурными традициями. В китайской культуре красный цвет символизирует благополучие и процветание. Положительная символика имеет важное значение, так как употребление вина часто является атрибутом деловых или общественных мероприятий. Второе место занимает белое вино, в то время как игристые и розовые тихие вина менее популярны.
С началом падемии вино, как и другие товары стало активнее рекламироваться через стриминговые платформы, что позволило увеличить его продажи. Например, китайский бренд Great Wall продал 20 тыс. коробок своего вина Great Wall North Latitude 37 на сумму более 1 млн юаней во время одного стрима Ли Цзяци. По мере того как поколения миллениалов/центениалов становятся основными потребителями алкоголя, продвижение через короткие видеоролики и стримы будет способствовать дальнейшему росту онлайн-продаж вина в Китае. Среди молодёжи трендом стало вино в мини-бутылках (0,375 л и даже 0,175 л).
Быстрая заявка на грузоперевозки
и другие ВЭД-услуги
Рекомендации
Анатолий Якимов
Импорт
«Честный знак» введет автоштрафы за просрочку и продажу без маркировки
Фото Алины Лебедевой

С 1 марта 2026 года система маркировки «Честный знак» перейдет на автоматическую фиксацию административных правонарушений. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности 8 декабря одобрила соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Об этом «Ведомостям» сообщили источник, близкий к комиссии, и представитель Белого дома.

Анатолий Якимов
Логистика
Корпорация развития ДВ и Арктики запускает логистический хаб на границе с Китаем
Фото пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики

Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики поддерживает инфраструктурный проект на границе с Китаем. Резидент ТОР «Забайкалье» — компания «Марско» — построит склад временного хранения и зону таможенного контроля в селе Староцурухайтуй Приаргунского округа. Объем инвестиций составит 146,9 миллиона рублей. Здесь планируют создать 19 рабочих мест. Запуск намечен на I квартал 2029 года, синхронно с реконструкцией автомобильного пункта пропуска.

Анатолий Якимов
Экспорт
Приморские морепродукты и лес в топе экспорта в КНР: новые инструменты бизнеса
Фото пресс-службы правительства Приморского края

Клуб экспортеров Приморского края провел финальное заседание 2025 года, представив новые инструменты для работы с китайским рынком. С 2026 года бизнес региона получит доступ к актуальной базе проверенных заявок на поставки в КНР через официальный сайт Центра поддержки экспорта.

Анатолий Якимов
Таможня
На МАПП «Забайкальск» вырос грузопоток на 7,2%: запустили электронную очередь
Фото пресс-службы Читинской таможни

На Международном автомобильном пункте пропуска «Забайкальск» на фоне роста грузопотока на 7,2% запустили электронную очередь для ускорения таможенного оформления. За первые три недели декабря через пункт пропуска проследовало свыше 20 тысяч транспортных средств международной перевозки с грузооборотом 214,7 тысячи тонн.

Анатолий Якимов
Импорт
Почему белая доставка — ключ к легальному импорту из КНР: эксперт о рисках серых схем
«ВЭД Агент» за «белую доставку». Фото предоставлено Дианой Горбач

В условиях глобального тренда на цифровизацию и прослеживаемость товаров «белая доставка» превращается в ключевой фактор конкурентоспособности бизнеса в российско-китайской торговле. По данным Федеральной таможенной службы, доля легального импорта из КНР выросла на 15% за 2025 год, что отражает системные меры обоих государств по борьбе с серыми схемами. О том, почему «белая доставка» – новая реальность для импортеров, преимуществах прозрачной логистики, рисках нелегального ввоза и государственных инициативах по поддержке бизнеса, рассказала ведущий специалист ВЭД 1 категории АО «ВЭД Агент» Диана Горбач.

Анатолий Якимов
Финансы
НДС Китай 2026: ставки, экспорт и риски для бизнеса в России
Фото с сайта freepik.com

25 декабря 2024 года Китай принял новый Закон «О налоге на добавленную стоимость», который вступит в силу с 1 января 2026 года. Документ заменит временные положения. Базовые ставки НДС остались прежними, но усилилось администрирование и цифровизация, что повлияет на бизнес с Китаем, особенно в сфере услуг и экспорта.

Анатолий Якимов
Импорт
Рост импорта китайских мандаринов в Россию: данные по Сибири и Дальнему Востоку
Фото с сайта freepik.com

Импорт мандаринов из Китая в Россию в декабре 2025 года достиг рекордных значений, особенно в восточных и сибирских регионах. Объемы поставок значительно выросли по сравнению с 2024 годом, что связано с сезонным спросом перед Новым годом и улучшением логистики через Забайкальск.

Анатолий Якимов
Импорт
Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 выросли втрое: рекорд 9,3 тысячи тонн
Фото с сайта freepik.com

Поставки винограда из Китая в Россию в ноябре 2025 года достигли исторического максимума – 9,3 тысячи тонн. Об этом свидетельствуют данные китайской таможни. Рост связан с взрывной популярностью сорта Шайн Муcкат, который завоевывает российский рынок свежих фруктов.

Анатолий Якимов
Грузооборот Забайкалья с Китаем вырастет до 70% в 2025 году
Фото пресс=службы правительства Забайкальского края

Власти Забайкальского края прогнозируют рост доли региона в российско-китайском грузообороте до 70% в 2025 году. Исполняющий обязанности главы краевого Минэкономразвития Виталий Эксузян, комментируя заявления президента РФ Владимира Путина о стратегическом партнерстве с КНР, назвал Забайкалье основным транспортным хабом между странами.

Анатолий Якимов
Новые правила ВЭД с 2026 года: НДС 22%, рост таможенных сборов и маркировка
Фото с сайта freepik.com

До нового года остались считанные дни. Chinalogist выяснил, что изменится с 1 января 2026 года. Прежде всего, российским участникам внешнеэкономической деятельности придется работать по новым правилам, которые одновременно затрагивают налоги, таможенные сборы, спецрежимы и маркировку товаров. Регуляторы прямо признают, что цель реформ — увеличить налоговые поступления и «обелить» операции по импорту и экспорту, ужесточив требования к документообороту и прослеживаемости грузов.